Напоминание

Педагогическое общение как компонент профессиональной компетентности

Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое общение как компонент профессиональной компетентности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогическое общение как компонент профессиональной

компетентности

Шкробко Евгений Геннадьевич

преподаватель

ГПОУ Топкинский технический техникум

Кемеровская обл., г. Топки

В педагогической науке роль педагогической деятельности оценивается

достаточно

высоко,

однако,

педагогическому

общению

отдается

первое

место.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога,

направленное на создание благоприятного психологического климата.

Педагогическое общение – это обмен ценностями между педагогом и

обучающимися,

включающий

не

только

учебные

дела.

Педагогическим

общением

называют

общение

с

другими

участниками

воспитательно-

образовательного процесса: педагогическим коллективом, администрацией,

родителями.

А.С.Макаренко

считал,

что

главным

в

общении

учителя

и

ученика

должно

быть

уважение.

В.А.

Сухомлинский

подчеркивал,

что

«каждое

слово,

сказанное

в

стенах

школы,

должно

быть

продуманным,

мудрым, целеустремленным, полновесным».

Общение обеспечивает многообразие отношений человека в жизни и

деятельности,

самоутверждение

с

помощью

языка,

способов

передачи

информации, таких как мимика, жесты, поза, движение тела, условные знаки

и т.д.

Общение

выполняет

разные

функции:

коммуникативную,

информационную,

психотерапевтическую,

педагогическую,

нравственно-

эстетическую.

Психологи

убеждают,

что

создание

обстановки

психологической

безопасности для обучающихся с его проблемами является важным условием

успешного

общения.

Педагогу

необходимо

помочь

разобраться

обучающемуся в ситуации, и предоставить ему возможность найти выход из

затруднений

самостоятельно.

Создание

условий

для

раскрытия

его

в

общении

рассматривается

как

возможный

путь

эффективного

общения

педагога с обучающимся.

В работах педагогов уделено внимание средствам воздействия и обращения

педагога

к

обучающемуся.

Выделяют

следующие

группы

словесных

воздействий:

- организующие воздействия (инструктирование, распоряжение, наставление,

побуждение др.);

- оценивающие воздействие (положительные - похвала, благодарность;

- отрицательные – (критические замечания, оценка);

-

дисциплинирующие

воздействие

(замечание

вопрос,

замечание

утверждение, замечание – внушение, повышение голоса, требование и др.).

Воздействие на обучающихся педагога достаточно широкие – от прямых

требований, приказов до косвенных – совет, просьба.

Кроме этого, различают вербальные и невербальные средства общения. К

вербальным средствам относится слово, а к невербальным – контакт глаз,

позы, жесты, мимика, интонация.

Педагогам следует оценивать не способности и личность обучающегося в

целом, а его усилия при выполнении задания педагога, сравнивать

обучающегося с ним самим, его предыдущими работами, результатами работ,

чаще привлекать к самооценке, понимая, что оценка, сама по себе, может

стать барьером в педагогическом общении.

Педагог – это руководитель, который осуществляет взаимодействие с

обучающимся по – разному. Выделяют стили общения: демократический

стиль (педагог в общении представляет обучающегося как партнера, коллегу);

авторитарный

(отношение

педагога

к

обучающемуся,

как

к

объекту

педагогического воздействия); либеральный (педагог не вмешивается в жизнь

коллектива,

не

проявляет

активности).

Наиболее

приемлемым

является

демократический стиль, но

бывают ситуации, когда педагогу необходимо

использовать

единоналичие,

и

наоборот,

нужно

«уйти

в

тень».

Ученые

социологи подчеркивают, что авторитарный стиль способен формировать

невротизм

у

обучающихся,

задерживать

развитие

коллективных

качеств,

пробуждать неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими.

Ученные выделяют следующие стили общения:

- общение на основе увлеченности совместной деятельностью;

- общение – дистанция;

- общение – устрашение;

- общение – заигрывание.

Считаю, что стиль общения на основе совместной деятельностью имеет

положительное отношение

преподавателя к обучающимся, к работе. Не

управлять обучающимися, а сообща заниматься деятельностью и на уроке и

вне урока.

Система взаимоотношений педагогов и воспитанников всегда была и

остается

актуальной.

А.С.

Макаренко

писал:

«По

отношению

к

воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть

вежлив, сдержан….., никогда педагоги и руководство не должны допускать со

своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов,

никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. Совершенно

недопустимо,

чтобы

педагоги

в

присутствии

детей

были

угрюмыми,

раздражительными, крикливыми».

Стиль общения – дистанции является распространенным стилем. В данном

случае можно услышать: «Вы не знаете – я знаю», «Слушайте меня», «Я

лучше вас знаю, у меня опыт», «Я старше, вам надо еще учиться» и т.д.

Стиль такого общения приводит к педагогическим неудачам.

Общение – устрашение называют крайней формой общения. Типичными

формами

проявления

общения

устрашения

являются:

«Слушайте

внимательно, а то вызову к доске и поставлю двойку», и т.д. Такой стиль

создает на уроке атмосферу нервозности, тормозит творческую деятельность,

создает психологически неблагоприятный климат.

Общение – заигрывание характеризуется как стиль, при котором педагог

стремится завоевать ложный авторитет при положительном отношении к

обучающимся.

Таким образом, основными умениями для полноценного педагогического

общения

являются

умения

создавать

безопасную

психологическую

атмосферу для обучающегося и обеспечивать условия для самореализации

его личности.

В ходе педагогического общения педагог обретает новые грани

профессиональной позиции как субъекта равноправного общения, гуманиста,

психотерапевта и актера. Названные умения способствуют развитию таких

важных

характеристик

личности

педагога,

как

педагогический

такт,

педагогическая

эмпатия,

педагогическая

общительность,

педагогическая

этика.

Список литературы

1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И.

Аминов.-М.:ЮНИТИ,2013. - 287 c.

2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и

методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА

ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М.

Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.

3. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса):

Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.:

Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.

4. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник

и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков,

Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник

и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. -

Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

6. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. -

М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.

7. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и

практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова.

- Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.

8. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В.

Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.

9. Виговская, М.Е. Психология делового общения: Учебное пособие для

бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 c.

10. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для

бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт,

2016. - 335 c.