Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическое общение как компонент профессиональной компетентности
Педагогическое общение как компонент профессиональной
компетентности
Шкробко Евгений Геннадьевич
преподаватель
ГПОУ Топкинский технический техникум
Кемеровская обл., г. Топки
В педагогической науке роль педагогической деятельности оценивается
достаточно
высоко,
однако,
педагогическому
общению
отдается
первое
место.
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога,
направленное на создание благоприятного психологического климата.
Педагогическое общение – это обмен ценностями между педагогом и
обучающимися,
включающий
не
только
учебные
дела.
Педагогическим
общением
называют
общение
с
другими
участниками
воспитательно-
образовательного процесса: педагогическим коллективом, администрацией,
родителями.
А.С.Макаренко
считал,
что
главным
в
общении
учителя
и
ученика
должно
быть
уважение.
В.А.
Сухомлинский
подчеркивал,
что
«каждое
слово,
сказанное
в
стенах
школы,
должно
быть
продуманным,
мудрым, целеустремленным, полновесным».
Общение обеспечивает многообразие отношений человека в жизни и
деятельности,
самоутверждение
с
помощью
языка,
способов
передачи
информации, таких как мимика, жесты, поза, движение тела, условные знаки
и т.д.
Общение
выполняет
разные
функции:
коммуникативную,
информационную,
психотерапевтическую,
педагогическую,
нравственно-
эстетическую.
Психологи
убеждают,
что
создание
обстановки
психологической
безопасности для обучающихся с его проблемами является важным условием
успешного
общения.
Педагогу
необходимо
помочь
разобраться
обучающемуся в ситуации, и предоставить ему возможность найти выход из
затруднений
самостоятельно.
Создание
условий
для
раскрытия
его
в
общении
рассматривается
как
возможный
путь
эффективного
общения
педагога с обучающимся.
В работах педагогов уделено внимание средствам воздействия и обращения
педагога
к
обучающемуся.
Выделяют
следующие
группы
словесных
воздействий:
- организующие воздействия (инструктирование, распоряжение, наставление,
побуждение др.);
- оценивающие воздействие (положительные - похвала, благодарность;
- отрицательные – (критические замечания, оценка);
-
дисциплинирующие
воздействие
(замечание
–
вопрос,
замечание
–
утверждение, замечание – внушение, повышение голоса, требование и др.).
Воздействие на обучающихся педагога достаточно широкие – от прямых
требований, приказов до косвенных – совет, просьба.
Кроме этого, различают вербальные и невербальные средства общения. К
вербальным средствам относится слово, а к невербальным – контакт глаз,
позы, жесты, мимика, интонация.
Педагогам следует оценивать не способности и личность обучающегося в
целом, а его усилия при выполнении задания педагога, сравнивать
обучающегося с ним самим, его предыдущими работами, результатами работ,
чаще привлекать к самооценке, понимая, что оценка, сама по себе, может
стать барьером в педагогическом общении.
Педагог – это руководитель, который осуществляет взаимодействие с
обучающимся по – разному. Выделяют стили общения: демократический
стиль (педагог в общении представляет обучающегося как партнера, коллегу);
авторитарный
(отношение
педагога
к
обучающемуся,
как
к
объекту
педагогического воздействия); либеральный (педагог не вмешивается в жизнь
коллектива,
не
проявляет
активности).
Наиболее
приемлемым
является
демократический стиль, но
бывают ситуации, когда педагогу необходимо
использовать
единоналичие,
и
наоборот,
нужно
«уйти
в
тень».
Ученые
социологи подчеркивают, что авторитарный стиль способен формировать
невротизм
у
обучающихся,
задерживать
развитие
коллективных
качеств,
пробуждать неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими.
Ученные выделяют следующие стили общения:
- общение на основе увлеченности совместной деятельностью;
- общение – дистанция;
- общение – устрашение;
- общение – заигрывание.
Считаю, что стиль общения на основе совместной деятельностью имеет
положительное отношение
преподавателя к обучающимся, к работе. Не
управлять обучающимися, а сообща заниматься деятельностью и на уроке и
вне урока.
Система взаимоотношений педагогов и воспитанников всегда была и
остается
актуальной.
А.С.
Макаренко
писал:
«По
отношению
к
воспитанникам руководящий и педагогический персонал всегда должен быть
вежлив, сдержан….., никогда педагоги и руководство не должны допускать со
своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов,
никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. Совершенно
недопустимо,
чтобы
педагоги
в
присутствии
детей
были
угрюмыми,
раздражительными, крикливыми».
Стиль общения – дистанции является распространенным стилем. В данном
случае можно услышать: «Вы не знаете – я знаю», «Слушайте меня», «Я
лучше вас знаю, у меня опыт», «Я старше, вам надо еще учиться» и т.д.
Стиль такого общения приводит к педагогическим неудачам.
Общение – устрашение называют крайней формой общения. Типичными
формами
проявления
общения
–
устрашения
являются:
«Слушайте
внимательно, а то вызову к доске и поставлю двойку», и т.д. Такой стиль
создает на уроке атмосферу нервозности, тормозит творческую деятельность,
создает психологически неблагоприятный климат.
Общение – заигрывание характеризуется как стиль, при котором педагог
стремится завоевать ложный авторитет при положительном отношении к
обучающимся.
Таким образом, основными умениями для полноценного педагогического
общения
являются
умения
создавать
безопасную
психологическую
атмосферу для обучающегося и обеспечивать условия для самореализации
его личности.
В ходе педагогического общения педагог обретает новые грани
профессиональной позиции как субъекта равноправного общения, гуманиста,
психотерапевта и актера. Названные умения способствуют развитию таких
важных
характеристик
личности
педагога,
как
педагогический
такт,
педагогическая
эмпатия,
педагогическая
общительность,
педагогическая
этика.
Список литературы
1. Аминов, И.И. Психология делового общения: Учебное пособие / И.И.
Аминов.-М.:ЮНИТИ,2013. - 287 c.
2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и
методологические основания. Книга 3: АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА
ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ / О.Е. Баксанский, В.М.
Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
3. Барышева, А.Д. Этика и психология делового общения (сфера сервиса):
Учебное пособие / А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. Шередер. - М.:
Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
4. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник
и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков,
Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
5. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник
и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. -
Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
6. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. -
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 295 c.
7. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник и
практикум для академического бакалавриата / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова.
- Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
8. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В.
Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
9. Виговская, М.Е. Психология делового общения: Учебное пособие для
бакалавров / М.Е. Виговская, А.В. Лисевич. - М.: Дашков и К, 2016. - 140 c.
10. Волков, Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для
бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 335 c.