"Сказка - мудростью богата"

Автор: Капустина Ирина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Шербакульский лицей"
Населённый пункт: р.п. Шербакуль Шербакульского района Омской области
Наименование материала: Методическая разработка урока литературного чтения. 2 класс
Тема: "Сказка - мудростью богата"
Дата публикации: 19.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок литературного чтения во 2 классе Учитель: Капустина Ирина Павловна Образовательное учреждение: МБОУ «Шербакульский лицей» Тема урока:
«Сказка мудростью богата»

Цель:
формировать представление о сказке как о литературном жанре, содержащем народную мудрость, культуру и традиции народов мира; развивать умение выбирать способы передачи содержания знакомых сказок, используя метод антиципации.
Задачи:
1. формировать у обучающихся навыки культурного воспроизведения содержания сказок народов мира; 2. совершенствовать умение ориентироваться в содержании прочитанных сказок, выделять и характеризовать заложенные в них нравственные ценности; 3. воспитывать интерес к устному народному творчеству через сказку как через один из его жанров.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся: 1. ориентироваться в разнообразии сказок народов мира; 2. осознавать глубину народной мудрости, заложенной в содержании сказок; 3. обосновывать свою точку зрения относительно нравственных ценностей. Учащиеся получат возможность научиться: 1. выбирать и демонстрировать способы передачи содержания любимых сказок; 2. анализировать мотивы поступков главных героев сказок.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация потребуется для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов; определять, какие знания потребуются для решения жизненно важных задач; анализировать, сравнивать и обобщать события, факты и понятия; строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: доносить свою позицию до других; понимать и принимать позицию другого; договариваться, чтобы сделать общее дело. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, проблему, разрабатывать план по её решению; самостоятельно искать средства решения проблемы; соотносить результат с целью и оценивать его. Личностные результаты: освоение социальных норм, правил поведения; формирование ответственного отношения к собственным поступкам; решение моральных проблем, выбор стратегии поведения в жизненных ситуациях; оценка жизненных ситуаций с точки зрения нравственных понятий, заложенных в сказках.
Формируемые понятия:
мудрость, добро, культура народов мира.

Технологическая карта урока
Этапы урока Способы организации деятельности обучающихся Содержание деятельности обучающихся Организация контрольно- оценочной деятельности Мотивационно- целевой этап 10 мин Слайд 1 Учитель приветствует учащихся. На экране приветствие: «Хорошего вам настроения и интересной работы на уроке!» Учитель организует учебную ситуацию. Проблемный диалог. Учитель подводит обучающихся к постановке темы урока. Звучит музыка «В гостях у сказки», учитель на её фоне читает стихотворение: Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. Что нам маленький народ В мир прекрасный унесёт? Полный смеха, света, краски, А зовется чудо – сказки! Вы уже, наверняка, догадались, какой сегодня будет тема урока. Учащиеся слушают учителя и самостоятельно определяют тему урока:
Слайд 2 Да, совершенно верно, речь пойдет о сказках. Но мы ведь с вами уже много чего знаем о сказках, например: Какими они бывают? Кто является главными героями сказок? А чему учат сказки? (добру, вежливости, мудрости). Значит, как более точно будет звучать тема нашего урока? («Мудрость в сказках» или «Сказка мудростью богата»). Ребята, посмотрите внимательно вокруг себя. Кто к нам пришел в гости сегодня? (мудрецы встают возле книги) Да, это сказочные герои. Вы узнали их? Кто это? Да, верно, это –мудрецы.Они помогут нам, в случае необходимости, ответить на трудные вопросы, а также определить лучших знатоков сказок. Но каждый из вас сможет также сам себя оценить при помощи волшебных перьев сказочной жар птицы, которые находятся перед вами. Почему они волшебные? Да потому, что если вы оцените себя необъективно или схитрите, то к концу урока они исчезнут. «Мудрость в сказках народов мира» или «Сказка мудростью богата». Дети высказывают предположения о теме урока Тема урока отображается на экране. Указание на лист самооценки. Объяснение порядка работы с листами. (Листы самооценки представлены в виде пера жар птицы)
2 мин. 1.Что ж, начнем наше путешествие по стране сказок. 2.Учитель читает стихотворение, подводит обучающихся к формированию проблемы урока Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку, Может быть, вчерашний снег. В сказке мудрость побеждает, Сказка учит нас любить. В сказке звери оживают, Начинают говорить. Прочитайте сказки детям! Научите их любить Может быть, на этом свете Станет людям легче жить! Как вы считаете, к чему нам следует стремиться сегодня на уроке? Какова цель нашего занятия? Учащиеся формулируют
цель
занятия: на примерах знакомых сказок доказать, что они учат мудрости, добру, а также передают традиции и культуру разных народов. Найти в сказках ответ на вопрос: как стать мудрым человеком? Оценить целеполагание в листах самооценки. Лист самооценки
10 мин Дерево Яблоки + пословицы Проблемный диалог. Учитель актуализирует знания учащихся. Ребята, у нас на уроке сегодня будет много сказочных предметов. Посмотрите внимательно вокруг и назовите их. Обратите внимание на
древо

мудрости.
Некогда оно было сплошь усыпано плодами – наливными яблочками, съев которое уставший путник мог не только утолить жажду, но и набраться мудрости. Но злые силы наслали сильный ураган, который сорвал все яблоки с древа и перемешал их с другими плодами, съев которые человек становился злым, глупым и завистливым. Давайте поможем древу мудрости вернуть яблочки на место, и к концу урока постараемся даже увеличить урожай. Первое задание. У вас на партах лежат несколько яблок. Попробуем вернуть на древо только те, которые способны придать человеку добра и мудрости. Выберите яблоки, доказав нам, что Учащиеся называют: волшебная книга сказок, древо мудрости, плоды древа мудрости – волшебные яблочки.
они содержат мудрые мысли. (читают высказывания на оборотной стороне) Ну, вот. Мы очень хорошо поработали. Нам удалось вернуть достаточно большое количество яблок на место. «Ребята, вы не забыли про волшебное перо жар птицы? Оцените себя» А теперь попробуем справиться с задачей по сложнее – и мы сможем, постепенно увеличить количество яблок, чтобы ветви древа мудрости низко склонились под тяжестью урожая. Учащиеся «вешают» плоды на дерево, предварительно доказав, что они содержат мудрые мысли (читают высказывания на оборотной стороне). Здесь можно запустить «провокационное» высказывание, типа: «Дать бы тебе ума с заднего двора!» (высечь). Можно ли наказаниями добиться от человека стремления к постижению знаний, наук, житейской мудрости?
Обращение к мудрецам.
А как считают наши мудрецы? (Если мудрецы согласны со справедливостью поговорки, то яблоко вешаем на дерево) Лист самооценки Этап организации учебной деятельности А поможет нам в этом
волшебная

книга сказок.
В случае правильного выполнения заданий на древе Лист самооценки
5 мин Книга Фрагмент сказки 2 мин. мудрости будут вырастать новые яблоки. Как вы думаете, кто получит удовольствие от нашей такой работы? Кто будет нам благодарен? 1.Итак, вы готовы? Тогда открываем книгу. Второе задание. Я предлагаю посмотреть видеофрагмент известной вам сказки. (открываю книгу 1 страница) Как она называется?(читают название )
Фрагмент «Мудрый старик»

(смотрят)
«Почему падишах изменил свое отношение к старикам? Было ли это мудрым решением?»
Обращение к мудрецам
: «Уважаемые мудрецы, как вы считаете, успешно ли выполнили задание ребята?»
Физминутка.
Древо говорит: «Вы отлично справились с первым заданием. Отдохните в тени моих ветвей!» (выполняют движения) Утром рано я проснулся, Солнцу, небу улыбнулся. Будут рады взрослые и дети, которые, съев яблоко, смогут стать умнее, добрее, смогут помогать мудрым советом другим людям. Взрослые смогут учить мудрости своих детей. Учащиеся просматривают кинофрагмент Мудрецы комментируют и выдают яблоко. Листы самооценки.
Сказочный конверт Распахнул окошко шире – Что творится в этом мире? Птица в комнату влетела, Песню радости мне спела, Принесла она привет – Этот сказочный конверт» Ребята, давайте посмотрим, что в этом конверте? 3 мин 2.А в нем – третье задание. На столах у вас конверты, в которых лежат рисунки к разным сказкам. («Мудрая девушка», «Ивовый росток» и др.). Их нужно разобрать по сказкам и найти две сказки, которые есть в нашей волшебной книге. (открываю книгу, дети работают с рисунками) Вложить в конверт рисунок и прокомментировать выбор рисунка и эпизод сказки. Обращение к мудрецам «Как вы считаете, ребята справились с заданием?» Обращение к листам самооценки «Оцените себя в волшебных перьях». Мудрецы выдают яблоко, говорят: «Мы рады, что ребята успешно справляются с заданиями, что у них хорошее настроение и предлагаем им немного отдохнуть» Лист самооценки 8 мин. 3
Физминутка.
Лучший отдых под кронами деревьев. А, что нужно дереву, чтобы оно росло, было
Слайд 3 Книга крепким, сильным, а его плоды – большими и сочными? Верно, ему нужна вода, дерево нужно поливать. Наше древо мудрости выросло вблизи речки, которая дарит ему влагу. Отдохнем вблизи чудесного дерева, послушаем шум реки. Ребята встаньте и закройте глаза, представьте, что вы находитесь на берегу реки под кронами нашего древа мудрости. С дивных гор, издалека, не спеша течет река. Корабли по ней плывут, нам задания везут. Откройте глаза. Смотрите на нашей реке появились корабли. Интересно, какие задания привезли нам корабли издалека? Сейчас прочитаем. Постараемся их выполнить, чтобы узнать о других мудрых сказках нашей волшебной книги. •
Какую сказку взрослые могут

рассказать детям, чтобы

воспитывать в них честность.
(Называют сказку, выходят к
книге
) Докажите своё мнение.

(«Честный мальчик»)

А другой кораблик привез

следующее задание:

В какой сказке даётся

объяснение выражению

«говорить на разных языках»?

Докажите свое мнение («Как

появились разные народы»)
«Ребята, оцените себя в волшебном листе» Ребенок подтверждает свое мнение словами из волшебной книги. Читает…… Мудрецы дают яблоко. Ребенок подтверждает свое мнение словами из волшебной книги. Читает…… Мудрецы дают яблоко. Лист самооценки Ну вот и прочитали мы с вами все сказки из волшебной книги, подходит к концу наше сказочное путешествие. Смотрите-ка, как преобразилось наше древо мудрости, сколько новых плодов выросло на нем. Рефлексивный этап (подведения итогов учебной деятельности) 8 мин. Слайд 4 А сейчас давайте вспомним, какие цели мы ставили с вами в начале урока и достигли ли мы их. Как мы помогали древу мудрости Возвращение к целям (на экране). Мы хотели вспомнить как можно больше сказок и доказать, что они учат мудрости, добру, а также рассказывают нам о
приумножить свои плоды? традициях и культуре разных народов мира. Получилось ли у нас на уроке выполнить эту задачу? Чему мы сегодня на уроке научились?
Вопросы для рефлексии:
1. Какие герои в сказках являются мудрыми? 2. Какие поговорки о мудрости вам запомнились? 3. Что нужно делать, чтобы стать умным человеком? Какими качествами наделен мудрый человек? 4. Что такое житейская мудрость, описанная в сказках? Да, получилось, мы наполнили древо плодами мудрости, которых хватит многим людям, взрослым и детям. Мы научились видеть мудрость в сказках, определять героев, которые наделены этим качеством. Мы узнали новые пословицы и поговорки о мудрости и доброте. Кого можно назвать мудрым человеком? Как вы считаете, когда и в чем проявляется человеческая мудрость в нашей повседневной жизни? В каких ситуациях нам потребуется проявлять свой ум, смекалку? Мудрый человек – это тот, который готов прийти на помощь, дать добрый совет. Мудрый человек может уступить в споре, помирить поссорившихся друзей. Например, если ребята в классе не очень дружные, то нужно попробовать всем сдружиться, уметь выслушать друг друга,
понять. Вручение медалей Все верно. Вы очень хорошо поработали и высказали много мудрых мыслей. Давайте оценим нашу работу. У всех ли остались перышки на партах? Подсчитайте, сколько каждый из вас набрал баллов, выполняя задания на уроке. Оцените свою деятельность при помощи волшебных перьев жар птицы. Учащиеся подсчитывают баллы и озвучивают результаты своей деятельности. На основе критериев учитель участвует в оценке деятельности каждого ученика.
Обращается к мудрецам: определить

лучших знатоков народных сказок.

Вручить им медали.
Лист самооценки. Обращение к критериям. Скажите, а как нам с вами учиться мудрости? Нужно много читать, потому что книга – источник мудростии знаний. Мы должны прислушиваться к советам взрослых: бабушек, дедушек, родителей, потому что они своими советами помогают нам выйти из трудных ситуаций. Спасибо всем вам за работу на уроке, ребята. Важно, что мы запомнили главное: мудрости можно научиться, но для этого нужно очень много и кропотливо трудиться. Спасибо нашим
Слайд 5 (окошко закрывается) мудрецам за поддержку. Желаю вам успехов! Учебно-дидактическое обеспечение: 1. УМК «Школа 2100». 2 класс: учебное пособие,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 2. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 4.