Напоминание

"Духовная преемственность в творчестве русских писателей"

Автор: Миргородец Наталья Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБПОУ "Ачинский торгово-экономический техникум"
Населённый пункт: г. Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка по дисциплине "Литература"
Тема: "Духовная преемственность в творчестве русских писателей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«АЧИНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине «Литература»

на тему: «ДУХОВНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ

ПИСАТЕЛЕЙ»

Составила преподаватель

Н.П. Миргородец

1

Ачинск, 2018

Серебряный век — одна из самых таинственных и трагических страниц

русской

литературы

и

русской

истории.

Долгое

время

творчество

великих

поэтов

этой

переломной

эпохи

находилось

под

спудом

безбожной,

материалистической

идеологии.

Ныне,

имея,

наконец,

возможность

прикоснуться к великим именам, всякий культурный, мыслящий человек не

может не видеть глубинную связь, духовную преемственность поэзии Х1Х-ХХ

веков.

Примеров такой преемственности немало, о чем писалось, например. в

журнале

«Русская

речь».

В

данной

же

работе

речь

пойдет

о

творчестве

Владимира Сергеевича Соловьева (1853— 1900).

С.

Соловьев

сын

знаменитого

историка

Сергея

Михайловича

Соловьева, поэт и философ, оказавший огромное влияние на целое поколение

молодых поэтов: А. А. Блока, 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, П. С.

Соловьеву (младшую сестру) и многих других.

В.С. Соловьев писал:

«Природа с красоты своей

Покрова снять не позволяет,

И ты машинами не вынудишь у ней.

Чего твой дух не угадает».

Никакая

цивилизация,

никакой

прогресс

не

сделают

человека

лучше,

счастливее, если дух поврежден, если душа, духовное начало — пустой звук.

У

В.

С.

Соловьева

в

одном

из

самых

известных

стихотворений

«В

Альпах» вовсе отсутствует описание одного из самых красивых мест земли,

потому что пейзаж в данном случае отражает ступень духовного подъема;

потому и «мысли без речи», и «чувства без названия» как в начале, так и в конце

стихотворения.

Мыслей без речи и чувств без названия

Радостно-мощный прибой.

Зыбкую насыпь надежд и желания

Смыло волной голубой.

Синие горы кругом надвигаются.

Синее море вдали.

Крылья души над землей поднимаются.

Но не покинуть земли.

2

В берег надежды и в берег желания

Плещет жемчужной волной

Мыслей без речи и чувств без названия

Радостно-мощный прибой.

Нельзя

«наитие

вещательного

духа»

(Н.

С.

Лесков)

назвать

«на

ежедневном языке» (А. К. Толстой).

Если язычники обожествляли саму природу в проявлении стихий, то для

христиан природа — нерукотворный храм Творца, и эта мысль, естественно,

лежит в основе многих великих произведений искусства. И В. С. Соловьев в

своей

основной

ипостаси

(религиозного

философа)

писал:

«Мы

должны

определить красоту как преображение материи чрез воплощения в ней другого,

сверхматериального начала». Эти замечательные слова из небольшой статьи

«Красота в природе» следует чаще вспоминать, чтобы в жизни не происходило

роковой подмены понятий. Ведь даже еще языческие философы — Сократ,

Платон, жившие в IV в. до Рождества Христова, говорили об ином мире, где нет

зла; о том, что красота — на грани двух миров; о том, что есть музыка небесных

сфер, недоступная человеческому слуху. Правда, пути в тот прекрасный мир не

было, потому что Спаситель еще не пришел во плоти и не искупил крестной

смертью грехи людей - а потому мир людей - «гроб для праведника», а тело —

«гроб

души».

Эти

мысли

великих,

праведных

язычников,

по

сути,

предшественников

христианского

мышления,

не

могли

не

отразиться

и

в

русской литературе, особенно в раннем творчестве многих поэтов.

И

у

В.

С.

Соловьева

«Бескрылый

дух,

землею

полоненный»,

а

все

прекрасное, заветное — «лишь сон один». Только во сне «прежний мир в

немеркнущем сиянье опять встает пред чуткою душой». А в финале будет

«тяжкое пробуждение» и снова мучительное ожидание «отблеска нездешнего

видения» и «отзвука гармонии святой».

Но в стихотворении «Хоть мы навек незримыми цепями...» уже нет той

обреченности, потому что «...под личиной вещества бесстрастной везде огонь

божественный горит». Это дает возможность лирическому герою смотреть и на

земную жизнь более оптимистично. Похожее мироощущение присутствует и в

стихотворении

«Земля

-

владычица...»,

где

видится,

слышится,

чувствуется

«...сочетанье земной души со светом неземным ...» — и потому «... от огня

любви житейское страданье уносится, как мимолетный дым».

3

Любовь — основа, начало жизни, она побеждает зло, преображает мир и

человека.

«Риза чистая Христа» покроет, исцелит все мировое зло, потому что

«...любовь покрывает множество грехов...» и «...никогда не перестанет», как

говорится в Священном Писании.

Тема любви, которая сильнее смерти, — одна из главных и в творчестве,

особенно

позднем,

В.

С.

Соловьева.

(Если

так

можно

сказать

о

человеке,

прожившем всего 47 лет.).

4

«Риза чистая Христа» покроет, исцелит все мировое зло, потому что

«...любовь покрывает множество грехов...» и «...никогда не перестанет», как

говорится в Священном Писании.

Тема любви, которая сильнее смерти, — одна из главных и в творчестве,

особенно

позднем,

В.

С.

Соловьева.

(Если

так

можно

сказать

о

человеке,

прожившем всего 47 лет.)

А когда без тебя суждено умереть —

Буду яркой звездой над тобою гореть...

И снова у В. С. Соловьева обычный лесной пейзаж в стихотворении «Там,

где

семьей

столпились

ивы...»

пробуждает

у

лирического

героя

мысли

о

предназначении

человека,

и

поэтому

в

финале

он

поднимается

«...и

над

любовию земною, и над земною суетой»:

Там, где семьей столпились ивы

И пробивается ручей,

По дну оврага торопливо.

Запел последний соловей.

Так написал он в стихотворении «Нет вопросов давно...».

Для его лирического героя (и не только здесь) важно только то, что

«...сердце сердцу говорит в немом привете» (стихотворение «Милый друг, иль

ты не видишь...»). Эти стихи о том, что мир дольний есть лишь отражение мира

горнего, который, как написал профессор М. М. Дунаев, «мы видим как сквозь

мутное

стекло»

(изначально

это

тоже

слова

из

Священного

Писания).

Но

любовь, которая, по словам апостола Павла, «никогда не перестанет», которая

больше, чем вера и надежда, поднимает человека над обыденностью, делает

причастным вечности, приближает к тому, чтобы видеть, как сказано у того же

апостола, «лицом к лицу».

Оба

эти

произведения,

воспевающие

вечную

любовь,

даже

были

положены на музыку одним из современных православных композиторов.

По сути, это победа Христа, воплощающего любовь, над антихристом,

который крестит «железом лишь и кровью», но перед любовь.

Что это? Радостью обновленья

5

Иль безнадежное прости?

А вдалеке неслось движенье

И гул железного пути.

И небо высилось ночное

С невозмутимостью святой

И над любовию земною,

И над земною суетой...

«Есть вечная любовь, побеждающая смерть», — говорит поэт своими

стихами! И в философской статье «Смысл любви» В. С. Соловьев писал о том,

что только соединение в Боге ведет к бессмертию, потому что «...

перерождает жизнь вечною, нетленною силой благодати».

И конечно, в творчестве В. С. Соловьева одним из самых значимых

является образ Богородицы, потому что Она — высшее проявление любви к

грешным людям, их последняя надежда на прошение, заступница мира. Она -

путь духовного восхождения:

О Всесвятая, благословенная.

Лестница чудная, к небу ведущая.

С неба ко мне приклони свои очи!

Она своей безграничной милостью дала нам «...воду живую, в вечность

текущую»

и

приведет

«...

в

горние

страны,

в

божницу

светов».

Это

произведение, пожалуй, как никакое другое, похоже на молитву и напоминает

песнопение «Царица моя преблагая...». А в другом стихотворении, «К чему

слова

в

безбрежности

лазурной...»,

Она

«...первое

сиянье

единого

и

творческого дня.

Но апогеем поэтического творчества В. С. Соловьева, наверное, можно

считать стихотворение «Бедный друг»:

Бедный друг, истомил тебя путь.

Темен взор и венок твой измят.

Ты войди же ко мне отдохнуть —

Потускнел, догорая, закат.

Где была и откуда идешь.

Бедный друг, не спрошу я, любя.

Только имя мое назовешь.

Молча к сердцу прижму я тебя.

Смерть и Время царят на земле, —

6

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле.

Неподвижно лишь солнце любви.

И каким тяжелым был духовный путь самого поэта! Какие духовные

испытания, искушения пришлось ему претерпеть, чтобы, как сказал другой

великий поэт М. А. Волошин, «...выстрадать великое познанье»! Выстрадать и

донести до читателя: и своего современник, и будущих поколений!

И конечно, нельзя не видеть, что все приведенные в статье стихи являют

собой примеры истинно русского мировоззрения. Это — часто мучительный

поиск смысла жизни земной ради обретения жизни вечной, попытка воспарить

над земным временем и пространством. Именно такой образ мышления, такое

мировоззрение, мироощущение создает великую русскую литературу, ярким

примером которой является творчество В. С. Соловьева.

Уже после погружения в творчество поэта, прикосновения к глубинной

связи

его

произведений

невольно

вспоминается

одно,

посвященное

В.

С.

Соловьеву стихотворение, это «Воздушная дорога» К. Д. Бальмонта. И дело

вовсе

не

в

преемственности

творчества

поэта-символиста.

(Мы

знаем

об

огромном влиянии В. С. Соловьева на творческую молодежь.).

И

даже

не

то

важно,

насколько

К.

Д.

Бальмонт

«шестым

чувством»

проник в мироощущение своего великого предшественника. (Этот случай вовсе

не единственный, есть, например, стихотворение 3. Н. Гиппиус «Крылатое»,

посвященное И. А. Бунину.).

Вот поистине удивительные строки:

Недалеко воздушная дорога —

Как нам сказал единый из певцов,

Отшельник скромный, обожатель Бога,

Поэт-монах Владимир Соловьев.

Везде идут незримые теченья,

Они вкруг нас, они в тебе, во мне.

Все в мире полно скрытого значенья,

Мы на Земле - как бы в чужой стране.

Мы говорим. Но мы не понимаем Всех

пропастей людского языка.

Морей мечты, дворцов души не знаем.

Но в нас проходит звездная река.

Ты подарил мне свой привет когда-то,

Поэт-отшельник с кроткою душой.

И ты ушел отсюда без возврата,

7

Но мир Земли — для Неба не чужой.

Ты шествуешь теперь в долинах Бога,

О, дух, приявший светлую печать.

Но так близка воздушная дорога,

Вот вижу взор твой — я с тобой — опять.

Многое, написанное здесь, обращено ко всем людям, понимающим, даже

скорее, чувствующим, что есть что-то большее, чем наша повседневная жизнь;

что не все человеку дано постичь на земле. И пусть не дано человеку понять

«всех

пропастей

людского

языка»,

«морей

мечты»

и

«дворцов

души»,

но

«звездная река» соединяет земное и небесное, временную жизнь с вечностью.

Потому и не слышится здесь неизбывной тоски, звучащей в некоторых ранее

приведенных произведениях.

Сам

В.

С.

Соловьев

один

из

своих

трудов

посвятил

памяти

Ф.

М.

Достоевского, называя его представителем нового, христианского искусства. И

один из любимых героев великого писателя говорит о том, что многое на земле

от нас скрыто, но взамен того дарована живая связь с Христом; о том, что

«корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных». Эта мысль одна из

главных и в «Воздушной дороге», где уже название отражает незримую связь

двух миров. А помогли ее найти, увидеть, ощутить «отшельник скромный,

обожатель Бога, поэт-монах Владимир Соловьев» и многие великие писатели до

и после него. И данное стихотворение — один из ярких примеров духовной

преемственности великой русской литературы.

8