Напоминание

" Из опыта работы по трудоустройству выпускников"

Автор: Уфимцева Елена Евгеньевна
Должность: социальный педагог, руководитель службы постинтернатного сопровождения
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 8
Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: доклад
Тема: " Из опыта работы по трудоустройству выпускников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

СЛУЖБЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ

Наша служба постинтернатного сопровождения существует уже более 4 лет.

За время работы службы мы заключили около 200 договоров о

постинтернатном сопровождении с выпускниками до 23 летнего возраста. За

каждым договором год работы, часть жизни, души, внимания, участия.

Одновременно на сопровождении по договору у нас находятся до 60

человек Наряду с выпускниками проводилась и консультативная

деятельность для граждан без ограничения возраста и с июня 2015 года мы

проконсультировали уже более 800 человек по самым разным вопросам,

касающимся хоть каким-то образом социализации сирот,

Обо всех проблемах можно говорить много, но сегодня мы затронули и

пытаемся разобрать проблему трудоустройства и занятости выпускников.

Долгое время, изучая вопросы и пути их решения , с которыми мы

сталкиваемся в своей работе, мы обнаружили парадокс:

К нам в службу обращаются выпускники с проблемами, 80% от которых

занимает жилищный вопрос, но решать его намного проще, чем вопрос

трудоустройства выпускника. И я даже знаю почему. Вы наверно тоже

задумывались над этим.

Например , вопрос жилищный. Многое уже регламентировано, знаем с чего

начинать, чем заканчивать, в случае не решаемых вопросов, обратимся в суд.

Как бы не был тернист путь достижения цели, добьемся своего, защитим

права выпускника. Многие документы можем достать сами в суде, в опеке в

других инстанциях, научились обходиться без адвокатов, пишем заявления в

суд не хуже зам. прокуроров.

А трудоустройство выпускника. Это нечто другое… Мы понимаем, что

многим выпускникам присущи : инфантилизм, непринятие себя как

личности, неспособность к осознанному выбору своей судьбы, трудности в

общении, в построении отношений, вредные въедливые привычки , все это

затрудняет социализацию в обществе. Голову свою, руки работящие к

выпускнику не пришьешь. Сразу любить трудиться не научишь, если раньше

никто не научил. В решении вопроса о трудоустройстве есть много факторов,

которые от нас не зависят, а зависят от самого выпускника, от его умений,

навыков, самое главное желания , от политики государства, от рынка труда,

от зарплат, от вакансий, от участия в судьбе бывших сирот, специалистов

центра занятости, других людей на производстве, от работодателей и еще

много от кого. А мы должны все это аккумулировать в одно целое, либо как

то противостоять всему отрицательному, исходящему из всего этого.

Вспоминается много случаев, просто курьезных. Когда девушка , бывшая

воспитанница детского дома, бросает кассу с деньгами среди бела дня в

магазине и уходит с работы из-за того, что ей испортила настроение какая-то

«злая» бабушка.

А все это происходит потому, что:

Проведя всю свою жизнь или большую ее часть в условиях государственного

обеспечения, молодые люди часто не воспринимают трудовую деятельность,

как средство своего существования, а значит, не настроены на этот важный

этап своей жизнедеятельности. Также бывшие воспитанники не

подготовлены к квалифицированному труду, что в сочетании с неумением и

не желанием существенно затрудняет его трудоустройство.

Сюда прибавляется нежелание работодателя брать на работу данную

категорию граждан. Еще важный момент: часто выпускники, заканчивают

училище или техникум, не имея трудовых навыков потому как пропускали

занятия или вообще учились номинально и теперь со своей « липовой»

корочкой бояться соваться в более-менее приличное предприятие. Это как

раз касается тех специальностей, где при другом раскладе выпускник мог бы

прилично зарабатывать. В некоторых краях областях на помощь таким

выпускникам приходит государство. В центре занятости существует

программа стажировки. Согласно этой программы они платят выпускнику

заработную плату через предприятие и доплачивают 50 % заработной платы

его наставнику. Эта программа подразумевает получение опыта до

полугода, а затем уже работник начинает работать самостоятельно.

Согласитесь, что это намного менее затратно для государства, чем каждому

выпускнику платить ежемесячно среднюю зарплату , но и более эффективно.

Так как выпускник не сидит без дела, а зарабатывает честно свои деньги,

пусть пока и стажером. И предприятия ничего не теряют, а только имеют

выгоду в любом случае. Проблем конечно очень много и мы все их знаем

так сказать в лицо, но не будем сейчас подробно на них останавливаться.

И, не смотря на проблемы, нам все-таки удается устраивать на работу наших

выпускников, в том числе и временную и общественные работы и повышение

уровня образования. Не будем далеко ходить. Возьмем 2017 год.

В ПРОШЛОМ ГОДУ МЫ ОКАЗАЛИ ПОМОЩЬ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

25 ВЫПУСКНИКАМ.

ИЗ НИХ:

УСТРОЕНЫ ПОСТОЯННО- 9 ЧЕЛ ( В ОСНОВНОМ ЭТО ЗАВОДЫ , СУПЕРМАРКЕТЫ, ОБЩЕПИТ).

ВРЕМЕННО ( В ТОМ ЧИСЛЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ)- 7 ЧЕЛ

НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ- 1 ЧЕЛ

НАПРАВЛЕНЫ НА ОЧНОЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ С

ВЫПЛАТОЙ СТИПЕНДИИ - 8 ЧЕЛОВЕК ( С СЕНТЯБРЯ ЭТИ 8 ВЫПУСКНИКОВ УЖЕ ОБУЧАЮТСЯ

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ.) СЕЙЧАС ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

ПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ ОНИ УСПЕШНО ЗАКОНЧИЛИ И УСТРОИЛИСЬ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

НАША СЛУЖБА ЗАКЛЮЧИЛА СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С УНИВЕРСИТЕТАМИ

НАШЕГО ГОРОДА. ТАК КАК ЕЖЕГОДНО НА ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ПОСТУПАЮТ ОТ 40-60 ЧЕЛОВЕК ИЗ ЧИСЛА ЛИЦ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ

ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭТО БЫВШИЕ ОПЕКАЕМЫЕ ДЕТИ, НО У НИХ

ПРОБЛЕМ НЕ МЕНЬШЕ, А ДАЖЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ У ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ…

ВЕСНОЙ 2016 ГОДА У НАС СОСТОЯЛАСЬ БЕСЕДА С ПРОРЕКТОРОМ ТЕХНИЧЕСМКОГО

УНИВЕРСИТЕТА ПО НАУКЕ И ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЕ БЕЛЫХ СЕРГЕЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ. МЫ

РАССКАЗАЛИ ЕМУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАШЕЙ СЛУЖБЫ О ПРОБЛЕМАХ ВЫПУСКНИКОВ

ДЕТСКИХ ДОМОВ, О ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ТЕХНИКУМОВ У НИХ НЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЕГЭ, ИМ ТРУДНО ПОСТУПАТЬ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

ВНИМАТЕЛЬНО НАС ВЫСЛУШАЛ И ОБЕЩАЛ ОБСУДИТЬ ДАННЫЙ ВОПРОС С КОЛЛЕГАМИ. УЖЕ

ОСЕНЬЮ К НАМ ПРИШЛА ИНФОРМАЦИЯ, О ТОМ ,ЧТО ОТКРЫТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ

ПОД РУКОВОДСТВОМ ГРАНИНОЙ НАТАЛЬИ МИХАЙЛОВНЫ, КУДА ЗАЧИСЛЯЮТСЯ ЛИЦА ИЗ

ЧИСЛА ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ

ПОЛУЧИЛИ СРЕДНЕСПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КУРСОВ И УСПЕШНО

СДАВ ЕГЭ ОНИ ЗАЧИСЛЯЮТСЯ НА 1 КУРС ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПО ОЧНОЙ ФОРМЕ.

Многие из

трудоустроенных

выпускников

пришли к нам изначально

другими

проблемами,

но

дошла

очередь

и

до

решения

вопроса

по

трудоустройству ( закончили обучение, уволились и другие причины).

Как и куда удалось устроить этих выпускников, зависело только от них

самих: их желания, настроя и т.д. Для меня есть еще один фактор. Я его

называю:

выстраданность

момента. Это очень сильный стимул к

трудовой деятельности. Когда

желание работать выстрадано самим

выпускником, когда он действительно понимает, что сверху уже ниоткуда

ничего не свалится, когда надоело, есть, что попало, одевать что попало,

зависеть от кого попало и т.д. Пока нет этой выстраданности, поиск

работы

-

это

просто

игра,

заполнение

своего

свободного

времени,

которого пока еще навалом и оно не ценно. Радует только, что время,

проведенное

в

службе,

будь

это

хоть

беседа

или

консультация

у

психолога, не проходит для выпускника бесследно, идет накопление

информации, пусть пока бессознательный, но выбор жизненного пути.

В вопросах трудоустройства мы используем методы и формы , которые

всем вам очень хорошо известны.

ОБОЗНАЧИМ ОСНОВНЫЕ ИЗ НИХ:

- Изучение социальной и психологической ситуации выпускника, работа с

его документами, сбор недостающих, восстановление документов.

- Психологическое диагностирование , выявление и изучение склонностей,

способностей, с учетом желаний и предпочтений выпускника.

- Беседы, консультации по трудоустройству ( подготовка к собеседованию,

какие документы необходимы, о правах и обязанностях работника и

работодателя, о трудовом договоре, о возможностях карьерного роста и

как следствие увеличение заработка)

- Исследование рынка труда совместно с соискателем работы по интернет

ресурсам, газетам, памяткам, рекламам.

- Организация посещения центра занятости ( сопровождения в том числе) с

целью консультирования по вопросам трудоустройства и наличия вакансий

(повышение квалификации, переобучения и т.д.)

- Изыскание средств на прохождение медицинской комиссии и других

процедур.

- Содействие в устройстве ( в том числе на временные и общественные

работы).

- Поддержание взаимосвязи с выпускником и работодателем ( при

необходимости) в первые месяцы работы.

Остановимся подробнее…

1.

Пришел выпускник. Стараемся рассмотреть ситуацию его в целом. Где

живет, на что живет, какое образование получил, какое образование

мог бы еще получить, чем желал бы заниматься, где работать и

конечно как желания совпадают с его возможностями.

Чаще конечно его желания никак не совпадают с возможностями, так

как планка притязаний сильно завышена или критически снижена. В

том и другом случае очень помогает работа психолога.

Нам иногда кажется, что воспитанники настолько изучены в

интернатных учреждениях, что устали от этих методик и диагностик.

Но чаще всего это только кажется. К тому моменту, когда они приходят

к нам, действительных результатов диагностик у него нет, да и с

возрастом интересы и предпочтения изменяются.

Поэтому выпускники с удовольствием работают с психологом как на

индивидуальных занятиях, так и в групповых тренингах.

Параллельно с этим проводятся беседы о карьерном росте, возможностях

трудоустроенного человека, о видах трудоустройства для формирования у

выпускника четкого понимания процесса поиска работы и как добиться

достижения поставленной цели.

Затем самое сложное: найти вакантное место для нашего выпускника

( выпускницы). Начинаем исследование рынка труда совместно с

соискателем работы по интернет ресурсам, газетам, памяткам, рекламам т.д

При необходимости проводится организация посещения центра занятости

( сопровождения в том числе) с целью консультирования по вопросам

трудоустройства и наличия вакансий (повышение квалификации,

переобучения и т.д.). с ЦЗН у нас заключено соглашение о сотрудничестве.

Остановимся немного подробнее… Очень большую помощь

выпускникам оказывает центр занятости населения. Они предлагают

вакантные места, ставят на учет в качестве безработных граждан. Мы

конечно все понимаем, почему наши выпускники идут в центр занятости

после окончания учебных заведений. Им не столько нужна работа, сколько

выплаты по безработице в размере среднемесячной заработной платы,

сложившейся в крае на данный момент. Мы не особо одобряем такую

поддержку, но все же помогаем выпускникам собирать все необходимые

документы для постановки на учет в цент занятости. Но не всем, далеко не

всем удается получать через центр занятости выплаты 6 месяцев, обычно

они заканчиваются уже через 1-2 месяца. Только выпускники, имеющие

инвалидность получали выплаты полностью, так как устроить их на работу

очень и очень сложно даже специалистам Центра занятости. В центре

занятости населения выпускникам выдаются направления на работу, мы

помогаем выпускникам находить данные предприятия в городе, если они

стесняются, то можем сопровождать на собеседование или позвонить в кадры

предприятия и договориться о времени встречи. Тут уместны и

консультации о правилах поведения на собеседованиях для получения

работы. Специалисты центра занятости помогают нам и рекламной

продукцией ( памятками, буклетами, календарями и другой информацией),

которые мы используем в своей работе с выпускниками по трудоустройству.

Сами мы тоже делаем буклетики по трудоустройству, еще более

адаптированные и понятные выпускникам.

Рассуждая далее…. Мы понимаем, что трудоустройство на желаемую

позицию ( в нужное место , в нужную лунку) бывает только в игре в гольф.

Вот мячик летел ,летел через поле и попал именно туда где отличная

зарплата, посильный труд, небольшой спрос и т.д. Не бывает такого…

Может и бывает, но очень редко. Наша задача примирить притязания

выпускника с его возможностями. Но он должен понимать, что это не предел

в его жизни и при выполнении некоторых условий ( повышение

квалификации, уровня образования, старательности и т.д.) планка будет

постоянно повышаться. А в месте с этим уважение, почет , зарплата ,

карьерный рост и другие блага цивилизации.

В очень сложных случаях нам оказывает помощь некоммерческий

благотворительный фонд « Дом тепла» с которым у нас тоже заключено

соглашение о сотрудничестве. В каком плане трудные ситуации…

Например пришел выпускник , который много времени был оторван от

жизни, бродяжничал, грязный, голодный, без документов, одет в грязное

тряпье, жил по подвалам и чердакам и т.д. Вот в этом случае мы просим

помощи у фонда

« Дом тепла», поскольку больше не у кого. Пробовали мы с таким ребенком

обратиться в Центр социальной помощи населению. Самое большое это то,

что они нам разрешили с ним порыться в старых вещах, которые приносят

люди. Но мы даже не нашли там ни куртки, ни теплых свитеров, которые

были необходимы на тот период. Там были только летние рубахи и брюки,

остальное мы сами приносили из дома. « Дом тепла» помогает нашим

выпускникам с оплатой штрафов и госпошлин при восстановлении

документов, питании, поиску временной занятости и т.д.

Для устройства на временную занятость мы также взаимодействуем с

разными малыми предприятиями, которые могут предоставить нашим

выпускникам временный, неквалифицированный труд ( например уборки

помещений, погрузочно-разгрузочные работы, курьерская служба и т.д.)

На эти предприятия мы устраиваем выпускников, которые обучаются по

очной форме, а во вторую половину дня работают, так как стипендии не

хватает.

На постоянную работу устроить наших выпускников намного сложнее. На

это влияют все те факторы, о которых говорилось выше. Когда это удается и

выпускник держится на эту работу, получает зарплату, думает о создании

семьи, рождении детей, то мы радуемся искренне, как « высшему пилотажу»

своей деятельности.

Руководитель СПС Уфимцева Е.Е