Автор: Серегина Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа - интернат "Вера""
Населённый пункт: Город Рязань, Рязанской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Весеннее путешествие"
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Школа-интернат « Вера»»
Подготовила и провела:
воспитатель Серегина С.А
Цель: формирование коммуникативных навыков у воспитанников через знакомство с
весенними изменениями в природе.
«Весеннее путешествие»
Задачи:
Познавательная–развивать навыки общения и адекватного поведения в процессе
ознакомления с весенними изменениями в природе.
Коррекционная–способствовать развитию речи и умению поддержать беседу
через пополнение активного и пассивного словаря воспитанников на основе обогащения
представлений о весенних изменениях в природе.
Способствовать развитию памяти, внимания, двигательной активности.
Воспитательная - воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям, нам – тепло,
Волшебство – чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы –
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -...
Дети отвечают: Весна.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы совершим путешествие, и путешествие наше будет
весеннее.
Воспитатель: Вспомните, какие месяцы называются весенними. А помогут вам в этом
загадки.
Отгадайте, о каком весеннем месяце эта загадка
( загадку загадывает ребенок)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад –
Заглянул к нам месяц ...(Март.)
Дети отвечают:Март
Воспитатель:Молодцы. Правильно.
(Чтение ребенком стихотворения «Капель»).
На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,
На улице весна.
Воспитатель: Название какого месяца вы услышали в стихотворении?
Дети отвечают: Апрель
Воспитатель:Молодцы. А отгадав следующую загадку, вы узнаете еще об одном весеннем
месяце.
( загадку загадывает ребенок)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ...(Май.)
Дети отвечают:Май
Воспитатель:Молодцы, все весенние месяцы вы знаете.Давайте дружно скажем: «Март,
апрель, май – их не забывай».
Дети хором:«Март, апрель, май – их не забывай».
Воспитатель:Ребята, вы рады весне?
Дети отвечают: Рады.
Воспитатель:Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная).
Дети отвечают:Долгожданная.
Воспитатель:Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне?
Дети отвечают: Веселое, хорошее, прекрасное.
Воспитатель:Ребята, а можно сказать - весеннее настроение?
Дети отвечают: Да, можно.
Речевое упражнение: « Какой? Какая? Какое?»(у доски картинка)
(на магнитной доске расположены картинки с изображением солнца, облака, ручья,
лужи, дерева, травы, дождя)
Воспитатель:А солнце весной, какое?
Дети отвечают: Весеннее.
Воспитатель:А небо весной, какое?
Дети отвечают: Весеннее.
Воспитатель:А облака весной, какие?
Дети отвечают: Весенние.
Воспитатель:А лужи весной, какие?
Дети отвечают: Весенние.
Воспитатель:А ручьи весной, какие?
Дети отвечают: Весенние.
Воспитатель:А деревья весной, какие?
Дети отвечают: Весенние.
Воспитатель:А трава весной, какая?
Дети отвечают: Весенняя.
Воспитатель:А дождь весной, какой?
Дети отвечают: Весенний.
Воспитатель:А радуга весной, какая?
Дети отвечают: Весенняя.
Воспитатель:А день весной, какой?
Дети отвечают: Весенний.
(Солнце,облако,ручьи, деревья, трава, дождь, день)
Воспитатель:Ребята, а кто кроме людей радуется приходу весны?
Дети отвечают: Животные, птицы, насекомые.
Воспитатель:Правильно, животные, птицы, насекомые, т.е. все живое.
А каких животных вы знаете?
Дети отвечают: кошка, собака, волк, лиса и т.д.
Воспитатель:А где живет кошка?
Дети отвечают: Рядом с человеком.
Воспитатель:Значит, какое это животное?
Дети отвечают: Домашнее.
Воспитатель: А где живет волк?
Дети отвечают: В лесу.
Воспитатель: Значит, какое это животное?
Дети отвечают: Дикое.
Воспитатель:Так значит, на какие 2 вида делятся животные?
Дети отвечают:Дикие и домашние.
Воспитатель:Какие животные живут в лесу?
Дети отвечают: Дикие.
Воспитатель: Правильно дикие. А почему их так называют?
Дети отвечают:Дикие животные сами добывают себе еду, сами о себе заботятся.
Воспитатель:А животных, которые живут вместе с человеком, как называют?
Дети отвечают: Домашние.
Воспитатель:Правильно, домашние. А почему их так называют?
Дети отвечают: Человек заботится о них, кормит, поит, ухаживает за ними.
Воспитатель:А вот какие изменения происходят у животных весной, мы сейчас узнаем.
(Работа с альбомом «Мир животных»)
(Волк, лиса, медведь, белка, собака,кошка)
1страница
•
Кто изображен на картинке?
•
На какие группы делятся животные? Почему?
•
Покажи, где здесь домашнее животное?
•
Почему его называют друг человека?
•
Почему волка называют санитаром леса?
•
Как называют детёнышей собаки, а детёнышей волка? Покажи.
2страница
•
Кто изображен на картинке?
•
Чем отличается кошка от рыси?
•
Как мы зовем кошек? А как они нам отвечают?
•
Как называют детёнышей рыси, а у кошки? Покажи.
4 страница(корова и олень)
•
Рассмотри рисунок.
•
Зачеркни лишнее.
•
Объясни, почему ты так сделал?
•
Чем похожи и чем отличаются эти животные? Покажи.
•
Как называются детеныши этих животных? Покажи.
•
Назови продукты, которые изготавливают из молока?
5 страница (лиса)
•
Рассмотри рисунок и скажи, кого ты видишь?
•
Какое это животное?
•
Как называют детенышей лисы? Покажи.
•
Какие сказки ты знаешь с участием лисы?
7 страница (медведи белый и коричневый)
•
Кого ты видишь на этой странице?
•
Покажи, где белый медведь. Где коричневый?
•
Чем отличаются эти животные?(место проживания, цветом шерсти)
•
Расскажи, что еще ты знаешь про этих животных?
•
Как называются детеныши медведей?
•
Покажи, где чьи
8 страница(заяц и кролик)
Рассмотри картинки.
Где домашнее, а где дикое животное, покажи.
Чем они похожи и чем отличаются?
Как называют детенышей кроликов? Покажи, где чьи.
10 страница (белка)
. Отгадай загадку.
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там,
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
(белочка)
Рассмотри картинки.
Какое это животное, домашнее или дикое?
Где строит свой домик белочка? Покажи.
А чем питается белочка? Покажи.
11 страница
Про кого так говорят « Хвост крючком, нос пятачком»?
А какое это животное?
Рассмотри картинки.
А как называют дикого родственника свиньи?
Покажи, где домашнее, а где дикое животное.
Как называются их детеныши? Покажи где чьи.
12 страница(лошадь)
Что это за животное?
Какое это животное?
Как называют его детенышей? Покажи.
Чем оно питается? Покажи.
Как разговаривает?
Зачеркни лишнее животное. Объясни почему.
Воспитатель: А как мы должны относится к домашним животным?
Дети отвечают: Беречь, ухаживать за животными, любить их и т.д.
Воспитатель: А как нужно вести себя в лесу, чтобы не обидеть лесных обитателей?
Дети отвечают: Не шуметь, не ломать деревья, не разорять гнезда и муравейники, не
разводить костер и не мусорить.
Воспитатель: Правильно. Мы все должны соблюдать эти правила. Ведь лес – это дом
животных. А в доме должен быть порядок, чистота и покой.
Сейчас мы дружно, все вместе повторим движения животных.
Физминутка «Звероэробика»
Игра: « Будь внимателен».
Цель: Учить детей по отдельным признакам угадывать диких животных.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Я буду вам называть признаки того или иного
животного, а вы должны будете его отгадать. Будьте внимательными. Итак.
- Это животное маленького размера. У него длинный, пушистый хвост, бегает по деревьям,
грызёт орехи?
Дети отвечают: Белка
Воспитатель: Животное похоже на свинью, у него большие клыки, ест жёлуди?
Дети отвечают: Кабан
Воспитатель: У этого животного очень красивая рыжая шубка. Это животное хитрое, кто
это?
Дети отвечают: Лиса
Воспитатель: Серого цвета летом, а зимой белого. С длинными ушами, быстро бегает?
Дети отвечают: Заяц
Воспитатель: Большой, серого цвета, зубами щелк?
Дети отвечают: Волк
Воспитатель: Самый сильный в лесу, любит мед, зимой спит и лапу сосет. Кто это?
Дети отвечают: Медведь
Воспитатель: Маленькая, усатенькая. Ловит мышей и любит молоко.
Дети отвечают: Кошка.
Воспитатель:Хозяину служит, дом охраняет, рычит и лает.
Дети отвечают: Собака.
Воспитатель:Молодцы ребята.
Но звери живут не только в лесу или рядом с человеком, но и являются персонажами сказок.
Ребята, а какие сказки с животными вы знаете?
Дети отвечают: Маша и медведь, Колобок, Гуси-лебеди, Теремок, Три поросенка и т.д.
Воспитатель:Молодцы, много сказок знаете.И сейчас мы покажем сказку «Под грибком».
Сказка « Под грибком» Автор Сутеев Владимир Григорьевич
Воспитатель: Замечательная сказка и хорошие актеры. Молодцы.
Ребята, а как стучали капли дождя по грибку?
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап звенит капель»
Кап-кап-кап - звенит капель,
Это к нам пришёл апрель.
(Дети барабанят пальцами по столу, имитируя игру на пианино)
Игра: «Четвертый лишний».
Воспитатель:Сейчас мы с вами сыграем еще в одну игру. Посмотрите на свою парту. На углу
стола лежит конверт, а рядом карандаш. Возьмите конверт, откройте его. Здесь вы видите
несколько картинок. В каждом конверте по 4 картинки. Вы должны зачеркнуть лишнюю
картинку и объяснить почему. Всем понятно? Тогда начинаем игру.
1 конверт - Волк, лиса, заяц, кошка.
2 конверт- Белка, корова, собака, лошадь.
3 конверт – Медведь, кабан, олень, курица.
4 конверт – Осел, свинья, коза,волк.
Молодцы, ребята. С игрой вы все хорошо справились.
Вот и завершилось наше весеннее путешествие, а скоро закончится весна и придет лето, а с
ним и каникулы. Но в любое время года, мы будем любить и бережно относиться к
окружающему нас миру, к этой стране чудес и загадок. А на прощанье мы станцуем под
замечательную песню «Страна чудес».
( Исполнение танца под песню «Страна чудес»)
Текст песни «Страна чудес»
Милые взрослые
Прошу вас серьёзно я,
Не хмурьте прекрасные лица.
Вы вспомните детство,
И пусть в вашем сердце
Песня его повторится
Небо, небо, небо высоко
Море, море, море глубоко.
За горой волшебный лес,
За рекой Страна Чудес.
Милые взрослые,
Проснитесь со звёздами,
И солнышку двери откройте.
Цветам удивитесь, полям улыбнитесь,
И с нами танцуйте и пойте.
Небо, небо, небо высоко.
Море, море, море глубоко.
За горой волшебный лес.
За рекой Страна Чудес.
Милые взрослые, рассветами росными
С душою открытой шагайте.
Забудьте тревоги и сами в дороге,
Вы эти слова повторяйте.
Небо, небо, небо высоко
Море, море, море глубоко.
За горой волшебный лес.
За рекой Страна Чудес.