Автор: Подковырова Алла Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа - интернат "Вера""
Населённый пункт: Город Рязань, Рязанской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Юные защитники природы"
ОГБОУ «школа-интернат «Вера»»
Экологический
проект
«Юные
защитники природы»
Воспитателя 13 - Д группы
Подковыровой А.Н.
Экологический
проект
«Юные
защитники
природы»
Актуальность:
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых
актуальных проблем современности.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен
заботливо и бережно относиться кнему сохраняя все его ценности и
богатства.
Экология -это направление можно выделить отдельно, так как имеет
огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное
воспитание формирующее образованную личность. Наиболее эффективный
способ реализации задач экологического образования - это организация
проектной деятельности.
Участие-озеленении уборки, территории, посадки деревьев,забота о
птицах, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для
детей С интеллектуальной отсталостью проявить себя, принести пользу
окружающей природе родного края.
Поскольку образы предметов запоминаются и воспроизводятся детьми
намного лучше, чем слова, зрительное восприятие значительно продуктивнее,
чем слуховое, дидактический принцип наглядности в обучении
воспитанников с интеллектуальной недостаточностью приобретает
исключительно важное значение. Правильное использование наглядности в
сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более
доступным, развивает мышление и наблюдательность. Поэтому усвоение
любых знаний, в том числе знаний о экологии происходит эффективнее через
игры, стихи, изобразительную деятельность, практическую деятельность.
Проанализировав литературу по данной проблеме, можно сделать
вывод, что методическое обеспечение по формированию знаний о экологии у
детей с умеренной умственной отсталостью не разработано.
Исходя из этого можно сделать вывод:
актуальностью создания данной проэкта является:
1.Социальный опыт детей с умеренной умственной отсталостью
ограничен рамками личных потребностей. Они нуждаются в осмыслении
окружающего мира и происходящих в нем событий. Только в условиях
специального обучения у учащихся начинают создаваться первоначальные
общественно-исторические представления о экологии.
2. Поскольку образы предметов и явлений запоминаются и
воспроизводятся лучше чем слова, зрительное восприятие намного
продуктивнее, чем слуховое, то и знания о экологии будут лучше усваиваться
через практическую деятельность.
Цель проекта: формирование у детей чувства сопричастности ко всему
живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять
заботу о сохранении природы.
Задачи:
образовательные:
- обогатить знания детей о экологии родного края;
- формировать умения соотносить полученные изображения и предметы с
реальными объектами, явлениями, событиями, доступными трудовыми
приемами
- формиров
коррекционные:
- способствовать овладении исследовательскими методами познания
природы;
- корректировать высшие психические функции;
- способствовать развитию речи через пополнение активного и пассивного
словаря воспитанников на основе обогащения представлений об
окружающей действительности;
воспитательные:
- воспитывать любовь к природе родного края;
- формировать нравственно-этические качества;
- содействовать социальной адаптации обучающегося
Формы работы по реализации проекта:
1.Наблюдения и экологические экскурсии на пришкольной территории
2. «Уроки доброты»;
3.Конкурсы и викторины;
4.Выпуск экологической газеты-«Мой дом – моя планета »
5.Инсценировка и театрализация-«Ёлочка- хозяйка леса»
6.Игры, Игры-путешествия;
7.Неделя под названием «Волшебная экология души »:
1.) Экология нашего края
2.) Экскурсия чистый двор
3.) Озеленение участка- посадка елей
4.) Выпуск альбома
5.) Игры, конкурсы, викторины.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня знаний по экологии у детей с интеллектуальной
недостаточностью.
«Интересно, что у нас под ногами?» ( октябрь -ноябрь)
1.
Экологическая тревога: загрязнённый участок.
Сбор в поход (беседа, наблюдение, труд)
Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»
2.
Уборка территории двора,участка.
3.
Игра-путешествие «Собери и положи»
4.
Конкурс рисунков.
«Птичье меню» (ноябрь)
1.
Птицам нет еды
Наблюдение, беседа.
Оформление коробки для корма птиц
2.
Аппликация «Птички в кормушке»
3.
Экскурсии,
Раскладывание корма в кормушки.
Игры
Изготовление птичьих кормушек.
«Ёлочка-хозяйка леса» (декабрь-январь).
1.
Экологическая тревога
Вырубка елей к новогоднему празднику.
Инсценировка: «Встреча с ёлочкой»
Игры-Конкурсы
2.
Изготовление апликации «Спасём ёлочку»
3.
Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом.
4.
«Кто дружит с елью?
«Капелька воды» (февраль-март)
1.
Экологическая тревога: вода в опасности
Капитошка рассказывает...
Опыты по изучению свойств воды.
Игра
2.
Рисование «Мир в капельке воды»
3.
Экскурсия «Кому нужна вода»
Развлечение «Вода и птички»
4.
Составление книжки-раскраски «Вода и жизнь».
Разучивание стихов о воде в семейном кругу.
«Чистая планета» (апрель)
1.
Экологическая тревога. Люди мусорят.
Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и
его друзей в лесу»
Трудовой десант «Мы за чистый двор». Игра
«Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»
2.
Конкурс рисунков
Чтение стихотворений о правилах поведения в природе.
3.
Экскурсия, д/и по решению проблемных ситуаций
Субботник на экологической тропе: сенокос, ограждение саженцев, ремонт
ограды огорода.
4.
Рисование «Какую пользу я принёс планете?»
«Чистота - залог здоровья» - просмотр фильма о последствиях влияния
мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло).
Неделя под названием «Волшебная экология души »(май)
А) Экология нашего края
Б) Экскурсия чистый двор
В) Озеленение участка- посадка елей
Г) Выпуск газеты
Д) Игры, конкурсы, викторины.
Приключения кота Леопольда
Теплый летний день. Щебечут птички, шелестит ветерок. Среди густой
зелени белеет домик. В этом одноэтажном строении живёт добрый кот
Леопольд.
Кот расположился в уютном кресле и с увлечением рассматривает журнал
с яркими картинками. Перелистывает страницу за страницей - ничто не
нарушает тишину.
Выглянули из-за забора два мышонка - белый и серый. Вот он, Леопольд!
Вот он - враг на всю жизнь! Сидит, ничего не подозревает...
- Хвост за хвост! - говорит белый.
- Хвост за хвост! - говорит серый.
Сцепили лапы в крепком мужском рукопожатии два мышонка.
- Клянёмся! - говорит белый.
- Клянёмся! - хрипло вторит ему серый.
И задиристые приятели начали показывать друг на друге, что они сделают
с этим котом, когда наконец до него доберутся.
Отодвинулась доска в заборе, и появился белый мышонок. Посмотрел по
сторонам - тишина, покой. Оглянулся назад, махнул лапой, подзывая
приятеля.
Короткими перебежками устремились мышата к домику кота Леопольда.
И вот они уже стоят под его окном. Подпрыгнул белый мышонок, но
силёнок маловато - не достал до окна. Полез наверх серый - съехал по стене
вниз и шлёпнулся на землю. Тогда встал белый на плечи серому.
Забрался на ящик с цветами и заглянул в окно - вот он, Леопольд!
В этот момент полилась на мышонка вода. Это кот стал поливать свои
цветы.
Небольшая струйка воды для маленького мышонка оказалась целым
водопадом. Не удержался он и полетел вниз, шлёпнулся в лужу, и понесло
его потоком.
Вынырнул он наконец, вылез из воды и стоит рядом со своим серым
приятелем, весь промокший до ниточки.
Уселись они на лужайке - серый в тени под зонтиком, а белый на
солнышке сушится, рядом на кустике висит его мокрая одежда. Задумались
мышата, пораскинули мозгами, сообразили... Решили устроить Леопольду
головомойку.
Правда, идея довольно банальная, но смеху будет, и, конечно, радость
серому и белому.
И представили себе мышата в меру своего "богатого" воображения, что
повесили они ведро с водой над дверью кота и заорали: "Леопольд, выходи!"
Открыл кот дверь во двор. Перевернулось ведро, и вылилась вода ему на
голову - примитивная шутка второгодников. Стоит кот, стекает с него вода,
усы обвисли, вид жалкий и смешной.
Исчезло видение.
Обнялись мышата, похлопали друг друга по плечу. Пробил час!
Рассчитаемся!
Сведём счёты!
Притащили мышата ведро, приставили к стене лестницу.
Подбежал серый к крану, в который был вставлен шланг для поливки
цветов и деревьев, и крутанул вентиль.
Побежала вода по шлангу, вырвалась тугой струёй и сбила белого
мышонка, подбросив его вверх.
Пролетел мышонок по воздуху и шлёпнулся на покатую крышу дома кота
Леопольда. Проехал он по черепице и свалился вниз головой в горшок с
цветами.
Чем не цветок - живой! И водой тут же его полили - расти на здоровье.
- Отомстим! - пропищал белый, отряхиваясь.
- Отомстим! - прохрипел серый.
Но теперь, кажется, все неприятности позади. Взобрался белый мышонок
на несколько ступенек по лестнице, конец шланга направил вниз в ведро,
махнул серому лапой.
Крутанул тот кран. Ударила тугая струя воды. Задергался шланг и стал
вырываться из лап белого мышонка. А он вцепился в него мёртвой
хваткой.Сорвало его с лестницы. Вырвался шланг из его лап, сбил мышонка
тугой струей и давай прыгать, вращаться, поливая всё на своём пути.
Попала струя воды в раскрытое окно дома кота Леопольда и окатила его с ног
до головы.
Вскочил кот с кресла, решил, что пошёл дождь, и быстро закрыл окно.
А шланг по-прежнему носится по дворику и поливает всё вокруг. Увидел
струю воды серый мышонок, завопил и бросился прочь. Догнала его вода,
сбила с ног, подхватила и понесла вперёд.
А на пути дерево.
Впечатался мышонок в ствол и съехал по нему на землю. От сотрясения
посыпались с дерева яблоки и засыпали мышонка. Разгребая яблоки, он с
трудом выбрался на свободу.
Чав-чав... - раздалось рядом.
А это белый мышонок уплетает сочное яблоко за обе щеки. Разозлился
серый, схватил огромное яблоко и только хотел запустить в своего приятеля,
как их тут же настигла тугая струя.
Обрушилась она на мышат водопадом и понесла их, не разбирая дороги,
сметая всё на своём пути.
Несётся поток воды между кустами, барахтаются в нём мышата. То
исчезают под водой, то появляются вновь на поверхности.
Оказались мышата около лестницы, которая была приставлена к стене
дома кота Леопольда, схватились за нижнюю ступеньку, вырвались из потока
и стали быстро карабкаться вверх по лестнице. Там спасение. Там уж вода их
не достанет. Но, видно, не судьба. Настигла их тугая струя, сбила с лестницы.
Полетели мышата вниз и шлёпнулись прямо в ведро с водой, которое
приготовили для кота Леопольда.
Вынырнули на поверхность, барахтаются, пытаются выбраться из ведра, а
толку никакого, только брызги летят в разные стороны.
- Прости нас, Леопольд! - завопил белый, захлёбываясь в воде.
- Прости, Леопольдушка! - орёт серый.
Услышал крики кот Леопольд. Вскочил на ноги, отложил в сторону
журнал и выбежал из дома.
- Ай, ай, ай... - покачал он головой.
Прорвался сквозь завесу воды, подбежал к крану и перекрыл воду.
Перестала литься вода из шланга. Тишина, только сверкают капли воды на
ярких цветах и листьях.
Подошёл кот к ведру и вытащил мышат из воды.
Привязал он бельевую верёвочку и повесил мышат сушиться на
солнышке.
Улыбнулся, вылил воду из ведра и сказал:
- Ребята, давайте жить дружно!