Автор: Клементьева Лариса Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ
Населённый пункт: г Оренбург
Наименование материала: вокальные упражнения
Тема: "Упражнения на формирование первоначальных певческих навыков."
Управление образования администрации
г. Оренбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Дворец творчества детей и молодежи»
Музыкальный отдел
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ
«Упражнения направленные на
формирование первоначальных певческих
навыков
на занятиях вокалом»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Клементьева Лариса Васильевна
Методист-консультант:
Михайлова Ольга Владимировна
1
г. Оренбург, 2018
2
СОДЕРЖАНИЕ
№
Наименование разделов
Стр.
Введение.
2
1
Психолого-педагогический анализ проблемы формирования
первоначальных певческих навыков.
4
2
Основные этапы педагогической деятельности по
формированию первоначальных певческих навыков.
5
3
Вокальные упражнения.
7
3.1 Виды упражнений: упражнения на legato и stakkato .
8
3.2 Виды упражнений: упражнения на развитие навыков
правильного дыхания.
11
3.3 Виды упражнений: упражнения для выработки четкой
дикции и артикуляции.
13
Заключение. Рекомендации педагогам.
16
Список литературы.
18
Приложение.
19
3
Нет ничего дороже жизни. Я буду воспевать
ее до последнего вздоха.
И как знать! Быть может моя песня
переживет меня.
Мирей Матье.
Единственное, что может быть лучше пения
- это еще больше пения.
Элла Джейн Фицджеральд.
ВВЕДЕНИЕ
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образо-
вания детей и подростков. Решение проблемы художественно-эстетического
воспитания учащихся является традиционно одним из приоритетных целевых
ориентиров дополнительного образования: Дворцов творчества детей и моло-
дежи, клубов и студий, а также школ искусств. Современная образовательная
среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим
способностям, интересам и потребностям.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос по-
могает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновен-
ный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различ-
ных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства
по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Среди широкого круга задач музыкального воспитания детей наиболее
важной является: специфика формирования первоначальных вокальных навы-
ков в процессе занятий вокалом. Решение данной задачи актуально и способ-
ствует формированию эстетического отношения к музыке, что позволяет уча-
щимся не только ориентироваться в огромном потоке музыкальных произве-
дений, но и способствует раскрытию внутреннего потенциала и духовному
обогащению.
Сборник упражнений «Формирование первоначальных певческих навы-
ков на занятиях вокалом» имеет художественную направленность и ориенти-
рован на развитие певческих способностей на основе репертуара, имеющего
художественную, с точки зрения музыкальности, ценность.
П р ед с т а вл я е мы й
с б о р н и к
р а зр а б от а н
к
д о п о л н и т е л ь н о й
общеобразовательной общеразвивающей комплексной программе «На волне
успеха»
(ее
модулю
«Вокальный
ансамбль»), автором
которой
является
педагог дополнительного образования Афимина Лариса Валерьевна.
Актуальность написания сборника упражнений продиктована тем, что
в настоящее время, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.
Поэтому на первый план ставится задача по приобщению детей к культуре
4
вокального исполнения и, в более широком плане, к музыкальной культуре в
целом, как предусмотрено комплексной программой.
Целью сборника является систематизация упражнений по формированию
первоначальных певческих навыков на занятиях вокалом учащихся младшего
школьного возраста на начальном этапе обучения.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ литературы по изучаемой
теме.
2. На основе изученной литературы и опыта работы:
- систематизировать этапы формирования элементарных певческих навыков;
- вычленить ряд недостатков в исполнении песен на начальном этапе обуче-
ния;
- систематизировать комплексы упражнений.
3. Составить рекомендации педагогам.
Сборник
упражнений
предназначен начинающим педагогам дополни-
тельного образования.
5
1.
Психолого-педагогический анализ проблемы формирования
первоначальных певческих навыков
В последние несколько лет возрос интерес к музыкальной педагогике.
Это обосновано тем, что вокальное исполнительство стало играть большую
роль в современной музыке. Чтобы добиться высокого уровня вокального ис-
полнения, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певца-
ми, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая
у них необходимые вокальные и вокально-хоровые навыки.
Проблема вокального воспитания исследовалась в трудах ведущих му-
зыкальных педагогов, таких как Гладкой Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л.
Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других. Од-
нако тема вокального воспитания младших школьников настолько важна для
формирования всей музыкальной культуры ребенка в целом, что ее освеще-
нием можно заниматься бесконечно долго и все равно будут оставаться про-
белы. Кроме того, методики вокального воспитания вокалистов младшей
школы
постоянно
обновляются,
каждый
педагог,
занимающейся
данной
проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже суще-
ствующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому со-
вершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практи-
ке музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать,
применять на практике, вводить в процесс развития вокальных навыков в
конкретном отдельно взятом коллективе. Этим и обуславливается актуаль-
ность данной темы.
При выполнении данной работы уделялось внимание методологическим
основам, а именно исследованиям в области методики вокального воспитания
детей: статьи и очерки С. Гладкой, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитри-
ева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова, а также современные иссле-
дования по работе с детскими коллективами К.Ф. Никольской-Береговской,
М. С. Осенневой, В. А. Самарина, В. Л. Живова и других педагогов. Также в
работе использовались работы ученых психологов в области возрастной пси-
хологии, таких как Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, Я.А. Пономарева, С.Л.Ру-
бинштейна.
Данное
методическое
пособие
-
это
попытка
еще
раз
обдумать,
прочувствовать и изложить вокальные вопросы на основе личного опыта.
Пособие адресовано широкому кругу педагогов. Следует отметить, что здесь
рассматриваются лишь некоторые вопросы обучения вокалу.
6
2.
Основные этапы формирования первоначальных певческих навыков
Процесс формирования певческих навыков не происходит стихийно, он
подчиняется общим закономерностям. Вокальные навыки не могут быть до
конца автоматизированными, так как управляются сознанием. Формирование
их во многом зависит от индивидуальных особенностей. Вокальные навыки в
своем развитии проходят следующие этапы.
Этапы носят условный характер.
Первоначальный: формирование вокальных навыков длится с начала
обучения
до
первого,
ярко
выраженного
улучшения
по
следующим
критериям:
относительно
чистое
интонирование
по
всему
диапазону,
стабилизация певческой установки, преобладание мягкой атаки, расширение
диапазона голоса, улучшение дикции.
Второй
этап:
формирование
вокальных
навыков
претерпевает
изменение
от
некоторого
улучшения
к
более
стойким
положительным
результатам.
Происходит
постепенное,
еще
весьма
незначительное
освобождение от излишнего напряжения в дыхании, дальнейшее изменение
тембра,
улучшение
дикции
нормализуется
способ
звукообразования
и
певческая установка, появляется чистота интонирования и артистизм.
Третий этап: основные вокальные навыки приобретают устойчивость в
чистоте
интонирования,
способе
звукообразования,
качестве
тембра,
значительно расширяется диапазон, дикция становится еще лучше, дыхание-
более уравновешенным. Следует напомнить, что качество тембра связано с
дикцией и улучшается тогда, когда навык
разборчивости вокальной речи
становится более совершенным. Также на качество тембра оказывает влияние
и способ звукообразования, который быстрее вырабатывается
в процессе
положительного
становления
навыка
дыхания.
Правильное
дыхание
способствует чистоте интонирования и улучшению качества тембра, то есть
влияет на все остальные навыки, так же, как и певческая установка. То, что
вокальные навыки формируются почти одновременно и
взаимосвязано,
говорит о том, что необходимо формировать их в комплексе. Сложность
формирования вокальных навыков у младших школьников заключается в том,
что
на
первоначальном
этапе
учащиеся
не
умеют
анализировать
поставленную задачу, не обладают способностью переносить достигнутые
результаты с одного задания на другое, не видят связи между отдельными
навыками.
Спецификой
формирования
вокальных
навыков
является
то,
что
на
протяжении всех лет обучения вокалу ставятся одни и те же цели и задачи с
постепенным
их
усложнением,
варьированием.
Поэтому
педагог
должен
заинтересовать детей, чтобы они не уставали от предъявляемых одних и тех
же
требований.
Этот
процесс
протекает
интенсивнее,
если
обучающиеся
осознают свои ошибки и могут отличить хороший результат от плохого.
Многолетние
педагогические
наблюдения
позволили
выделить
ряд
недостатков на начальном этапе обучения. Следует обратить внимание на:
7
- нечистое интонирование даже у детей с хорошим музыкальным слухом (нет
координированности воспроизводимого со слышимым);
-
использование
некоторыми
детьми
придыхательной
атаки
в
качестве
способа звукообразования; некрасивый тембр;
- пропуск согласных в конце слов; искажение согласных, р, л, ж ,з, с, ф и
непомерное смягчение г;
-
шумное
неравномерное
дыхание
с
резким
вдохом
и
стремительным
выдохом, напряжение при пении; неправильная певческая установка;
- невосприимчивость некоторых детей к музыке.
Кроме
того,
следует
следить
за
тем,
как
формируется
дикция,
музыкальный слух, память, внимание.
Одним из самых длительно формирующихся навыков является дыхание.
Многие обучающиеся дышат шумно, судорожно, высоко поднимая плечи при
вдохе. Необходимо, чтобы дети контролировали процесс дыхания (смотреть
упражнения на выработку правильного дыхания). Большое внимание педагог
должен уделять дикции, чистоте интонирования. Интонирование зависит от
координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата.
Детям, поющим фальшиво, нужно давать упражнения в примарной зоне, то
есть отталкиваться
от тех звуков, которые эти дети интонируют довольно
сносно, постепенно прибавляя один-два звука.
При
исполнении
песен
у
многих
детей
наблюдаются
ритмические
неточности.
Для
улучшения
ритмического
слуха
полезны
ритмические
упражнения.
Можно
использовать
игру
с
движением,
произнося
любые
скороговорки. Например, двигаясь по кругу, дети произносят скороговорки и
одновременно отхлопывают ритм ладонями.
Одним
из
существенных
результатов
певческого
развития
является
звучание голоса. В начале обучения звучание детских голосов бывает бедным
и
тихим,
но
постепенно
оно
приобретает
новую
манеру
исполнения,
улучшается
певческое
состояние.
Вырабатывается
звонкость
и
легкость
звучания.
Важным
в
методике
преподавания
вокала
является
умения
педагога
настраивать учащихся на осмысление вокальной деятельности. Нужно
не
только петь, но и анализировать свое исполнение. Вырабатывать контроль
над
дыханием,
дикцией,
звучанием,
эмоциональной
отзывчивостью
на
музыку.
При
этом
педагог
не
должен
ставить
непосильные
задачи,
не
учитывающие
возрастные
возможности
юных
вокалистов.
Необходимо
помнить,
что
голос
формируется
для
нормального
функционирования
в
течение всей жизни.
8
3.
Вокальные упражнения на занятиях
Одним из разделов занятий вокалом является распевание. В процессе
распевания
формируются
основные
вокально-технические
навыки
голосообразования. Педагогу необходимо владеть методикой использования
вокальных упражнений, знать психолого-педагогические основы применения
упражнений, уметь применять определенные виды вокальных упражнений.
При использовании вокальных упражнений педагог должен четко ставить
цель,
без
которой
любое
из
них
превратится
в
бесполезное
повторение.
Упражнения
должны
быть
простыми
по
мелодическому
и
ритмическому
рисунку,
легко
запоминаться
и
эмоционально
окрашиваться.
Желательно
ассоциировать пение упражнений с радостным настроением, поэтому чаще
вокальные
упражнения
давать
в
мажоре.
На
начальном
этапе
обучения
упражнения
исполняются
в
спокойном,
медленном
темпе.
При
развитии
подвижности
голоса,
по
мере
освоения
навыков,
темп
упражнений
убыстряется.
При
развитии
устойчивой
интонации,
возможно,
оставлять
одну
гармоническую
поддержку.
А
для
выработки
координации
между
слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков
петь
упражнения a
capella.
Паузы
между
отдельными,
секвенционно
построенными упражнениями, должны быть всегда одинаковыми, т.к. это
способствует автоматизации вокальных навыков. Петь нужно ровным по силе
звуком-mf, форсировка голоса вредна. Начинать следует с наиболее красиво
звучащих нот в диапазоне, так называемых примарных звуков (фа-ля, си –
первой октавы). Формирование крайних нижних верхних звуков диапазона
может идти только на базе хорошо звучащей середины. Это важно, поскольку
к девяти годам, голосообразование на среднем участке диапазона происходит
по типу микстового (смешанного) регистра.
Начальные вокальные упражнения проводятся на наиболее удобном для
голосов гласном звуке. Выбирая гласный звук, следует учитывать различные
призвуки,
тембровые
особенности.
При
горловом
призвуке,
«зажатом»
голосообразовании гласный – и - еще более усугубит эти качества, а гласные
а, о, у помогут изжить их. Умелое сочетание согласных с гласными позволяет
влиять на общее звучание голоса.
9
3.1Виды упражнений: вокальные упражнения на legato и на stakkato
Упражнения на legato даются для выработки кантилены.
Кантиленное
пение
связано
с
длительным,
равномерным,
правильно
организованным выдохом. Упражнения на legato хорошо развивают певческое
дыхание.
Упражнения
на stakkato активизируют голосовые связки, полезны при
вялом тонусе мышц, при сиплом звуке. Полезно пение
с чередованием
отрывистого и связного пения. Например: один и тот же звук поет сначала на
stakkato,
а
затем
на legato.
Первый
звук
как
бы
намечает
звучание
позиционно, а потом при готовой настройке, снова четко воспроизводится и
фиксируется
в
определенной
длительности.
Это
позволяет
тренировать
смыкание
голосовых
связок,
их
координацию
с
движениями
диафрагмы,
активизировать атаку.
Упражнения с поступенным расположением звуков. Соединение двух,
пяти последовательных ступеней мажорной гаммы. Следить за тем, чтобы
звуки имели опору и звучали в одной высокой позиции.
Упражнения на одной высоте звука развивают равномерный экономный
длительный
выдох,
опору,
при
чередовании
гласных,
выравнивает
их
звучание.
Чаще
всего
упражнения
поют
на
пяти
основных
гласных
в
различном их чередовании, учитывая, что:
1. последовательность-и-э-а-о-у способствует увеличению ротовой полости и
уменьшению глоточной;
2
при
последовательности -и-у-о-а
уменьшается
напряжение
мышц
голосовых связок;
3 последовательность-а-о-э-у-и повышает подсвязочное давление.
Пение
закрытым
ртом
на
сонорный
согласный -м-
(«мычание»)
осуществляется
при
сомкнутых
губах
с
несколько
опущенной
нижней
челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение настраивает на
головное звучание. Если поющие ощущают вибрацию тканей носа, то это
правильно. Вибрация тканей носа раздражает нервные окончания, а это в
свою очередь повышает тонус голосовых мышц.
При атонии (вялом смыкании) голосовых связок и слабой артикуляции
полезно петь на слоги с сонорными согласными ( м, п, л, р) ,взрывными (д, б,
п) и с согласными з ,к, г.
Упражнения на
слоги
- ку,
гу
-
убирают
плоское
звучание.
Для
округления звука полезно использовать слоги - ду, да, ле, мо. Для звонкости –
ди, зи, ми, ли, ля.
Упражнения
на stakkato
помогают
сделать
атаку
четкой
и
добиться
светлого звучания.
Упражнения
с
нисходящим
мелодическим
рисунком
способствуют
распространению головного звучания на нижнюю половину диапазона. Они
помогают создать микстовое звукообразование.
10
Вокальные
упражнения,
в
тексте
которых
присутствуют
твердые,
взрывные
и
звонкие
согласные,
помогают
активизировать
работу
артикуляционных
органов.
Также
полезно
исполнять
скороговорки
в
быстром темпе на одной ноте. Такое упражнения выравнивает интонацию,
строй и унисонное звучание. Если звучание глухое, использовать следует
звонкие согласные: ди, дэ, да ми, мэ, ма. Если присутствует пестрое звучание,
начинают
с
упражнений
на лю, ле, ля. Они способствуют округлению и
ровности
звучания.
Нужно
помнить,
что
согласный -л-
собирает
звук
и
способствует
образованию
мягкой
атаки; м
-
настраивает
на
головное
звучание; д- активизирует атаку .
На занятиях следует использовать вокальные упражнения разнообразные
по своим вокально-техническим задачам, обеспечивать воспитание основных
вокальных навыков, воздействовать на голосообразование: дыхание, работу
голосовых связок и артикуляционного аппарата.
Все
упражнения
направлять
на
организацию
и
совершенствование
вокальной
функции
в
целом.
Педагогу
необходимо,
учитывая
индивидуальные особенности учащихся, выбирать вокальные упражнения
конкретные по своим целям и задачам.
Необходимо
помнить
об основном
правиле
вокальной
педагогики:
постепенности
и
последовательности,
индивидуальном
подходе,
а
также
единству художественного и технического развития вокалиста.
Упражнения следует располагать по нарастающей, т.е. совершенствовать
навыки имеющиеся и развивать новые. Вокально – технические навыки не
являются
самоцелью
и
закрепляются
при
работе
над
вокальными
произведениями.
3.2Виды упражнений: упражнения на развитие навыков правильного
дыхания
Юные
вокалисты
в
начале
обучения
должны
научиться
правильно
дышать.
Нужно
помнить,
что
дыхание,
при
котором
активно
работают
межреберные
мышцы
нижних
стенок
живота
и
диафрагмы,
считается
верным. Такой тип дыхания называется диафрагменным.
Несколько упражнений, способствующих развитию навыков правильного
дыхания (методика Е.М.Белобровой)
Упр.1.
Естественнее
всего
функционирует
наше
дыхание
во
время
смеха.
Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части
спины (поясница), живот подается вперед.
Упр.2.
11
Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный
вдох,
считая
про
себя
до
четырех.
Не
задерживая
дыхания,
медленно
выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при
вдохе
и
сдувается
при
выдохе.
Если
движения
живота
плохо
ощутимы,
попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив
руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой
области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на
единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упр.3.
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи
открытым ртом. Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей,
высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название
«собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул,
облокотитесь
на
его
спинку
и
расслабьте
плечи
и
шею.
Выполняя
упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались.
Упр.4.
Одним
из
суще ственных
недо ст атков
дыхания
я в л я е т с я
неравномерность
выдоха.
Голос
звучит
толчками,
дрожит
и
качается.
Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.
Предварительно
выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в
область
живота.
Со
звуком ТЦ-Ц-Ц…. медленно выдыхаем воздух сквозь
сомкнутые зубы.
Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо
после выдоха оставить мышцы живота (пресс) напряженным, а сам живот
круглым, как мячик. Поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух.
Выполнение этого упражнения продлевать от 20-30 сек. до одной минуты.
Диафрагменное
дыхание
должно
быть
доведено
до
автоматизма.
Если
задираются
или
подергиваются
плечи
во
время
вдоха
–
это
говорит
о
ключичном
дыхании,
если
выпячивается
живот
или
неестественно
втягивается, упражнение выполняется неверно. На первых порах во время
пения нужно класть руку на живот для контроля дыхания.
Для
развития
и
совершенствования
навыков
певческого
дыхания
существует
вспомогательный
комплекс
упражнений
как
добавление
к
основному
комплексу.
Часто
правильному
пению
мешают
мышечные
зажимы.
12
Вспомогательные упражнения
Упражнения на снятие мышечных зажимов
Упр.1.
Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и в левую
стороны.
Упр.2.
Мягко опускаем нижнюю челюсть вниз, затем возвращаем на место.
Выполнять
мягко,
осторожно.
Правильное
положение
нижней
челюсти
можно найти, открыв рот на максимальную ширину, а затем немного ослабив
мышцы.
Упр.3.
Губы
вытянуты
в
трубочку,
выполняют
движение
влево-вправо,
вращение по кругу вперед-назад, влево-вправо.
Упр.4.
Язык
принимает
различные
формы:
сворачивается
в
трубочку,
принимает форму ванночки или паруса (язык касается верхнего неба).
Упражнения для тренировки мягкого неба, языка и гортани
Упр.1.
Три-четыре
пальца,
согнутых
в
кулак,
вставляем
в
рот
в
качестве
расширителя. Максимально членораздельно, отчетливо и громко произносим
буквосочетания НГА,
НГО,
НГЫ,
НГЕ,
НГУ,
НГЯ.
Голову
не
задираем,
выполняем упражнения до ощущения усталости в области гортани.
Упр.2
Откроем
рот.
Резко
выталкиваем
язык
наружу
с
таким
ускорением,
чтобы обратно он как бы запрыгнул сам. Старайтесь дотронуться языком до
подбородка. Рот открыт, не дергается и не закрывается, челюсть расслаблена.
Работать нужно ритмично до ощущения усталости мышц гортани. Следить
за дыхание, осанкой, не напрягать плечи и шею.
Упр.3
Это
упражнение
способствует
развитию
свободного
резонаторного
звучания. Нужно открыть рот и сделать медленный вдох с легким звуком
«удивления». На мягком небе почувствуем холодок и опускание кадыка. На
выдохе издаем протяжный, похожий на стон звук «а». Гортань вместе с
кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен закрывать горло.
Губы
не
должны
дрожать.
Выдох
делать
непосредственно
после
вдоха.
Гортань не поднимается.
Упражнения для управления диафрагмой по методике Т.В. Охомуш
13
Типы певческого дыхания:
Ключичное - участвуют плечи, грудное - участвуют мускулы верхней части
г р уд н о й
к л е т к и , нижнереберное
-
расширяют ся
нижние
р е б р а ,
диафрагменное
или брюшное – опускается диафрагма. Еще его называют
абдоминальным. Вдох через нос и рот (при вдохе ощутить, как воображаемый
поршень опускается вниз, брюшной пресс подается чуть вперед). Выдох
осуществляется с ощущением пения «на себя», а не из себя, то есть, на
выдохе певец должен стремиться сохранить состояние вдоха. Не нажимать
дыханием на гортань. Когда дыхание зажато, звук становится жестким и
теряет резонанс.
Разминка на дыхание (по методике Л. Н. Стрельниковой)
Упр. «Ладошки».
Встать прямо, руки слегка согнуты в локтях и подняты. Ладони открыты.
Делаем носом короткий шумный вдох и при этом резко сжимаем кисти в
кулак. Выдох через рот или нос. Он должен быть свободным и легким. Если
он делается через рот, то его не следует открывать широко, а лишь слегка
разжать губы. Рекомендуется сделать 8 вдохов-выдохов, затем отдохнуть 3-5
сек., а затем приступить к выполнению следующей «восьмерки».
Упр. «Насос».
Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед,
плечи и голова опущены, мышцы расслаблены, смотреть вниз.
Наклон вниз-вдох короткий, шумный через нос. Подняться, возвратиться в
исходное положение и
сделать выдох через рот или нос. Рекомендуется
сделать по 8 вдохов-выдохов, затем 3-5 сек. отдохнуть и повторить.
Упр. «Кошка».
Это упражнение представляет собой приседание с поворотом. Исходное
положение:
стойка
прямо,
ноги
чуть
шире
плеч,
руки
опущены.
Слегка
присесть, поворачивая корпус вправо, руки приподнять таким образом, чтобы
кисти оказались на уровне пояса. При повороте сделать короткий, шумный
вдох, затем повернуться в исходное положение и сделать свободный выдох, а
кистями рук легкое сбрасывающее движение.
При
повороте
кисти
рук
не
отводите
далеко
от
пояса.
Голова
поворачивается
вместе
с
туловищем.
Колени
сгибаются
слегка,
легко
пружинят,
как
при
танцевальных
движениях.
Спину
держите
прямо,
не
сгибая! Теперь нужно сделать поворот влево и слегка присесть — сделать
шумный
короткий
вдох.
Поворот
прямо
—
выпрямить
колени,
делая
пассивный выдох. Кистями рук одновременно сбросить некую тяжесть. Без
остановки сделать 8 или 16 вдохов-выдохов, после чего следует отдохнуть в
течении 3-5 секунд. Затем снова 8 или 16 движений и, таким образом, нужно
14
выполнить всего 96 вдохов-выдохов, т.е. 8 вдохов-выдохов — 12 раз или 16
вдохов-выдохов — 6 раз.
Упр. «Обними плечи».
Исходное положение: встать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты
в локтях и находятся на уровне плеч. Кисти рук обращены друг к другу,
пальцы слегка согнуты. Сделать движение обеими руками навстречу друг
другу, обнимая себя за плечи — короткий шумный вдох. Руки движутся
параллельно,
одна
рука
оказывается
над
другой.
В
продолжение
всего
упражнения положение рук не должно меняться: одна и та же рука постоянно
находится над другой, например правая над левой. В момент вдоха руки
сходятся на уровне груди, как бы образуя треугольник. После вдоха руки
расходятся в стороны, но не до исходного положения, а слегка, при этом они
образуют квадрат. Руки сходятся на уровне груди, делается выдох свободный
и пассивный. Вдох — руки на уровне груди в треугольнике, выдох — руки
разведены
в
стороны,
получается
квадрат.
Упражнение
«Обними
плечи»
следует делать осторожно, без пауз, не более 8 вдохов-выдохов.
3.3Виды упражнений: упражнения для выработки четкой дикции и
артикуляции.
Гимнастика для языка по методике профессора Емельянова В.В.:
-покусываем кончик языка;
-«нарезаем колбаску»;
-«жвачка»;
-«орешки» (прокалываем языком щеки);
-«щеточка» (чистим зубы по часовой, а затем против часовой стрелки);
-закусить и покусать нижнюю губу, а затем верхнюю;
-«обида», «радость» (выворачивание губ).
Скороговорки
Проговаривать их следует с разной интонацией (удивление, повествование,
вопрос, восклицание).
Скороговорки на «н», «л»;
Няня мыла Милу мылом,
Мила мыла не любила,
Но не ныла Мила,
Мила молодчина.
Скороговорки «с», «р»;
Сорок сорок ели сырок.
Рог носорог принес на порог.
Зачем он явился, кричат тараторки,
Его не хватает для скороговорки.
Скороговорки на «с» и «щ»;
15
Шла Саша по шоссе
и сосала сушку.
Скороговорки на «т», «д», «р»;
На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова,
На траве двора.
Скороговорки на «к», «л», «р»:
Король на корону копейку копил,
Да вместо короны корову купил.
А этот король на корову копил,
Да вместо коровы корону купил.
Скороговорки на «в»:
Верзила Вавила
Весело ворочал вилы.
Скороговорки на «т»:
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Скороговорки на «п»:
Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
Чистоговорки:
Ша-ша-ша – мама мыла малыша.
Шу-шу-шу – я тебе письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Вани карандаш.
Ши-ши-ши – шепчут малыши.
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
У Вани рубашка,
У рубашки кармашки.
Порвалась рубашка –
Не нужны кармашки.
Леша и Клаша едят пшенную кашу.
Яшка в рубашке едет на черепашке.
Саша любит сушки,
А Соня ест ватрушки.
Кошка на окошке штанишки шьет,
А курочка на печке горшки скребет.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
16
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
Думал-думал, думал-думал,
Думал-думал, думал-думал.
В это время ветер дунул.
И забыл, о чем я думал.
Иван Топорышкин пошел на охоту.
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Торопышкин пошел на охоту.
С ним пудель вприпрыжку пошел как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Торопышкин пошел на охоту.
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
Формирование первоначальных певческих навыков является важной со-
ставляющей вокального воспитания в целом. Вокальное воспитание — важ-
нейшая часть всей вокальной работы с детьми. Основное условие правильной
постановки вокального воспитания — подготовленность руководителя для за-
нятий с учащимися.
Идеальным вариантом становится тот случай, когда педагог обладает
красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим
руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать во-
просы вокального воспитания. В таких случаях педагог часто использует по-
каз с помощью детей. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для по-
каза. В каждом вокальном ансамбле есть дети, от природы правильно пою-
щие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически
применяя наряду с ансамблевой вокальной работой индивидуальный подход,
педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из детей. Но даже
при самой правильной постановке вокальной работы она демонстрирует раз-
личные результаты у разных учеников. Мы знаем, что как нет двух внешне
одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.
Для того чтобы правильно формировались первоначальные певческие
навыки, необходимо помнить, что воспитание вокальных навыков требует от
учащихся постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению,
как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Вокальная
работа
в
детском
ансамбле
имеет
свою
специфику.
Эта
специфика обусловлена, прежде всего тем, что детский организм, в отличие
от взрослого, находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении.
Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не
вредно,
но
и
полезно.
Речь
идет
о
пении,
правильном
в
вокальном
отношении, что возможно при соблюдении знаний гигиены голоса. Пение
также
способствует
развитию
голосовых
связок,
дыхательного
и
артикуляционного
аппаратов.
Таким
образом,
пение
укрепляет
здоровье
детей.
Рекомендации
педагогам.
Чтобы
вокальное
развитие
у
младшего
школьника
осуществлялось
правильно,
необходимо
сформировать
у
него
первоначальные певческие навыки. К ним относятся:
1. Певческая установка.
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе
успешного освоения учебного материала.
2.Дирижёрский жест.
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
— внимание,
— дыхание,
— начало пения,
18
— окончание пения,
— менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи.
3. Дыхание и паузы.
Техника
дыхания
—
бесшумный
короткий
вдох,
опора
дыхания,
постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения - техника
цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном
этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с
последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся
песни
с
более
продолжительными
фразами.
Необходимо
объяснять
учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения
не
одинаков.
Для
работы
над
развитием
дыхания
лучше
всего
подходят
русские народные песни.
4. Звукообразование.
Формировать мягкую атаку звука. Твёрдую рекомендуется использовать
крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в
воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например,
пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием — выработка у
детей единой манеры пения.
5. Дикция.
Формировать навык ясного и чёткого произношения согласных, навыка
активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль.
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении — одно из
условий
сохранения
строя.
Чистоте
интонации
способствует
чёткое
осознание
чувства
«лада».
Сформировать
ладовое
восприятие
можно
посредством освоения понятий «мажор» и «минор», включения в распевки
различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и
минорных последовательностей, пение a cappella.
Практический опыт показывает, что изучая эстрадную и классическую
музыку, у учащихся развиваются певческие навыки: они учатся естественно
и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения,
что
является
высшей
степенью
вокального
мастерства;
развивается
музыкальный слух, чувство ритма, память, дикция и культура речи.
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. - М.: Просвещение,
2000.- 235 с.
2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. Вып.12. - М., 1977. -
304 с.
3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., Музыка, 1982. -
150с.
4. Баранов Б.В. Курс хороведения. - М, 1991. 267 с.
5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. П., Музыка, 2000. 378
с.
6. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Великий Новгород,
2000. 245 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.:
Просвещение, 1973. - С. 66-97.
8. Гладкая С. О формировании 14.М., 1989. 187 с.
9. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. 336 с.
10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспита-
ния в школе. М.: Просвещение, 1989. 367 с.
11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосо-
образования: Методические рекомендации для учителей музыки.
Новоси-
бирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. 165 с.
12. Формирование певческих навыков на уроках музыки в начальных классах.
/ Музыкальное воспитание в школе. С. О. Гладкая. Выпуск 14,1988.
13. Кудряшова О.А. Формирование личности ребенка в процессе обучения в
учреждении дополнительного образования детей. Научная конференция /2014
/ Саратовская область.
14. Михальков Н. Песня начинается здесь. М., 2007.
15. Попков Н. Постановка голоса. Москва – РАМ им. Гнесиных, 2007.
20
ПРИЛОЖЕНИЕ
Музыка начинается в семье…
Обращение-совет для родителей
Дорогие родители!
В душе каждого ребенка живет любовь к прекрасному. От Вас зависит,
разгорится ли она ярким пламенем или погаснет!
Постарайтесь:
-создать
дома
фонотеку
классической,
народной,
современной
детской
музыки;
-приобретать музыкальные игрушки;
-поощрять проявление песенного и танцевального творчества ребенка;
-если Вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, то как
можно чаще музицируйте дома;
-ищите музыку везде: дома, в лесу, в городе;
-посещать музыкальные концерты, театры.
Каждый человек от природы музыкален. Только от взрослого зависит,
каким станет его ребенок, как он распорядится своим природным даром.
Музыка детства - хороший воспитатель
и надежный друг на всю жизнь.
Подружите с ней ребенка!
Задатки
к
музыкальной
деятельности
имеются
у
каждого
ребенка.
Необходимо создать условия для успешного их развития. Кроме того, нужно
помнить что путь развития музыкальности каждого человека неодинаков.
Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения что-то
спеть или станцевать, или исполнить что-то… и это исполнение далеко от
совершенства. Не расстраивайтесь и не спешите!!! Не приклеивайте ребенку
ярлык «немузыкальности», а постарайтесь эту музыкальность развить.
Помните!
Чем
активнее
общение
вашего
ребенка
с
музыкой,
тем
музыкальнее он становится!!! Успехов!
Советы юным вокалистам и их родителям
Прежде чем начать разучивание понравившегося произведения, нужно
определить
справитесь
ли
Вы,
соответствует
ли
Ваш
голос
данному
произведению (Песня должна отвечать особенностям возраста). Содержание
песни должно отражать круг Ваших интересов.
В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты.
Отдельно их прорабатывайте. Следует обратить внимание на протяженность
музыкальных
фраз.
Необходимо
помнить,
что
дыхание
у
начинающего
вокалиста более частое в сравнении с дыханием взрослого человека. Поэтому
музыкальные
фразы
детских
вокальных
произведений
должны
быть
21
короткими, чтобы не приходилось разрывать их в процессе пения для нового
вдоха.
Учитесь петь чисто. Петь чисто, значит петь без фальши. Не стоит
расстраиваться, если сразу не получится исполнить песню чисто. Для успеха
требуется время, упражнения для развития звуковысотного слуха и, конечно,
регулярные занятия вокалом.
От природы музыкален каждый. Об этом необходимо знать и помнить.
Развитие музыкальности каждого человека неодинаково. Для этого требуется
время и терпение.
Советы педагогам (здоровьесберегающая организации занятий)
Соблюдать чистоту в кабинете, режим проветривания, освещенность.
На
занятии
следует
чередовать
виды
деятельности,
потому
что
однообразие
способствует
утомляемости.
Чередовать
виды
преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный.
Использовать
методы,
способствующие
активизации
инициативы
и
творческого
самовыражения:
метод
свободного
выбора,
методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие.
Следить за позой учащегося и чередовать ее в зависимости от характера
выполняемой работы. Включать в занятие физкультпаузы.
Использовать
на
занятии
остроумные
шутки,
поговорки,
афоризмы.
Создавать на занятии благоприятный психологический климат.
22