Напоминание

"ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕПЕТИЦИЙ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ"

Автор: Марковчин Анатолий Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБОУ СПО "Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕПЕТИЦИЙ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ"
Дата публикации: 13.04.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

А.А. Марковчин,

преподаватель ОБОУ СПО «Курский музыкальный

колледж имени Г.В. Свиридова»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕПЕТИЦИЙ

ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Да, русская культура всечеловечна. И это одно

из важных её достоинств: она обращена ко все-

му человечеству, ко всем людям Земли. Но, мо-

жет быть, самая важная, самая насущная, пер-

востепенная её задача — это питать душу свое-

го народа, возвышая эту душу, охраняя её от

растления, от всего низменного.

Г.В.Свиридов

Россия конца XX – начала XXI века переживает кризис воспитания под-

растающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, связываю-

щие младшие и старшие поколения. Восстановление и сохранение традиций

музыкального воспитания — одна из самых актуальных задач современно-

сти.

В современном мире необходимо формировать творчески активную лич-

ность, способную к преобразованию мира, и одним из лучших средств яв-

ляется совместное музыкально-художественное творчество. Ведь в процессе

всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая

роль. Игра в музыкальном коллективе не только развивает музыкальные

способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство

ритма, но и расширяет кругозор, даёт возможность повысить уровень испол-

нительского мастерства, оказывает влияние на формирование эстетического

вкуса.

Ведь именно занятия в коллективе способствуют становлению характера,

норм поведения, обогащают внутренний мир яркими впечатлениями и пере-

живаниями. Репетиции — не что иное как познавательный и многогранный

процесс, который воспитывает любовь к искусству, развивает художествен-

ный вкус, формирует нравственные качества личности и эстетическое отно-

шение к окружающему миру.

Наблюдая в течении лет состояние и тенденции совместного музицирова-

ния на уровне средне-специальных учебных заведений, мы предлагаем своё

видение перспективы развития данной проблемы в оркестре русских народ-

ных инструментов на основании собственного опыта организации и проведе-

ния репетиционного процесса учебного предмета «Оркестровый класс».

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационной,

воспитательной и образовательной работы руководителя с оркестром. По ре-

петиции можно судить о творческом уровне, эстетической направленности и

исполнительских принципах коллектива.

Руководитель вынужден постоянно искать такие приемы и методы работы

с оркестром на репетициях, которые позволяли бы оркестру успешно решать

творческие и воспитательные задачи, стоящие перед ним в тот или другой пе-

риод времени. Разумеется, у каждого руководителя постепенно вырабатыва-

ется своя методика построения и проведения репетиций, как и организации

работы коллектива в целом. Однако это не исключает необходимости знания

основных принципов и условий, из которых руководитель может выбрать или

подобрать для себя соответствующие его индивидуальной творческой мане-

ре.

Сказанное адресуется молодым начинающим руководителям, которым по-

рой трудно найти наиболее эффективную методику проведения репетиции,

подготовить оркестр к творческому финалу - концертному выступлению.

Укажем — в самых общих чертах — на ряд организационно -педагогических

моментов, определяющих качество работы с учебным оркестром русских на-

родных инструментов. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне под-

готовлена репетиция, зависит ее результативность.

Руководитель должен появиться на репетицию за 20—30 минут раньше

установленного времени. Проверить наличие инструментов, струн, медиато-

ров, пультов, партий исполняемых или планируемых для работы произведе-

ний и других принадлежностей.

Перед началом репетиции производится тщательная настройка инстру-

ментов. Настройке придается огромное значение и в симфонических и в про-

фессиональных народных оркестрах. От настройки зависит чистота звучания

инструментов и оркестра в целом. Настраивать или подстраивать инструмен-

ты нужно перед каждой репетицией и между первой и второй половинами ре-

петиции. Выполнив перечисленные условия, подготовив все необходимое,

дирижер может приступать к репетиции.

Проведение репетиции зависит от плана, составленного руководителем на

данную репетицию. Нужно ли планировать репетиционную работу в орке-

стре? Двух ответов на эти вопросы быть не может, иначе оркестр не сможет

выполнять возлагаемые на него задачи — воспитывать посредством искус-

ства участников, расширять их музыкальный кругозор, учить понимать язык

искусства. Без планирования в репетиции неизбежно появляются стихий-

ность, разбросанность, самотек. Репетиция может неожиданно затянуться

или, наоборот, закончиться быстро, так как без планирования что-то может

выпасть из поля зрения руководителя, оказаться забытым. Все это нежела-

тельно сказывается и на психологическом настрое оркестрантов на серьезную

творческую работу, и, в конечном счете, на творческом росте коллектива.

Итак, руководителю, для придания своей работе стройности, завершен-

ности, логичности, необходим продуманный и зафиксированный на бумаге

план. У каждого руководителя в процессе работы, по мере накопления опыта

складывается свой стиль планирования работы и ее фиксации на бумаге.

План может быть более или менее детальным и развернутым. Конечно, не-

льзя предложить готовые «рецепты» планирования репетиции: трудно пред-

ставить себе все многообразие вопросов, которые могут возникнуть в процес-

се работы конкретного оркестра. Знание руководителем своего коллектива,

его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно состав-

лять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим,

так и к достаточно опытным руководителям. Исходя из плана, руководитель

перед началом репетиции формулирует задачи, которые нужно решить орке-

стру. Задачи эти должны быть понятны и целесообразны.

Пьесы лучше брать для работы в сочетании «легкие — трудные», «бы-

стрые — медленные». На легких пьесах оркестр как бы разыгрывается (Г.

Китлер «Ожидание», Е. Дербенко «Первые шаги», В. Городовская «Песня»).

На них можно выровнять игру групп, учиться играть с листа. Трудные пьесы

(А. Широков «Валенки», А. Цыганков «Плясовые наигрыши», R.Dyens

«Tangoenskai») требует повышенного внимания, существенных затрат эмоци-

ональной и физической энергии. Постоянная смена произведений по темпу,

характеру, нюансировке способствует поддержанию у музыкантов интереса к

игре в оркестре и позволяет избежать нервных чрезмерных и физических на-

грузок. Если пьеса требует только художественной отделки, а технически иг-

рается достаточно чисто, то лучше работать по группам оркестра, устанавли-

вая при этом для каждой из них точные динамические оттенки, штрихи,

обозначая приемы и добиваясь их неукоснительного выполнения.

Оркестранты не любят частых остановок на репетиции. Это, во-первых,

нервирует их, сбивает темп, настрой на работу, не дает им сосредоточиться,

самим разобраться в трудном пассаже, штрихе, приеме, нюансировке. Во-вто-

рых, разбивает целостное представление о пьесе, что усложняет работу вооб-

ражения, разрушает ощущение оркестрантов в завершенности работы.

Многое из того, что не получается после первого проигрывания или первой

репетиции, начинает получаться позднее, после двух-трех занятий: орке-

странты улавливают стиль пьесы, ее характерные темповые, ритмические,

динамические, штриховые особенности. Это и помогает правильно сыграть

не получавшиеся ранее, технически трудные места.

Очень важно соблюдать темп репетиции. Не следует проигрывать один и

тот же отрывок более двух-трех раз, даже если его исполнение не устраивает

дирижера. Возможно, что музыканты не поняли поставленных перед ними за-

дач (дирижер плохо объяснил, они невнимательно слушали и т. д.) или же не

могут исполнить какой-то сложный пассаж в силу недостаточной техниче-

ской подготовки. В такой ситуации необходимы более конкретные объясне-

ния руководителя. Если и после этого оркестранты играют с ошибками, сле-

дует найти иной выход: или потом отдельно поработать с учащимися, у кото-

рых не получается пассаж, фрагмент, чтобы не отвлекать всех от работы; или

облегчить партию; или передать ее другой, более подвинутой в техническом

отношении группе. Многократное повторение одной и той же пьесы (фраг-

мента) снижает внимание, чуткость к жесту дирижера, притупляет творче-

скую мысль у оркестрантов. Занятия превращаются в скучные, назойливые

поучения. Эта опасность подстерегает дирижера даже при занятиях с профес-

сиональными музыкантами-исполнителями.

Во время первой части репетиции оркестр должен заниматься более слож-

ной работой: разучивать партии или "сложные места в новых пьесах,

проигрывать сложные в техническом и художественном отношении пьесы,

работать над упражнениями и т. п. Ведь в начале репетиции участники более

работоспособны и обладают высокой умственной и эмоциональной активно-

стью, к концу же репетиции в связи с их утомлением, снижается внимание,

начинает ослабевать и эмоциональная отзывчивость.

После перерыва в начале второй части репетиции можно почитать с листа

легкие пьесы (Н. Фомин «Не одна то во поле дороженька», Ю. Романов «Кад-

риль»). Это развивает навыки игры в ансамбле, учит понимать требования

дирижера, оставаться максимально собранными в течение всей

репетиционной работы. Кроме того, возможно повторение ранее выученных

пьес, чтобы у оркестра всегда была наготове определенная программа, с кото-

рой он мог бы выступать, не испытывая при этом больших затруднений с под-

готовкой к концерту.

Для правильной организации работы коллектива на репетиции руководи-

телю необходимо учитывать индивидуальные особенности как личностные,

психологические, так и касающиеся музыкальной подготовки. Немаловаж-

ную роль играют и различия в типах и свойствах нервной системы участни-

ков оркестра. Одни из них, например, более податливы на жест, словесные

пояснения дирижера, другие инертны, с ними труднее добиться нужного зву-

чания, особенно в пьесах, требующих собранности, высокого эмоционально-

го накала. Таким разным учащимся требуется и разное количество времени

для выполнения одного и того же задания. Уровень психических процессов

каждого оркестранта определяет, следовательно, время и качество выполне-

ния им полученного задания. Поэтому руководителю необходимо выявлять,

знать и учитывать индивидуальные психологические особенности музыкан-

тов своего оркестра, как в организации процесса обучения, так и в концерт-

ной практике.

На репетиции дирижер имеет возможность выразить свою мысль не толь-

ко пластическими средствами (движения рук и корпуса, мимика), но и сло-

весными пояснениями, которые могут касаться:

а) исторических событий и фактов, положенных в основу исполняемого

произведения; биографии композитора; стилевых и исполнительских особен-

ностей его произведений;

б) важнейших моментов художественного содержания пьесы и ее интер-

претации — собственной и принадлежащей другим музыкантам;

в) технических приемов, с помощью которых раскрывается содержание

пьесы.

К речи руководителя во время репетиции предъявляются особые требова-

ния. Частые словесные пояснения расхолаживают играющих, сбивают темп

репетиции, снижают желание у участников самим дойти до сути требуемого.

Как говорил Е.Ф. Светланов - «Не надо читать лекции за пультом!» Поэтому

руководителю следует больше обращать внимание на выполнение ими требо-

ваний дирижерских жестов, конечно, не избегая их разъяснений. На первых

порах добиться образной и лаконичной речи не просто. Однако по мере овла-

дения оркестрантами языком дирижерских жестов творческая работа стано-

вится легкой и приятной. Объяснив один раз, как играть то или иное место,

надо предложить оркестрантам проиграть его, чтобы проверить, как они по-

няли, сказанное. Если одно проигрывание не дало желаемого результата, нуж-

но сыграть пьесу или отрывок несколько раз в разном темпе, чтобы учащиеся

разобрались в тексте, закрепили прием, штрих.

Завершает репетиционную работу над музыкальными произведениями ге-

неральная репетиция. Проведение ее имеет свои особенности, определяемые

тем, что она является репетицией как таковой, но в то же время содержит в

себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является

итоговой для определенного этапа работы коллектива, и потому на ней реша-

ются такие задачи как: психологическая подготовка участников к концерту,

окончательная проверка программы, максимально точное, чистое и художе-

ственно определенное проигрывание каждой пьесы и т. д. На генеральной ре-

петиции не нужно делать частые остановки, еще и еще раз оговаривать штри-

хи, звучность, темпы. Важнее сыграть все пьесы, предназначенные для кон-

цертного выступления, без остановки от начала до конца, дать «почувство-

вать» оркестрантам всю программу в целом, ее звучание и очередность пьес

— тем самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напря-

жение на все пьесы.

Генеральную репетицию лучше всего проводить в том зале или в помеще-

нии, в котором предстоит выступать. Оркестранты и дирижёр должны ощу-

тить акустические особенности зала и, в зависимости от них, «скорректиро-

вать» звучание групп и оркестра в целом, чтобы ни один инструмент «не про-

пал» и в то же время «не вылез» из общего звучания. Нет двух помещений,

залов, одинаковых по акустическим свойствам. То, что в одном зале хорошо

прослушивается, удовлетворяет в звучании пьесы, в соотношении звучания

групп, в другом может прозвучать недостаточно ясно, главные партии будут

заглушаться, «вязнуть». Однако генеральная репетиция остается репетицией

и «не дотягивает» по эмоциональному накалу до концертного выступления. В

полной мере этот накал должен присутствовать на концерте. Поэтому не сле-

дует особенно эмоционально вести генеральную репетицию: можно «перего-

реть» и на концерте сыграть вяло, без нужного подъема. На генеральной ре-

петиции пьесы должны быть сыграны «чисто», с оттенками, в нужном темпе

(или чуть выше), но сдержанно в эмоциональном плане.

Обобщая выше изложенное, следует подчеркнуть, что перечисленные

рекомендации не могут учитывать всего многообразия встречающихся слож-

ностей в репетиционной работе. Однако, очень важно, чтобы дирижёр орке-

стра совершенствовал свою методическую подготовку не только в музыкаль-

но - педагогическом аспекте, но и в плане развития организаторских навы-

ков.

Каждый руководитель, исходя из специфических, присущих его оркестру

особенностей, должен проводить репетицию таким образом, чтобы макси-

мально эффективно, с большей отдачей использовать отведенное на неё вре-

мя. Ведь именно занятия в коллективе способствуют становлению характера,

норм поведения, обогащают внутренний мир яркими впечатлениями и пере-

живаниями.

Репетиции — не что иное как познавательный и многогранный процесс,

который воспитывает любовь к искусству, развивает художественный вкус,

формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к

окружающему миру.

Список литературы.

1. Андреев В.В. «Материалы и документы». Составление;

текстологческая подготовка, примечания. Б.Б. Грановского - М.: 1986 г.

2. Бакланова

Н.К.

«Психологические

основы

профессионального мастерства». - М.: 1992 г.

3. Иванов – Радкевич А. «О воспитании дирижера». - М.: 1973 г.

4. Имханицкий М.И. «У истоков русской народной оркестровой

культуры».- М.: 1987 г.

5. Каргин В. В. «Воспитательная работа в коллективе

самодеятель ности». - М: 1977 г.

6. Колчева М.С. «Методика преподавания дирижирования оркестром

русских инструментов». - М.: 1983 г.

7. Полыдина А.Д. «Формирование оркестра р. н. и. на рубеже XIX –

XX веков». - М.: 1977 г.

8. Ражников В.Г. «Диалоги о музыкальной педагогике». - М.: 1989 г.

9. Розанов В.В. «Сумерки просвещения». - М.: Педагогика, 1990 г.

10. Светланов Е. «Техника дирижирования». - М.: 1989 г.

11. Сухорослов В.К. «Из истории народного инструментального

исполнительства в Центральной России». - Орёл. 2000 г.

12. Цыпин Г.М. «Вопросы дирижирования». - М.: 1980 г.