Автор: Марковчин Анатолий Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОБОУ СПО "Курский музыкальный колледж имени Г.В. Свиридова"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕПЕТИЦИЙ ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ"
А.А. Марковчин,
преподаватель ОБОУ СПО «Курский музыкальный
колледж имени Г.В. Свиридова»
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РЕПЕТИЦИЙ
ОРКЕСТРА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Да, русская культура всечеловечна. И это одно
из важных её достоинств: она обращена ко все-
му человечеству, ко всем людям Земли. Но, мо-
жет быть, самая важная, самая насущная, пер-
востепенная её задача — это питать душу свое-
го народа, возвышая эту душу, охраняя её от
растления, от всего низменного.
Г.В.Свиридов
Россия конца XX – начала XXI века переживает кризис воспитания под-
растающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, связываю-
щие младшие и старшие поколения. Восстановление и сохранение традиций
музыкального воспитания — одна из самых актуальных задач современно-
сти.
В современном мире необходимо формировать творчески активную лич-
ность, способную к преобразованию мира, и одним из лучших средств яв-
ляется совместное музыкально-художественное творчество. Ведь в процессе
всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая
роль. Игра в музыкальном коллективе не только развивает музыкальные
способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство
ритма, но и расширяет кругозор, даёт возможность повысить уровень испол-
нительского мастерства, оказывает влияние на формирование эстетического
вкуса.
Ведь именно занятия в коллективе способствуют становлению характера,
норм поведения, обогащают внутренний мир яркими впечатлениями и пере-
живаниями. Репетиции — не что иное как познавательный и многогранный
процесс, который воспитывает любовь к искусству, развивает художествен-
ный вкус, формирует нравственные качества личности и эстетическое отно-
шение к окружающему миру.
Наблюдая в течении лет состояние и тенденции совместного музицирова-
ния на уровне средне-специальных учебных заведений, мы предлагаем своё
видение перспективы развития данной проблемы в оркестре русских народ-
ных инструментов на основании собственного опыта организации и проведе-
ния репетиционного процесса учебного предмета «Оркестровый класс».
Репетиция является основным звеном всей учебной, организационной,
воспитательной и образовательной работы руководителя с оркестром. По ре-
петиции можно судить о творческом уровне, эстетической направленности и
исполнительских принципах коллектива.
Руководитель вынужден постоянно искать такие приемы и методы работы
с оркестром на репетициях, которые позволяли бы оркестру успешно решать
творческие и воспитательные задачи, стоящие перед ним в тот или другой пе-
риод времени. Разумеется, у каждого руководителя постепенно вырабатыва-
ется своя методика построения и проведения репетиций, как и организации
работы коллектива в целом. Однако это не исключает необходимости знания
основных принципов и условий, из которых руководитель может выбрать или
подобрать для себя соответствующие его индивидуальной творческой мане-
ре.
Сказанное адресуется молодым начинающим руководителям, которым по-
рой трудно найти наиболее эффективную методику проведения репетиции,
подготовить оркестр к творческому финалу - концертному выступлению.
Укажем — в самых общих чертах — на ряд организационно -педагогических
моментов, определяющих качество работы с учебным оркестром русских на-
родных инструментов. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне под-
готовлена репетиция, зависит ее результативность.
Руководитель должен появиться на репетицию за 20—30 минут раньше
установленного времени. Проверить наличие инструментов, струн, медиато-
ров, пультов, партий исполняемых или планируемых для работы произведе-
ний и других принадлежностей.
Перед началом репетиции производится тщательная настройка инстру-
ментов. Настройке придается огромное значение и в симфонических и в про-
фессиональных народных оркестрах. От настройки зависит чистота звучания
инструментов и оркестра в целом. Настраивать или подстраивать инструмен-
ты нужно перед каждой репетицией и между первой и второй половинами ре-
петиции. Выполнив перечисленные условия, подготовив все необходимое,
дирижер может приступать к репетиции.
Проведение репетиции зависит от плана, составленного руководителем на
данную репетицию. Нужно ли планировать репетиционную работу в орке-
стре? Двух ответов на эти вопросы быть не может, иначе оркестр не сможет
выполнять возлагаемые на него задачи — воспитывать посредством искус-
ства участников, расширять их музыкальный кругозор, учить понимать язык
искусства. Без планирования в репетиции неизбежно появляются стихий-
ность, разбросанность, самотек. Репетиция может неожиданно затянуться
или, наоборот, закончиться быстро, так как без планирования что-то может
выпасть из поля зрения руководителя, оказаться забытым. Все это нежела-
тельно сказывается и на психологическом настрое оркестрантов на серьезную
творческую работу, и, в конечном счете, на творческом росте коллектива.
Итак, руководителю, для придания своей работе стройности, завершен-
ности, логичности, необходим продуманный и зафиксированный на бумаге
план. У каждого руководителя в процессе работы, по мере накопления опыта
складывается свой стиль планирования работы и ее фиксации на бумаге.
План может быть более или менее детальным и развернутым. Конечно, не-
льзя предложить готовые «рецепты» планирования репетиции: трудно пред-
ставить себе все многообразие вопросов, которые могут возникнуть в процес-
се работы конкретного оркестра. Знание руководителем своего коллектива,
его творческих возможностей позволяет достаточно точно и подробно состав-
лять план каждой репетиции. Это требование относится как к начинающим,
так и к достаточно опытным руководителям. Исходя из плана, руководитель
перед началом репетиции формулирует задачи, которые нужно решить орке-
стру. Задачи эти должны быть понятны и целесообразны.
Пьесы лучше брать для работы в сочетании «легкие — трудные», «бы-
стрые — медленные». На легких пьесах оркестр как бы разыгрывается (Г.
Китлер «Ожидание», Е. Дербенко «Первые шаги», В. Городовская «Песня»).
На них можно выровнять игру групп, учиться играть с листа. Трудные пьесы
(А. Широков «Валенки», А. Цыганков «Плясовые наигрыши», R.Dyens
«Tangoenskai») требует повышенного внимания, существенных затрат эмоци-
ональной и физической энергии. Постоянная смена произведений по темпу,
характеру, нюансировке способствует поддержанию у музыкантов интереса к
игре в оркестре и позволяет избежать нервных чрезмерных и физических на-
грузок. Если пьеса требует только художественной отделки, а технически иг-
рается достаточно чисто, то лучше работать по группам оркестра, устанавли-
вая при этом для каждой из них точные динамические оттенки, штрихи,
обозначая приемы и добиваясь их неукоснительного выполнения.
Оркестранты не любят частых остановок на репетиции. Это, во-первых,
нервирует их, сбивает темп, настрой на работу, не дает им сосредоточиться,
самим разобраться в трудном пассаже, штрихе, приеме, нюансировке. Во-вто-
рых, разбивает целостное представление о пьесе, что усложняет работу вооб-
ражения, разрушает ощущение оркестрантов в завершенности работы.
Многое из того, что не получается после первого проигрывания или первой
репетиции, начинает получаться позднее, после двух-трех занятий: орке-
странты улавливают стиль пьесы, ее характерные темповые, ритмические,
динамические, штриховые особенности. Это и помогает правильно сыграть
не получавшиеся ранее, технически трудные места.
Очень важно соблюдать темп репетиции. Не следует проигрывать один и
тот же отрывок более двух-трех раз, даже если его исполнение не устраивает
дирижера. Возможно, что музыканты не поняли поставленных перед ними за-
дач (дирижер плохо объяснил, они невнимательно слушали и т. д.) или же не
могут исполнить какой-то сложный пассаж в силу недостаточной техниче-
ской подготовки. В такой ситуации необходимы более конкретные объясне-
ния руководителя. Если и после этого оркестранты играют с ошибками, сле-
дует найти иной выход: или потом отдельно поработать с учащимися, у кото-
рых не получается пассаж, фрагмент, чтобы не отвлекать всех от работы; или
облегчить партию; или передать ее другой, более подвинутой в техническом
отношении группе. Многократное повторение одной и той же пьесы (фраг-
мента) снижает внимание, чуткость к жесту дирижера, притупляет творче-
скую мысль у оркестрантов. Занятия превращаются в скучные, назойливые
поучения. Эта опасность подстерегает дирижера даже при занятиях с профес-
сиональными музыкантами-исполнителями.
Во время первой части репетиции оркестр должен заниматься более слож-
ной работой: разучивать партии или "сложные места в новых пьесах,
проигрывать сложные в техническом и художественном отношении пьесы,
работать над упражнениями и т. п. Ведь в начале репетиции участники более
работоспособны и обладают высокой умственной и эмоциональной активно-
стью, к концу же репетиции в связи с их утомлением, снижается внимание,
начинает ослабевать и эмоциональная отзывчивость.
После перерыва в начале второй части репетиции можно почитать с листа
легкие пьесы (Н. Фомин «Не одна то во поле дороженька», Ю. Романов «Кад-
риль»). Это развивает навыки игры в ансамбле, учит понимать требования
дирижера, оставаться максимально собранными в течение всей
репетиционной работы. Кроме того, возможно повторение ранее выученных
пьес, чтобы у оркестра всегда была наготове определенная программа, с кото-
рой он мог бы выступать, не испытывая при этом больших затруднений с под-
готовкой к концерту.
Для правильной организации работы коллектива на репетиции руководи-
телю необходимо учитывать индивидуальные особенности как личностные,
психологические, так и касающиеся музыкальной подготовки. Немаловаж-
ную роль играют и различия в типах и свойствах нервной системы участни-
ков оркестра. Одни из них, например, более податливы на жест, словесные
пояснения дирижера, другие инертны, с ними труднее добиться нужного зву-
чания, особенно в пьесах, требующих собранности, высокого эмоционально-
го накала. Таким разным учащимся требуется и разное количество времени
для выполнения одного и того же задания. Уровень психических процессов
каждого оркестранта определяет, следовательно, время и качество выполне-
ния им полученного задания. Поэтому руководителю необходимо выявлять,
знать и учитывать индивидуальные психологические особенности музыкан-
тов своего оркестра, как в организации процесса обучения, так и в концерт-
ной практике.
На репетиции дирижер имеет возможность выразить свою мысль не толь-
ко пластическими средствами (движения рук и корпуса, мимика), но и сло-
весными пояснениями, которые могут касаться:
а) исторических событий и фактов, положенных в основу исполняемого
произведения; биографии композитора; стилевых и исполнительских особен-
ностей его произведений;
б) важнейших моментов художественного содержания пьесы и ее интер-
претации — собственной и принадлежащей другим музыкантам;
в) технических приемов, с помощью которых раскрывается содержание
пьесы.
К речи руководителя во время репетиции предъявляются особые требова-
ния. Частые словесные пояснения расхолаживают играющих, сбивают темп
репетиции, снижают желание у участников самим дойти до сути требуемого.
Как говорил Е.Ф. Светланов - «Не надо читать лекции за пультом!» Поэтому
руководителю следует больше обращать внимание на выполнение ими требо-
ваний дирижерских жестов, конечно, не избегая их разъяснений. На первых
порах добиться образной и лаконичной речи не просто. Однако по мере овла-
дения оркестрантами языком дирижерских жестов творческая работа стано-
вится легкой и приятной. Объяснив один раз, как играть то или иное место,
надо предложить оркестрантам проиграть его, чтобы проверить, как они по-
няли, сказанное. Если одно проигрывание не дало желаемого результата, нуж-
но сыграть пьесу или отрывок несколько раз в разном темпе, чтобы учащиеся
разобрались в тексте, закрепили прием, штрих.
Завершает репетиционную работу над музыкальными произведениями ге-
неральная репетиция. Проведение ее имеет свои особенности, определяемые
тем, что она является репетицией как таковой, но в то же время содержит в
себе приметы концертного выступления. Генеральная репетиция является
итоговой для определенного этапа работы коллектива, и потому на ней реша-
ются такие задачи как: психологическая подготовка участников к концерту,
окончательная проверка программы, максимально точное, чистое и художе-
ственно определенное проигрывание каждой пьесы и т. д. На генеральной ре-
петиции не нужно делать частые остановки, еще и еще раз оговаривать штри-
хи, звучность, темпы. Важнее сыграть все пьесы, предназначенные для кон-
цертного выступления, без остановки от начала до конца, дать «почувство-
вать» оркестрантам всю программу в целом, ее звучание и очередность пьес
— тем самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напря-
жение на все пьесы.
Генеральную репетицию лучше всего проводить в том зале или в помеще-
нии, в котором предстоит выступать. Оркестранты и дирижёр должны ощу-
тить акустические особенности зала и, в зависимости от них, «скорректиро-
вать» звучание групп и оркестра в целом, чтобы ни один инструмент «не про-
пал» и в то же время «не вылез» из общего звучания. Нет двух помещений,
залов, одинаковых по акустическим свойствам. То, что в одном зале хорошо
прослушивается, удовлетворяет в звучании пьесы, в соотношении звучания
групп, в другом может прозвучать недостаточно ясно, главные партии будут
заглушаться, «вязнуть». Однако генеральная репетиция остается репетицией
и «не дотягивает» по эмоциональному накалу до концертного выступления. В
полной мере этот накал должен присутствовать на концерте. Поэтому не сле-
дует особенно эмоционально вести генеральную репетицию: можно «перего-
реть» и на концерте сыграть вяло, без нужного подъема. На генеральной ре-
петиции пьесы должны быть сыграны «чисто», с оттенками, в нужном темпе
(или чуть выше), но сдержанно в эмоциональном плане.
Обобщая выше изложенное, следует подчеркнуть, что перечисленные
рекомендации не могут учитывать всего многообразия встречающихся слож-
ностей в репетиционной работе. Однако, очень важно, чтобы дирижёр орке-
стра совершенствовал свою методическую подготовку не только в музыкаль-
но - педагогическом аспекте, но и в плане развития организаторских навы-
ков.
Каждый руководитель, исходя из специфических, присущих его оркестру
особенностей, должен проводить репетицию таким образом, чтобы макси-
мально эффективно, с большей отдачей использовать отведенное на неё вре-
мя. Ведь именно занятия в коллективе способствуют становлению характера,
норм поведения, обогащают внутренний мир яркими впечатлениями и пере-
живаниями.
Репетиции — не что иное как познавательный и многогранный процесс,
который воспитывает любовь к искусству, развивает художественный вкус,
формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к
окружающему миру.
Список литературы.
1. Андреев В.В. «Материалы и документы». Составление;
текстологческая подготовка, примечания. Б.Б. Грановского - М.: 1986 г.
2. Бакланова
Н.К.
«Психологические
основы
профессионального мастерства». - М.: 1992 г.
3. Иванов – Радкевич А. «О воспитании дирижера». - М.: 1973 г.
4. Имханицкий М.И. «У истоков русской народной оркестровой
культуры».- М.: 1987 г.
5. Каргин В. В. «Воспитательная работа в коллективе
самодеятель ности». - М: 1977 г.
6. Колчева М.С. «Методика преподавания дирижирования оркестром
русских инструментов». - М.: 1983 г.
7. Полыдина А.Д. «Формирование оркестра р. н. и. на рубеже XIX –
XX веков». - М.: 1977 г.
8. Ражников В.Г. «Диалоги о музыкальной педагогике». - М.: 1989 г.
9. Розанов В.В. «Сумерки просвещения». - М.: Педагогика, 1990 г.
10. Светланов Е. «Техника дирижирования». - М.: 1989 г.
11. Сухорослов В.К. «Из истории народного инструментального
исполнительства в Центральной России». - Орёл. 2000 г.
12. Цыпин Г.М. «Вопросы дирижирования». - М.: 1980 г.