Автор: Анисимова Кристина Сергеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №15 "Страна Чудес"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ"
Статья
«Патриотическое воспитание у старших дошкольников»
К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна
положительная
пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только
человек, не понимающий потребностей детства».
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не
может быть определено несколькими словами.
Это и любовь к родным
местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей
неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать
богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных
ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа. Однако,
если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем
применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за
детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать
вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а
его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В
разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о
несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических
чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая
фраза: «Все начинается с детства»
- как нельзя больше относиться к
данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда
обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные
напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки
открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют
надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса
Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают
ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ
считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У
каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному
народу колориту, передают от поколения к поколению эти нравственные
ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и
ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки
русской народной педагогики,
- писал К. Д. Ушинский, -
и я не думаю,
чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с
педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости
воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и
глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки
формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит
природа родного края. Река, лес,
поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок
переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,
любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,
речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого
педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку
трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.
Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,
второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении
нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у
детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям
трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес,
река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим
его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей
еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и
из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят
дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. –
во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает
чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать
в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать
с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей
патриотических чувств происходит в следующей последовательности:
сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду,
затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая
любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К
сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье
уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать
им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в
духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно
для становления личности ребенка,
для чувства защищенности и
благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине,
очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих
родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания
является приобщение детей к традициям народа.
Например, отмечать
профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим
войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов,
участников войн.
.
Одна из граней патриотизма –
отношение к трудящемуся
человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд
приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше
зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает
его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родителям
следует рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего
это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им
общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к
какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать,
рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности
делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за
человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг
о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка,
рождает стремление к подражанию.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране
ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству
стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о
сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя
благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей,
помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся
каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств
и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так
же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот,
кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими
поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она
выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в
желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к
его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании
будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника
невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для
формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную
деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для
коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и
как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной
организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой
живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И
непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью
скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в
общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина
любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно
организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а
не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не
только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива.
Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для
окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к
воспитанию патриотических чувств у детей.