Напоминание

урок "открытия" нового знания

Автор: Хрусталева Ирина Геннадьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №110"
Населённый пункт: г. Трехгорный, Челябинская область
Наименование материала: урок
Тема: урок "открытия" нового знания
Дата публикации: 15.04.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок разработан учителем географии МБОУ «СОШ № 110» г. Трёхгорного Челябинской области Хрусталёвой И.Г.

Категория учащихся – 6 класс

Тема: «Ветер».

Тип урока: урок "открытия" нового знания.

Планируемые результаты:

Личностные:

стимулировать интерес к изучению окружающей природы

раскрыть значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека

Метапредметные:

развитие умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при решении учебных задач

Предметные:

сформировать понятие ветер, выявить причины его образования;

познакомиться с видами ветров;

сформировать представление о розе ветров, её построении и анализе

осуществить работу с понятийно-категориальным аппаратом: атмосферное давление, ветер, бриз, муссон, роза ветров

Средства обучения:

География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. – М. : Дрофа, 2015.

География: Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «география. Землеведение. 5-6 классы» / В. П.

Дронов, Л. Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2017.

Атлас по географии для 6 класса. – М. : Дрофа, 2017.

Тематические карточки для индивидуальной и групповой работы (см. Приложение).

Кроссворд по теме: «Атмосфера».

Фотоматериалы.

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к

учебной

деятельности

(1-2 минуты)

Р.Т. задания:

№ 32: какие

причины,

влияющие на

атмосферное

давление, вы

знаете?

№ 35. Заполните

пропуски, и

закончите

предложение:

атмосферное

давление __?___

при повышении

температуры и _?__

при её понижении,

так как ________.

Осуществляет мотивирование

учащихся к учебной деятельности:

- актуализирует требования

подготовки к уроку («надо»);

- создаёт условия для

возникновения внутренней

потребности включения в учебную

деятельность («хочу»);

-устанавливает тематические

рамки («могу»), исходя из

предыдущей темы урока и

выполнения заданий № 32, 35 в

Р.Т. стр. 17.

Проверяют готовность к уроку.

Проявляют познавательную

инициативу. Осознают

возникшее интеллектуальное

затруднение, дефицит знаний.

Осознают цели предстоящей

деятельности.

Личностные

(развитие мотивов учебной

деятельности и формирование

личного смысла обучения).

Коммуникативные

(планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками).

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения в

пробном учебном

действии

(4-5 мин).

Вариант 1.

Вариант 2.

Предлагает учебное задание,

позволяющее закрепить ранее

изученный материал по теме

"Атмосферное давление" и

одновременно совершить переход

к изучению нового материала:

определите различия в нагревании

земной поверхности суши и моря и

обозначьте на рисунке области

атмосферного давления (задание

и рисунки представлены на

интерактивной доске и в Р. Т. №

36. стр. 18).

Осуществляет мотивацию

учащихся к их выполнению,

реализацию и первичный

контроль.

Актуализируют в парах или

микрогруппах изученные

способы действий, достаточных

для решения поставленных

задач. Совершают пробные

учебные действия.

Осуществляют первичный

контроль, предлагая свои

варианты выполнения заданий.

Фиксируют индивидуальные

затруднения.

Познавательные (составление

схем-опор; установление

причинно- следственных связей)

Коммуника-тивные

(групповая работа по карточкам;

инициативное сотрудничество)

Регулятивные (само - и взаимо-

контроль).

Выявление места и

причины

затруднения

(3 минуты).

Вариант 1.

Образец.

Вариант 2.

Организует фиксацию затруднений

в ходе выполнения

заданияОрганизует выявление

учащимися места и причин

затруднения в выполнении

учебного задания.

Анализируют свои действия.

Индивидуально фиксируют

место затруднения.

Соотносят свои действия с

изученными способами и

фиксируют причину

затруднения.

На основе коллективного

обсуждения и установления

верного ответа, выполняют

задание № 36 в Р.Т. стр. 18.

Познаватель-ные

(анализ,синтез, сравнение,

формулирование проблемы).

Регулятивные (волевая

саморегуляция в ситуации

затруднения).

Коммуникативные

(аргументация своего мнения и

позиции).

Построение

проекта выхода из

затруднений.

(целепологание)

Тема урока:

«Ветер»

Руководит процессом с помощью

подводящего и побуждающего

диалога.

Предлагает подумать, какой

В коммуникативной форме

выдвигают версии природного

процесса, который возникает

при наличии областей с разным

Познавательные

(самостоятельное формулиро-

вание темы; поиск и выделение

необходимой информации; выбор

Лето

Зима

Лето

Зима

Н.Д.

В.Д.

Н.Д.

В.Д.

В.Д.

Н.Д.

В.Д.

Н.Д.

(4 мин)

природный процесс возникает при

наличии областей с разным

атмосферным давлением;

схематично изобразить его на

рисунке.

Демонстрирует фото и

видеоматериалы о силе ветра, его

использовании и значении.

(Приложение №1).

Предлагает приём «Ассоциация»:

В

Е - какие ассоциации, начина-

Т - ющиеся на данные буквы,

Е - у вас связаны с ветром?

Р -

атмосферным давлением.

Согласовывают тему урока

(«Ветер»); ставят цель,

определяют средства для её

достижения.

Цель: определение сущности

понятия «Ветер»; выявление

причин его возникновения.

Задачи:

объяснить различия в силе

ветра; познакомиться с

различными видами ветров;

определить значение ветра в

природе и жизни человека.

эффективных способов решения

задач).

Коммуникативные

(планирование дальнейшей

деятельности, аргументация

своего мнения, учёт разных

мнений).

Реализация

построенного

проекта

(5 минут)

В.Д. Н.Д.

ветер

Ветер – движение

воздуха вдоль

поверхности земли

из области

высокого давления

в область низкого.

Организует обсуждение

различных вариантов,

предложенных в задании № 37 Р.Т.

стр. 19.

Дети создают графическую

модель возникновения ветра

(рисуя на листках). Предлагают

свои варианты для обсуждения,

используя интерактивную

доску. Исходя из данной схемы,

формулируют понятие «Ветер».

Познавательные

(использование знаково-

символических средств, общих и

индивидуальных схем решения;

подведение под понятие,

установление причинно-

следственных связей).

Регулятивные

(контроль, коррекция).

Коммуникативные (учёт разных

мнений, достижение понимания,

согласования общего решения).

Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи

(5 мин.)

Покажите на

рисунках

стрелочками

направление

движения ветра

(бриза/муссона).

Вариант 1. Бриз.

Предлагает типовые задания на

новый способ действия. Создаёт

условия для сотрудничества.

Организует представление

вариантов выполненных заданий с

проговариванием алгоритма

решения вслух. Совместно

выбирает оптимальный вариант

выполнения заданий, который

знаково фиксируется на

На основе знакомства с тексом

и рисунками учебника (стр.

156-157), определяют виды

ветров и их особенности.

Используя Р.Т. задания № 41

42, знаково изображают

направление движения

бризов/муссонов

Предлагают свои варианты.

Сверяют с эталоном.

Познавательные (извлечение из

текста необходимой информации;

использование знаково-

символических средств,

подведение под понятие).

Регулятивные

(контроль, коррекция).

Коммуникативные

(учёт разных мнений,

координирование в

Бриз - легкий

ветер, меняющий

своё направление

два раза в сутки.

Вариант 2. Муссон.

Лето

Зима

Муссон

арабского «сезон»)

– ветер, меняющий

свое направление

два раза в год.

интерактивной доске (эталон).

Осуществляют коррекцию.

Исходя из полученных схем,

формулируют понятие

бриз/муссон. Выявляют их

сходства и отличия.

После совместного обсуждения,

определяют их значение в

природе и жизни человека.

сотрудничестве разных мнений).

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону

Задания на

интерактивной

доске: покажите

направление ветра

Предлагает типовые задания на

новый способ действия в Р.Т. №

44 с. 21. Создаёт условия для

сотрудничества.

Осуществляют анализ, синтез

предложенных заданий,

выполняют действия по

алгоритму

Познавательные

(Анализ, синтез, предложенных

заданий, выполняют действия по

алгоритму; использование знако-

В.Д

Н.Д.

Н.Д

В.Д

В.Д

Н.Д

Н.Д

.

В.Д

.

(3 мин)

Физкульт-

минутка

(2 мин)

между пунктами А

и Б; длиной

стрелок отразите

силу ветра.

А76о мм Б 765 мм

А763 мм Б 759 мм

Вставьте в

предложение

пропущенные

слова.

Чем

больше………. ,

тем больше сила

(скорость) ветра.

Задание № 44 в Р.Т.

Рассмотрите

рисунок. У какого

из ветров (А или Б)

скорость выше и

почему?

В случае затруднения с предлагает

демонстрационный опыт по

сдуванию сильно и слабо-

надутого воздушных шаров.

В.Д. Н.Д.

ветер

Проговаривают алгоритм

решения вслух. Аргументируют

своё мнение, позицию.

Достигают договорённости и

согласовывают общее решение.

символических средств;

установление причинно-

следственных связей.

Коммуникативные

(формулирование и аргумен-

тация своего мнения в форме

коммуникации; учет разных

мнений).

Личностные (нравственно-

этическое оценивание

усваиваемого содержания)

Включение в

систему новых

знаний

( 9-10 мин)

Изучение ветра

(приборы, работа

метеостанций,

шкала Бофорта).

Значение ветра:

1. для природных

процессов

2. человеческой

деятельности (см.

фотоматериал).

Помогает выявить и

зафиксировать границы

применимости нового знания.

Используя различные

источники информации:

учебник стр. 154-158,

фотоматериалы. (Приложение

№1), Интернет и др.),

участвуют в дискуссии о

значении ветра и его изучении.

Учатся составлять и

анализировать розу ветров по

данным задания №40 в Р.т. стр.

19-20.

Вырабатывают критерии

оценки по выполнению графика

«Роза ветров» (Приложение

№2).

Познавательные

(поиск и выделение информации,

использование знаково-

символических средств,

моделирование;

Осуществляет знакомство с розой

ветров.

Рефлексия учебной

деятельности (этап

оценки)

(6 мин).

См. приложение

Организует рефлексию нового

содержания на основе кроссворда

«Атмосфера».

Осуществляет мониторинг

степени развития УУД по

индивидуальным картам после

проведённого урока (Приложение

№4).

Индивидуально решают

кроссворд «Атмосфера» и

осуществляют взаимопроверку

(Приложение №3).

На основе вопросов кроссворда,

вызвавших затруднение (№ 7,9,

12, 6, 11), предлагают тему

следующего урока: «Водяной

пар в атмосфере. Облака.

Осадки»

Самооценка деятельности

обучающихся на уроке.

(Приложение №5).

Регулятивные (контроль,

коррекция; оценка качества и

уровня усвоения; целеполагание)

Коммуникативные (контроль,

коррекция, оценка действий

партнёра)

Личностные (нравственно-

этическое оценивание)

Приложение 1.

Фотоматериалы по теме «Ветер».

Приложение №2.

Предполагаемые критерии оценки учащимися графика «Роза ветров»:

Критерий

Баллы

Знание сторон горизонта

2 балла

Получение достоверных данных о

направлении ветров с использованием

приборов (НРК)

5 баллов

Регулярность наблюдений (НРК)

3 балла

Умение строить график

2 балла

Умение анализировать полученные данные

2 балла

Итого: для НРК «5» - 13-14 баллов; «4» - 9-12 баллов; «3» - 6-8 баллов.

По готовым данным: «5» - 6 баллов; «4» - 4-5 баллов; «3» - 3 балла.

Приложение №3

Кроссворд по

теме:

«Атмосфера»

Приложение №4.

Индивидуальная карта развития обучающегося/ обучающихся:

УУД

Ф. И. уч-ся

Познавательные

Критерии

могут быть

зафиксирован

ы

"+" или "-"

(наглядность)

и можем

посчитать

общеучебные

(работа с информацией)

Критерии:

1. Умение работать с

различными источниками

информации.

2. Осуществлять поиск

необходимой информации.

3. Умение ориентироваться

в представленной

логические

(анализ, синтез,

сравнение)

Критерии:

1.Умение выводить

следствия на основе

изучаемых явлений и

процессов.

2. Умение анализировать,

обобщать, делать

Моделирование

(развитие знаково-

символических учебных

действий)

Критерии :

1. Предварительный анализ текста

задачи.

2. Перевод текста на знаково-

символический язык (вещи или

графики).

общее кол-во

выраженных

позиций.

информации (выбирать

главное, находить ответы

на вопросы).

4. Использовать ранее

полученные знания в

новой ситуации.

5. Представлять

информацию в различных

видах и на разных

носителях.

Итого баллов:

логические выводы.

3. Соотносить данные

между условиями и

требованиями

поставленной задачи.

3. Построение модели.

4. Работа с моделью.

5. Соотнесение результатов,

полученных на модели, с

реальностью (текстом).

1.

УУД

Критерии

могут быть

зафиксирован

ы

"+" или "-"

(наглядность)

и можем

посчитать

общее кол-во

выраженных

позиций.

Ф. И.

уч-ся

Личностные

Самоопределение

(личностное, жизненное)

Критерии:

1. Широта диапазона

оценок.

2. Социальная роль

ученика.

3. Осознание своих

возможностей в учении.

4. Осознание

необходимости

самосовершенствования.

5. Способность адекватно

судить о причинах своего

успеха/неуспеха в учении,

связывая успехи с

усилиями, трудолюбием.

Мотивация учебной

деятельности

Критерии:

1. Сформированность

познавательных

мотивов(интерес к новому).

2. Интерес к способу решения и

общему способу действия.

3. Сформированность учебных

мотивов.

4. Стремление к самоизменению

– приобретению новых знаний и

умений.

5. Установление связи между

учением и будущей

профессиональной

деятельностью.

Нравственно-

этическая ориентация

Критерии:

1. Ориентация на

моральную норму

(справедливого

распределения,

взаимопомощи)

ости).

2. Умение в корректной

форме отстаивать свою

точку зрения.

3. Умение распределять

социальные роли в группе.

4 . Умение грамотно

разрешает конфликты в

общении; оценивает

успешность ситуации

общения.

5. Уважительное и

доброжелательное

отношение к своим

оппонентам.

1.

УУД

Критерии

могут быть

зафиксирован

ы

"+" или "-"

(наглядность)

и можем

посчитать

общее кол-во

выраженных

позиций.

Ф. И.

уч-ся

Коммуникативные

Взаимодействие

Критерии:

1. Умение строить понятные для партнера

высказывания, т. е. владение вербальными и

невербальными средствами общения.

2. Уметь обосновывать и доказывать свою

точку зрения.

3. Уметь задавать вопросы.

4. Уметь слушать собеседника.

5. Уметь позитивно относиться к процессу

общения.

Кооперация

Критерии:

1. Осуществлять взаимоконтроль и

взаимопомощь.

2. Иметь навык конструктивного общения,

взаимопонимания.

3. Уметь дружить, уступать, убеждать.

4. Уметь планировать общие способы

работы

1.

УУД

Ф. И. уч-

ся

Регулятивные УУД

Целеполагание

Критерии (по баллам):

1. Может принимать лишь

простейшие цели.

2. Принимает и вы-

полняет только

практические задачи (но

не теоретические).

3. Принятая познава-

тельная цель сохраняется

при выполнении учебных

действий и регулирует

весь процесс их

выполнения.

4. Столкнувшись с новой

практической задачей,

самостоятельно

формулирует

Планирование

Критерии (по

баллам):

1.Отсутствие навыков

планирования своей

деятельности.

2. Навыки

планирования

выражены, но не

совсем оптимально

используется.

3. Навыки

планирования

выражены;

используется

оптимально.

Итого баллов:

Оценка учебной

деятельности

Критерии (по

баллам):

1. Ученик не умеет,

не пытается

оценивать свои

действия — ни

самостоятельно, ни

по просьбе

учителя.

2.

Решая новую

задачу, оценивает

свои возможности

с позиции "знаю-не

знаю", не выходя за

пределы известных

способов действий.

Коррекция

Критерии ( по

баллам)

1. Не может

самостоятельно

обнаружить ошибки

и внести

необходимую

корректировку.

2. Коррекция

запаздывающая и

неполноценная.

3.Самостоятельное

обнаружение

ошибок, внесение

соответствующий

исправлений.

Итого баллов:

познавательную цель и

строит действие в соответ-

ствии с ней.

5. Самостоятельно

формулирует позна-

вательные цели, выходя за

пределы требований прог-

раммы.

Итого баллов:

3.У

меет

самостоятельно

спланировать и

оценить свои

действия,

обосновав

правильность или

ошибочность ре-

зультата.

Итого баллов:

1.

Приложение №5. По аналогу «Розы ветров»

Степень успешности (в баллах):

Успешность освоения темы

«Ветер»

Применимость полученных знаний и

умений в жизни

Достижение целей и задач

урока

Эффективность работы группы (в целом)

Успешность освоения темы «Атмосферное давление»

Интерес к процессу обучения

Достижение личных целей

Успешность работы в группе