Автор: Караваева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №17"Затейники"
Населённый пункт: г.Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание детей в игре"
«ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ»
Игра для ребенка дошкольного возраста – наиболее естественный вид
деятельности. Благодаря игре развивается образное и логическое мышление,
речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему
человеческих отношений, в конечном итоге постигает «взрослые» смыслы
жизни.
Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и
управляемый педагогический процесс. Мы – педагоги учим детей играть,
создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Руководя игрой,
воздействуем на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства,
волю, поведение, используем ее в целях умственного, нравственного,
эстетического и физического воспитания.
Например, я стараюсь, что бы в процессе игры уточнялись и углублялись
знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль,
ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Давайте
посмотрим, что же происходит сегодня с игрой! Сегодняшний, современный
ребёнок совершенно по - иному представляет себе ИГРУ, вне педагогического
руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние и
всё больше его затягивают «компьютерные игры» и с чем мы сталкиваемся?
Вот тут давайте вспомним слова Н. К. Крупской, которая писала: «Есть игры,
вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную
ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт,
тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение,
укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение
помогать в беде и т, д. и т. п.». И нам педагогам очень сложно современного
ребёнка настроить на положительную игру, добрую, жизненную игру следуя
программе. Если ребёнок играл, предположим, в «плохую компьютерную»
игру дома и притом она ему очень нравилась, то, конечно же, сложно
перестроится на игру в детском саду, возникает просто не понимание той
игры, которую предлагаем поиграть мы – педагоги! Уходит уйма времени и
сил, чтобы расположить ребёнка к себе и помочь детям в организации игр и
объединению их в игре.
Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью
согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам,
которые устанавливаются в игре.
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить
возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо
и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к
плохому. С этой целью мы - воспитатели через игру и в игре раскрываем
детям смысл тех или иных положительных фактов, вызываем у ребят желание
подражать им и тем самым формируем их отношение к тому, что
отображается в игре.
Мы широко используем игру как средство физического воспитания.
Большинство игр требует активных движений, которые усиливают
кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ.
Я, играя, стараюсь создавать у них радостное, бодрое настроение в игре, а
положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного
физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие
воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Например, мы с детьми с удовольствием играем в такие игры, где можно
проявить свою фантазию и творчество.
С помощью игры ребенок познает самого себя и окружающий его мир,
развивает свои физические и умственные способности, учится общаться с
окружающими, демонстрирует свой характер. Поэтому игра для ребенка - это
не просто игра, это жизнь, это необходимое условие для нормального роста и
развития.