Автор: Розанова Анна Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аленушка" с.Чистенькое"
Населённый пункт: с.Чистенькое Симферопольского района Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Ваш ребенок идет в школу. Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников.
Ваш ребёнок идёт в
школу
Советы и рекомендации
родителям будущих
первоклассников.
Вопросы:
1.
Возрастные особенности первоклассников
2. Критерии готовности к школе
3. Понятие о школьно-значимых психологических
функциях
4. Трудности, которые могут возникнуть у
первоклассников
5. Советы родителям
Возрастные особенности
первоклассников.
-
Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко
сопровождается кризисом младшего школьного возраста (7 лет).
- Для этого кризиса характерны: манерничанье, капризы, паясничание.
- Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями
ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
- Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу
происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность
напряжение.
-
формируется самооценка (уже понимает, что оценка его поступков
определяется тем, как эти поступки выглядят в глазах окружающих;
- свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает
его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение;
- первоклассники очень возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших
полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
- особую роль в жизни первоклассника играет учитель, который выступает как
центр его школьной жизни.
- период приспособления к требованиям школы для всех детей различен . У одних
он длится 1 месяц, у других - семестр, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.
Критерии готовности к школе:
физическая
нравственная
психологическая
мыслительная
Физическая готовность:
- ребенок должен быть здоров! (заключение врачей)
Обязательным условием для приема детей в школу является
достижение ими к 1 сентября возраста не менее 6,5 лет.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года,
проводится в условиях детского сада.
Нравственная готовность:
-
умение строить отношения с учителем;
- умение общаться со сверстниками;
- вежливость, сдержанность, послушание.
- отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Советы родителям:
- Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями
других детей.
- Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку».
- Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность:
-
твердое желание учиться, получать знания;
- понимание важности и необходимости учения;
- проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
- умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда
интересные);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми;
(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход
из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
-
Мыслительная готовность:
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
Полезно:
1) учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя
слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому»;
2) учить ребят задавать вопросы (стимуляция мышления);
3) читать ребенку тексты, а после прочтения задавать несколько
вопросов по содержанию и попросить пересказать (развитие
монологической речи);
4) особенно обращайте внимание на ориентирование ребенка в
пространстве. Учите правильно понимать и употреблять в речи
предлоги и понятия ЗА, НАД, ПЕРЕД, СЗАДИ, БЛИЖЕ, ДАЛЬШЕ и др.
Большое значение для успешного обучения и адаптации в
школе имеет развитие школьно-значимых
психологических функций, таких как:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно
владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение
правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести
в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно
воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
-
развитие логического мышления (способность находить сходства и
различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять
предметы в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на
выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному
запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом
/слово - картинка либо слово - ситуация/).
Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников
-
В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость
организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
-
Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы,
эмоциональны, впечатлительны.
- Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью,
недисциплинированностью.
- Для первоклассников характерна высокая утомляемость.
Советы родителям:
Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать
условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со
сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение
книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению
будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче
ему будет личностно в нее включиться.
Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша
соотнести с режимом дня школьника.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он
понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны
быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
ЗАПОМНИТЕ:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка
любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не
может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с
достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это
при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Чтобы первоклассник меньше волновался, прежде всего, уймите
собственную тревогу о нем, ведь ребенок чувствует ваше настроение..
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного
продвижения в учёбе для вашего малыша.
ЧАЩЕ ГОВОРИТЕ
ВАШЕМУ РЕБЕНКУ
КАК ВЫ ЕГО
ЛЮБИТЕ!!!
Спасибо за внимание!