Автор: Коваленко Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья "Неврозы у детей"
Тема: "Актуальность проблемы неврозов у детей"
Коваленко Л. Н. воспитатель МАДОУ детский сад№17. г. Балаково.
Статья «Невроз у ребенка».
Что такое невроз?
В последней, самой современной международной классификации болезней
(МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не
выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных
наименование широкой группы расстройств - «невротические, связанные со
стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все
нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему
существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи)
по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?
Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз - это болезнь (см. Невроз в
клинике). Не симуляция, не придурь, не «расстроенные нервы», - болезнь,
требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь
пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз
«полноценным» заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня
наблюдается довольно пестрая картина.
Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:
- Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач,
во всем этом не понимаю, вижу - жене плохо и все. А потом она сходила к
врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: «невроз». Вот и все
дела. Все от нервов - я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет.
Но разве она меня послушает?!
От отцов:
- Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, - невроз у него и все.
Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами
меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз - это-то я знаю, берешь
ремень и...
То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании,
отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз
- болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом
руки.
Все невротические расстройства объединяет одно - все они в той или иной
степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения,
развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать,
отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть
ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении
вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию
неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были,
безусловно, З. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные
направления психологии и психотерапии, - А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У
нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и
плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения
неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные
исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г.
Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.
Сам термин «невроз» был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году.
Означает он в переводе с греческого - «болезнь нервов». Поскольку какое-
нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно
понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например,
определение, приведенное в «Толковом словаре психиатрических терминов»
и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому.
Звучит оно так:
«Неврозы - это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-
психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате
нарушения особо значимых жизненных отношений человека и
проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии
психотических явлений».
Для неврозов характерны:
1. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;
2. психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи
между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями
системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией
- с другой стороны;
3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании
эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть
расстройства функции и состояния, а не органические поражения).
Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982
году. Они включают в себя:
1. наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально
значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);
2. наличие невротических особенностей личности и недостаточности
психологической защиты;
3. выявление характерного типа невротического конфликта;
4. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой
динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического
конфликта.
Основные предпосылки возникновения неврозов у детей
Невроз - сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на
основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже
называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно
действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные
возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его
темперамент, его характер; а также - наличие индивидуально значимого
внутреннего конфликта.
Что делать, если у ребенка невроз
Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем
лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило,
длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей
ребенка.
Анализ статьи Е. В. Мурашовой.
Автор статьи обращает внимание читателей на то, что в самой современной
международной классификации болезней невроз как отдельное заболевание
или группа заболеваний не выделяется вообще. И все же по ее мнению
невроз это болезнь, которую необходимо лечить.
Е. В. Мурашова приводит примеры, где акцентирует внимание читателей на
легкомысленное отношение к этой болезни, что в результате приводит к
более серьезным нарушениям психики.
В статье автор ссылается на работы известных ученых занимающиеся данной
проблемой и делает выводы, что неврозы возникают по ряду причин, одна из
которых неправильное семейное воспитание.
По моему мнению, как воспитателя благоприятная обстановка в семье
позволяет избежать неврозов у детей.