Напоминание

"Актуальность проблемы неврозов у детей"

Автор: Коваленко Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17
Населённый пункт: г. Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья "Неврозы у детей"
Тема: "Актуальность проблемы неврозов у детей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Коваленко Л. Н. воспитатель МАДОУ детский сад№17. г. Балаково.

Статья «Невроз у ребенка».

Что такое невроз?

В последней, самой современной международной классификации болезней

(МКБ-10) невроз как отдельное заболевание или группа заболеваний не

выделятся вообще. Сохранилось лишь малопонятное для непосвященных

наименование широкой группы расстройств - «невротические, связанные со

стрессом и соматоформные расстройства». Однако, несмотря на все

нововведения медиков, обширная группа страдальцев по-прежнему

существует, и практические врачи (в основном, разумеется, невропатологи)

по-прежнему диагноз невроза широко используют. Так что же это такое?

Во-первых, хотелось бы уточнить сразу: невроз - это болезнь (см. Невроз в

клинике). Не симуляция, не придурь, не «расстроенные нервы», - болезнь,

требующая длительного и адекватного лечения. Западный мир, насквозь

пронизанный флюидами фрейдизма, давно уже признал невроз

«полноценным» заболеванием, а у нас, в нашей культуре сегодня

наблюдается довольно пестрая картина.

Автору приходилось слышать, например, такие высказывания от мужей:

- Я сначала испугался, думал, с ней и вправду что-то такое. Но я же не врач,

во всем этом не понимаю, вижу - жене плохо и все. А потом она сходила к

врачу, он ее сразу и раскусил. Так и написал в карточке: «невроз». Вот и все

дела. Все от нервов - я ей так и говорил. Прекрати психовать и все пройдет.

Но разве она меня послушает?!

От отцов:

- Правильно, нам так и доктор сказал, как вы говорите, - невроз у него и все.

Больше надо на улице гулять, и телевизор с этими дурацкими фильмами

меньше смотреть. А лечить? Ну, как лечить невроз - это-то я знаю, берешь

ремень и...

То есть в данных случаях представления о неврозе, как о заболевании,

отсутствуют начисто. И это неправильно. Поэтому повторяю еще раз: невроз

- болезнь. Ее надо лечить так же, как лечат туберкулез, насморк или перелом

руки.

Все невротические расстройства объединяет одно - все они в той или иной

степени связаны с психологическими причинами. Проблема происхождения,

развития и даже определения неврозов до сих пор спорна (надо думать,

отчасти поэтому составители МКБ-10 от этой категории и отказались). Чуть

ли не каждый серьезный исследователь в области психологии на протяжении

вот уже почти 100 лет выдвигает свою концепцию или свою классификацию

неврозов. Наиболее известными такими западными исследователями были,

безусловно, З. Фрейд и его последователи, разработавшие собственные

направления психологии и психотерапии, - А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни. У

нас проблемами происхождения и классификации неврозов много и

плодотворно занимался Мясищев. И сегодня в области типологии и лечения

неврозов (в том числе у детей) работают многие замечательные

исследователи и практические врачи, например, А. И. Захаров, Э. Г.

Эйдемиллер, В. И. Гарбузов.

Сам термин «невроз» был введен великим врачом Галеном аж в 1776 году.

Означает он в переводе с греческого - «болезнь нервов». Поскольку какое-

нибудь из многочисленных определений неврозов нам все равно

понадобится, то можно взять что-нибудь посовременней, например,

определение, приведенное в «Толковом словаре психиатрических терминов»

и принадлежащее видному современному психиатру Б. Д. Карвасарскому.

Звучит оно так:

«Неврозы - это психогенные (как правило, конфликтогенные) нервно-

психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате

нарушения особо значимых жизненных отношений человека и

проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии

психотических явлений».

Для неврозов характерны:

1. обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности;

2. психогенная природа заболевания, которая определяется наличием связи

между клинической картиной невроза, с одной стороны, и особенностями

системы отношений, присущей личности больного, и конфликтной ситуацией

- с другой стороны;

3. специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании

эмоционально-аффективных и сомато-вегетативных расстройств (то есть

расстройства функции и состояния, а не органические поражения).

Критерии диагностики неврозов были сформулированы А. М. Вейном в 1982

году. Они включают в себя:

1. наличие психотравмирующей ситуации (она должна быть индивидуально

значимой и тесно связанной с дебютом и течением заболевания);

2. наличие невротических особенностей личности и недостаточности

психологической защиты;

3. выявление характерного типа невротического конфликта;

4. выявление невротических симптомов, характеризующихся большой

динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического

конфликта.

Основные предпосылки возникновения неврозов у детей

Невроз - сложное, многокомпонентное заболевание, развивающееся на

основе множества причин и предпосылок. Основные из них мы уже

называли. Это инициирующая психологическая травма или длительно

действующие стрессорные факторы, истощающие адаптационные

возможности организма; особенности психологической защиты ребенка, его

темперамент, его характер; а также - наличие индивидуально значимого

внутреннего конфликта.

Что делать, если у ребенка невроз

Невроз, как и многие другие заболевания, гораздо легче предотвратить, чем

лечить. Но лечить его можно и нужно. Лечение невроза, как правило,

длительное. Проводит его только специалист в тесном контакте с семьей

ребенка.

Анализ статьи Е. В. Мурашовой.

Автор статьи обращает внимание читателей на то, что в самой современной

международной классификации болезней невроз как отдельное заболевание

или группа заболеваний не выделяется вообще. И все же по ее мнению

невроз это болезнь, которую необходимо лечить.

Е. В. Мурашова приводит примеры, где акцентирует внимание читателей на

легкомысленное отношение к этой болезни, что в результате приводит к

более серьезным нарушениям психики.

В статье автор ссылается на работы известных ученых занимающиеся данной

проблемой и делает выводы, что неврозы возникают по ряду причин, одна из

которых неправильное семейное воспитание.

По моему мнению, как воспитателя благоприятная обстановка в семье

позволяет избежать неврозов у детей.