Напоминание

Развитие быстроты у футболистов 13-14 лет

Автор: Саурин Алексей Евгеньевич
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ"
Населённый пункт: г. Сарапул
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие быстроты у футболистов 13-14 лет







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методические рекомендации по развитию быстроты у футболистов 13-14 лет

Развитие быстроты в футболе

Развитие двигательной реакции. Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно

появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для

футболиста.

В

условиях

игры

может

быть

один

или

несколько

одновременных

или

последовательных

раздражителей

(действий

противника),

поэтому

и

выделяют

простую

и

сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).

По мнению Качани. А, путь футболиста к воротам осуществляется чаще всего вследствие

выполнения

сложных

двигательных

действий

(способ

и

скорость

ведения

мяча,

выбор

направления передвижения, "укрывание" мяча, смена маневра, способ передачи или удара и при

этом определенная дифференцировка мышечных усилий и др.).

Лаптев

А.П.

считает,

что

в

футбольной

игровой

деятельности

основе

успешной

реализации действий лежит феномен "реакции выбора"). Представление о нем можно развивать в

нескольких направлениях. Но для практики футбола, с его точки зрения, необходимы упражнения,

которые бы комплексно (а не фрагментарно) представляли бы цельное двигательное действие в его

закономерном развитии, характерном для игрового футбольного этюда. Чем глубже и тоньше умеет

игрок воспринимать постоянно меняющиеся ситуации, тем лучше он будет ориентироваться в

течение игры и понимать содержание отдельных эпизодов.

Хорошими средствами для развития двигательной реакции будут старты из различных

положений, старты в движении под звуковые и зрительные сигналы, игры с внезапным выбором

решения, компьютерные игры, настольный теннис.

Развитие

стартовой

и

дистанционной

скорости. Игровые

действия

характеризуются

постоянными

ускорениями,

необходимыми

для

опережения

соперника,

для

своевременного

завершения игровых задач. Они, в интересах цели игры, должны выполняться на высокой скорости

с

проявлением

значительных

усилий,

требующих

очень

тонкой

координации

и

мощного

энергообеспечения.

Для развития стартовой скорости футболиста эффективным будет бег на 15—30 м (именно

на таком отрезке бега юные футболисты набирают максимальную для себя скорость), рывки на 5-

7м с мячом и без мяча.

Развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов. По

мнению Монакова Г.В. быстрота движений имеет большое значение в современном футболе. Она

определяет скорость перемещений футболиста и скорость выполнения технических приемов, что

вместе с точностью повышает эффективность движений. От скорости разбега и движений ноги

при ударе по мячу зависит сила удара— скорость и дальность полета мяча.

Эффективными средствами для развития скорости выполнения отдельных двигательных

актов и технических приемов являются упражнения на увеличение частоты шага, упражнения на

быстроту выполнения технического приема игры (ведения, передачи, удары по мячу).

Рывково-тормозные действия. В процессе тренировки или игры бег футболистов имеет постоянное

изменение направления на высокой скорости.

Скорость рывково - тормозных действий, характеризующая способность футболиста быстро

менять

направление

движения,

зависит

от

работы

мышц

ног

в

уступающе-преодолевающем

режиме. Для тренировки необходимы упражнения в прыжках и в беге с изменением направления

движения.

Необходимо использовать различные виды челночного бега, «слаломный бег».

Комплексное развитие скоростных качеств. Для комплексного развития скоростных качеств

необходимо совмещать упражнения с мячом и без мяча в равной мере. Использовать подвижные

игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных

качеств. Применять различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби),

проводимые в режиме, способствующем развитию быстроты.

Помимо применения в широком масштабе игр, игровых упражнений можно использовать

специальные

подготовительные

комплексы

упражнений

для

развития

основных

физических

качеств, прежде всего быстроты и силы. Это создает благоприятные предпосылки для обеспечения

прочной

базы

всесторонней

физической

подготовленности.

Комплексы

с

преимущественной

направленностью на воспитание быстроты надо применять в начале основной части урока, затем

следуют игры, также способствующие совершенствованию этого качества. Значительно меньше

времени отводится на комплексы упражнений силового характера с соответствующими играми и

игровыми упражнениями, а также на комплексы игр, требующих проявления выносливости. Они

проводятся соответственно в середине и конце урока.

Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, являются сильным средством,

вызывающим быстрое утомление. Поэтому упражнения с акцентом на развитие максимальной

скорости

надо

проводить

часто,

но

в

относительно

небольшом

объеме.

Чтобы

правильно

определить

дозировку

упражнений,

направленных

на

воспитание

быстроты

движений,

надо

учитывать число повторений упражнения, когда они выполняются без снижения скорости, а также

длительность непрерывной тренировочной работы, выполняемой без снижения предельной или

около предельной скорости. Выполнение упражнений, направленных на воспитание быстроты,

прекращают в тот момент, когда субъективные ощущения юного футболиста, внешние признаки

утомления

или

показания

секундомера

будут

свидетельствовать

о

снижении,

скорости

передвижения.

Это

снижение

служит

первым

сигналом

(«критерием

достаточности»)

для

прекращения на данном занятии работы над воспитанием быстроты.

Комплекс упражнений для разбития быстроты

— Упражнения для развития двигательной реакции

— Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости

— Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических

приемов.

— Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений

— Упражнения для комплексного развития скоростных качеств

Упражнения для развития двигательной реакции

1. Старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом и спиной

вперед. Выполняются по звуковому и зрительному сигналу.

2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной

быстротой реагирования. Например, а)группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу —

поднятая тренером вверх рука — выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу -

рука в сторону — резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную

сторону. По сигналу — рука за головой — выполняется поворот на 180° и бег спиной вперед в

максимальном темпе; б) игроки, хаотично двигаются по полю, по сигналу ускорение 5-6 м.

3. Упражнение в движении в парах:

а) игрок 1 движется вперед, выполняя различные движения: ускорения, повороты, торможения,

финты, остановки. Задача игрока 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения

партнера;

б) то же упражнение, но игрок 2 движется спиной вперед.

4. Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, с уменьшением расстояния

между партнерами и увеличением скорости движения мяча. Передавать партнеру в ноги, под

неудобную ногу, заставляя его быстро реагировать на передачу. Так же набрасывание мяча на

грудь, бедро, стопу партнера.

5. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки

не видели подготовительных действий игроков противника, быстро реагировали на внезапно

появляющийся над «сеткой» мяч.

7. Игра в настольный теннис.

Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости:

1) стартовые ускорения по прямой 2 X 20м, интервал 20 с;

2) стартовые ускорения по окружности 2 X 20м, интервал 20 с;

3) стартовые ускорения по ломаной линии 4 X 15м, интервал 20 с;

4) ведение мяча в сочетании с жонглированием для активного отдыха - 3 мин;

5) стартовые рывки с мячом по прямой, 2 X 20м, интервал 20 с;

6) стартовые рывки с мячом по окружности, 2 X 20м, интервал 20 с; жонглирование мячом ногами

и головой в движении для активного отдыха —Змин;

7) обводка 5 стоек с максимальной скоростью, 3 X 20м, интервал 20 с;

8) передачи мяча в парах в движении для активного отдыха — 3 мин;

9) ведение мяча — поворот кругом — рывок с мячом 3 X 20м, интервал 20 с.

10) То же в единоборствующих парах, в тройках. Различные виды эстафет.

11) Игровые упражнения, выполняемые на максимальной скорости.

Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и

технических приемов:

1 .На увеличение частоты шага.

а) бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе;

б) бег на месте с последующим ускорением;

в) беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках. Движения ногами выполняются в

быстром темпе в течение 10 с.

2. Упражнения на быстроту выполнения технического приема игры (ведения, передачи,

удары по мячу):

а) имитация технических приемов с высокой скоростью;

б) выполнение отдельного технического приема с высокой скоростью.

Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений

1. Различные виды челночного бега:

отрезки 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 3x18 м, 2x15 м, 5x30 м.;

2. «слаломный бег» с обводкой стоек;

3. Бег по «коридору» с подтормаживанием на его сторонах;

4. Бег 18м, поворот на 180° на синей линии, бег спиной вперед, 18м, снова поворот на 180°,

обычный бег 18 м.

5. То же с мячом.

Упражнения для комплексного развития скоростных качеств

1. С мячом:

Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на

исходную позицию. Повторить 3-4 раза.

Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом

направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. 3-4 рывка.

Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера

повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20-30 м. После паузы вновь выполнить

упражнение.

Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам

отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном

темпе и т. д.

Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону

партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем

поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый

совершает по 3-4 рывка за мячом.

Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10-12 шагов, и выполнить удар, стараясь

попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8-10 шагах от нее. Повторить упражнение 4-5 раз.

И. п.: у отбойной стенки. Ногой, направив мяч в стенку, быстро (повернув на 180°) обежать

стоящий за спиной предмет, вернуться на исходную позицию и, приняв отскочивший от стенки

мяч, вновь отбить его к стенке. И т. д. Если упражнение выполняет один игрок, то ему разрешается

бить по мячу после двух отскоков от пола. Расстояние до предмета не должно быть слишком

большим.

2. Без мяча:

1) Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.

2) Быстрый бег на 8-10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.

3) Совершив кувырок вперед, встать, сделать небольшое ускорение, а затем резкий поворот на

180°.

4) Упражнение аналогично 1-му, только начинать его нужно с кувырка назад. Затем ускорение и

поворот на 180°.

5) Два (три) игрока медленно или в среднем темпе бегут, взявшись за руки. «Намеченный»

тренером

неожиданно

выполняет

кувырок.

Партнеры

делают

то

же.

Начинающие

кувырок

меняются. Это упражнение можно использовать и для развития двигательной реакции

6) Двое бегут в медленном темпе. Один из них выполняет кувырок вперед. Партнер повторяет.

Далее оба делают небольшое ускорение. Затем кувырок выполняет второй игрок и т. д. Это

упражнение помогает развивать двигательную реакцию.

7) Один из игроков (нападающий) медленно бежит вперед. В 1 - 1,5 м перед ним бежит спиной

вперед

второй

игрок

(защитник).

Нападающий

неожиданно

делает

ускорение.

Защитник,

развернувшись на 180°, следует за партнером. Выполнив упражнение несколько раз, футболисты

меняются ролями.

8) Для троих: от бегущего вперед нападающего отступают два защитника. Далее упражнение

выполняется, как 5-е, только игроки делают ускорение в полную силу. Упражнение способствует

развитию реакции.

9) Защитники, совершив прыжок вверх, занимают положение сидя по-турецки, Либо упор на

коленях, либо упор лежа; вскакивают и, повернув на 180°, бегут вслед за нападающими.

3. Подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост

скоростных качеств.

4. Различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби), проводимые в

режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т.е. чередованием работы максимальной

мощности в пределах 20 с и интервалов активного отдыха.