Автор: Саурин Алексей Евгеньевич
Должность: тренер-преподаватель по футболу
Учебное заведение: МБУ ДО "ДЮСШ"
Населённый пункт: г. Сарапул
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие быстроты у футболистов 13-14 лет
Методические рекомендации по развитию быстроты у футболистов 13-14 лет
Развитие быстроты в футболе
Развитие двигательной реакции. Быстрота двигательной реакции, как ответ на внезапно
появляющийся сигнал определенным движением или действием, имеет большое значение для
футболиста.
В
условиях
игры
может
быть
один
или
несколько
одновременных
или
последовательных
раздражителей
(действий
противника),
поэтому
и
выделяют
простую
и
сложную реакции (реакция на движущийся объект или реакция выбора соответственно).
По мнению Качани. А, путь футболиста к воротам осуществляется чаще всего вследствие
выполнения
сложных
двигательных
действий
(способ
и
скорость
ведения
мяча,
выбор
направления передвижения, "укрывание" мяча, смена маневра, способ передачи или удара и при
этом определенная дифференцировка мышечных усилий и др.).
Лаптев
А.П.
считает,
что
в
футбольной
игровой
деятельности
(в
основе
успешной
реализации действий лежит феномен "реакции выбора"). Представление о нем можно развивать в
нескольких направлениях. Но для практики футбола, с его точки зрения, необходимы упражнения,
которые бы комплексно (а не фрагментарно) представляли бы цельное двигательное действие в его
закономерном развитии, характерном для игрового футбольного этюда. Чем глубже и тоньше умеет
игрок воспринимать постоянно меняющиеся ситуации, тем лучше он будет ориентироваться в
течение игры и понимать содержание отдельных эпизодов.
Хорошими средствами для развития двигательной реакции будут старты из различных
положений, старты в движении под звуковые и зрительные сигналы, игры с внезапным выбором
решения, компьютерные игры, настольный теннис.
Развитие
стартовой
и
дистанционной
скорости. Игровые
действия
характеризуются
постоянными
ускорениями,
необходимыми
для
опережения
соперника,
для
своевременного
завершения игровых задач. Они, в интересах цели игры, должны выполняться на высокой скорости
с
проявлением
значительных
усилий,
требующих
очень
тонкой
координации
и
мощного
энергообеспечения.
Для развития стартовой скорости футболиста эффективным будет бег на 15—30 м (именно
на таком отрезке бега юные футболисты набирают максимальную для себя скорость), рывки на 5-
7м с мячом и без мяча.
Развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов. По
мнению Монакова Г.В. быстрота движений имеет большое значение в современном футболе. Она
определяет скорость перемещений футболиста и скорость выполнения технических приемов, что
вместе с точностью повышает эффективность движений. От скорости разбега и движений ноги
при ударе по мячу зависит сила удара— скорость и дальность полета мяча.
Эффективными средствами для развития скорости выполнения отдельных двигательных
актов и технических приемов являются упражнения на увеличение частоты шага, упражнения на
быстроту выполнения технического приема игры (ведения, передачи, удары по мячу).
Рывково-тормозные действия. В процессе тренировки или игры бег футболистов имеет постоянное
изменение направления на высокой скорости.
Скорость рывково - тормозных действий, характеризующая способность футболиста быстро
менять
направление
движения,
зависит
от
работы
мышц
ног
в
уступающе-преодолевающем
режиме. Для тренировки необходимы упражнения в прыжках и в беге с изменением направления
движения.
Необходимо использовать различные виды челночного бега, «слаломный бег».
Комплексное развитие скоростных качеств. Для комплексного развития скоростных качеств
необходимо совмещать упражнения с мячом и без мяча в равной мере. Использовать подвижные
игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост скоростных
качеств. Применять различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби),
проводимые в режиме, способствующем развитию быстроты.
Помимо применения в широком масштабе игр, игровых упражнений можно использовать
специальные
подготовительные
комплексы
упражнений
для
развития
основных
физических
качеств, прежде всего быстроты и силы. Это создает благоприятные предпосылки для обеспечения
прочной
базы
всесторонней
физической
подготовленности.
Комплексы
с
преимущественной
направленностью на воспитание быстроты надо применять в начале основной части урока, затем
следуют игры, также способствующие совершенствованию этого качества. Значительно меньше
времени отводится на комплексы упражнений силового характера с соответствующими играми и
игровыми упражнениями, а также на комплексы игр, требующих проявления выносливости. Они
проводятся соответственно в середине и конце урока.
Упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью, являются сильным средством,
вызывающим быстрое утомление. Поэтому упражнения с акцентом на развитие максимальной
скорости
надо
проводить
часто,
но
в
относительно
небольшом
объеме.
Чтобы
правильно
определить
дозировку
упражнений,
направленных
на
воспитание
быстроты
движений,
надо
учитывать число повторений упражнения, когда они выполняются без снижения скорости, а также
длительность непрерывной тренировочной работы, выполняемой без снижения предельной или
около предельной скорости. Выполнение упражнений, направленных на воспитание быстроты,
прекращают в тот момент, когда субъективные ощущения юного футболиста, внешние признаки
утомления
или
показания
секундомера
будут
свидетельствовать
о
снижении,
скорости
передвижения.
Это
снижение
служит
первым
сигналом
(«критерием
достаточности»)
для
прекращения на данном занятии работы над воспитанием быстроты.
Комплекс упражнений для разбития быстроты
— Упражнения для развития двигательной реакции
— Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости
— Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и технических
приемов.
— Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений
— Упражнения для комплексного развития скоростных качеств
Упражнения для развития двигательной реакции
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом и спиной
вперед. Выполняются по звуковому и зрительному сигналу.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по зрительному сигналу с максимальной
быстротой реагирования. Например, а)группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу —
поднятая тренером вверх рука — выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу -
рука в сторону — резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную
сторону. По сигналу — рука за головой — выполняется поворот на 180° и бег спиной вперед в
максимальном темпе; б) игроки, хаотично двигаются по полю, по сигналу ускорение 5-6 м.
3. Упражнение в движении в парах:
а) игрок 1 движется вперед, выполняя различные движения: ускорения, повороты, торможения,
финты, остановки. Задача игрока 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения
партнера;
б) то же упражнение, но игрок 2 движется спиной вперед.
4. Передача мяча в парах, тройках на месте и в движении, с уменьшением расстояния
между партнерами и увеличением скорости движения мяча. Передавать партнеру в ноги, под
неудобную ногу, заставляя его быстро реагировать на передачу. Так же набрасывание мяча на
грудь, бедро, стопу партнера.
5. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки
не видели подготовительных действий игроков противника, быстро реагировали на внезапно
появляющийся над «сеткой» мяч.
7. Игра в настольный теннис.
Упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости:
1) стартовые ускорения по прямой 2 X 20м, интервал 20 с;
2) стартовые ускорения по окружности 2 X 20м, интервал 20 с;
3) стартовые ускорения по ломаной линии 4 X 15м, интервал 20 с;
4) ведение мяча в сочетании с жонглированием для активного отдыха - 3 мин;
5) стартовые рывки с мячом по прямой, 2 X 20м, интервал 20 с;
6) стартовые рывки с мячом по окружности, 2 X 20м, интервал 20 с; жонглирование мячом ногами
и головой в движении для активного отдыха —Змин;
7) обводка 5 стоек с максимальной скоростью, 3 X 20м, интервал 20 с;
8) передачи мяча в парах в движении для активного отдыха — 3 мин;
9) ведение мяча — поворот кругом — рывок с мячом 3 X 20м, интервал 20 с.
10) То же в единоборствующих парах, в тройках. Различные виды эстафет.
11) Игровые упражнения, выполняемые на максимальной скорости.
Упражнения на развитие скорости выполнения отдельных двигательных актов и
технических приемов:
1 .На увеличение частоты шага.
а) бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе;
б) бег на месте с последующим ускорением;
в) беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках. Движения ногами выполняются в
быстром темпе в течение 10 с.
2. Упражнения на быстроту выполнения технического приема игры (ведения, передачи,
удары по мячу):
а) имитация технических приемов с высокой скоростью;
б) выполнение отдельного технического приема с высокой скоростью.
Упражнения для развития быстроты рывково-тормозных действий и переключений
1. Различные виды челночного бега:
отрезки 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 3x18 м, 2x15 м, 5x30 м.;
2. «слаломный бег» с обводкой стоек;
3. Бег по «коридору» с подтормаживанием на его сторонах;
4. Бег 18м, поворот на 180° на синей линии, бег спиной вперед, 18м, снова поворот на 180°,
обычный бег 18 м.
5. То же с мячом.
Упражнения для комплексного развития скоростных качеств
1. С мячом:
Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на
исходную позицию. Повторить 3-4 раза.
Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом
направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. 3-4 рывка.
Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера
повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20-30 м. После паузы вновь выполнить
упражнение.
Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам
отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном
темпе и т. д.
Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону
партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем
поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый
совершает по 3-4 рывка за мячом.
Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10-12 шагов, и выполнить удар, стараясь
попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8-10 шагах от нее. Повторить упражнение 4-5 раз.
И. п.: у отбойной стенки. Ногой, направив мяч в стенку, быстро (повернув на 180°) обежать
стоящий за спиной предмет, вернуться на исходную позицию и, приняв отскочивший от стенки
мяч, вновь отбить его к стенке. И т. д. Если упражнение выполняет один игрок, то ему разрешается
бить по мячу после двух отскоков от пола. Расстояние до предмета не должно быть слишком
большим.
2. Без мяча:
1) Быстрый бег на 10-15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
2) Быстрый бег на 8-10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
3) Совершив кувырок вперед, встать, сделать небольшое ускорение, а затем резкий поворот на
180°.
4) Упражнение аналогично 1-му, только начинать его нужно с кувырка назад. Затем ускорение и
поворот на 180°.
5) Два (три) игрока медленно или в среднем темпе бегут, взявшись за руки. «Намеченный»
тренером
неожиданно
выполняет
кувырок.
Партнеры
делают
то
же.
Начинающие
кувырок
меняются. Это упражнение можно использовать и для развития двигательной реакции
6) Двое бегут в медленном темпе. Один из них выполняет кувырок вперед. Партнер повторяет.
Далее оба делают небольшое ускорение. Затем кувырок выполняет второй игрок и т. д. Это
упражнение помогает развивать двигательную реакцию.
7) Один из игроков (нападающий) медленно бежит вперед. В 1 - 1,5 м перед ним бежит спиной
вперед
второй
игрок
(защитник).
Нападающий
неожиданно
делает
ускорение.
Защитник,
развернувшись на 180°, следует за партнером. Выполнив упражнение несколько раз, футболисты
меняются ролями.
8) Для троих: от бегущего вперед нападающего отступают два защитника. Далее упражнение
выполняется, как 5-е, только игроки делают ускорение в полную силу. Упражнение способствует
развитию реакции.
9) Защитники, совершив прыжок вверх, занимают положение сидя по-турецки, Либо упор на
коленях, либо упор лежа; вскакивают и, повернув на 180°, бегут вслед за нападающими.
3. Подвижные игры с различными эстафетами, выполняемые в режиме, обеспечивающем прирост
скоростных качеств.
4. Различные модификации спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол, регби), проводимые в
режиме, способствующем развитию скоростных качеств, т.е. чередованием работы максимальной
мощности в пределах 20 с и интервалов активного отдыха.