"Оптимизация воспитательно-образовательного процесса в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ"
Автор: Харинова Наталия Александровна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ детский сад №210 "Ладушки", 4 корпус
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Оптимизация воспитательно-образовательного процесса в условиях применения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ"
Оптимизация воспитательно-образовательного процесса в условиях применения
информационно-коммуникационных технологий в ДОУ.
«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент
стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а
неотъемлемой частью целостного образовательного процесса,
значительно повышающей его качество».
«Для достижения нового качества образования будет
осуществляться информатизация образования и оптимизация методов
обучения».
Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020
года».
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе
представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные,
энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует
владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На
сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей,
педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования
современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие
способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные
технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго
отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве
- умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в
игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить
произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-
ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём
предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же
программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет
многообразие форм подачи.
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно
использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в
интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических
способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания,
памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Области применения ИКТ для развития дошкольников:
а) Использование глобальной сети Интернет.
Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном
процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют
решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного
образования.
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в
печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и
динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее
демократичный способ распространения новых методических идей и новых
дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их
проживания и уровня дохода.
Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для
старших дошкольников информационно емким, зрелищным,
комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов
может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для
изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти
практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и
иллюстрации для занятий.
б) Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым"
родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-
организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о
нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития
ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
в) Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления
материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить
у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в
результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное
количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного
возраста.
г)
Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий
материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей
структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае
задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не
только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у
малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации
сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет
следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора
и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию
способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной
литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной
сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода
информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного
материала для занятий с дошкольниками.
Вывод.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс
обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной
ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные
технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго
отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать
интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве
–
умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность
существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в
ДОУ и повысить его эффективность.