Напоминание

Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор: Бердникова Юлия Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 125"
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников средствами театрализованной деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Формирование коммуникативных навыков у младших дошкольников средствами

театрализованной деятельности»

В

разделе

3.

стандарта

дошкольного

образования

«Требования

к

условиям

реализации основной образовательной программы» приведены условия, необходимые для

создания социальной ситуации развития детей:

обеспечение эмоционального благополучия детей

поддержка индивидуальности и инициативы

установление правил взаимодействия в разных ситуациях

построение вариативного развивающего образования

Важнейшей

предпосылкой

формирования

коммуникативных

навыков

детей

является

создание

эмоционально

благоприятной

ситуации,

которая

способствует

возникновению желания активно участвовать в общении. И именно театрализованная

деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развиваются коммуникативные

навыки детей.

Большое значение для развития общения имеет жизненная обстановка, в

которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. Когда у ребенка опыт

общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него

страх. Такой ребенок, придя в сад, если у него есть положительный опыт общения с

посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться

в постоянной поддержке.

Основная

задача

игр

в

младшем

возрасте

формирование

эмоционального

контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,

всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых

улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации малыша,

создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов

позитивного взаимодействия.

В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается

для решения адаптационных и коммуникативных задач. Театрализованная деятельность

таит

в

себе

большие

возможности

для

решения

целого

ряда

задач

из

разных

образовательных

направлений,

связанных

с

речевым,

социальным,

эстетическим,

познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в

процессе организованного обучения.

В три года ребенок стремится к самостоятельности (самому одеваться, умываться,

есть), поэтому привлекательными для детей становятся игры с любимыми куклами (кукла

обедает, собирается в гости, ложится спать).

К трем годам

у ребенка формируются

первые

представления

о

социальной

роли,

он

осваивает

социально

адаптированные

действия – мамы, врача, пациента, повара. Наиболее важным представляется сюжетно-

игровое действие с предметом.

При своевременном формировании сюжетной игры дети трех лет начинают играть

вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие. В таких играх, как «Сварим

обед

для

куклы»,

«Мишка

заболел»,

учим

детей

брать

на

себя

роль,

выполнять

соответствующие действия (кормить, причёсывать, лечить, стирать и т.д.). Изначально

дети

подражают

тому,

что

им

показали

взрослые,

со

временем

они

начинают

самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного

предмета на другой.

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из

сюжетно-ролевой.

Настоящий

интерес

к

театрализованной

игре

появляется

только

у

старших дошкольников, но это не означает, что приобщать детей к данному виду игры

можно только в старшем возрасте. Малышам очень интересны игры с персонажами,

небольшие инсценировки. Им нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных

импровизациях под музыку.

Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той

первоосновой,

на

которой

впоследствии

разовьются

начальные

игровые

умения,

дальнейшие коммуникативные качества детей.

На первых порах театрализованная деятельность в младшей группе представляет

собой игру с куклой (игрушкой), знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных

образных импровизациях.

Прежде чем показать детям какую-то сказку, мы проводим с детьми этюды с

куклами, т.е. знакомим малышей с каждым героем поочередно: показываем персонаж,

называем его, предлагаем потрогать, рассмотреть все

части (где у него глазки, ушки,

ротик), даем детям внимательно изучить игрушку, поиграть с ней. Затем можно прочесть

потешку, спеть песенку об этом персонаже. Показывать игрушку нужно несколько раз, при

этом внимательно наблюдать за реакцией детей. Когда станет ясно, что дети хорошо

изучили эту игрушку, можно вводить следующую.

После того, как дети познакомились со всеми персонажами, можно начинать показ

самой сказки. После просмотра каждого спектакля уместно планировать в совместной

деятельности чтение этой сказки и рассматривание иллюстраций к ней. Вспоминаем, как

выглядят герои, как разговаривают (волк рычит, собачка лает, курочка кудахчет).

Для

создания

положительной

эмоциональной

атмосферы

и

эффективного

процесса адаптации ребенка к группе мы используем разные виды кукольных театров:

пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек, театр кукол на столе, бибабо и др.

Куклы для пальчикового театра можно связать или изготовить из старых перчаток.

Для этого нужно аккуратно отрезать от перчаток пальчики обметать нижний край, потом

каждому

пальчику

можно

придать

облик

конкретного

персонажа.

Самодельные

персонажи очень нравятся детям, к тому же это самая простая кукла, которой может

управлять

ребенок.

Дети

с

удовольствием

разыгрывают

небольшие

сюжеты

с

использованием знакомых потешек: вышла курочка гулять…зайка белый, где ты бегал…

как у нашего кота… расти коса до пояса…

Перчаточный

театр

более

сложный,

требует

определенного

навыка,

также

служит для закрепления потешек и стихов.

Театр

настольных

кукол

самый

простой

и

доступный,

мы

используем

как

готовые покупные игрушки, так и самодельные вырезные. Театр деревянных игрушек на

липучках помогает закреплять логические и причинно-следственные связи

в сюжете,

формирует монологическую речь.

Театр Бибабо - Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и

приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.

Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки

Театр на ковролине, магнитной доске, театр на липучках

Ковролин-

это

большая

доска,

куда

можно

прикрепить

различные

картинки.

Картинки можно либо купить (дидактические картинки), либо нарисовать и вырезать,

либо распечатать на принтере и вырезать.

Для формирования коммуникативных навыков у детей в период адаптации мы

используем следующие методы и приёмы:

- игровые:

- использование элементов подвижной игры

- сюрпризные моменты

- имитационные движения с элементами звукоподражания

- обыгрывание текста

- словесные:

- повторение речевого материала

- вопросы

- использование текстов с повторяющимися элементами

- чтение произведений со звукоподражаниями

- договаривание слов, фраз

- похвала

- наглядные:

- использование иллюстраций к текстам

- использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Систематическая совместная деятельность педагогов, направленная на стимулирование

интереса детей к творчеству и импровизации в театрализованной деятельности, позволяет

постепенно включить всех детей в процесс игрового общения.