Автор: Галиев Ринат Раисович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Стерлибашевская КШИ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, с. Стерлибашево
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании гражданских компетенций."
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стерлибашевская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ДОКЛАД
«Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании
гражданской компетенции»
Автор: воспитатель первой категории
Галиев Ринат Раисович
2018 год
Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании
гражданских компетенций.
Гражданская компетентность – это способность учащегося активно, ответственно и
эффективно реализовать свои гражданские права и обязанности.
Это означает, что
обучающийся с ОВЗ должен приобрести гражданские знания и умения, опыт применения
этих
знаний,
он
должен
усвоить
нормы,
установки,
ценности
и
качества,
присущие
гражданину.
В формировании гражданской компетентности особую роль играет внеурочная
деятельность, особенно ее духовно-нравственное направление, ведь его целью является
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Какие же основные ориентиры духовно- нравственного воспитания необходимо
вычленить, обозначить в качестве идеалов, к которым следует стремиться учащимся.
Наиболее значимыми, следует считать:
- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к
другому человеку;
- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия,
соотносить их с возможными последствиями;
- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством,
обществом, людьми и самим собой;
- совесть как внутренний регулятор жизнедеятельности человека;
- чувство собственного достоинства, как нравственное самоутверждение;
- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности
к его судьбе;
- патриотизм как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и
своему гражданству, языку, традициям.
На последних двух понятиях – гражданственности и патриотизме – я хотел бы
сконцентрировать ваше внимание.
Гражданское становление подрастающего поколения - одна из важнейших задач в
современном
образовании.
Гражданское
воспитание
предполагает
формирование
гражданской компетентности через нравственное воспитание подрастающего поколения.
Поэтому главными задачами гражданско-патриотического воспитания являются:
- формирование уважения к закону, праву;
- формирование уважения к государственным символам;
- знание моральных и правовых норм;
- знание истории Отечества, Родного края;
- участие в социально-значимой деятельности;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
У
понятия
«гражданственность»
есть
несколько
определений.
Например,
гражданственность – это:
- активная и сознательная включенность в дела общества;
- психологическое ощущение себя гражданином;
- способность и готовность выступать в роли гражданина;
- высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
- приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление
служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Он
является нравственной основой для человека и выступает в качестве важного внутреннего
ресурса развития активной гражданской позиции.
Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время
теснейшим
образом
взаимосвязанных
феномена.
Они
проявляются
как
социальные
характеристики
личности
и
указывают
на
качество
его
социального
развития.
Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием
общества
«гражданское»
степенно
становится
приоритетным
по
отношению
к
«патриотическому» - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно
этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по
своей
природе,
формируется
в
человеке
-
значительно
раньше
гражданских
представлений.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и
систематическая воспитательская деятельность. Она направлена на развитие личности,
способной успешно выполнять гражданские обязанности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не появится
сама по себе. Главную роль в воспитании гражданственности и патриотизма играет
педагог,
грамотно
спланировавший
свою
работу.
При
работе
над
воспитанием
гражданственности и патриотизма в условиях коррекционной школы могут возникнуть
некоторые проблемы. Многие дети
испытывают определенные трудности
в усвоении
норм
гражданского
поведения.
Особенно
дети
с
девиантным
поведением
и
из
неблагополучных семей, для многих из которых нормой являются такие отклонения, как
табакокурение, употребление алкоголя, употребление в речи ненормативной лексики и др.
Некоторые дети практически не имеют понятий о чувстве любви к Родине и
гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее
поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю страны, им
не интересны фильмы и литературные произведения о Великой Отечественной войне. А
ведь именно на формировании чувства любви к своей стране и народу должна быть
основана система гражданско-патриотического воспитания. Ценности, на которые должен
делаться
упор - это Родина, малая Родина, родной язык, государственная символика.
Задача
педагога
заключается
в
том,
чтобы
помочь
ребёнку
выбрать
правильную
жизненную
позицию.
Должны
формироваться
такие
понятия,
как
мужество,
отвага,
дружба. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок,
выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и
которого абсолютно не волнует судьба своей страны.
2.
Организация
гражданско-патриотического
воспитания
в
средней
группе
носит
целенаправленный, систематизированный и последовательный характер.
Гражданственно-патриотическое воспитание нельзя построить на пустом месте. Для
этого необходимы примеры – примеры исторические. История и культура России имеют
глубокие
и
древние
корни.
Всегда
были
и
есть
исторические
события
и
личности,
которыми мы гордимся, и на примере которых можно построить воспитательную работу.
Мне как педагогу, проработавшему учителем истории, обществознания и ОБЖ на
протяжении
15
лет,
подбор
материала
и
примеров
для
духовно-нравственного
воспитания
не
составляет
труда.
Я
всегда
стараюсь
проводить
свои
занятия
и
мероприятия интегрированными с этими учебными предметами. Я веду кружок «Юный
патриот». Почти все нижеприведенные формы воспитательной работы проводятся в
рамках кружковой работы.
Стало традицией проводить различные мероприятия к знаменательным датам, чтить
память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем
их к жизни страны, всего народа. Проводятся воспитательские часы на патриотическую
тематику, «Уроки мужества», беседы, направленные на формирование основ гражданского
самосознания, экскурсии в краеведческий музей. Мы тесно сотрудничаем с коллективом
районной
библиотеки,
участвуем
в
организованных
ими
мероприятиях,
в
различных
акциях,
приуроченных
к
знаменательным
датам
нашей
истории.
Проводим
конкурсы
рисунков и плакатов. Ребята знакомятся с символикой района, республики, государства, а
также религиозными праздниками.
Сильными средствами воспитания гражданско-патриотических чувств являются
литература и кино.
Велика
роль
книг
и
фильмов
о
защитниках
Родины.
Героизм
притягивает
к
себе
подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими
произведениями, на которых они учатся сопереживать. Детям очень нравятся добрые
детские фильмы и мультфильмы ( например, советские детские фильмы и мультфильмы,
мультфильм «Гора самоцветов» - воспитание интернационализма и уважения культуре
других народов).
Хочу отметить еще один важный аспект формирования гражданской компетентности –
это правовое воспитание. Изучение вопросов права направлено на выработку навыков
адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ребята вступают в новые
взаимоотношения с новыми людьми, круг их контактов расширится после окончания
школы еще больше. Но часто они не подозревают, что вступают в отношения, в основе
которых
лежат
устойчивые
и
обязательные
для
всех
правила
поведения.
Для
этого
необходима
элементарная
правовая
подготовка,
которая
дает
возможность
принимать
правильные решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов. Важно
объяснить
учащимся,
что
правовые
нормы,
в
отличие
от
нравственных,
являются
обязательными для всех членов общества, за невыполнение или нарушение этих норм
предусмотрены санкции различного рода.
Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их
выполнять,
соблюдать
распорядок
жизни
школы;
у
них
формируется
правильное
отношение к людям, природе, труду; они приучаются к охране окружающей среды, заботе
о
своем
здоровье,
приобретают
навыки
ориентировки
в
окружающей
жизни,
у
них
воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются
положительной основой для формирования правовых знаний. Помимо вышесказанного в
течение
учебного
года
проводятся
различные
мероприятия
по
плану
воспитательной
работы.
Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда
воспитатель приобщает своих воспитанников к труду. При этом ученики убеждаются в
том, что успехи в трудовой деятельности возможны только при условии выполнения
установленных правил, в том числе правил поведения в коллективном труде. В школе мы
регулярно
проводим
трудовые
десанты,
экологические
субботники.
Дела
ребёнка
невелики и несложны, но имеют большое значение для формирования его личности.
Нужно
поощрять
самостоятельную
деятельность
детей,
мотивом
которой
является
желание
сделать
что-то
для
коллектива,
для
школы.
Не
всегда
ребята
могут
сами
сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет и пример.
Отмечу еще одно направление работы по патриотическому воспитанию – это
использование элементов военной подготовки и гражданской обороны:
- изучение устройства, принципа работы, истории создания автомата Калашникова;
- неполная разборка и сборка автомата;
- просмотр видеороликов об оружии России;
- изучение основ огневой подготовки (стрельба из пневматической винтовки);
-
практические
занятия
по
использованию
средств
индивидуальной
защиты
органов
дыхания (изучение устройства, принципа работы, противогаза, респиратора, изготовление
ватно-марлевой повязки и т.п.);
- проведение декадников по гражданской обороне.
Свои знания и умения, полученные на таких занятиях, ребята показывают на военно-
спортивных играх «Зарница» и «А ну-ка, парни!».
Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны гражданско-
патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к Родному краю, необходимо
в первую очередь стремиться воспитывать в них настоящих патриотов и граждан России.
Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ - это длительный
процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, но процесс воспитания в
конечном
итоге
должен
быть
подчинен
основной
цели
-
подготовке
ребят
к
самостоятельной жизни и общественно- полезному труду.
Спасибо за внимание!