Напоминание

"Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании гражданских компетенций."

Автор: Галиев Ринат Раисович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Стерлибашевская КШИ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, с. Стерлибашево
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании гражданских компетенций."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стерлибашевская коррекционная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ДОКЛАД

«Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании

гражданской компетенции»

Автор: воспитатель первой категории

Галиев Ринат Раисович

2018 год

Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании

гражданских компетенций.

Гражданская компетентность – это способность учащегося активно, ответственно и

эффективно реализовать свои гражданские права и обязанности.

Это означает, что

обучающийся с ОВЗ должен приобрести гражданские знания и умения, опыт применения

этих

знаний,

он

должен

усвоить

нормы,

установки,

ценности

и

качества,

присущие

гражданину.

В формировании гражданской компетентности особую роль играет внеурочная

деятельность, особенно ее духовно-нравственное направление, ведь его целью является

воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина.

Какие же основные ориентиры духовно- нравственного воспитания необходимо

вычленить, обозначить в качестве идеалов, к которым следует стремиться учащимся.

Наиболее значимыми, следует считать:

- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к

другому человеку;

- ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия,

соотносить их с возможными последствиями;

- долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством,

обществом, людьми и самим собой;

- совесть как внутренний регулятор жизнедеятельности человека;

- чувство собственного достоинства, как нравственное самоутверждение;

- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности

к его судьбе;

- патриотизм как особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и

своему гражданству, языку, традициям.

На последних двух понятиях – гражданственности и патриотизме – я хотел бы

сконцентрировать ваше внимание.

Гражданское становление подрастающего поколения - одна из важнейших задач в

современном

образовании.

Гражданское

воспитание

предполагает

формирование

гражданской компетентности через нравственное воспитание подрастающего поколения.

Поэтому главными задачами гражданско-патриотического воспитания являются:

- формирование уважения к закону, праву;

- формирование уважения к государственным символам;

- знание моральных и правовых норм;

- знание истории Отечества, Родного края;

- участие в социально-значимой деятельности;

- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;

У

понятия

«гражданственность»

есть

несколько

определений.

Например,

гражданственность – это:

- активная и сознательная включенность в дела общества;

- психологическое ощущение себя гражданином;

- способность и готовность выступать в роли гражданина;

- высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;

- приверженность интересам государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление

служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Он

является нравственной основой для человека и выступает в качестве важного внутреннего

ресурса развития активной гражданской позиции.

Патриотизм и гражданственность - два разных по своей природе, но в тоже время

теснейшим

образом

взаимосвязанных

феномена.

Они

проявляются

как

социальные

характеристики

личности

и

указывают

на

качество

его

социального

развития.

Гражданское сознание и поведение формируются в процессе социализации. С развитием

общества

«гражданское»

степенно

становится

приоритетным

по

отношению

к

«патриотическому» - но вовсе не заменяет и не отменяет последнего. Да и не способно

этого сделать. И главным образом, потому, что патриотизм, как чувство более глубокое по

своей

природе,

формируется

в

человеке

-

значительно

раньше

гражданских

представлений.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и

систематическая воспитательская деятельность. Она направлена на развитие личности,

способной успешно выполнять гражданские обязанности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья гражданская позиция не появится

сама по себе. Главную роль в воспитании гражданственности и патриотизма играет

педагог,

грамотно

спланировавший

свою

работу.

При

работе

над

воспитанием

гражданственности и патриотизма в условиях коррекционной школы могут возникнуть

некоторые проблемы. Многие дети

испытывают определенные трудности

в усвоении

норм

гражданского

поведения.

Особенно

дети

с

девиантным

поведением

и

из

неблагополучных семей, для многих из которых нормой являются такие отклонения, как

табакокурение, употребление алкоголя, употребление в речи ненормативной лексики и др.

Некоторые дети практически не имеют понятий о чувстве любви к Родине и

гордости за неё. В них нет тяги и потребности помогать кому-то, уважать старшее

поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают историю страны, им

не интересны фильмы и литературные произведения о Великой Отечественной войне. А

ведь именно на формировании чувства любви к своей стране и народу должна быть

основана система гражданско-патриотического воспитания. Ценности, на которые должен

делаться

упор - это Родина, малая Родина, родной язык, государственная символика.

Задача

педагога

заключается

в

том,

чтобы

помочь

ребёнку

выбрать

правильную

жизненную

позицию.

Должны

формироваться

такие

понятия,

как

мужество,

отвага,

дружба. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок,

выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и

которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

2.

Организация

гражданско-патриотического

воспитания

в

средней

группе

носит

целенаправленный, систематизированный и последовательный характер.

Гражданственно-патриотическое воспитание нельзя построить на пустом месте. Для

этого необходимы примеры – примеры исторические. История и культура России имеют

глубокие

и

древние

корни.

Всегда

были

и

есть

исторические

события

и

личности,

которыми мы гордимся, и на примере которых можно построить воспитательную работу.

Мне как педагогу, проработавшему учителем истории, обществознания и ОБЖ на

протяжении

15

лет,

подбор

материала

и

примеров

для

духовно-нравственного

воспитания

не

составляет

труда.

Я

всегда

стараюсь

проводить

свои

занятия

и

мероприятия интегрированными с этими учебными предметами. Я веду кружок «Юный

патриот». Почти все нижеприведенные формы воспитательной работы проводятся в

рамках кружковой работы.

Стало традицией проводить различные мероприятия к знаменательным датам, чтить

память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем

их к жизни страны, всего народа. Проводятся воспитательские часы на патриотическую

тематику, «Уроки мужества», беседы, направленные на формирование основ гражданского

самосознания, экскурсии в краеведческий музей. Мы тесно сотрудничаем с коллективом

районной

библиотеки,

участвуем

в

организованных

ими

мероприятиях,

в

различных

акциях,

приуроченных

к

знаменательным

датам

нашей

истории.

Проводим

конкурсы

рисунков и плакатов. Ребята знакомятся с символикой района, республики, государства, а

также религиозными праздниками.

Сильными средствами воспитания гражданско-патриотических чувств являются

литература и кино.

Велика

роль

книг

и

фильмов

о

защитниках

Родины.

Героизм

притягивает

к

себе

подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими

произведениями, на которых они учатся сопереживать. Детям очень нравятся добрые

детские фильмы и мультфильмы ( например, советские детские фильмы и мультфильмы,

мультфильм «Гора самоцветов» - воспитание интернационализма и уважения культуре

других народов).

Хочу отметить еще один важный аспект формирования гражданской компетентности –

это правовое воспитание. Изучение вопросов права направлено на выработку навыков

адекватного поведения в различных жизненных ситуациях. Ребята вступают в новые

взаимоотношения с новыми людьми, круг их контактов расширится после окончания

школы еще больше. Но часто они не подозревают, что вступают в отношения, в основе

которых

лежат

устойчивые

и

обязательные

для

всех

правила

поведения.

Для

этого

необходима

элементарная

правовая

подготовка,

которая

дает

возможность

принимать

правильные решения, выполнять гражданские обязанности, избегать конфликтов. Важно

объяснить

учащимся,

что

правовые

нормы,

в

отличие

от

нравственных,

являются

обязательными для всех членов общества, за невыполнение или нарушение этих норм

предусмотрены санкции различного рода.

Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их

выполнять,

соблюдать

распорядок

жизни

школы;

у

них

формируется

правильное

отношение к людям, природе, труду; они приучаются к охране окружающей среды, заботе

о

своем

здоровье,

приобретают

навыки

ориентировки

в

окружающей

жизни,

у

них

воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются

положительной основой для формирования правовых знаний. Помимо вышесказанного в

течение

учебного

года

проводятся

различные

мероприятия

по

плану

воспитательной

работы.

Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда

воспитатель приобщает своих воспитанников к труду. При этом ученики убеждаются в

том, что успехи в трудовой деятельности возможны только при условии выполнения

установленных правил, в том числе правил поведения в коллективном труде. В школе мы

регулярно

проводим

трудовые

десанты,

экологические

субботники.

Дела

ребёнка

невелики и несложны, но имеют большое значение для формирования его личности.

Нужно

поощрять

самостоятельную

деятельность

детей,

мотивом

которой

является

желание

сделать

что-то

для

коллектива,

для

школы.

Не

всегда

ребята

могут

сами

сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет и пример.

Отмечу еще одно направление работы по патриотическому воспитанию – это

использование элементов военной подготовки и гражданской обороны:

- изучение устройства, принципа работы, истории создания автомата Калашникова;

- неполная разборка и сборка автомата;

- просмотр видеороликов об оружии России;

- изучение основ огневой подготовки (стрельба из пневматической винтовки);

-

практические

занятия

по

использованию

средств

индивидуальной

защиты

органов

дыхания (изучение устройства, принципа работы, противогаза, респиратора, изготовление

ватно-марлевой повязки и т.п.);

- проведение декадников по гражданской обороне.

Свои знания и умения, полученные на таких занятиях, ребята показывают на военно-

спортивных играх «Зарница» и «А ну-ка, парни!».

Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны гражданско-

патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к Родному краю, необходимо

в первую очередь стремиться воспитывать в них настоящих патриотов и граждан России.

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ - это длительный

процесс. Успешность этой работы зависит от многих факторов, но процесс воспитания в

конечном

итоге

должен

быть

подчинен

основной

цели

-

подготовке

ребят

к

самостоятельной жизни и общественно- полезному труду.

Спасибо за внимание!