"Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже"
Автор: Кравцова Юлия Вадимовна Должность: педагог-психолог, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ХЛК им. Г.Ф.Морозова"
Населённый пункт: с.Слобода, Бобровский район, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже"
В ГОБУ СПО ВО «ХЛК ИМ. Г. Ф.МОРОЗОВА».
«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне,
без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни»
Д.А. Медведев.
Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением
продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими
показателями заболеваемости и смертности детей, закономерно актуализирует проблему
изменений в самой системе общественных ценностей. Ценность здоровья в этом случае
должна рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом
зависит от здоровья каждого её гражданина и является условием не только развития и роста,
но и выживания общества.
Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ухудшением в последние
десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи. Данное явление ассоциируется с рядом
объективных и субъективных причин: низким экономическим уровнем жизни большей части
студентов; условиями учебной деятельности, отсутствием механизма стимулирования
культуры здорового образа жизни обучающихся; низкой активностью по отношению к своему
здоровью; снижением интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в
личности. Во многом это обусловлено и тем, что существующая система образования не
рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей
деятельности, в результате же организация и содержание образования ведут к его ухудшению у
всех участников образовательного процесса.
По статистическим данным за последнее десятилетие в несколько раз возросла
заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии, Снижение
рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению
общества. В 41 субъекте Российской Федерации дети и подростки составляют менее пятой
части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим
распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, ростом дорожно-
транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических,
но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у
молодых же отмечается наибольший прирост смертности: за 2000-2005 гг ее показатель у 19-
24-летних возрос почти на 87%. При сохранении в России современного повозрастного уровня
смертности, из числа юношей, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более
половины. Не случайно в ведущих странах мира реализуются специальные образовательно-
оздоровительные программы, которые существенно снижают заболеваемость и смертность
населения.
Процентное соотношение факторов обусловленности здоровья человека является таким:
человеческий фактор: - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое - 15%); экологически и
фактор - 25%; социально-педагогический фактор - 40%. медицинский фактор - 10% . Данное
процентное соотношение детерминирующих факторов здоровья говорит о том, что
определяющим среди них является образ жизни человека.
Не вызывает сомнения тот факт, что обладающий хорошими знаниями, но слабый и
больной человек не принесет большой пользы обществу и не сможет в полной мере выполнить
свое предназначение. Велика актуальность данного вопроса в наше время. Сегодня легче
беречь здоровье, чем затрачивать большие средства на его восстановление. Воспитание
бережного отношения к здоровью в студенческие годы может успешно осуществляться лишь в
условиях организации здорового образа жизни.
Понимая и повышая значение ЗОЖ в адаптации студентов к современным условиям, мы
разработали проект по физическому, психическому и социальному воспитанию студентов,
предусматривающий взаимосвязь теоретических основ ЗОЖ с практикой физического
воспитания, социальной адаптации.
В рамках этого проекта разработана программа «Здоровье» по формированию ЗОЖ
студенток и ХЛК, где отражены основные направления:
1. Мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни.
2. Спортивно - оздоровительные мероприятия.
3. Мероприятия по учебно - исследовательской работе.
Цель работы: формирование здорового образа жизни студентов; профилактика
асоциальных явлений в студенческой среде; приобщение студентов к нравственным
ценностям; организация пространства свободного времени и использование
здоровьесберегающих технологий обучении.
Реализация программы « Здоровье » в ХЛК им. Г.Ф. Морозова позволяет: создать условия
в колледже для самосовершенствования личности и улучшения здоровья студентов;
обеспечить психоэмоциональную устойчивость и психологическую защищённость студентов;
создать оптимальные гигиенические условия в колледже; сформировать и поддерживать у
студентов мотивацию здорового образа жизни; сформировать у студентов выраженную
установку на ведение ЗОЖ и систематические занятия физическими упражнениями; вести
эффективную учебно - исследовательскую деятельность в данном направлении.
С целью изучения динамики социально-психологических характеристик в режиме
"реального времени" в ГОБУ СПО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» было проведено лонгитюдное
исследование 110 студентов путём повторного анкетирования (2 раза) с интервалом в полгода.
После выявления первоначальных результатов были проведена работа в рамках программы
«Здоровье».
В результате проведенных мероприятий в 2012-2013 учебном году на 1,5% уменьшилось
количество обучающихся, злоупотребляющих спиртными напитками, на 2% уменьшилось
количество обучающихся злоупотребляющих табакокурением.
Практическая значимость проекта состоит и том, что: разработанная и апробированная
модель организационно-педагогического обеспечения реализации здоровьесберегающих
технологий в ссузе может быть использована в любом образовательном процессе;
апробирована программа «Здоровье» с использованием, обеспечивающая достаточный
уровень валеологической культуры, необходимый студентам в будущей жизнедеятельности
для ведения здорового образа жизни; проведён валео-педагогический
мониторинг,
позволяющий диагностировать
эффективность процесса реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном
процессе ссуза, валеологизированы учебный и воспитательный процессы ссуза в целом.
Проект может быть использован в образовательном процессе ссуза при подготовке
студентов к ведению здорового образа жизни. Программа «Здоровье» и валео-педагогический
мониторинг в комплексе эффективно реализуют принципы здоровьесберегающих технологий
в ссузе, направленных на формирование у студентов валеологической культуры, выраженной
в: позитивной динамике в учебе; повышении уровня знаний о здоровье и здоровом образе
жизни; ценностном отношении к своему здоровью и образу жизни; улучшении показателей
эмоционального и функционального состояния; возрастании самооценки благополучия
(самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе; динамике развития волевых
качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе и образовательной.
Педагог-психолог, преподаватель ГОБУ СПО ВО « ХЛК им. Г.Ф. Морозова»
Кравцова Ю.В.