Напоминание

"Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже"

Автор: Кравцова Юлия Вадимовна
Должность: педагог-психолог, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "ХЛК им. Г.Ф.Морозова"
Населённый пункт: с.Слобода, Бобровский район, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства в колледже"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В ГОБУ СПО ВО «ХЛК ИМ. Г. Ф.МОРОЗОВА».
«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни» Д.А. Медведев. Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости и смертности детей, закономерно актуализирует проблему изменений в самой системе общественных ценностей. Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого её гражданина и является условием не только развития и роста, но и выживания общества. Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи. Данное явление ассоциируется с рядом объективных и субъективных причин: низким экономическим уровнем жизни большей части студентов; условиями учебной деятельности, отсутствием механизма стимулирования культуры здорового образа жизни обучающихся; низкой активностью по отношению к своему здоровью; снижением интереса студентов к гармонии духовного и физического начала в личности. Во многом это обусловлено и тем, что существующая система образования не рассматривает сохранение и улучшение состояния здоровья как один из приоритетов своей деятельности, в результате же организация и содержание образования ведут к его ухудшению у всех участников образовательного процесса. По статистическим данным за последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии, Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте Российской Федерации дети и подростки составляют менее пятой части населения. Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний. Люди стали умирать все более молодыми, и у молодых же отмечается наибольший прирост смертности: за 2000-2005 гг ее показатель у 19- 24-летних возрос почти на 87%. При сохранении в России современного повозрастного уровня смертности, из числа юношей, достигших сейчас 16 лет, до 60 лет доживут немногим более половины. Не случайно в ведущих странах мира реализуются специальные образовательно- оздоровительные программы, которые существенно снижают заболеваемость и смертность населения. Процентное соотношение факторов обусловленности здоровья человека является таким: человеческий фактор: - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое - 15%); экологически и фактор - 25%; социально-педагогический фактор - 40%. медицинский фактор - 10% . Данное процентное соотношение детерминирующих факторов здоровья говорит о том, что определяющим среди них является образ жизни человека. Не вызывает сомнения тот факт, что обладающий хорошими знаниями, но слабый и больной человек не принесет большой пользы обществу и не сможет в полной мере выполнить свое предназначение. Велика актуальность данного вопроса в наше время. Сегодня легче беречь здоровье, чем затрачивать большие средства на его восстановление. Воспитание бережного отношения к здоровью в студенческие годы может успешно осуществляться лишь в условиях организации здорового образа жизни.
Понимая и повышая значение ЗОЖ в адаптации студентов к современным условиям, мы разработали проект по физическому, психическому и социальному воспитанию студентов, предусматривающий взаимосвязь теоретических основ ЗОЖ с практикой физического воспитания, социальной адаптации. В рамках этого проекта разработана программа «Здоровье» по формированию ЗОЖ студенток и ХЛК, где отражены основные направления: 1. Мероприятия, направленные на популяризацию здорового образа жизни. 2. Спортивно - оздоровительные мероприятия. 3. Мероприятия по учебно - исследовательской работе. Цель работы: формирование здорового образа жизни студентов; профилактика асоциальных явлений в студенческой среде; приобщение студентов к нравственным ценностям; организация пространства свободного времени и использование здоровьесберегающих технологий обучении. Реализация программы « Здоровье » в ХЛК им. Г.Ф. Морозова позволяет: создать условия в колледже для самосовершенствования личности и улучшения здоровья студентов; обеспечить психоэмоциональную устойчивость и психологическую защищённость студентов; создать оптимальные гигиенические условия в колледже; сформировать и поддерживать у студентов мотивацию здорового образа жизни; сформировать у студентов выраженную установку на ведение ЗОЖ и систематические занятия физическими упражнениями; вести эффективную учебно - исследовательскую деятельность в данном направлении. С целью изучения динамики социально-психологических характеристик в режиме "реального времени" в ГОБУ СПО «ХЛК им. Г.Ф. Морозова» было проведено лонгитюдное исследование 110 студентов путём повторного анкетирования (2 раза) с интервалом в полгода. После выявления первоначальных результатов были проведена работа в рамках программы «Здоровье». В результате проведенных мероприятий в 2012-2013 учебном году на 1,5% уменьшилось количество обучающихся, злоупотребляющих спиртными напитками, на 2% уменьшилось количество обучающихся злоупотребляющих табакокурением. Практическая значимость проекта состоит и том, что: разработанная и апробированная модель организационно-педагогического обеспечения реализации здоровьесберегающих технологий в ссузе может быть использована в любом образовательном процессе; апробирована программа «Здоровье» с использованием, обеспечивающая достаточный уровень валеологической культуры, необходимый студентам в будущей жизнедеятельности для ведения здорового образа жизни; проведён валео-педагогический мониторинг, позволяющий диагностировать эффективность процесса реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ссуза, валеологизированы учебный и воспитательный процессы ссуза в целом. Проект может быть использован в образовательном процессе ссуза при подготовке студентов к ведению здорового образа жизни. Программа «Здоровье» и валео-педагогический мониторинг в комплексе эффективно реализуют принципы здоровьесберегающих технологий в ссузе, направленных на формирование у студентов валеологической культуры, выраженной в: позитивной динамике в учебе; повышении уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни; ценностном отношении к своему здоровью и образу жизни; улучшении показателей эмоционального и функционального состояния; возрастании самооценки благополучия (самочувствие, активность, настроение), уверенности в себе; динамике развития волевых качеств, что поднимает результативность любой деятельности, в том числе и образовательной. Педагог-психолог, преподаватель ГОБУ СПО ВО « ХЛК им. Г.Ф. Морозова» Кравцова Ю.В.