Напоминание

Самостоятельная работа как основа формирования личности

Автор: Ишманова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Серовский техникум сферы обслуживания и питания"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа как основа формирования личности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Самостоятельная работа основа формирования личности будущего специалиста

Доля самостоятельной работы студентов в соответствии с общими тенденциями развития

образования

составляет

более

50%

от

общего

количества

учебного

материала,

что

отвечает

требованиям времени. Студент должен через умения прийти к знаниям.

Самостоятельная

работа

способствует

развитию

таких

качеств

как

собранность,

обязательность

личности

будущего

специалиста

среднего

звена,

а

также

выполняет

воспитательные функции.

В

процессе

подготовки

конкурентоспособных

специалистов

большое

значение

имеет

поиск путей воздействия на преобразование объекта деятельности – студента. Где важная роль в

получении профессиональных знаний принадлежит способности студента к самообразованию.

Студенты должны сами научиться оперировать учебным содержанием, только тогда

знания

усваиваются

прочно

и

сознательно,

развивается

способность

самообразованию

и

самоорганизованности.

В

ходе учебного процесса студенты должны овладеть следующими умениями: работать с

текстами, усваивать информацию со слов преподавателя, находить необходимую информацию,

слушать и задавать вопросы, выступать перед аудиторией, вести спор, диалог, анализировать

самостоятельную

работу,

проводить

самоконтроль

и

взаимоконтроль,

проводить

личностную

самооценку, определять цели и задачи учебной деятельности, планировать ее ход, контролировать

временные

рамки

самостоятельной

работы,

выделять

главное

и

запоминать,

обобщать

и

систематизировать,

проектировать

и

моделировать. Функция

преподавателя:

организация

и

координация учебной деятельности; Функция обучаемых: деятельность по определенной структуре

(цель – мотив – действие – средство – результант – оценка).

При

планировании

самостоятельной

работы

в

учебных

планах

указываются

вопросы,

вынесенные на самостоятельное изучение, возможные формы контроля.

Дифференцированный

подход

к

студентам

делает

более

эффективной

самостоятельную

работу. Самостоятельная работа это учебная деятельность, направленную на освоение программы,

под руководством преподавателя в аудиторное и внеаудиторное время без его прямого воздействия.

Роль педагога – консультационная.

Уровень самостоятельности должен соответствовать учебным возможностям студента быть

разнообразным.

Но

необходимо

помнить,

что

любая

работа

должна

начинаться

при

всем

разнообразии форм самостоятельной деятельности, с осознания студентами цели и способов

действия, этого зависит эффективность процесса обучения.

Невозможно представить самостоятельную работу без контроля. Для того чтобы он был

объективным и давал результат, необходимо придерживаться правил и принципов осуществления

итогового и текущего контроля.

Концепция современного урока – увлечь учащихся, заставить думать, искать и найти ответ на

поставленный

вопрос.

В

настоящее

время

образование

предполагает

принципиальное

переосмысление роли преподавателя в учебно-воспитательном процессе. Преподаватель должен

научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого студента с

целью формирования активной личности будущего специалиста.

Видами самостоятельной деятельности студентов средних специальных учебных заведений,

являются аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа.

Аудиторная

самостоятельная

работа

это

выполнение

лабораторно-практических

занятий,

контрольных работ, работу с книгами. Внеаудиторная самостоятельная работа заключается в

выполнении домашних заданий, подготовке к лабораторно-практическим заданиям, выполнение

курсовых

и

дипломных

проектов.

Основная

роль

-

формирование

умений

и

навыков

самостоятельного мышления и практического применения знаний.

Роль преподавателя в выполнении как аудиторной, так и внеаудиторной работы заключается в

постановке конкретной цели и краткой методики выполнения работы.

Модернизация российского образования предполагает создание условий для формирования

компетентного

специалиста,

способного

к

профессиональному

саморазвитию

в

сложившейся

социально-экономической ситуации.

Цель

достижение

высоких

результатов

в

будущей

профессиональной

деятельности

может

быть

выполнена

через

постоянный

процесс

самосовершенствования

и

самообразования.

Применяемы

формы

самостоятельной

работы

на

занятиях

общепрофессиональных

дисциплин

следующие:

индивидуальные,

групповые,

фронтальные.

Индивидуальная

самостоятельная работа, вызывая активность, помогает тем студентам, успеваемость которых не

очень высока.

На занятиях по «Статистике» задания на расчетно-графические работы, подготовленные для

студентов, предусматривают достаточно большое число вариантов, чтобы иметь возможность

выдать каждому студенту индивидуальные задания.

По «Налогам и налогообложению» разрабатываются учебно-методические материалы по

самостоятельной работе студентов, где рассматриваются и рекомендуются вопросы для изучения.

При

преподавании

специальных

бухгалтерских

дисциплин

применяется

компьютерная

техника, Интернет, внедряется современная программа учета 1С: Предприятие и специальные

программы Налогоплательщик ЮЛ, Арча, Декларация, документы ПУ6, просмотр и обсуждение

докладов, рефератов на мультимедийной установке.

При преподавании дисциплин общеобразовательного цикла используется дифференциальное

домашнее

задание

(уровень

знания,

уровень

применения,

творческий

уровень).

Домашние

контрольные работы различных уровней сложности. Поисково-исследовательская деятельность.

Например:

дисциплина

«Биология»,

тема

«Модификационная

изменчивость».

На

занятии

исследуется

рост

человека,

а

домашняя

работа

заключается

в

определении

изменчивости

картофеля.

Остаются

актуальными:

составление

плана

изученного

материала,

рефераты,

доклады,

составление

схем,

изучение

родословной,

кроссворды,

викторины,

тесты,

составление

презентационного материала.

Для осуществления всех видов самостоятельной работы и развития грамотной личности

будущего специалиста в колледже имеется соответствующая материально-техническая и учебная

база с современными информационными ресурсами.

Большинство студентов, с заинтересованностью относится к самостоятельному изучению и

решению того или иного вопроса или проблемы, понимают его важность, стремятся поделиться

своими мыслями и применять участие в семинарах, конференциях, ролевых играх. Эта работа

трудоемка, но отдача велика.

Развивающемуся

обществу

нужны

современно

образованные,

квалифицированные,

конкурентоспособные,

свободно

владеющие

своей

профессией

специалисты,

готовые

к

постоянному профессиональному росту, нравственные, предприимчивые люди, которые могут

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные

последствия, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.