Автор: Ишманова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Серовский техникум сферы обслуживания и питания"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа как основа формирования личности
Самостоятельная работа основа формирования личности будущего специалиста
Доля самостоятельной работы студентов в соответствии с общими тенденциями развития
образования
составляет
более
50%
от
общего
количества
учебного
материала,
что
отвечает
требованиям времени. Студент должен через умения прийти к знаниям.
Самостоятельная
работа
способствует
развитию
таких
качеств
как
собранность,
обязательность
личности
будущего
специалиста
среднего
звена,
а
также
выполняет
воспитательные функции.
В
процессе
подготовки
конкурентоспособных
специалистов
большое
значение
имеет
поиск путей воздействия на преобразование объекта деятельности – студента. Где важная роль в
получении профессиональных знаний принадлежит способности студента к самообразованию.
Студенты должны сами научиться оперировать учебным содержанием, только тогда
знания
усваиваются
прочно
и
сознательно,
развивается
способность
самообразованию
и
самоорганизованности.
В
ходе учебного процесса студенты должны овладеть следующими умениями: работать с
текстами, усваивать информацию со слов преподавателя, находить необходимую информацию,
слушать и задавать вопросы, выступать перед аудиторией, вести спор, диалог, анализировать
самостоятельную
работу,
проводить
самоконтроль
и
взаимоконтроль,
проводить
личностную
самооценку, определять цели и задачи учебной деятельности, планировать ее ход, контролировать
временные
рамки
самостоятельной
работы,
выделять
главное
и
запоминать,
обобщать
и
систематизировать,
проектировать
и
моделировать. Функция
преподавателя:
организация
и
координация учебной деятельности; Функция обучаемых: деятельность по определенной структуре
(цель – мотив – действие – средство – результант – оценка).
При
планировании
самостоятельной
работы
в
учебных
планах
указываются
вопросы,
вынесенные на самостоятельное изучение, возможные формы контроля.
Дифференцированный
подход
к
студентам
делает
более
эффективной
самостоятельную
работу. Самостоятельная работа это учебная деятельность, направленную на освоение программы,
под руководством преподавателя в аудиторное и внеаудиторное время без его прямого воздействия.
Роль педагога – консультационная.
Уровень самостоятельности должен соответствовать учебным возможностям студента быть
разнообразным.
Но
необходимо
помнить,
что
любая
работа
должна
начинаться
при
всем
разнообразии форм самостоятельной деятельности, с осознания студентами цели и способов
действия, этого зависит эффективность процесса обучения.
Невозможно представить самостоятельную работу без контроля. Для того чтобы он был
объективным и давал результат, необходимо придерживаться правил и принципов осуществления
итогового и текущего контроля.
Концепция современного урока – увлечь учащихся, заставить думать, искать и найти ответ на
поставленный
вопрос.
В
настоящее
время
образование
предполагает
принципиальное
переосмысление роли преподавателя в учебно-воспитательном процессе. Преподаватель должен
научиться управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого студента с
целью формирования активной личности будущего специалиста.
Видами самостоятельной деятельности студентов средних специальных учебных заведений,
являются аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа.
Аудиторная
самостоятельная
работа
это
выполнение
лабораторно-практических
занятий,
контрольных работ, работу с книгами. Внеаудиторная самостоятельная работа заключается в
выполнении домашних заданий, подготовке к лабораторно-практическим заданиям, выполнение
курсовых
и
дипломных
проектов.
Основная
роль
-
формирование
умений
и
навыков
самостоятельного мышления и практического применения знаний.
Роль преподавателя в выполнении как аудиторной, так и внеаудиторной работы заключается в
постановке конкретной цели и краткой методики выполнения работы.
Модернизация российского образования предполагает создание условий для формирования
компетентного
специалиста,
способного
к
профессиональному
саморазвитию
в
сложившейся
социально-экономической ситуации.
Цель
достижение
высоких
результатов
в
будущей
профессиональной
деятельности
может
быть
выполнена
через
постоянный
процесс
самосовершенствования
и
самообразования.
Применяемы
формы
самостоятельной
работы
на
занятиях
общепрофессиональных
дисциплин
следующие:
индивидуальные,
групповые,
фронтальные.
Индивидуальная
самостоятельная работа, вызывая активность, помогает тем студентам, успеваемость которых не
очень высока.
На занятиях по «Статистике» задания на расчетно-графические работы, подготовленные для
студентов, предусматривают достаточно большое число вариантов, чтобы иметь возможность
выдать каждому студенту индивидуальные задания.
По «Налогам и налогообложению» разрабатываются учебно-методические материалы по
самостоятельной работе студентов, где рассматриваются и рекомендуются вопросы для изучения.
При
преподавании
специальных
бухгалтерских
дисциплин
применяется
компьютерная
техника, Интернет, внедряется современная программа учета 1С: Предприятие и специальные
программы Налогоплательщик ЮЛ, Арча, Декларация, документы ПУ6, просмотр и обсуждение
докладов, рефератов на мультимедийной установке.
При преподавании дисциплин общеобразовательного цикла используется дифференциальное
домашнее
задание
(уровень
знания,
уровень
применения,
творческий
уровень).
Домашние
контрольные работы различных уровней сложности. Поисково-исследовательская деятельность.
Например:
дисциплина
«Биология»,
тема
«Модификационная
изменчивость».
На
занятии
исследуется
рост
человека,
а
домашняя
работа
заключается
в
определении
изменчивости
картофеля.
Остаются
актуальными:
составление
плана
изученного
материала,
рефераты,
доклады,
составление
схем,
изучение
родословной,
кроссворды,
викторины,
тесты,
составление
презентационного материала.
Для осуществления всех видов самостоятельной работы и развития грамотной личности
будущего специалиста в колледже имеется соответствующая материально-техническая и учебная
база с современными информационными ресурсами.
Большинство студентов, с заинтересованностью относится к самостоятельному изучению и
решению того или иного вопроса или проблемы, понимают его важность, стремятся поделиться
своими мыслями и применять участие в семинарах, конференциях, ролевых играх. Эта работа
трудоемка, но отдача велика.
Развивающемуся
обществу
нужны
современно
образованные,
квалифицированные,
конкурентоспособные,
свободно
владеющие
своей
профессией
специалисты,
готовые
к
постоянному профессиональному росту, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.