Напоминание

"Художественно-творческое развитие личности как одно из важнейших педагогических направлений."

Автор: Лазуткина Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО г. Нижневартовска "ЦДТ"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно-творческое развитие личности как одно из важнейших педагогических направлений."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Художественно-творческое развитие личности как одно

из

важнейших педагогических направлений.

Педагог дополнительного образования

МАУДО г.Нижневартовска «ЦДТ»

Лазуткина Ирина Александровна

г. Нижневартовск

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.................................................................................4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…..14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….....16

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

научного

исследования. Специфический

характер

развития художественно-эстетического

развития

детей,

подростков

и

молодежи

в

условиях

дополнительного

образования

требует

от

педагога

проявления особой заботы о

развитии у них умения видеть, слышать,

чувствовать

и

понимать

красоту

окружающего

мира.

Конечно,

следует

заметить,

что

формирование

этих

умений

у

молодежи

проходит

в

замедленном темпе, однако постепенно достигает достаточного уровня.

В современный период в российской истории и образовании – время

смены

ценностных

ориентиров.

В

90-е

гг.

прошлого

столетия

в

России

произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления,

неизбежные

в

период

крупных

социально-политических

изменений.

Эти

явления

оказали

негативное

влияние

на

общественную

нравственность,

гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству,

закону и труду, на отношение человека к человеку.

В

период

смены

ценностных

ориентиров

нарушается

духовное

единство

общества,

размываются

жизненные

ориентиры

молодежи,

происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация

традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Насколько

ученику

будет

комфортно

в

коллективе,

зависит

и

его

успешность в учебной и внеурочной деятельности. Также будет решена часть

психологических

проблем

учащихся,

например,

в

дружном

коллективе

снижается

тревожность,

повышается

мотивация,

повышается

общий

эмоциональный фон, настроение учеников.

Совершенствование

системы

образования,

в

том

числе

и

высшего,

невозможно без глубокого изучения особенностей педагогического процесса

через призму психологии.

3

Целью исследования: является изучение особенностей теоретических

и методических аспектов работы воспитателя детей дошкольного возраста с

отклонениями в развитии.

Задачи работы:

1.

Увидеть

различные

теоретические

аспекты теоретических

и

методических аспектов работы педагога с детьми.

2 . Охарактеризовать

роль

педагога

в

реализации

художественно-

эстетического

развития

детей,

подростков

и

молодежи

в

условиях

дополнительного образования.

3

. Проанализировать

особенности

художественно-эстетического

развития детей, подростков и молодежи.

4. Рассмотреть художественно-эстетическое развитие в дополнительном

образовании.

Методология и источники исследования. Для решения поставленных

задач

мы

использовали

следующие

методы

исследования:

во-первых,

изучение и анализ психолого-педагогической литературы с целью выявления

основных

концепций

и

подходов

к

проблемам

анализа

психолого-

педагогической

деятельности

детей

дошкольного

возраста.

Во-вторых,

в

изученной

литературе

авторы

использовали

для

получения

необходимой

информации

такие

методы

психологического

исследования

как

-

метод

наблюдения

и

обобщения

и

метод

лабораторного

эксперимента

с

применением экспресс - тестов, так же применялся метод естественного

эксперимента.

Все

представленные

выше

методы

являются

важным

подспорьем в решении вопросов данной проблематике.

4

Образовательное

учреждение

это

не

только

«кузница»

творческих

талантов,

но

и

место

формирование

будущей

личности,

гражданина

и

патриота своей страны, и конечно своего дела.

Художественно-творческое развитие детей в школе искусств формирует

и

развивает

в

ученике

не

только

творческие

задатки,

но

и

личностные

качества.

Художественные

произведения,

несущие

различную

смысловую

нагрузку - являются важным подспорьем в воспитании учащихся.

В

художественной

школе

важнейшей

задачей

педагогического

коллектива

является

развитие

личности

путем

приобщения

детей

к

разнообразным видам художественного творчества.

Развитие

художественного

творчества

могут

присутствовать

как

в

основной программе, так и в дополнительном образовании детей. Развитие

личности

путем

художественного

творчества,

присутствуют

в

образовательных программах и стандартах школ искусств.

Живопись - одно из самых известных направлений творчества. Юные

художники путем приобщения

к мировым

произведениям и шедеврам

русских художников и во время создание своих работ развиваются творчески

и духовно. Данные компоненты помогают в итоге в развитии личностных

качеств начинающих мастеров кисти.

Творчески

одаренные

могут

сформировать

свое

мировоззрение

под

влиянием различных творческих видов деятельности. Если мы посмотрим на

историю, то найдем, многие величайшие исторические деятели были одарены

и

творческим

началом

в

какой-то

области,

что

без

сомнения

помогало

развиваться как личность им и дальнейшем.

Художественно-творческое развитие является важнейшей мотивацией в

обучении.

Синтез

художественного

творчества

и

учебы

является

фундаментом специализированных школ искусств.

Художественное

творчество

одно

из

величайших

достижений

человеческой

истории.

Разнообразные

произведения

творчества

человека

5

заставляют

приобщиться

к

культуре

как

страны,

или

народа

так

и

определенных регионов.

В Античном мире колыбели цивилизации в Древней Греции и Древнем

Риме художественное творчество было высшей ступенью развития личности.

Людей творивших и создававших различные произведения чествовали не

меньше правителей. Художественные произведения тог времени и сейчас не

потеряли

своей

значимости

для

мировой

культуры.

Древнейшие

произведения по-прежнему остаются актуальны для исследования, так как

они показывают нам прошлое и помогают его понять в контексте нынешнего

времени. Возможности своеобразного обращения к данным представлениям

и в наше время также нельзя исключать.

Развитие личности ее становлении весьма сложный процесс. Из многих

факторов

состоит

формирование

человека.

Одним

из

таковых

является

художественное творчество.

Художественное творчество - это, прежде всего один из сложнейших

сфер

человеческой

деятельности.

Одним

из

основных

требований

к

творчеству является его постоянное совершенствование и прогресс

1

.

Особое место в структуре художественного развития личности, причём

как отечественного, так и западного, занимает школа. Именно в процессе

школьного обучения происходит активный процесс роста личности человека

и её социализации. В связи с этим задача совершенствования подходов и

методик преподавания в школе, в том числе внеурочной работе, является

крайне важной и актуальной. В данном случае это становиться актуальным в

нашей многонациональной стране, где внеурочная работа, направлена на

развития широкого исторического кругозора у школьников.

В

процессе

школьного

художественного

творчества,

у

школьников

происходит активный процесс роста личности и самосознания.

1

Эстетика: Словарь. - М.: ACADEMA, 2004 //Под общей ред. А.А. Беляева. С. 147.

6

Школа,

прежде

всего,

является

тем

фундаментом,

из

которого

в

последствие и формируется уже личность.

Российская система школьного образования многие годы признавалась

одной из лучших в мире. Усилиями научных и педагогических кадров были

разработаны

и

реализуются

эффективные

образовательные

технологии.

Однако в настоящее время возникла необходимость поиска ресурсов для

дальнейшего развития и совершенствования образования в соответствии с

требованиями ХХI в. Основная проблема состоит в том, что наши школьники

зачастую затрудняются применять полученные знания в реальных ситуациях,

интегрировать

эти

знания

для

объяснения

явлений,

происходящих

в

окружающем мире. Данную проблему также можно постараться решить,

прибегая к внешкольным занятиям, особенно при работе в старших классах

2

.

Одним из ключевых факторов и одновременно условием модернизации

системы образования в России, является овладение будущими педагогами, в

данном

случае

историками

формами

и

методами

работы

в

условиях

вариативного образования, и современными педагогическими технологиями,

и это очень важно при работе с разными классами. Всё вышесказанное

позволяет

говорить

об

огромной

важности

развития

художественного

творчества и влияние его на личность.

Восприятия художественного искусства - напряженный труд души,

работа

мысли

чувства,

требующая

специальной

подготовки,

которую

возможно

осуществить

в

школе,

научить

полноценному

восприятию

искусства, развитию творческих способностей и художественного вкуса у

детей

на

уроках.

Искусство

выполняет

важную

функцию

развития

способностей

детей

к

художественному

творчеству,

которое

широко

используется ими в учебе, труде, игровой деятельности.

Вообще практическая, предметная деятельность в развитии личности

-

один

из

важнейших

факторов.

Во

всяком

случае,

роль

ее

с

позиции

2

Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в 3-4 классах. - М., 2015. C. 67.

7

современных

представлений,

например,

о

мышлении,

может

оказаться

достаточно неожиданной. «Можно подумать, что механизм континуального

мышления

носит

аналогичный

характер,

в

отличие

от

рефлективного

логиче ского

мышления

но сит

не

столько

мозговой,

с ко л ь ко

общесоматический характер. Человек в каком-то глубинном смысле мыслит

всем

телом.

Глубинное,

континуальное

мышление

и

есть

интуитивное

мышление человека, а его не мозговой характер говорит о том, что оно

является иерархически более высоким уровнем мышления, и интуитивная

составляющая

каждого

человека

является

одновременно

составляющей

информационного поля планеты»

3

.

Очевидно,

через

художественное

творчество

ребенок

также

приобщается

к

этому

информационному

полю,

развивает

творческое,

интуитивное мышление. Но происходить это может только за счет очень

внимательного, заинтересованного отношения к предметам и материалам, с

которыми

он

будет

иметь

дело

в

процессе

работы.

Именно

поэтому

принципиально важным является то, что основной путь развития на уроках

посвященным

художественному

творчеству

происходит

через

овладение

ремеслом,

вернее

некоторыми

основами

ручных

ремесел,

доступными

младшему школьнику. Важнейший вывод, который из этого следует, не нов,

он

является

«хорошо

забытым

старым»:

основой

уроков

ручного

труда

должна быть полноценная отработка приемов практической деятельности с

различными инструментами и материалами

4

.

Именно

тщательность

обработки

материала,

грамотность

приемов

работы, аккуратность и точность являются основными средствами развития

ребенка в данном учебном предмете. Причем речь идет не только о развитии

таких качеств, как усидчивость, добросовестность, аккуратность и пр., а

именно о развитии личности в целом. В определенном смысле эти уроки

будут преследовать цель формирования у ребенка в каждом конкретном деле

зачатков мастерства.

3

Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Искусство, 2007. С. 129.

4

Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Ветгулиной. - М., 2002. С. 78.

8

Как

мы

уже

отмечали

ранее,

мастер

-

это

человек,

который

обязательно обладает определенным уровнем культуры и отличается высокой

духовностью, а не только ручной умелостью. И эта духовность приходит

обычно

вместе

с

вдумчивой,

неспешной,

добросовестной

работой,

требующей самого пристального внимания к материалу. Настоящий Мастер

чаще

всего

начинался

все-таки

с

подмастерья,

и

в

этом

нет

ничего

предосудительного. К сожалению, в погоне за всевозможными внешними

эффектами учителя на уроке все чаще пренебрегают этой «ремесленнической

грамотой»

5

.

Большую

роль

в

этом

играют

эмоционально

волевые

качества

учащихся. Они рассматриваются как особая сфера, определяющая нормы

отношения человека к миру. Знания, умения и навыки сами по себе не

являются

показателем

воспитанности

учащегося,

если

у

него

не

сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а

нравственность не стала частью его мировоззрения.

Целью данных уроков, на которых ученик занят художественным

творчеством (написанием различных картин и набросков), проводимых в

школе,

является

и

формирование

художественного

творчества,

развитие

эстетических чувств учащихся. Разумеется, что эти уроки выходят за рамки

только эстетического воздействия и выполняют также специфическую задачу

коррекции

недостатков

познавательной

деятельности

детей

и

их

эмоционально

-

волевой

сферы.

На

роль

музыки

и

изобразительного

искусства в овладении школьниками трудовых навыков говорили известные

представители педагогики: О. Серен, Ж. Демор, О. Декрож.

Важным

средством

формирования

художественного

творчества

школьников являются уроки технологической подготовки, на которых дети

имеют дело с бумагой и картоном, глиной и пластилином, с природными и

т е к с т и л ь н ы м и

м а т е р и а л а м и ,

с

п р о в о л о ко й , д р е в е с и н о й ,

металлоконструктором. При этом используются цветные материалы (бумага,

5

Столович Л.Н. Предмет эстетики. - М.: Искусство, 2001. С. 23.

9

текстиль, пластилин и др.), которые привлекают и радуют детей, как во время

деятельности, так и особенно в момент, когда поделка закончена.

В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств,

благодаря

чему

создаются

выгодные

установки

для

формирования

художественного творчества. У детей развивается чувство цвета, которое

возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы,

чувство

ритма,

когда

воспринимается

ритмическое

по строение

(расположение) элементов предмета.

Особую

значимость

для

развития

художественного

восприятия

и

творческого

воображения

имеет

работа

с

природными

материалами

(листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными палочками, сучками

и

т.п.).

Исходным

моментом

для

организации

таких

занятий

являются

экскурсии в природу.

Наблюдения, проводимые во время экскурсий и эстетические оценки,

которые делают учащиеся, получают дальнейшее развитие и закрепление

непосредственно во время изготовления поделок.

Элементы творчества проявляются на

занятиях лепки, работы с

природным

материалом

рукоделия.

Если

перед

детьми

раскрывается

возможность

самостоятельно

планировать

свою

деятельность

и

отбирать

приемы,

как

изобразительного,

так

и

технического

порядка.

Творческое

воображение

ребенка

проявляется

обычно

в

придумывании

для

изображаемых

героев

новых

деталей

одежды

или

добавлении

таких

предметов, как корзина, палка, лопата и др.

При

умелом

подходе

к

выполнению

программного

материала

по

технологии

можно

создать

множество

ситуаций

для

творческого

самовыражения детей. Интересен в этом отношении разделы программы

«Обработка бумаги и картона», «Работа по дереву», «Работа по металлу».

Ведь приобретаемый по этим разделам опыт складывается у школьников, в

основном, в практической деятельности, он чрезвычайно конкретен и в то же

время разнообразен.

10

Детей

привлекает

и

вдохновляет

видимость

и

доступность

материала, возможность воплощения идей и мыслей, задуманного плана в

реальный

и

видимый

результат

труда.

Именно

первоначальная

простота,

легкодоступность технологии работы, конструкций изделий не отпугивает

школьников от работы, а формируют у них необходимые для творчества

качества:

компетентность,

уверенность

в

себе,

самоутверждение,

самоуважение и т.д. «Я тоже могу! У меня тоже получится как у всех, красиво

и

точно.

Я

тоже

могу

сам!»

Без

самоутверждения,

самоуважения,

уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то

свое.

Ведь известно, что творчество не может возникнуть на пустом месте,

само по себе, его нужно готовить. Поэтому желательно заранее все продумать

и проанализировать, решить, с чего начать, что и в какой последовательности

развивать и формировать, четко представить, из каких приемов и методов

складывается

работа.

То

есть

для

развития

и

формирования

детского

творчества

нужно

составить

и

разработать

целую

систему

занятий

и

упражнений,

видов

изделий

с

учетом

собственного

интеллекта,

методического

багажа

и

педагогической

реалии

школы,

класса,

производственного окружения, потребности в общественно полезном труде,

местных, художественных промыслов и т.д.

Великий педагог Сухомлинский В.А. писал, что «ребенок по своей

природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед

ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в

сказках и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его

сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру,

через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка»

6

.

Эффективным и продуктивным уроком, который повышает творческий

и

культурный

уровень

учеников

в

школе

является

спектакль.

Изучение

6

Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М. Просвещение, 2001. С. 78.

11

различных произведений отечественных и зарубежных авторов без сомнения

формирует в учениках творческую и высокодуховную личность.

Подготовка

спектакля

-

творческая

работа,

которая

способствует

выработке

навыков

языкового

общения

детей

и

раскрытию

их

индивидуальных творческих способностей школьников их взаимодействия

между собой и с учителем.

Данный

вид

урока

активизирует

мыслительную

и

речевую

деятельность

служит

лучшему

усвоению

тематики

урока.

С

помощью

подобных уроков в лексиконе школьников пополняется словарный запас и

формируется творческая личность.

Важной особенностью детского художественного творчества является

то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То

есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос

ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй

план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые

отмечают

оригинальность

и

самобытность

творческой

работы

ребёнка.

Творчество

неразрывно

связано

с

игрой,

и,

порой,

между

процессом

творчества

и

игрой

нет

границы.

Творчество

является

обязательным

элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте

необходимое,

в

первую

очередь,

для саморазвития.

По

мере взросления,

творчество может стать основной деятельностью ребенка

7

.

Самостоятельная деятельность имеет большое значение в развитии

творческих способностей ребенка. Именно во время самостоятельной работы

он может полностью сосредоточиться на изготовлении своей поделки или

постройки,

подобрать

нужный

материал,

найти

необыкновенное

конструктивное решение сделать тот предмет, который захочет.

Такая методика дает возможность воспитывать у детей потребность

самостоятельно

использовать

приобретенный

опыт

и

обеспечивает

развивающий характер обучения.

7

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 78.

12

Художественное

творчество

помогает

в

развитии

детей.

Для

формирования у детей интереса к различному художественному творчеству,

самостоятельному труду можно проводить забавные конкурсы и выставки

разнообразных поделок, награждать лучших призами.

Уроки могут предусматривать в первую очередь определенные задачи

в

воспитании

и

развитии

учащихся

в

различных

образовательных

учреждениях:

- обеспечение учеников знаниями и способами трудовой деятельности

(художественное творчество в контексте ручного труда ученика);

- развитие творчества детей, и в первую очередь их воображения;

- формирование организованности детей, умение длительное время

трудиться, доводить дело до завершения;

- выработка у учеников потребности трудиться, трудиться увлеченно,

вдохновенно, ответственно

8

.

Вся работа по закреплению и совершенствованию у них необходимых

навыков переносится на самостоятельную деятельность и совместную работу

с педагогом в уголке труда.

Реализации данных задач содействует определенной направленности

в организации и осуществлении уроков в образовательных учреждениях.

Привычка

детей

работать

в

уголке

труда,

самостоятельно

делать

различные поделки и атрибуты для игр формируется постепенно на основе

устойчивого

интереса

к

этой

деятельности.

В

первое

время

следует

ненавязчиво привлекать детей к работе в уголке труда, используя в процессе

повседневной

жизни

удобные

ситуации.

Например,

дети

играют

в

инопланетян - нужны шапочки, на которых устроены антенны для приема

сигналов из космоса. Воспитатель предлагает сделать такие шапочки, чтобы,

надев их, сразу стало понятно, в кого играют они. Также могут быть созданы

8

Дьяченко О.М. Развитие творческих способностей.- М. 2004. С. 88.

13

мастерская по ремонту оборудования и игрушек, ателье по пошиву одежды,

«больница», для книг.

В

уголке

труда

дети

могут

делать

сувениры

и

подарки

на

день

рождения друзьям, куклы для спектакля, игрушки для игр, атрибуты или

просто заниматься любимым делом: вышивать, шить, конструировать.

Педагог ни в коем случае не должен навязывать детям свою волю,

даже если он запланировал индивидуальную работу с кем-то из них.

Итак, подводя итог, нам хотелось бы ещё раз отметить, что обучение и

воспитание в рамках создания благоприятного психологического климата

составляет одну из задач совершенствования системы народного образования.

Развитие школьников и подготовка их к дальнейшей взрослой жизни решает

насущную задачу формирования творческого и научного потенциала общества,

обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического

прогресса, дальнейшего развития науки и культуры различных областей культуры и

социальной жизни Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

Формирование

личности

важнейший

фактор,

которому

уделено

внимание на разных ступенях развития нашего общества.

Итак,

из

всего

вышесказанного

можно

сказать

художественно-

творческое развитие личности является одной из важнейших педагогических

направлений.

В Древнем мире

уже понимали и придавали огромную значимость

эстетического воспитания и в этой связи в школах Древней Греции и Рима,

помимо основных предметов не в меньшей степени отводилось важнейшие

значения

приобщение

детей

к

культуре.

Греки

и

римляне

полагали,

что

сформировать

настоящую

личность

возможно

лишь

приобщением

к

творческой деятельности

Художники

различных

эпох

запечатлели

на

своих

произведениях

различные сюжеты. Мастера кисти на своих полотнах передали весь смысл

момента,

показали

смысловую

нагрузку.

Ознакомление

школьников

с

различными художественными произведениями великих русских художников

формирует, в том числе в ученике личность и гражданина своей страны.

Как мы уже было сказано выше, художественное творчество в разных

направлениях,

является

важнейшей

составляющей

для

всестороннего

развития личности.

Художественное творчество является одним из ведущих факторов в

становлении и развитии личности. Только всесторонняя личность способна

на свершения и открытия, на создание нового и развитие старого.

Формирование

личности

происходит,

прежде

всего,

в

стенах

образовательного

учреждения.

Разнообразные

конфигурации

проведения

уроков

посвященных

художественному

творчеству

дают

возможность

не

только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их

творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками

знаний по историческому предмету. Подобные формы проведения занятий

«снимают» прежде всего «традиционность» урока, также оживляют мысль у

учеников и учителей.

15

В

связи

с

рассмотренным

вопросом

о

формировании

личности

посредством

художественного

творчества

мы

можем

с

уверенностью

говорить,

что

в

отечественной

педагогике,

достаточно

накоплен

положительный опыт в данной деятельности в истории, плюсы и минусы

которой

были

подтверждены

или

опровергнуты

столетиями.

Мы

также

можем

сказать,

что везде

высоко

оценивалась

художественная

работа

со

школьниками

после

уроков

как

фактор

стимула

повышения

интереса

к

истории в рамках проводимого школьного курса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

16

1.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. –

368 с.

2.

Дьяченко О.М. Развитие творческих способностей.- М. 2004. – 189 с.

3.

Печерский

М.С.

Эстетическое

воспитание

на

уроках

труда

в

3-4

классах. - М., 2015. -216 с.

4.

Столович Л.Н. Предмет эстетики. - М.: Искусство, 2001. – 114 с.

5.

Сухомлинский

В.А. Духовный

мир

школьника.

-

М.

Просвещение,

2001. – 207 с.

6.

Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Ветгулиной. - М.,

2002. – 167 с.

7.

Эстетика: Словарь. - М.:

ACADEMA, 2004. // Под общей ред. А.А.

Беляева. – 447 с.

8.

Якобсон

П.М. Психология

художественного

творчества.

М.:

Искусство, 2007. – 329 с.

17