Напоминание

"Мост в завтрашний день"

Автор: Еремеева Екатерина Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с Казанское, Сернурского раойна
Наименование материала: Программа воспитательной работы по социализации воспитанников 9 класса
Тема: "Мост в завтрашний день"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»


Программа воспитательной работы

по социализации воспитанников 9 класса

«Мост в завтрашний день»
Составили: Классный руководитель: Еремеева Е.И. Воспитатель: Пидалина М.А. с. Казанское, 2015 г.

Содержание программы:
1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Актуальность программы 4. Цель программы 5. Задачи программы 6. Принципы построения программы 7. Формы и методы реализации программы 8. План реализации программы по направлениям 9. Ожидаемые результаты 10. Диагностический инструментарий 11. Материально-техническое обеспечение 12. Литература
1.

Паспорт программы

Наименование

программы
Программа воспитательной работы школы по социализации воспитанников 9 класса «Мост в завтрашний день»
Нормативно-правовое

обеспечение Программы
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948)
- Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959) - Декларация о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1975) - Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989) - Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006) - Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ - Распоряжение Правительства РФ «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» от 7 февраля 2011 г. № 163-р - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья утвержденное приказом Мин. Образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598. - Устав ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат» - Программа развития школы-интерната на 2010- 2015 год
Разработчики

Программы
Классный руководитель: Еремеева Е.И. Воспитатель: Пидалина М.А.
Сроки реализации

Программы
2015-2016 учебный год
2. Пояснительная записка
Программа воспитательной работы по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья , раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения
и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения. Специальная (коррекционная) школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья к жизни в современном обществе на основе становления личности воспитанника. Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
2.

Актуальность программы
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, является в наши дни актуальной проблемой, так как выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Программа воспитательной работы по социализации определяет содержание и механизмы развития и проявления у детей с ограниченными возможностями здоровья своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Реализация программы должна обеспечить ориентацию в ыпускников специальной (коррекционной) школы-интернат на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у них готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование основных ценностей.
4. Цель программы
Создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Задачи программы

1. Создавать оптимальные условия для успешной социализации учащихся в классе, в школе, в межшкольном пространстве; 2. Вооружить учащихся знаниями о социуме; 3. Развивать умения и навыки, необходимые для успешной интеграции в общество; 4. Формировать у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков и выработка адекватных профессиональных намерений; 5. Корригировать познавательные процессы учащихся через организацию учебно-воспитательной процесса; 6. Воспитывать у учащихся качества личности, позволяющие осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
6. Принципы построения программы
Принцип социальной активности – требует создание учащимся условий для самостоятельного выбора и принятия решений, основанных на усвоении ребенком социального опыта, форм, способов, моделей адаптивного поведения в меняющихся жизненных ситуациях. Принцип мотивированности - предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели. Данный принцип предполагает создание ситуаций, в ходе которых дети сами искали бы решение. Реализация принципа мотивированности достигается методом постановки проблемных заданий и познавательных задач, предполагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности. Принцип коррекционно-развивающего воспитания – требует организации и проведение воспитательных мероприятий, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе его потенциальных возможностей. Работа педагогов ориентируется на развитие высших психических функций - мышления, памяти, внимания, речи и позволяет не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его. Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно- воспитательного процесса – требует отбора содержания форм и методов обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и способностями воспитанников. Принцип взаимодействия личности и коллектива – требует организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение. Данная воспитательная программа главное внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности,
формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу» как основы взаимодействия с педагогом.
7. Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации мероприятий: классные и воспитательские часы, сюжетно- ролевые игры, трудовые десанты, беседы, тренинги, демонстрация видеофильмов, конкурсы, практикумы. Проводятся профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами. Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения на дорогах. В ходе проведения экскурсии могут проводиться практические работы. Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра - это своеобразная школа жизни. Педагог организует игру и проводит по заранее разработанному плану. Игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта, активизации познавательной активности учащихся. В целях коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики учащихся. Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному материалу, стимулируют развитие учебной мотивации. Большое внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В связи с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья беседа всегда сопровождается наглядностью и эмоциональностью. Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог отмечает каждого участника проведенной работы. Это позволяет отметить их положительные качества, развитию стремления к положительным поступкам, к формированию воли. Программа предполагает активное участие учащихся в подготовке и проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования,
подготовки и проведения различных видов деятельности обучающихся совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности, способствующие социальной адаптации будущих выпускников.
8. План реализации программы по направлениям
Программа воспитания и социализации учащихся реализуется по следующим направлениям:
Духовно-нравственное воспитание
Цель: создание условий для воспитания, развития и становления личности воспитанника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. Задачи: 1. Формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; 2. Формировать основы нравственного самосознания личности (совести) - способности воспитанника формулировать собственные нравственные обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; 3. Формировать основы морали - осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у воспитанников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; 4. Приобщать воспитанников к базовым национальным ценностям, национальным и этническим духовным традициям; 5. Формировать понятие о важности семье и семейных отношений. № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Час общения «Я человек, но какой?» сентябрь воспитатели 2 Классный час «Человеческие октябрь классный
ценности» руководитель 3 Урок по культуре общения «Этикет взаимоотношений юноши и девушки» ноябрь воспитатели 4 «Роль супругов в современной семье» - час общения декабрь воспитатели 5 Классный час «Основы нравственной жизни» январь классный руководитель 6 Тренинг «Я – подросток» февраль воспитатели 7 «Что такое патриотизм?» - занятие-размышление март воспитатели 8 Час размышления «Что такое жизнь» апрель воспитатели 9 Классный час «Мы разные – в этом наше богатство» май классный руководитель
Физическое воспитание
Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни воспитанников. Задачи: 1. Создать условия для становления психически и физически здоровой, социально-адаптивной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями; 2. Способствовать привитию санитарно-гигиенических навыков, формированию потребности в здоровом образе жизни; 3. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам здоровья, личной безопасности; 4. Формировать потребность в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек; 5. Воспитывать привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Час здоровья «Профилактика гриппа» сентябрь воспитатели 2 Классный час «Здоровье и вредные привычки» октябрь классный руководитель 3 Классный час «Серьезный ноябрь классный
разговор: Наркотики» руководитель 4 Индивидуальная беседа с девочками «Беременность, как ее избежать» декабрь воспитатели 5 Анкетирование «Правильное питание» январь воспитатели 6 Час здоровья «Её величество Вода» февраль воспитатели 7 Классный час «Профессия и здоровье» март классный руководитель 8 «Здоровье и профессия» - познавательный час апрель воспитатели 9 Час здоровья «Прелести свободной любви» май воспитатели
Трудовое воспитание
Цель: создание условий для коррекции познавательной сферы и недостатков физического развития воспитанников посредством трудового обучения. Задачи: 1. Подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности для успешной адаптации в современной жизни; 2. Формировать навыки самообслуживания, трудовые навыки; 3. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; 4. Формировать устойчивую потребность в труде, получении профессии; 5. Воспитывать бережное отношение к материальным ценностям. № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Профориентационный ринг «Выбор профессии» сентябрь воспитатели 2 Классный час «В поисках будущей профессии» октябрь классный руководитель 3 Дискуссия « Формула: Хочу. Могу. Надо!» ноябрь воспитатели 4 Диспут «Для чего нужны разные профессии» декабрь воспитатели 5 Классный час «Мое призвание» январь классный руководитель 6 Час общения «Как февраль воспитатели
стимулировать себя к труду» 7 Диспут «Кем я хочу и могу стать» март воспитатели 8 Классный час «Классный час «Навстречу собственной судьбе» апрель классный руководитель 9 Устный журнал «Порядок приема в училище» май воспитатели
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель: воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села, школы, своей семьи; 2. Сформировать стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умение и желание сочетать общественные и личные интересы; 3. Воспитывать чувство любви, уважения и гордости за свою Родину, защитников Отечества; 4. Сформировать знания основных прав, обязанностей и норм поведения гражданина.

Правовое воспитание
Цель: формирование правового сознания, правой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков. Задачи: 1. Способствовать расширению кругозора через знакомство с законодательством нашей страны; 2. Учить детей распознавать свои права, отстаивать и защищать их; 3. Воспитывать уважительное отношение к правам и свободу окружающих; 4. С формировать знания о трудовом законодательстве Российской Федерации. № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Правовой час «Трудовое законодательство. Трудоустройство» сентябрь воспитатели 2 Правовая атака «Нравственные ценности человека» октябрь воспитатели № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Круглый стол «Дорога жизни» блокадного Ленинграда» сентябрь воспитатели 2 Классный час «Я горжусь своей республикой» октябрь классный руководитель 3 Круглый стол «Первая победа в Великой Отечественной войне» ноябрь воспитатели 4 Диалог «Есть слово такое- выстоять» декабрь воспитатели 5 Конкурс патриотической песни «Долгая дорога домой» январь воспитатели 6 Классный час «Живая память (Афганистан)» февраль классный руководитель 7 Конкурс кроссвордов «Герои войны 1812 г.» март классный руководитель 8 Классный час «Он всех нас позвал в космос (о Ю.А. Гагарине)» апрель классный руководитель 9 Урок мужества «Дети военной поры» май воспитатели
3 Классный час «Подросток в правовом обществе» ноябрь классный руководитель 4 Классный час «Я знаю свои права и обязанности» декабрь классный руководитель 5 Заочное путешествие «Города и села нашей республики» январь воспитатели 6 Беседа с игровыми элементами «Кто ты в 21 веке» февраль воспитатели 7 Заочное путешествие по городам - героям. март воспитатели 8 Открытый микрофон «Первый телефон доверия» апрель классный руководитель 9 Мозговой штурм «Планирование семьи, как нужно любить детей» май воспитатели
Художественно-эстетическое воспитание
Цель: совершенствование системы эстетического воспитания в лицее, обеспечивающей формирование творческой личности, воспитание нравственных качеств. Задачи: 1. Обогащать знания детей об истории страны, республики, об истории национальных праздников, обрядов; 2. Побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков; 3. Формировать у учащихся любовь и уважение к своему Отечеству; 4. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства. № п/п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Видео портрет «115 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова» сентябрь воспитатели 2 Классный час «Семья – как много в этом слове» октябрь классный руководитель 3 Познавательный час «90 лет со дня рождения В. Шаинского» декабрь воспитатели 4 Классный час «Новый год – веселый праздник» декабрь Классный руководитель 5 Заочное путешествие «Золотое кольцо России» январь воспитатели 6 Творческая мастерская: февраль воспитатели
изготовление валентинок ко дню Святого Валентина 7 Классный час «8 марта – весенний праздник» март классный руководитель 8 Виртуальная экскурсия «Памятники г. Йошкар-Олы» апрель воспитатели 9 Конкурс рисунков и плакатов «Война глазами детей» май воспитатели
Экологическое воспитание
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования. Задачи: 1. Формировать активную жизненную позицию по защите и сохранению окружающей среды; 2. Вовлекать детей в экологическую социально-значимую деятельность; 3. Воспитывать эколого-правовое поведение у детей. № п\п Мероприятия Сроки Ответственные 1 Информационный час «Вода- чудесный дар природы» сентябрь воспитатели 2 Беседа «Чудеса природы» Октябрь воспитатели 3 Диспут «Острые экологические проблемы в мире» ноябрь воспитатели 4 Экологический час «Борьба за чистую планету» декабрь Классный руководитель 5 Турнир знатоков житейских премудростей народных примет, лекарственных растений январь воспитатели 6 Конференция «Лесной наряд нашей планеты» февраль воспитатели 7 Анкетирование «Мое отношение к природе» март Классный руководитель 8 Устный журнал «Экологический бумеранг» апрель воспитатели 9 Конкурс творческих работ «Новинки из мусорной корзинки» май воспитатели

9. Ожидаемые результаты
- Сформирован нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - Сформировано ценностное отношения к здоровью, готовность поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, развитие потребности вести здоровый образ жизни; - Сформирована потребность в трудовой деятельности, осознание значимости труда в жизни человека; - Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция; - Сформировано уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории, культуре, природе своей страны. - Сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности. - Сформировано ценностное отношение к окружающей среде, природе, людям, потребность природоохранной деятельности. Продукт реализации программы: Создание электронного стенда «Наши выпускники».
10. Диагностический инструментарий
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой; - Опросник «Самооценка»; - Опросник «Перекрёсток-внешние и внутренние средства труда»; - Диагностика уровня воспитанности учащихся старших классов по методике Н.П. Капустиной; - Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе»; - Методика «Закончи предложение» по методике Н.Е. Богуславской.
11. Материально-техническое обеспечение
Для обеспечения реализации воспитательной программы создана целостная, многофункциональная развивающая среда. Предметно- развивающая среда способствует развитию воспитанников по всем направлениям.
Предметно-развивающая среда постоянно обновляется, пополнена достаточным количеством разнообразного дидактического и иллюстративного материала, видеопрезентаций; в классе создаются информационные стенды; воспитательный процесс обеспечен библиотечно- информационными ресурсами. Для обеспечения воспитательного процесса оборудованы: - классный кабинет; - современный компьютерный класс.
12. Литература
1. Копылова Т. Г. Лапшина О. Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида // Дефектология.-2006.-№5. 2. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТМ, 2000. 3. Митькина А. В., Фадеева С. А., Г. Н.Дождикова. Профилактика девиантного поведения детей и подростков: НИРО - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. 4. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ / Под ред. А. Н. Нигаева, В. В. Коркунова. – М., 1990. 5. Худенко Е. Д., Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.- 2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006 6. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» 2002 г., т.1. 7. Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3. 8. Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6. 9. Шуркова Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии воспитательного процесса.