Автор: Еремеева Екатерина Ивановна Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ РМЭ "Казанская школа-интернат"
Населённый пункт: с Казанское, Сернурского раойна
Наименование материала: Программа воспитательной работы по социализации воспитанников 9 класса
Тема: "Мост в завтрашний день"
ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
Программа воспитательной работы
по социализации воспитанников 9 класса
«Мост в завтрашний день»
Составили:
Классный руководитель: Еремеева Е.И.
Воспитатель: Пидалина М.А.
с. Казанское, 2015 г.
Содержание программы:
1.
Паспорт программы
2.
Пояснительная записка
3.
Актуальность программы
4.
Цель программы
5.
Задачи программы
6.
Принципы построения программы
7.
Формы и методы реализации программы
8.
План реализации программы по направлениям
9.
Ожидаемые результаты
10. Диагностический инструментарий
11. Материально-техническое обеспечение
12. Литература
1.
Паспорт программы
Наименование
программы
Программа воспитательной работы школы по
социализации воспитанников 9 класса «Мост в
завтрашний день»
Нормативно-правовое
обеспечение Программы
- Всеобщая декларация прав человека (принята
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948)
- Декларация прав ребенка (принята Генеральной
Ассамблеей ООН от 20 ноября 1959)
- Декларация о правах инвалидов (принята
Генеральной Ассамблеей ООН от 9 декабря 1975)
- Конвенция о правах ребенка (принята
Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989)
- Конвенция о правах инвалидов (принята
Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря
2006)
- Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12.12.1993)
- Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации» от
24.11.1995 г. N 181-ФЗ
- Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 г. N 124-ФЗ
- Распоряжение Правительства РФ «О Концепции
Федеральной целевой программы развития
образования на 2011 - 2015 годы» от 7 февраля
2011 г. № 163-р
- Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья утвержденное приказом
Мин. Образования и науки РФ от 19.12.2014 №
1598.
- Устав ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская
школа-интернат»
- Программа развития школы-интерната на 2010-
2015 год
Разработчики
Программы
Классный руководитель: Еремеева Е.И.
Воспитатель: Пидалина М.А.
Сроки реализации
Программы
2015-2016 учебный год
2. Пояснительная записка
Программа воспитательной работы по социализации
детей с
ограниченными возможностями здоровья
, раскрывает роль и место
социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности
образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения
и воспитания, формирование единого воспитательного пространства
образовательного учреждения.
Специальная (коррекционная) школа-интернат считает своей основной
миссией адаптацию и социализацию детей с ограниченными возможностями
здоровья к жизни в современном обществе на основе становления личности
воспитанника.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников
главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает
организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня
развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок
чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в
активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости
от своих психофизических особенностей, учебных возможностей,
склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.
2.
Актуальность программы
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья,
является в наши дни актуальной
проблемой, так как выпускники
специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении
своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Программа воспитательной работы по социализации определяет
содержание и механизмы развития и проявления у детей с ограниченными
возможностями здоровья своих личностных качеств, формирование их
индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации
своих возможностей.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию в
ыпускников
специальной (коррекционной) школы-интернат
на ценности гражданского
общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию
взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой.
Формирование у них готовности к самостоятельному выбору в пользу
здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и
профессиональной деятельности, формирование основных ценностей.
4. Цель программы
Создание оптимальных условий, способствующих успешной адаптации и
социализации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Задачи программы
1. Создавать оптимальные условия для успешной социализации учащихся
в классе, в школе, в межшкольном пространстве;
2.
Вооружить учащихся знаниями о социуме;
3. Развивать умения и навыки, необходимые для успешной интеграции в
общество;
4. Формировать у учащихся прочных профессионально-трудовых умений
и навыков и выработка адекватных профессиональных намерений;
5. Корригировать познавательные процессы учащихся через организацию
учебно-воспитательной процесса;
6. Воспитывать у учащихся качества личности, позволяющие
осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
6. Принципы построения программы
Принцип социальной активности – требует создание учащимся условий
для самостоятельного выбора и принятия решений, основанных на усвоении
ребенком социального опыта, форм, способов, моделей адаптивного
поведения в меняющихся жизненных ситуациях.
Принцип мотивированности - предполагает наличие побуждения,
стремления у ребенка к достижению цели. Данный принцип предполагает
создание ситуаций, в ходе которых дети сами искали бы решение. Реализация
принципа мотивированности достигается методом постановки проблемных
заданий и познавательных задач, предполагающих активизацию
интеллектуального компонента познавательной деятельности.
Принцип коррекционно-развивающего воспитания – требует организации
и проведение воспитательных мероприятий, в ходе которых происходит
коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе
его потенциальных возможностей. Работа педагогов ориентируется на
развитие высших психических функций - мышления, памяти, внимания, речи
и позволяет не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его.
Принцип максимальной индивидуализации и демократизации учебно-
воспитательного процесса – требует отбора содержания форм и методов
обучения и воспитания в соответствии с особенностями, возможностями и
способностями воспитанников.
Принцип взаимодействия личности и коллектива – требует организации
их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности,
формирования толерантности к непривычному поведению других людей,
признания их права на такое поведение.
Данная воспитательная программа главное внимание уделяется
раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности,
формированию устремлений ребенка в направлении «я - хочу» и «я - могу»
как основы взаимодействия с педагогом.
7. Формы и методы реализации программы
В процессе реализации программы используются разнообразные формы
организации мероприятий: классные и воспитательские часы, сюжетно-
ролевые игры, трудовые десанты, беседы, тренинги, демонстрация
видеофильмов, конкурсы, практикумы. Проводятся
профориентационные
мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами,
специалистами.
Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на
предприятия службы быта, магазины, в поликлиники, различные
учреждения. Перед проведением экскурсии педагоги обязательно проводят
вводную беседу о цели экскурсии, правилах поведения на дорогах. В ходе
проведения экскурсии могут проводиться практические работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов. Игра
- это своеобразная школа жизни. Педагог организует игру и проводит по
заранее разработанному плану. Игра способствует расширению знания об
окружающем мире, систематизации жизненного опыта, активизации
познавательной активности учащихся.
В целях коррекции развития детей с ограниченными возможностями
здоровья подбираются материалы для проведения дидактических игр. Эти
материалы способствуют развитию фонематического слуха, звукового
анализа, глазомера, счетных навыков, а также развитию моторики учащихся.
Разнообразные игровые действия поддерживают интерес к учебному
материалу, стимулируют развитие учебной мотивации.
Большое внимание уделяется индивидуальной и групповой беседе. В
связи с особенностями развития детей с ограниченными возможностями
здоровья беседа всегда сопровождается наглядностью и эмоциональностью.
Поощрение, как один из методов стимулирования, имеет особое значение
в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому
после каждого проведенного мероприятия проводится рефлексия, педагог
отмечает каждого участника проведенной работы. Это позволяет отметить
их положительные качества, развитию стремления к положительным
поступкам, к формированию воли.
Программа предполагает активное участие учащихся в подготовке и
проведении внеурочной и внеклассной работы. В процессе планирования,
подготовки и проведения различных видов деятельности обучающихся
совершенствуется умение анализировать, сравнивать, развивается
самоконтроль, умение преодолевать трудности, вырабатываются
эстетические вкусы и навыки межличностного общения. Таким образом, в
каждом виде деятельности заложены большие коррекционные возможности,
способствующие социальной адаптации будущих выпускников.
8. План реализации программы по направлениям
Программа воспитания
и социализации учащихся
реализуется по
следующим направлениям:
Духовно-нравственное воспитание
Цель:
создание условий
для воспитания, развития
и становления
личности воспитанника, способного сознательно выстраивать отношение к
себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе
принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Задачи:
1. Формировать способность к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок
и моральных норм;
2. Формировать основы нравственного самосознания личности (совести) -
способности воспитанника формулировать собственные нравственные
обязательства, требовать от себя выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
3. Формировать основы морали - осознанной необходимости
определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у
воспитанников позитивной нравственной самооценки, самоуважения и
жизненного оптимизма;
4. Приобщать воспитанников к базовым национальным ценностям,
национальным и этническим духовным традициям;
5. Формировать понятие о важности семье и семейных отношений.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Час общения «Я человек, но
какой?»
сентябрь
воспитатели
2
Классный час «Человеческие
октябрь
классный
ценности»
руководитель
3
Урок по культуре общения
«Этикет взаимоотношений
юноши и девушки»
ноябрь
воспитатели
4
«Роль супругов в современной
семье» - час общения
декабрь
воспитатели
5
Классный час «Основы
нравственной жизни»
январь
классный
руководитель
6
Тренинг «Я – подросток»
февраль
воспитатели
7
«Что такое патриотизм?» -
занятие-размышление
март
воспитатели
8
Час размышления «Что такое
жизнь»
апрель
воспитатели
9
Классный час «Мы разные – в
этом наше богатство»
май
классный
руководитель
Физическое воспитание
Цель: создание психолого-педагогический условий для формирования
ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
воспитанников.
Задачи:
1. Создать условия для становления психически и физически здоровой,
социально-адаптивной личности, обладающей нравственными и
гуманистическими ориентациями;
2. Способствовать привитию санитарно-гигиенических навыков,
формированию потребности в здоровом образе жизни;
3. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к
вопросам здоровья, личной безопасности;
4. Формировать потребность в здоровом образе жизни и профилактика
вредных привычек;
5. Воспитывать привычку к регулярным занятиям физическими
упражнениями.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Час здоровья «Профилактика
гриппа»
сентябрь
воспитатели
2
Классный час «Здоровье и
вредные привычки»
октябрь
классный
руководитель
3
Классный час «Серьезный
ноябрь
классный
разговор: Наркотики»
руководитель
4
Индивидуальная беседа с
девочками «Беременность, как
ее избежать»
декабрь
воспитатели
5
Анкетирование «Правильное
питание»
январь
воспитатели
6
Час здоровья «Её величество
Вода»
февраль
воспитатели
7
Классный час «Профессия и
здоровье»
март
классный
руководитель
8
«Здоровье и профессия» -
познавательный час
апрель
воспитатели
9
Час здоровья «Прелести
свободной любви»
май
воспитатели
Трудовое воспитание
Цель:
создание условий для коррекции познавательной сферы и
недостатков физического развития воспитанников посредством трудового
обучения.
Задачи:
1. Подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности
для успешной адаптации в современной жизни;
2. Формировать навыки самообслуживания, трудовые навыки;
3. Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
4. Формировать устойчивую потребность в труде, получении профессии;
5. Воспитывать бережное отношение к материальным ценностям.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Профориентационный ринг
«Выбор профессии»
сентябрь
воспитатели
2
Классный час «В поисках
будущей профессии»
октябрь
классный
руководитель
3
Дискуссия « Формула: Хочу.
Могу. Надо!»
ноябрь
воспитатели
4
Диспут «Для чего нужны разные
профессии»
декабрь
воспитатели
5
Классный час «Мое призвание»
январь
классный
руководитель
6
Час общения «Как
февраль
воспитатели
стимулировать себя к труду»
7
Диспут «Кем я хочу и могу
стать»
март
воспитатели
8
Классный час «Классный час
«Навстречу собственной судьбе»
апрель
классный
руководитель
9
Устный журнал «Порядок
приема в училище»
май
воспитатели
Гражданско-патриотическое воспитание
Цель:
воспитание человека, обладающего чувством национальной
гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к
Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах
общества
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села,
школы, своей семьи;
2. Сформировать стремление учащихся к выполнению своего
гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его
проявления, их умение и желание сочетать общественные и личные
интересы;
3. Воспитывать чувство любви, уважения и гордости за свою Родину,
защитников Отечества;
4. Сформировать знания основных прав, обязанностей и норм поведения
гражданина.
Правовое воспитание
Цель:
формирование правового сознания, правой культуры учащихся
школы, активной гражданской позиции подростков.
Задачи:
1. Способствовать расширению кругозора через знакомство с
законодательством нашей страны;
2. Учить детей распознавать свои права, отстаивать и защищать их;
3. Воспитывать уважительное отношение к правам и свободу
окружающих;
4. С формировать знания о трудовом законодательстве Российской
Федерации.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Правовой час «Трудовое
законодательство.
Трудоустройство»
сентябрь
воспитатели
2
Правовая атака «Нравственные
ценности человека»
октябрь
воспитатели
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Круглый стол «Дорога жизни»
блокадного Ленинграда»
сентябрь
воспитатели
2
Классный час «Я горжусь своей
республикой»
октябрь
классный
руководитель
3
Круглый стол «Первая победа в
Великой Отечественной войне»
ноябрь
воспитатели
4
Диалог «Есть слово такое-
выстоять»
декабрь
воспитатели
5
Конкурс патриотической песни
«Долгая дорога домой»
январь
воспитатели
6
Классный час «Живая память
(Афганистан)»
февраль
классный
руководитель
7
Конкурс кроссвордов «Герои
войны 1812 г.»
март
классный
руководитель
8
Классный час «Он всех нас
позвал в космос (о Ю.А.
Гагарине)»
апрель
классный
руководитель
9
Урок мужества «Дети военной
поры»
май
воспитатели
3
Классный час «Подросток в
правовом обществе»
ноябрь
классный
руководитель
4
Классный час «Я знаю свои
права и обязанности»
декабрь
классный
руководитель
5
Заочное путешествие «Города и
села нашей республики»
январь
воспитатели
6
Беседа с игровыми элементами
«Кто ты в 21 веке»
февраль
воспитатели
7
Заочное путешествие по городам
- героям.
март
воспитатели
8
Открытый микрофон «Первый
телефон доверия»
апрель
классный
руководитель
9
Мозговой штурм «Планирование
семьи, как нужно любить детей»
май
воспитатели
Художественно-эстетическое воспитание
Цель:
совершенствование системы эстетического воспитания в лицее,
обеспечивающей формирование творческой личности, воспитание
нравственных качеств.
Задачи:
1. Обогащать знания детей об истории страны, республики, об истории
национальных праздников, обрядов;
2. Побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и
традиций предков;
3. Формировать у учащихся любовь и уважение к своему Отечеству;
4. Формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
№
п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Видео портрет «115 лет со дня
рождения Сергея Ивановича
Ожегова»
сентябрь
воспитатели
2
Классный час «Семья – как
много в этом слове»
октябрь
классный
руководитель
3
Познавательный час «90 лет со
дня рождения В. Шаинского»
декабрь
воспитатели
4
Классный час «Новый год –
веселый праздник»
декабрь
Классный
руководитель
5
Заочное путешествие «Золотое
кольцо России»
январь
воспитатели
6
Творческая мастерская:
февраль
воспитатели
изготовление валентинок ко
дню Святого Валентина
7
Классный час «8 марта –
весенний праздник»
март
классный
руководитель
8
Виртуальная экскурсия
«Памятники г. Йошкар-Олы»
апрель
воспитатели
9
Конкурс рисунков и плакатов
«Война глазами детей»
май
воспитатели
Экологическое воспитание
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде,
соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования.
Задачи:
1.
Формировать активную жизненную позицию по защите и сохранению
окружающей среды;
2.
Вовлекать детей в экологическую социально-значимую деятельность;
3.
Воспитывать эколого-правовое поведение у детей.
№
п\п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1
Информационный час «Вода-
чудесный дар природы»
сентябрь
воспитатели
2
Беседа «Чудеса природы»
Октябрь
воспитатели
3
Диспут «Острые экологические
проблемы в мире»
ноябрь
воспитатели
4
Экологический час «Борьба за
чистую планету»
декабрь
Классный
руководитель
5
Турнир знатоков житейских
премудростей народных примет,
лекарственных растений
январь
воспитатели
6
Конференция «Лесной наряд
нашей планеты»
февраль
воспитатели
7
Анкетирование «Мое
отношение к природе»
март
Классный
руководитель
8
Устный журнал «Экологический
бумеранг»
апрель
воспитатели
9
Конкурс творческих работ
«Новинки из мусорной
корзинки»
май
воспитатели
9. Ожидаемые результаты
-
Сформирован нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами;
- Сформировано ценностное отношения к здоровью, готовность
поддерживать здоровье в оптимальном состоянии, развитие потребности
вести здоровый образ жизни;
- Сформирована потребность в трудовой деятельности, осознание
значимости труда в жизни человека;
-
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым
ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-
историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому
и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
сформированная гражданская компетенция;
- Сформировано уважение к Конституции, государственной символике,
родному языку, бережного отношения к народным традициям, истории,
культуре, природе своей страны.
- Сформированная потребность повышать свой культурный уровень;
потребность самореализации в различных видах творческой деятельности.
- Сформировано ценностное отношение к окружающей среде, природе,
людям, потребность природоохранной деятельности.
Продукт реализации программы: Создание электронного стенда «Наши
выпускники».
10. Диагностический инструментарий
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
- Опросник «Самооценка»;
- Опросник «Перекрёсток-внешние и внутренние средства труда»;
- Диагностика уровня воспитанности учащихся старших классов по
методике Н.П. Капустиной;
- Тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе»;
- Методика «Закончи предложение» по методике Н.Е. Богуславской.
11. Материально-техническое обеспечение
Для обеспечения реализации воспитательной программы создана
целостная, многофункциональная развивающая среда. Предметно-
развивающая среда способствует развитию воспитанников по всем
направлениям.
Предметно-развивающая среда постоянно обновляется, пополнена
достаточным количеством разнообразного дидактического и
иллюстративного материала, видеопрезентаций; в классе создаются
информационные стенды; воспитательный процесс обеспечен библиотечно-
информационными ресурсами.
Для обеспечения воспитательного процесса оборудованы:
- классный кабинет;
- современный компьютерный класс.
12. Литература
1.
Копылова Т. Г. Лапшина О. Л. Система профориентационной работы в
коррекционной школе VIII вида // Дефектология.-2006.-№5.
2.
Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями
в развитии: Практическое пособие. — М.: АРКТМ, 2000.
3.
Митькина А. В., Фадеева С. А., Г. Н.Дождикова. Профилактика
девиантного поведения детей и подростков: НИРО - Н. Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
4.
Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников
вспомогательных школ / Под ред. А. Н. Нигаева, В. В. Коркунова. – М.,
1990.
5.
Худенко Е. Д., Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова. Организация и
планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)
школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.-
2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006
6.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе
воспитателя с детьми с ограниченными возможностями. – М.: АНМЦ
«Развитие и коррекция» 2002 г., т.1.
7.
Худенко Е.Д. Современные коррекционные технологии в работе
воспитателя с детьми с ограниченными возможностями здоровья. – М.:
АНМЦ «Развитие и коррекция», 2002 г., т.3.
8.
Худенко Е.Д. Требования к планированию коррекционно-развивающих
занятий воспитателя. «Коррекция и развитие». Выпуск №6.
9.
Шуркова Н. Е., Нитюков В. Ю., Савченко А. П. и др. Новые технологии
воспитательного процесса.