Напоминание

"Художественная литература как инструмент формирования гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста"

Автор: Исаева Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №78 "Незабудка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Художественная литература как инструмент формирования гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Художественная литература как инструмент формирования основ

гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста»

Введение
Выбор данной темы обусловлен современными требованиями, предъявляемыми к поиску наиболее эффективных методов и приемов патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Это предполагает необходимость формирования у детей нравственных, морально- психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм и гражданственность. Одним из важных условий гражданского воспитания является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре (В.Я.Синенко). Дошкольное воспитание - важнейший период в патриотическом становлении личности. Гражданское воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с этическими нормами поведения в процессе различной деятельности. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма и гражданской позиции, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей. Проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста и формированию у них гражданской позиции посвящено множество исследований. Значение народного творчества и национальных традиций в процессе патриотического воспитания дошкольников рассматривается в исследованиях А.П. Усовой.
Однако, в настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности, в том числе и средствами художественной литературы.
Проблема
заключается в том, что наблюдается недостаточный уровень сформированности гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы
: определить влияние художественной литературы на формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
работы: 1. Изучить современные подходы формирования гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста 2. Определить значение художественной литературы для формирования основ гражданской позиции детей дошкольного возраста. 3. Разработать методы и приемы формирования основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы
2.
Формирование основ гражданской позиции детей дошкольного

возраста как психолого-педагогическая проблема.
2.1.
Формирование основ гражданской позиции детей дошкольного

возраста на современном этапе развития дошкольного образования.
Важнейшее направление гражданского воспитания на современном этапе развития дошкольного образования - формирование опыта гражданского действия, позволяющего ребенку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Чтобы определить тенденции в современном дошкольном образовании по проблеме воспитания основ патриотизма и гражданской позиции, необходимо проанализировать некоторые исследования педагогов и психологов. Современные исследования по проблеме патриотического воспитания, нацеленные на приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, например “Знакомство детей с русским народным творчеством” (авторы-составители Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.), к традиционной отечественной культуре — “Наследие” М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой и к истории страны — “История и культура России – дошкольнику” Г.Н. Данилиной. Не оставлены без внимания вопросы патриотического воспитания и в программе С.А. Козловой “Я – Человек”. Созданы комплексные программы, где в той или иной мере отражена проблема патриотического воспитания.
Среди серьезных научных исследований на современном этапе развития дошкольного образования можно отметить работу Л.В. Кокуевой “Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста”. Анализируя исследования Л.В. Кокуевой, можно отметить, что автор стремится переосмыслить теорию и практику отечественного патриотического воспитания, определить содержание основных понятий, цели и задачи деятельности современного дошкольного учреждения в этой области. Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется исследователем как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Под патриотическим воспитанием Л.В. Кокуева понимает взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Современные исследования, посвященные проблеме патриотического воспитания связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка дошкольного возраста. Изучению этого важного аспекта формирования основ патриотизма посвящены исследования Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой, Э.К. Сусловой и т.д. Анализируя работы этих авторов можно говорить о том, что воспитание основ патриотизма охватывает более широкий круг задач, а именно: это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному наследию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам
его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как мне кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего, матери и детскому саду. Некоторые исследователи отмечают, что умению вести “диалог культур”, овладению “культурой межнационального общения” можно и нужно обучать с детства (Суслова Э.К.). Ряд современных исследований посвящен проблеме формирования основ гражданской позиции детей дошкольного возраста. Так, например, в исследованиях Н.М. Воскресенской, И.Д. Фурмина рассматриваются компоненты гражданской позиции, а именно: умение реализовывать свои права и свободы, не нарушая прав и свобод других; способность отвечать за свои поступки; понимание своих обязанностей и прав. Говоря о гражданской позиции нельзя не отметить исследования Б.С. Братуся, который говорил, что вера человека в возможность, правильность, осуществимость своих идеально поставленных целей и проектов, является важным компонентом гражданственности. В этой же связи необходимо отметить исследования психолога К. Роджерса, который считал, что отношение к себе как к личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, так же является необходимым условие формирования активной гражданской позиции.
2.2
Значение художественной литературы для формирования основ

гражданской позиции детей дошкольного возраста.
Важным средством формирования основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста является детская художественная литература. Исследования известного физиолога И.М. Сеченова показали, что при восприятии ребенком событий художественного произведения, он ассоциирует себя со всеми происходящими через его сознание событиями и со всеми их свойствами. Таким образом, через этот механизм ассоциации художественное произведение в образной форме знакомит ребенка с жизнью общества, помогает ему постигнуть внутренний мир человека, его чувства, поступки, мотивы, отношения к другим людям. Проблема влияния художественной литературы на формирования мировоззрения и сознания ребенка рассматривается педагогами и психологами уже достаточно давно. Еще Н.К. Крупская доказала необходимость обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере и поступках различных героев художественных произведений, при чем акцентируя внимание на вопросах современной общественной жизни в ярких и живых образах. Особое место в развитии ребенка занимают познавательные художественные произведения, дающие представления о Родине, жизни и быте, культуре, национальных традициях, символике и атрибутике государства и т.д. Сила воздействия художественных произведений на развитие личностных качеств детей дошкольного возраста чрезвычайно велика. Об этом свидетельствуют исследования психологов, которые показали, что дети
дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои литературных произведений (Б.М. Теплов, А.А. Леонтьев, А.В. Запорожец). Наиболее полно отражено влияние произведений художественной литературы на формирование патриотических чувств и гражданской позиции у дошкольников в исследованиях Р.И. Жуковской. Ее опытные исследования показали, что ознакомление дошкольников с художественной литературой содействует развитию их мышления, служит источником новых представлений и знаний. Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников значительно усиливается при целенаправленной организации работы с дошкольниками, что способствует формированию положительных чувств, стремление к подражанию положительным героям и желание практически действовать, то есть формируется активная гражданская позиция. В настоящее время для детей дошкольного возраста издается большое количество художественных произведений, что требует от педагога сознательного отбора произведений, а так же организации такой деятельности детей, в которой они активно воспроизводят увиденное и услышанное (игры-драматизации, продуктивная деятельность, творчество). В результате такой организации работы с художественной литературой у дошкольников развивается эмоциональная отзывчивость, эмпатия, способность проникаться сочувствием, рефлексия.

2.3. формы и методы формирования основ гражданской позиции

детей старшего дошкольного возраста посредством

художественной литературы.
Нами была разработана система психолого-педагогических воздействий, направленных на формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя: - ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой. Работа на данном этапе строилась в форме занятий «В гостях у гнома Книголюба» - реализация полученных представлений в различных ситуациях (система игровых ситуаций «Как бы я поступил, если…») - привлечение родителей (консультирование, совместные мероприятия, наглядная информация, создание альбома «Моя маленькая Родина», «День открытых дверей»); Формирование основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста строилось на основании знакомства детей с произведениями художественной литературы. Эта работа была построена в форме занятий, объединенных одной общей темой и одним героем «В гостях у гнома Книголюба». Отбор художественных произведений, используемых на занятиях осуществлялся на основании определенных критериев. Разработано несколько критериев: - идейная направленность детской литературы. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к окружающим людям, к природе;
- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык; - доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов, жизненный опыт; - конкретные педагогические задачи; Кроме того, при построении занятий, мы опирались на следующие принципы: - принцип систематичности; Согласно данному принципу занятия проводились один раз в неделю, в сочетании с совместной деятельностью в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». - принцип последовательности; Согласно данному принципу материал занятий подбирался «от простого к сложному», постепенно увеличивался объем предлагаемых знаний и представлений, усложнялись формы и методы работы с дошкольниками. - принцип наглядности; Система занятий включала в себя обязательное использование наглядного материала (карточки, картинки, иллюстрации, схемы и т.д.). - принцип индивидуально-дифференцированного подхода; Согласно данному дидактическому принципу задания подбирались с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы, использовались задания различного уровня сложности и вариативные задания. - принцип гуманизации; Согласно данному принципу мы старались находится «на одной линии с ребенком», занимать позицию сотрудничества, уважать личность каждого
ребенка и опираться на его возможности и способности, видеть в ребенке полноправного партнера, ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, отечеству. На основании данных критериев, нами была определена тематика занятий и подобрана соответствующая литература. Анализируя поведение детей во время занятия можно отметить, что по мере продвижения нашей формирующей работы, познавательный интерес детей возрастает, начинает более ярко проявляться гражданская позиция, она становится более активной. Это свидетельствует о том, что наша формирующая работа ведется в правильном направлении и дает первые положительные результаты. Параллельно с занятиями мы проводили работы с детьми в форме решения различных ситуаций. В этих ситуациях дети должны были реализовать свою гражданскую позицию. Ситуации подбирались таким образом, чтобы дошкольники могли применить полученные на занятиях знания и представления. 1. «Как бы я поступил, если бы на наш город напали враги, они очень злые, они хотят захватить город и взять всех его жителей в плен» 2. «Как бы я поступил, если бы однажды услышал, как Петя говорит: мне не нравиться наш город, я его не люблю, я буду мусорить, и рисовать на стенах домов и меня никто не поругает» 3. «Как бы я поступил, если бы увидел, как мальчик разрисовывает портрет Президента России» 4. «Как бы я поступил, если бы в группу детского сада пришел мальчик, который совсем плохо говорит на русском языке, потому что приехал из другой страны и все ребята дразнят и обижают его». 5. «Как бы я поступил, если, когда я вырасту, мне нужно будет уехать от мамы и папы служить в Армию, стать солдатом и защищать Родину»
Следует отметить, что при решении предложенных педагогических и игровых ситуаций реализации гражданской позиции дети проявили достаточный уровень знаний и представлений, гражданская позиция у детей дошкольного возраста стала более активной. Немаловажным, по нашему мнению, является работа с родителями. Так как большую часть времени ребенок проводит в семье и получает семейное воспитание, необходимо, чтобы родители представляли себе всю важность проблемы формирования гражданской позиции дошкольников. С целью обогащения представлений родителей о способах решения данной проблемы в условиях семьи, нами была организована серия консультаций для родителей (групповые и индивидуальные). На консультациях родители имели возможность не только получить необходимую информацию, но и практические рекомендации. Содержание консультаций для родителей определялось актуальностью вопросов, которые возникали у родителей в ходе нашей формирующей работы. Работа в данном направлении вызвала позитивные сдвиги в развитии гражданственности старших дошкольников. Проявилась тенденция к повышению уровня сформированности основ гражданской позиции. Это следует из того, что дети стали более активно проявлять гражданскую позицию. Дети стали проявлять больше эмпатии, рефлексии в оценке собственных поступков и поступков окружающих.

Заключение
Работа подтверждает актуальность проблемы формирования основ гражданской позиции у детей дошкольного возраста. Важнейшим направлением гражданского воспитания на современном этапе развития дошкольного образования является формирование опыта гражданского действия, позволяющего ребенку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях и т.п. Нельзя воспитать гражданина, постоянно предъявляя к ребёнку гражданские требования. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Проанализированные источники дают нам право рассматривать основы патриотизма как формирование чувства любви и привязанности к Родине, ответственности перед ней, стремления осуществлять преобразующую деятельность на ее благо. Гражданскую позицию необходимо рассматривать как сформированное образование, основанное на активном отношении к социальной действительности социокультурным ценностям и нормам, способность к определению человеком себя как личности. Работа построена на использовании произведений художественной литературы, ситуаций реализации гражданской позиции, а так же систематической работы с родителями, что позволило получить позитивные
результаты по формированию основ гражданской позиции у детей старшего дошкольного возраста. У дошкольников проявилась тенденция к повышению уровня сформированности гражданской позиции. Дети стали лучше ориентироваться в символике государства, пришли к осознанию необходимости знать свой флаг, герб, гимн и т.д., уважительно относиться к этим символам государства. Таким образом, наиболее эффективным для формирования основ гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста является художественная литература.