"Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация"
Автор: Гришина Марина Анатольевна Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "Васильевская КШИ им.Героя Советского Союза Н.Волостнова"
Населённый пункт: п.г.т. Васильево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация"
им.Героя Советского Союза Н.Волостнова»
Тема:
«Общая характеристика покрытосеменных растений и
их классификация».
(7 класс)
Учитель биологии
1 квалификационной категории
Гришина Марина Анатольевна
Тема: Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация.
(Слайд № 1)
“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”,
Ганс Христиан Андерсен.
(Слайд 2)
.
Цель: Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных
растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела
Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и
раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать
выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения;
совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками
.
Задачи:
Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности
покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.
Развивающая: развивать умения и навыки работы в группах.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, культуру общения.
Тип урока: изучение новых знаний
.
Комплекс использованных методов и методических приемов: рассказ, работа в
парах, беседа, биологическая разминка.
Основные понятия и термины:
Покрытосеменные, Однодольные, Двудольные.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал,
таблицы, тесты , учебники, рабочие тетради.
Методы и методические приемы:
словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с
элементами беседы);
наглядные (презентация)
репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и
решение проблемных ситуаций).
Структура урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
ΙV. Закрепление изученного материала
V. Подведение итогов урока.
VΙ. Домашнее задание.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. На доске написаны растения. Выберите названия растений, которые
принадлежат к покрытосеменным растениям. (Ответы учащихся)
Посмотрите, какие растения вы выбрали. Многие из них принадлежат к отделу
Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название?
Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и
завязи, которые окружают семена.
Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.
На уроке мы:
познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;
познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Термин «Покрытосеменные» предложил Пауль Герман в 1690 году. Термин был
составлен из греческих слов (вместилище, сосуд, полость) и (семя). Так Герман
называл один из главнейших отделов растительного царства, включавший в себя
растения, обладающие заключёнными в капсулы семенами. (Слайд №3)
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных
растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте
веществ.
Где же они распространены.
В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый
распространённый на Земле и самый большой. Включает в себя 390
семейств, 13000 родов, 250000 видов.
Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех
климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.
Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных
сообществ, за исключением болот, где преобладают мхи, а также тайги,
где господствуют голосеменные.
(Слайд № 4-5)
Учитель. Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.
образуют семена.
семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
опыление происходит с помощью ветра.
только древесные формы (Слайд 6-7)
Работа с учебником
Проработайте текст учебника с.76-85, после чего вам нужно дать ответ на вопрос
Какие признаки имеют покрытосеменные растения?
(Слайд № 8-9)
Проверьте себя. Всё ли мы назвали? (ответы детей)
Признаки Покрытосеменных растений.
Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями
Семяпочка защищена завязью
Образуют плод
Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций
Быстрый обмен веществ
Отличная приспособленность к различным экологическим условиям
Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка
Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими
Образуют ярусы леса
Жизненные формы: деревья, кустарники и травы.
Работа в парах с таблицей «Отличительные признаки голосеменных и
покрытосеменных растений» (Конверты с разрезными таблицами»
Голосеменные
Покрытосеменные
семя
•
семя «лежит» открыто на чешуе шишки.
цветок
•
не образуют цветы
ткани
•
в древесине сосуды не развиты
опыление
•
опыление происходит с помощью ветра.
жизненные
•
только древесные формы.
•
семяпочка защищена завязью
•
наличие цветков
•
ткани максимально
приспособлены к выполнению
своих функций
•
опыление происходит ветром,
насекомыми, птицами,
млекопитающим
формы
•
деревья, кустарники и травы.
Проверка:
(Слайд № 10-11)
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
(Слайд № 12)
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Рассказ учителя.
(Слайд № 13)
2. Классификация покрытосеменных растений.
(Слайд № 14)
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса:
Однодольные и Двудольные растения.
К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений.
Их характерне признаки:
- зародыш состоит из двух семядолей
- листья простые или сложные с сетчатым жилкованием
- стебель деревянистый или травянистый
- корневая система стержневая
- цветок четырех- или пятичленный
- опыление преимущественно насекомыми.
К Однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений.
Характерные признаки этого класса:
- зародыш состоит из одной семядоли
- листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
- стебель травянистый
- корневая система мочковатая
- цветок трехчленный
- опыление преимущественно ветром .(Слайд 15)
(Слайды № 16-25)
Однодольные объединяют семейства – Злаковые, Луковые и Лилейные и др.
Класс Двудольные включает в себя семейства : Сложноцветные, Розовые, Бобовые,
Паслёновые, Капустные и др.
ΙV. Закрепление изученного материала
Работа с тестом. Взаимоконтроль.
(Слайд № 26)
Прием «Биологичекая разминка»
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые
соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений.
1. Главный корень хорошо выражен.
2. Мочковатая корневая система.
3. Травянистые, реже деревянистые растения.
4. Растения имеют камбий
5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием
6. Зародыш с двумя семядолями
7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием
8. Растения не имеют камбий
9. Главный корень не развивается
10. Стержневая корневая система
11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные
12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка.
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12
Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11
Работа в тетрадях на печатной основе №
V. Подведение итогов урока.
VΙ. Домашнее задание. (Слайд № 26)
Стр. 76 - 86 учебника.
Повторить строение цветка и соцветия.
По желанию: подготовить интересные сведения о растениях семейства
Крестоцветные и Розоцветные.
Литература.
1.Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов «Покрытосеменные растения», М.: Дрофа,2003 г.
2. В.Б.Захаров, Сонин Н.И., Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб.
для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011 г.
3. Д. Трайтак «Книга для чтения по ботанике», М.: Просвещение, 1978 г.
4. Сост. А.И. Щеповских «Красная книга РТ», Казань ТОО «СТАР», 1995 г.