"Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация"

Автор: Гришина Марина Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ "Васильевская КШИ им.Героя Советского Союза Н.Волостнова"
Населённый пункт: п.г.т. Васильево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация"
Дата публикации: 20.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ГБОУ «Васильевская кадетская школа-интернат

им.Героя Советского Союза Н.Волостнова»
Тема: «Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация». (7 класс) Учитель биологии 1 квалификационной категории Гришина Марина Анатольевна

Тема:
Общая характеристика покрытосеменных растений и их классификация.
(Слайд № 1)
“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, Ганс Христиан Андерсен.
(Слайд 2)
.
Цель:
Сформировать у учеников понятия об общих признаках покрытосеменных растений и современную их классификацию. Изучить особенности отдела Покрытосеменные растения; формировать навыки работы с учебником и раздаточным материалом; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать; прививать навыки коммуникативного общения; совершенствовать навыки работы с гербарием и инструктивными карточками .
Задачи:

Образовательная:
раскрыть особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.
Развивающая:
развивать умения и навыки работы в группах.
Воспитательная:
воспитывать доброжелательность, культуру общения.
Тип урока:
изучение новых знаний
.

Комплекс использованных методов и методических приемов:
рассказ, работа в парах, беседа, биологическая разминка.
Основные понятия и термины:
Покрытосеменные, Однодольные, Двудольные.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентационный материал, таблицы, тесты , учебники, рабочие тетради.
Методы и методические приемы:
 словесные (рассказ, беседа (подготовительная, объяснительная), рассказ с элементами беседы);  наглядные (презентация)  репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Структура урока:
Ι. Организационный момент. ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся. ΙΙΙ. Изучение нового материала. ΙV. Закрепление изученного материала V. Подведение итогов урока. VΙ. Домашнее задание.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель. На доске написаны растения. Выберите названия растений, которые принадлежат к покрытосеменным растениям. (Ответы учащихся) Посмотрите, какие растения вы выбрали. Многие из них принадлежат к отделу Покрытосеменные, или Цветковые. Как вы думаете, о чем говорит такое название? Наиболее характерным признаком этих растений является наличие цветка и завязи, которые окружают семена. Сегодня мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения. На уроке мы:  познакомимся с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;  выясним преимущества покрытосеменных над голосеменными;  познакомимся с особенностями однодольных и двудольных растений.
ΙΙΙ. Изучение нового материала.

1. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Термин «Покрытосеменные» предложил Пауль Герман в 1690 году. Термин был составлен из греческих слов (вместилище, сосуд, полость) и (семя). Так Герман называл один из главнейших отделов растительного царства, включавший в себя растения, обладающие заключёнными в капсулы семенами.
(Слайд №3)
Покрытосеменные занимают важнейшее место среди всех современных растений. Они доминирует на суше, и играют важнейшую роль в общем круговороте веществ. Где же они распространены.  В современной флоре отдел Покрытосеменные – самый распространённый на Земле и самый большой. Включает в себя 390 семейств, 13000 родов, 250000 видов.  Покрытосеменные распространены везде: на всех континентах, во всех климатических зонах и в самых разнообразных экологических условиях.  Им принадлежит важнейшая роль в образовании растительных сообществ, за исключением болот, где преобладают мхи, а также тайги, где господствуют голосеменные.
(Слайд № 4-5)

Учитель.
Давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения.  образуют семена.  семя «лежит» открыто на чешуе шишки.  опыление происходит с помощью ветра.  только древесные формы
(Слайд 6-7)

Работа с учебником
Проработайте текст учебника с.76-85, после чего вам нужно дать ответ на вопрос Какие признаки имеют покрытосеменные растения?

(Слайд № 8-9)
Проверьте себя. Всё ли мы назвали? (ответы детей) Признаки Покрытосеменных растений.  Наличие цветков, поэтому их называют цветковыми растениями  Семяпочка защищена завязью  Образуют плод  Ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций  Быстрый обмен веществ  Отличная приспособленность к различным экологическим условиям  Гаметофит – семязачаток и пыльцевая трубка  Опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающими  Образуют ярусы леса  Жизненные формы: деревья, кустарники и травы. Работа в парах с таблицей «Отличительные признаки голосеменных и покрытосеменных растений» (Конверты с разрезными таблицами»
Голосеменные

Покрытосеменные
семя • семя «лежит» открыто на чешуе шишки. цветок • не образуют цветы ткани • в древесине сосуды не развиты опыление • опыление происходит с помощью ветра. жизненные • только древесные формы. • семяпочка защищена завязью • наличие цветков • ткани максимально приспособлены к выполнению своих функций • опыление происходит ветром, насекомыми, птицами, млекопитающим формы • деревья, кустарники и травы. Проверка:
(Слайд № 10-11)
Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных
(Слайд № 12)
Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений. Рассказ учителя.
(Слайд № 13)

2. Классификация покрытосеменных растений.

(Слайд № 14)
Отдел Покрытосеменные или цветковые включает в себя два класса: Однодольные и Двудольные растения. К Двудольным принадлежат около 200 тыс. видов растений. Их характерне признаки: - зародыш состоит из двух семядолей - листья простые или сложные с сетчатым жилкованием
- стебель деревянистый или травянистый - корневая система стержневая - цветок четырех- или пятичленный - опыление преимущественно насекомыми. К Однодольным принадлежат около 50 тыс. видов растений. Характерные признаки этого класса: - зародыш состоит из одной семядоли - листья простые с дуговым или параллельным жилкованием - стебель травянистый - корневая система мочковатая - цветок трехчленный - опыление преимущественно ветром
.(Слайд 15)

(Слайды № 16-25)
Однодольные объединяют семейства – Злаковые, Луковые и Лилейные и др. Класс Двудольные включает в себя семейства : Сложноцветные, Розовые, Бобовые, Паслёновые, Капустные и др.
ΙV. Закрепление изученного материала
Работа с тестом. Взаимоконтроль.
(Слайд № 26)

Прием «Биологичекая разминка»
Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных и классу Двудольных растений. 1. Главный корень хорошо выражен. 2. Мочковатая корневая система. 3. Травянистые, реже деревянистые растения. 4. Растения имеют камбий 5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием 6. Зародыш с двумя семядолями 7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием 8. Растения не имеют камбий 9. Главный корень не развивается 10. Стержневая корневая система 11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные 12. Цветы трехчленные
Взаимопроверка.
Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12 Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11 Работа в тетрадях на печатной основе №
V. Подведение итогов урока.

VΙ. Домашнее задание. (Слайд № 26)

Стр. 76 - 86 учебника. Повторить строение цветка и соцветия. По желанию: подготовить интересные сведения о растениях семейства Крестоцветные и Розоцветные.
Литература.
1.Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов «Покрытосеменные растения», М.: Дрофа,2003 г. 2. В.Б.Захаров, Сонин Н.И., Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2011 г. 3. Д. Трайтак «Книга для чтения по ботанике», М.: Просвещение, 1978 г. 4. Сост. А.И. Щеповских «Красная книга РТ», Казань ТОО «СТАР», 1995 г.