Напоминание

Влияние загадок на познавательно-речевое развитие детей-дошкольников

Автор: Попенова Наталья Викторовена
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17 "Затейники"
Населённый пункт: город Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Влияние загадок на познавательно-речевое развитие детей-дошкольников







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья о влиянии загадок на познавательно-речевое развитие детей-

дошкольников

Отгадывание

и

придумывание

загадок

оказывает

влияние

на

разностороннее

развитие

речи

детей.

Для

создания

в

з агадке

м е т а ф о р и ч е с ко го

о б р а з а

у п о т р е бл е н и е

р а з л и ч н ы х

с р е д с т в

выразительности (приема

олицетворения,

использование

многозначности

слова,

определений,

эпитетов,

сравнений,

особой

ритмической

организации) способствуют

формированию

образности

речи

детей

дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают

увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном

значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй

русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме

в

а

ж н ы м

и анализировать ее.

Загадки

развивают

в

ребенке

догадливость,

сообразительность.

Загадывается загадка – вопрошаемый ломает

вто р и ч н ы е

голову над

п р ед м е

т

а

отгадкой. Чем

загад ки

смелее выдумка,

п р екр асн ая

тем труднее

п о н и м а

н и ю

загадка для

служ и ть

отгадывания. Невероятность

о б р а

з

ы

придает образам

ф о

л

ь

к

л

о р а

загадки ясно

д ети

осознаваемое противоречие

з

а

г

а

д ы вается

реальности, а отгадка

и сп о

л

ь

з

о вать

вносит порядок

сход с

т

в

е

в путаницу: все

загад ки

становится на свои

г

о во р я

места, в согласии

тво р

ч е

с

к

о г

о

с действительными качествами

з

а

к

р еп и т

ь

загадываемого предмета.

Говоря

б ы стр о

другими словами,

я

в

л

е

н и й

загадка

ф олькло р а

указывает на особые

отгад ать

признаки и свойства,

в

о зм ож н о сть

которые присущи

с

т

а

н о ви тся

только загадываемому

р о

л

ь

предмету. На сходстве

см елее

и отрицании сходства

загад ки

между предметами

з

н а

н и й

она и основана. Это

з

а

г

а

д ки

свойство загадки

р азви т

и е

вводит ребенка

р е

б

е

н к

о

м

в размышление о связях

с

т

а

н о в

и тся

между явлениями

п р е

д м е

т

а

и предметами окружающего

язы ко во й

мира, а также

н аи б олее

об особенностях каждого

о сн о в

е

предмета и явления.

Разгадывание

с

х

о

д стве

загадок развивает

п о

я

в

и ли сь

способность к анализу,

и н ы е

обобщению, формирует

р азви т

и ю

умение самостоятельно

од н о го

делать выводы,

о б р а

з

ы

умозаключения. Умение

язы ко в

о й

четко выделить

ф о

л

ь

к

л

о р а

наиболее характерные,

и н ы е

выразительные признаки

в

о зм о

ж н о с

т

ь

предмета или явления,

п р екр а

с

н ая

умение ярко

п си х и ч ески х

и лаконично передавать

заш и ф р о ван

образы предметов

п р и р од ы

развивает у детей "поэтический

стан о ви тся

взгляд на действительность".

Предметность,

загад ки

конкретность загадки,

о б р а

з

ы

направленность на деталь

тво рч е

с

к

о го

делают ее отличным

д ети

приемом дидактического

главн ая

воздействия на детей. В

р а

з

в

и ти ю

своей работе

важ н ы м

вы можете предлагать

р о

л

ь

детям загадки

во с

п и т

а

н и е

в начале занятий,

п о н и м а

н и ю

наблюдений, бесед. В

с

л

о

ж н у ю

подобных видах

с

х

о

д стве

работы загадка

во з

м о

ж н о сть

вызывает интерес

в

о зм о

ж н о с

т

ь

и дает повод

загад ка

для более

я

в

л

е

н и ю

подробного разговора

явлен и й

об интересующем объекте

и сп ользо в

а

т

ь

или явлении. Данные

загад ка

формы фольклора вносят

п о н и м ан и ю

определенную "живинку" в

и н тер е

с

у ю щ е

м

занятия, они

стан о ви тся

заставляют по-новому

загад о к

взглянуть на те или

з

а

г

а

д ка

иные предметы,

з

а

г

а

д ки

увидеть необычное,

з

а

к

р еп и ть

интересное в давно

явлен и й

примелькавшихся вещах. Методисты

п р е

к

р асн ая

предлагают использовать

з

а

г

а

д о к

загадки не только

ф о

л

ь

к

л

о р а

в начале и в процессе

о б р азы

деятельности, но и в ее завершении. Например,

с

м елее

рассматривая предметы,

р оль

сравнивая и сопоставляя

п р ед с

т

а

в

л

е

н и я

их, находя

п о

м о г

а

ю т

сходство и различие

загад о к

между ними,

ф олькло р а

дети приходят

и сп о

л

ь

з

о в

а

т

ь

к выводам и выражают

загад ы в

а

е

т

с

я

их словом. Загадка

о с

н о в

е

может служить

о б р а

з

ы

при этом

вто р и ч н ы е

своеобразным завершением

о сн о ве

и обобщением процесса

в

т

о р и ч н ы е

деятельности, помогая

п р о ц е

с

с

е

закрепить в сознании

загад ки

детей признаки

м етод и с

т

ы

предмета. Этот

п си х и ч ески х

прием помогает

загад ы в

а

е

т

с

я

конкретизировать представления

явлен и ю

детей о характерных

сво й с

т

в

о

свойствах предмета

во зм о

ж н о с

т

ь

или явления.

д е

л

а

т

ь

Главная

н азы вали с

ь

особенность загадки

о с

н о ве

состоит в том,

н а

и б олее

что она

м етод и с

т

ы

представляет собой

см елее

словесно-логическую задачу. Отгадать

ф о

л

ь

к

л

о р а

загадку – значит

язы ко в

о й

ответить на вопрос,

ср авн и вая

т. е. совершить сложную

сход с

т

в

е

мыслительную операцию. Предмет,

в

о зм о

ж н о сть

о котором идет

п р ед м е

т

а

речь в загадке,

загад к

и

скрыт, зашифрован

с

л

у

ж и т

ь

и способы его

в

л

и я

н и е

расшифровки различны.

Коррекционно-развивающие

ф о

л

ь

к

л

о р а

возможности загадки

отд ален н о е

многообразны. Наиболее

закр еп и ть

важны из них: - воспитание

з

а

г

а

д ки

находчивости, сообразительности,

с

п о со б ству ю т

быстроты реакции;

- стимуляция

р оль

умственной активности;

- развитие

слож н у ю

мышления, речи,

загад ки

памяти, внимания,

з

а

г

а

д ка

воображения;

- расширение

з

а

г

а

д к

а

запаса знаний

з

а

г

а

д о к

и представлений об окружающем

во сп и т

а

н и е

мире;

- развитие

вто р и ч н ы е

сенсорной сферы.

з

а

г

а

д ки

Влияние

загад ы в

а

е

т

с

я

загадок на развитие

п о п уляр н ы м

ребенка

Загадки называют

язы ко в

о й

неиссякаемой сокровищницей

п р е

д м е

т

а

м и

знаний об окружающей

ф олькло р а

среде, источником

б ы с

т

р о

мудрости и энциклопедией

во зм о

ж н о с

т

ь

нравственных ценностей. Загадки

р ебен ком

ценят педагоги

з

н ан и й

и воспитатели как

зн ан и й

замечательное средство

во з

д ей стви я

для развития

д ети

психических процессов

п о

м о гаю т

ребенка и формирования

заш и ф р о ван

личности. Загадки

с

т

а

н о в

и т

с

я

помогают открывать

и н т

е

р есу ю щ ем

перед ребенком

п о

я

в

и ли с

ь

эстетические ценности,

загад ки

создают условия

с

п о с

о б с

т

в

у ю т

для умственного

з

н ан и й

развития, становятся

п о

м о гаю т

источником знаний.

Роль

т

в

о р

ч еско го

загадок в процессе

и сп о

л

ь

з

о в

а

т

ь

развития ребенка

и н тер е

с

у ю щ е

м

высоко ценили

р а

з

г

а

д ы в

а

н и е

еще наши

м етод и сты

предки. Известно,

п р о вод и т

ь

что появились

во з

м ож н о с

т

ь

загадки еще

зн ан и й

во времена, когда для

п р е

д м ета

объяснения природных

слож н у ю

явлений человек

з

а

г

а

д ки

широко использовал

и н т

е

р есу ю щ ем

мифическое символическое

яр к

и е

описание. Страх

ф олькло р а

перед силами

п р е

д ставлен и я

природы и опасение

о

т

д ален н о е

быть «подслушанным» мифическими

з

а

г

а

д ы в

а

е

т

с

я

персонажами заставлял

заш и ф р о в

а

н

наших предков

р а

з

в

и т

и е

использовать эдакую «тайную» речь,

р оль

когда вещи

в

о з

м о

ж н о сть

не назывались своими

с

х

о

д стве

именами, а описывались

з

а

г

а

д ка

посредством других

м етод и с

т

ы

предметов, имеющих

р ебен ком

отдаленное сходство. Со

п си х и ч е

с

к

и х

временем такое

п о н и м ан и ю

тайное описание

н азы в

а

л

и сь

предметов и вещей

п о н и м а

н и ю

превратилось в любимую

п р и р о

д ы

многими поколениями

п о

я

в

и ли сь

забаву – отгадывание

в

л

и ян и е

загадок.

Возможность проявить

слож н у ю

свою сообразительность

загад ы вается

и наблюдательность и сегодня

п р ед м е

т

а

м и

делает загадки

загад ки

популярным средством

п р о вод и т

ь

для развития

п о н и м ан и ю

детей. Отгадывание

с

п о со б ству ю т

загадок заставляет

с

х

о

д стве

детей сопоставлять,

вто р и ч н ы е

проводить аналогии,

загад ы вается

искать сходство

п р о ц ессе

и отличие между

г

о во р я

предметами и явлениями. Загадки

н азы вали сь

стимулируют ребенка

загад к

и

внимательно смотреть

см елее

вокруг и отмечать

п р ед м е

т

а

м и

красоту окружающего

отд ален н о е

мира. Это

р оль

прекрасная возможность

п си х и ч ески х

развивать произвольное

загад ки

внимание ребенка,

слож н у ю

учиться переключать

яр ки е

внимание с одного

и н ы е

предмета на другой,

загад ки

концентрироваться на выделенных

о с

н о ве

качествах предмета.

Иносказательность

сп о со б с

т

в

у ю т

загадки способствует

п с

и х и ч ески х

развитию догадливости,

п р о в

о

д и ть

умению абстрагироваться

загад к

и

от несущественных деталей

загад ки

и сосредотачиваться на важных. В

з

а

г

а

д ки

основе загадок

загад к

и

лежат сходство

заставляет

или различие

п о

м о гаю т

между вещами,

загад к

а

и это заставляет

в

а

ж н ы м

ребенка размышлять

с

в

о й ство

о связях между

п р о ц ессе

предметами и явлениями

у

м ен и е

окружающего мира. Загадка

с

м елее

завуалированно указывает

в

о сп и тан и е

на отличительные свойства

служ и ть

и признаки, присущие

р е

б

е

н ком

загадываемому явлению

н азы вали сь

или предмету. Немаловажно

загад ки

при разгадывании

п о п у

л

я

р н ы м

загадок уметь

п р и р о

д ы

быстро реагировать

зн а

н и й

на заданные вопросы. В

р азви ти е

то же время придумывание

з

а

с

т

а

в

л

я

е

т

загадок детьми

п о н и м ан и ю

обладает мощным

служ и ть

ресурсом развития

с

м е

л

е

е

мыслительных процессов,

заставляет

создает условия

с

т

а

н о в

и т

с

я

для творческого

в

о сп и тан и е

самовыражения. Научиться

п р о вод и т

ь

точному и лаконичному

закр еп и ть

выражению своих

з

а

г

а

д ки

мыслей является

о

д н о го

важным предусловием

закр еп и ть

для обучения.

Вместе

к

о н кр етн о с

т

ь

с тем немалое

д е

т

и

значение имеет,

з

а

г

а

д ки

и возможность посредством

н а

и б олее

загадок открывать

о

д н о го

перед ребенком

з

а

г

а

д к

а

поэзию окружающего

п р и р од ы

мира, развивать

во з

д ей стви я

умение видеть

п р ед м е

т

а

м и

прекрасное и возвышенное

в

т

о р и ч н ы е

в обыденных вещах

ср авн и вая

и предметах. Яркие

и сп ользо вать

и красочные поэтические

з

н ан и й

образы являются

ф олькло р а

средством эстетического

загад ки

воспитания. Загадки,

ср авн и вая

безусловно, способствуют

явлен и й

развитию речи

с

п о со б с

т

в

у ю т

ребенка, обогащению

стан о в

и тся

словарного запаса,

и н ы е

умению передавать

см елее

свои мысли,

ко н кр етн о с

т

ь

пониманию переносного

ум ен и е

значения. Запоминание

загад к

а

и воспроизведение загадок

д елать

по памяти способствует

в

о сп и т

а

н и е

развитию

мнемических

процессов.

Разгадывание

загадок,

поиск

замаскированного смысла, замечательное средство развития ребенка, которое

к тому же дети очень любят. Кроме всего прочего радость от найденного

правильного

ответа

способствует

повышению

самооценки

ребенка,

дает

уверенность в своих силах и веру в себя.

Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно,

по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Отгадывание загадок тренирует такие мыслительные операции как анализ,

синтез,

обобщение,

сравнение,

нахождение

отличий

и

т.д.

Разгадывание

загадок

способствует

также

развитию

образного,

словесно-логического

и

абстрактного

мышления,

необходимого

для

дальнейшего

успешного

обучения в школе.