Напоминание

Статья "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста".

Автор: Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Тюменская област, г. Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: Статья "Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 16.05.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка,

становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения

задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный

период развития.

Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе

развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один

из показателей сформированности индивида как личности.

А.Г. Арушанова, Г.Г. Кравцов, В.А. Петровский, А.Г. Рузская, Т.А. Цукерман считают, что

роль навыков диалогической речи становится наиболее очевидной при обучении ребенка

(старших дошкольников - на занятиях, младших школьников - в учебной деятельности),

когда отсутствие элементарных умений затрудняет его общение со сверстниками и

взрослыми, нарушает процесс общения в целом, не дает возможности включиться в ход

занятий, и в конечном счете, влияет социальное и личностное развитие ребенка.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития

дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социаль-

ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности,

познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе

целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая

имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых

в разговорной речи.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной

функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового

общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога

является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим

говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не

нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает

в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и

языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда

фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость,

недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения;

кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя

собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише,

речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и

как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые

клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только

внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики

собеседника). Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике

обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются

предпосылки для овладения повествование, описанием. Связная речь может быть

ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией

и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при

учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты,

мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее

содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что

здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только

на языковые средства.

Диалогическая речь с точки зрения педагогического подхода рассматривается в методике

формирования связной речи, потому как диалог является одной из ее форм (М.М.

Алексеева, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Б.И. Яшина и др.). О.А. Бизикова акцентирует

внимание на формирование умения пользоваться различными единицами диалога,

большинство, которых образовано вопросительными репликами (высказываниями).

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста

состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы

ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными

единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как

речевыми, так и социальными.

Лингвистически обоснованными можно считать следующие задачи работы по обучению

дошкольников диалогу:

- содействовать формированию умений понимать разнообразные инициативные

обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и реагировать на них в соответствии с

функциональной задачей общения:

выражать в социально принятых формах отношение к полученной

информации, отвечать на вопросы и реагировать на побуждения

в соответствии с установленными правилами поведения;

- учить детей вступать в речевое общение различными способа

ми: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать

вопросы; побуждать партнера по общению к совместной деятельности, действию и пр.;

- развивать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой,

жестами;

- развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений

речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого,

можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога:

- ознакомление с правилами речевого этикета, их назначением;

- развитие умений ориентироваться в разнообразных ситуациях общения, усвоение

вариативных формул речевого этике-га, обслуживающих эти ситуации, осознанное их

использование в соответствии с обстоятельствами и задачами общения [6].

Таким образом, психолингвистический анализ диалога позволяет выделить три

взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по развитию речевых и социально-

этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью:

1) развивать умения пользоваться различными единицами

диалога в соответствии с их функциональным назначением;

2) способствовать усвоению основных правил ведения диалога,

его культуры;

1) обучать дошкольников правилам речевого этикета.

Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде

трех блоков:

- первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического

единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

- второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение»

и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

- третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в

диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия

«разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным

стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Бахтин М.М. считает, важным в связи с обсуждением сущности связной речи является

уяснение понятия «разговорная речь». Дети овладевают прежде всего разговорным стилем

речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Важно овладение

диалогической формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические

отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и

все отношения и проявления человеческой жизни».

Со спонтанностью общения связано типичное для разговорной речи явление перестройки

фраз на ходу (смещение синтаксической перспективы).

Исходя из того, что диалог — преимущественно используемая форма разговорной речи,

представляется целесообразным обратиться к рассмотрению особенностей диалога.

По мнению Л.П. Якубинского, в дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего

диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании

языковых средств, допустимых в разговорной речи [27].

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка.

Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического

овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием

формирования диалогической речи, и в то же время развития диалогической речи

способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и

синтаксических конструкций [9].

С.Ю. Курганов отмечает, что обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе

всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать

того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника [15].

Овладение диалогической речью - необходимое условие полноценного социального

развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со

взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии

диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что

окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и

уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его

мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и

умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

Успешно овладение диалогической речью подразумевает целее направленное обучение,

развитие определенных навыков построение связных высказываний.

Галицких Е.О. полагает, что диалог - это не просто вопросно-ответная форма речи, диалог

предполагает личностные, партнерские отношения между собеседниками. Поэтому

закономерно возникает еще один вид беседы, т.е. светская беседа - свободный диалог на

личностно значимые темы, свободный обмен мыслями и чувствами, при этом взрослый

занимает позицию не «над» ребенком, а позицию интересного, приятного собеседника,

партнера.

Диалог является школой развития и активизации речи, поскольку «подлинное свое бытие

язык обнаруживает в диалоге», через диалог ребенок усваивает синтаксис родного языка, в

нем представлены вес разновидности предложений. В диалоге формируется необходимый

словарь, фонетика, морфология. В недрах диалогической речи начинает складываться и

монологическая речь.

Диалог имеет две составляющие – языковую и личностную. Чтобы вести диалог, человек

должен научится правильно пользоваться всеми составляющими родного языка: его

звуковой, словарной, грамматической системами. Необходимо овладеть умением

правильно вырвжать мысли и чувства в форме развернутого высказывания (текста),

наложить речевое взаимодействие с партнером, установить с ним диалогическое,

личностные отношения [4].

Диалог служит школой формирования и формирования социального опыта и опыта

общения по причине того, что он является «разновидностью человеческого поведения»,

средством формирования личности и само бытие ее [1].

А.А. Ухтомский и К. Роджерс считают, что диалоге важно понимать, проникать в смысл

намерений собеседника, правильно воспринимать его как человека, «ориентироваться на

него». Вот почему в диалоге развиваются многие социальные навыки и привычки

поведения, определяющие характер установления контактов и взаимоотношений [30].

Являясь основным инструментом общения, диалог оказывает влияние на развитие

познавательной сферы малыша. Ж. Пиаже отмечал, что от привычек, приобретаемых в

диалоге зависит осознание логических правил и форма дедуктивных рассуждений. На

связь диалога и мышления указывал А. Валлон. Он говорил, что вся речь, все словесное

мышление были с самого начала диалогическими. Через диалог с окружающими людьми,

особенно с взрослыми, дошкольник черпает немало полезной для него информации [29].

Диалогу человек учится всю жизнь. Диалог многолик. Возникая в быту как ситуативная

разговорная речь, простое реплицирование, «фатическая» (ради самого общения) беседа,

диалог поднимается до высот духовного общения, философской, искусствоведческой

беседы, мировоззренческого диалога – личностно значимого, богатого мыслями

содержательного общения, постигающего мир природы, людей, идей. Этот долгий путь к

вершинам диалогического общения человек начинает в детстве, в общении с матерью,

близкими, сверстниками [4].

На основании сказанного можно сделать вывод о том, что диалог имеет большое значение

для развития детей дошкольного возраста, а его развитие у них является важной речевой и

общепедагогической задачей.

Таким образом, развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого

развития ребенка.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития

дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социаль-

ного окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности,

познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе

целенаправленного речевого воспитания.