Напоминание

"Роль логоритмики в музыкальном воспитании детей с нарушениями речи."

Автор: Спасибова Елена Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №2 с. Степное
Населённый пункт: с. Степное, Пластовский район, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль логоритмики в музыкальном воспитании детей с нарушениями речи."
Дата публикации: 16.05.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Спасибова Елена Юрьевна

Музыкальный руководитель

МКДОУ д/ с №2 с. Степное

Роль логоритмики в музыкальном воспитании детей с

нарушениями речи.

Современные социальные, экономические, экологические условия жизни

привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и

психическом

развитии.

Проблемы

моторного,

психического

и

речевого

развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте. Не стали

исключением и дети, посещающие наш детский сад.

Проводя эксперимент

в

логопедической

группе, я

ставила

задачу – доказать

положительное

влияние логопедической ритмики как на общее развитие ребёнка, так и на

исправление дефектов речи у дошкольников. По результатам диагностики,

проведённой в начале учебного года, был составлен перспективный план

логоритмических

занятий.

План

составлялся

совместно

с

воспитателем

логопедической группы, учителем – логопедом и медицинским работником.

Но в течение года он подвергался коррекции, так как у детей возникали

сложности с выполнением движений, связанных с ориентированием в

пространстве и с выполнением упражнений на развитие мелкой моторики

пальцев

рук.

Чтобы

добиться

положительных

результатов

больше

проводилось индивидуальных занятий с детьми.

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики.

Она

связывает

воедино

слово, музыку

и

движение.

Логоритмические

занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование

его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в

окружающем

мире,

понимание

смысла

предлагаемых

заданий,

на

способность

преодолевать

трудности,

творчески

проявлять

себя.

Под

влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит

перестройка

различных

систем,

например,

сердечно

-

сосудистой,

дыхательной, рече - двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

- ходьбу в разных направлениях;

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

- ритмические упражнения;

- пение;

- упражнения на развитие мелкой моторики пальцев и крупных рычагов

рук.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы -

тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием

позволяет

бесконечно

разнообразить

приёмы

движения

и

характер

упражнений. Логоритмика самым тесным образом связана с игротерапией,

с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом.

Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через

движение путём развития слухового внимания и улучшение речи путём

воспитания ритма речи.

Говоря о логоритмике , В.Гринер отмечает, что в основу её она ставит

ритм

как

организующий

момент: "...музыка

не

просто

сопровождает

движение, а является его руководящим началом". Задачи, которые я ставила

перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуется самой

музыкой.

Мы проанализировали схемы занятий по логоритмике различных

авторов и увидели, что в них включены различные виды музыкальной

деятельности детей: пение, слушание, музыкально - ритмические движения,

игра на музыкальных инструментах.

Пение включает упражнения и попевки для тренировки периферических

отделов

речевого

аппарата

(дыхательного,

артикуляционного,

голосообразовательного), а

так

же

упражнения

для

развития

мелкой

моторики и игры с пением, координации пения с движением.

Восприятие

музыки

(слушание)

используется

для

релаксации,

для

активизации и развития слухового внимания, а так же развития волевых

черт характера.

Музыкально – ритмические движения предполагают упражнения, игры с

пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти,

координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию чувства ритма и

мелкой моторики.

Материал, используемый на логоритмических занятиях:

игры со словом; игры с пением; музыкально - дидактичиские игры и

упражнения;

упражнения

для

формирования

основных

движений;

ориентировки в пространстве; общеразвивающие упражнения для развития

различных

групп

мышц

(прежде

всего

для

рук,

мелкой

моторики);

упражнения, воспитывающие музыкально - ритмическое чувство; упражнения

для развития внимания и памяти; упражнения, регулирующие мышечный

тонус.

Среди музыкально - ритмических движений, на занятиях по логоритмике,

упражнения занимают основное место. Рассмотрим их более подробно.

Упражнения на освоение основных движений.

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его

физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном

настрое.

Мы заметили, что если у ребёнка плохо развиты основные движения,

то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают

ходьбу, бег или прыжковые движения. Очень часто у детей с нарушениями

речи нарушена координация движений во время ходьбы. Они бегают,

наступая на всю ступню, а не на носок, не владеют поскоками, плохо

прыгают.

Основные

разновидности

движений

выполняются

ими

некачественно. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на

освоение разных видов ходьбы (стремительной, спокойной, пружинистой,

осторожной, на носочках, с высоким подниманием колена, приставным

шагом), бега (лёгкого, стремительного, пружинистого, широким шагом, с

высоким подниманием колена), прыжков (на двух ногах на месте; на двух

ногах с продвижением вперёд; поочерёдно на правой и левой ноге;

прямой

и

боковой

галоп;

поскоки).

Работу

над

развитием

основных

движений

мы

проводили

на

музыкальных,

логоритмических,

индивидуальных занятиях.

В этой работе использовали:

- упражнения без музыки, чтобы дети лучше поняли и почувствовали, как

нужно выполнять эти движения;

- упражнения под музыку, чтобы дети не только выполняли движение, но

и

двигались в

соответствии

с

ритмом

музыки. Так

же

проводится

гимнастика под музыку - это способствует развитию не только мышц, но и

внимания и музыкального восприятия.

Упражнения, развивающие ориентировку в пространстве.

Развивая ориентирование в пространстве, мы учили детей:

- ходить, бегать, прыгать друг за другом в колонне по одному, по кругу,

соблюдая дистанцию;

- строиться парами, по кругу, в рассыпную, в колонну;

- ходить, прыгать, бегать парами по кругу, соблюдая дистанцию;

- строиться в колонну, шеренгу, по кругу, по углам, врассыпную;

- ходить, бегать, двигаться поскоками врассыпную, не наталкиваясь друг на

друга, не мешая друг другу;

- строиться в круг из различных положений: сидя, стоя в шеренге, стоя

врассыпную;

- строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком, друг за другом;

- равномерно сужать и расширять круг;

- находить своё место в колонне: стоя и во время движения;

- ходить со сменой ведущих;

- ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали,

змейкой, противоходом;

- строиться из колонны в пары; расходиться направо - налево по одному;

- перестраиваться из пар в четвёрки, расходиться парами направо - налево;

- перестраиваться из большого круга в маленькие кружки;

- перестраиваться из одной большой колонны в две, три маленькие;

-

различать

правую

и

левую

руку;

расчитывать

расстояние,

развивая

глазомер и ощущая себя в пространстве.

Развитию

ориентированию

в

пространстве

способствовали

хороводы,

танцы, игры и игровые задания.

Общеразвивающие упражнения.

Эти упражнения мы использовали для развития отдельных групп мышц и

подвижности суставов. Они помогают тренировать мышцы шеи, плечевого

пояса,

ног,

туловища;

активизируют

их

работу;

развивают

быстроту,

чёткость, амплитуду движений; помогают устранять некоторые физические

недостатки.

Упражнения проводили и с предметами (флажки, султанчики, обручи,

скакалки, мячи и т.д.) и без них. Если же, какое - нибудь, упражнение

представляло для детей трудность, то сначала это упражнение разучивали

без музыки, а затем с музыкальным сопровождением.

Среди

общеразвивающих

важное

место

занимают

упражнения,

способствующие совершенствованию движений рук: плавных, маховых, с

реальными и воображаемыми предметами, на различие правой и левой

руки, на развитие крупных рычагов рук и мелкой моторики пальцев.

Упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев

рук.

На большое значение этих упражнений для речевого развития детей

обращается внимание в книге М.Кольцовой " Ребёнок учится говорить" ( М.,

1979) Она отмечает: проекция кисти руки занимает одну треть всей

двигательной проекции в коре головного мозга. Эта зона расположена

близко

от

речевой

моторной

зоны.

Следовательно развитие

мелкой

моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной

речи

ребёнка.

Развивая

мелкую

моторику, мы использовали

потешки,

короткие

стихи.

Так

же

выполняли

эти

упражнения

под

музыку

с

предметами и без них.

Пальчиковые игры:

«Паучок»

Паучок ползёт, ползёт

Паутинку он плетёт.

Паутинка хоть тонка

Крепко держит мотылька.

Шагать всеми пальцами вверх

Круговые движения 2-ми пальцами

Сцепить 1-е пальцы

Помахать остальными пальцами

«Птички»

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Руки в «замок»

Вращать 1 пальцами

Перебирать пальцы попарно

Помахать руками.

«А по нашему двору»

Музыкально – двигательное упражнение.

И .Лебедева муз. «Ах, вы сени» (р.н.п.)

А по нашему двору

Ходят гуси поутру.

Руки согнуты в локтях, предплечье

вверх вертикально, а пальцы

«щепоткой» горизонтально.

Выползают жуки.

Сеть плетут пауки.

Голуби летают.

Всюду расцветают

Разные цветочки

И растут грибочки.

Шагать всеми пальцами вверх в

воздухе.

Круговые движения указательными

пальцами.

Помахать скрещенными кистями рук.

Ладони сложены в «бутон»,

постепенно пальцы разводят в

стороны (бутон распускается).

Одна ладонь вертикально, другую

положить сверху – это «шляпка».

Упражнения в танцевальных движениях.

Эти упражнения тесно связаны с общеразвивающими. Чаще они

используются

на

музыкальных

занятиях,

но мы

их включили

и

в

логоритмические занятия.

- Лучше начинать разучивание танцевальных движений без музыки, чтобы

дети хорошо освоили технику движений.

- Сложным движениям мы обучали поэтапно. Например, "полуприсядку"

начинали

с

обучения

правильному

приседанию,

затем

добавляли

выпрямление и выставление ноги на пятку, и прыжок во время приседания

и выпрямления. При выполнении этого движения не нужно забывать об

осанке.

- Если дети не чувствовали ритма движения, мы предлагали им отхлопать

ритмический рисунок данного движения или проиграть его на любом

ударном инструменте.

- Чтобы помочь детям лучше почувствовать темп движения в танце

(построенном на ходьбе или беге), упражняли их в беге или ходьбе на

месте.

Детям с расстройствами речи трудно даются переменный шаг, шаг

польки. Эти движения технически действительно трудны для выполнения.

Они требуют хорошей координации движений, развитого музыкально -

ритмического чувства и долгой предварительной работы.

Упражнения регулирующие мышечный тонус.

Мышечный тонус - это состояние костно - мышечного аппарата, готовность

к

выполнению

движений.

Упражнения

помогают

детям

сознательно

напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, регулировать степень их

напряжения,

переключать

напряжение

с

одних

мышц

на

другие.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и

проводятся без музыки, чтобы ребёнок мог полностью сосредоточиться на

своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном

для себя темпе.

Давались эти упражнения дошкольникам нелегко, но использование их

в

работе

с

детьми,

имеющими

речевые

нарушения, мы

посчитали

необходимыми: многим из них свойственны излишнее напряжение мышц,

мышечные зажимы, плохая координация движений.

Хорошим подспорьем в нашей работе по регуляции мышечного тонуса, а

также координации движения со словом и развитию памяти стала игра со

словом. Учитывая сложность упражнений, регулирующих мышечный тонус,

мы следили за тем, чтобы у детей не было мышечных зажимов, чтобы они

выполняли упражнение не формально, а учились расслаблять мышцы и

снимать

напряжение.

При

этом

использовали

не

только

словесные

методы, но и наглядные, прежде всего, тактильно - мышечную наглядность,

т.е. оказывали индивидуальную помощь отдельным детям.

Для этого мы использовали пальчиковые упражнения, развивающие

мелкую моторику пальцев и крупных рычагов рук из программы И. Галянт

«Орфей».

«Замок»

На дверях висит замок

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

Постучали

И открыли

Сложить руки в «замок».

Растягивать руки в стороны.

Крутить, не размыкая.

Стучать основаниями ладоней.

Развести руки в стороны.

«Кума»

Уж ты кумушка кума

Побранися со мной,

Помирися со мной,

Поцелуйся со мной,

Распростися со мной.

«Позвать» к себе руками

Погрозить пальчиком

Погладить кулачок

«Поцелуи» пальчиками

Помахать рукой.

«Ладошки»

Ладушки, ладошки

К бабушке в окошко

Постучали тук, да тук

Это внучка, это внук!

Заходите на порог

Будем печь колобок.

Играть в ладушки.

«Окошко» из 1-2 пальцев обеих рук.

Кулачком о ладошку.

Поднять по очереди каждую руку.

Развести руки в стороны.

«Стряпать».

«Пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Пошли пальчики гулять.

Побежали,

Посидели,

Постучали,

Повертели,

Сжимать и разжимать кулачки.

«Стаккато» в воздухе.

«Приклеить» ладошки.

Стучать кулачками.

Круговые движения.

Покружились,

Подружились

И друг другу поклонились.

«Фонарики».

Хлопки.

Помахать руками.

«Семья могучая»

В одном лесу дремучем,

Жила семья могучая.

У них был дом огромный

И крыша с трубой тёмной.

Из трубы в колечки дым

Плим, плим, плим.

Руки скрёстно сплести.

Руки в «замок».

Сложить «крышу».

Поднять 3-е пальцы.

«Колечки» 1-2,1-3,1-4,1-5 пальцы.

Щелчки.

«Смешные человечки» (в парах)

Бежали мимо речки

Смешные человечки.

Прыгали, скакали,

Солнышко встречали.

Забрались на мостик

И забили гвоздик.

Потом бултых в речку,

Где же человечки?

Шагать пальцами по рукам соседа.

Прыгать ладошками по плечикам соседа.

Положить ладони на щёки соседа.

Сложить руки горизонтально.

Стучать кулачками друг с другом.

Опустить руки вниз.

Спрятать руки под мышку соседу.

«Под сосной»

Под высокою сосной

Скачет заинька косой,

А под старой ёлкой

Сидит ёж в иголках.

Здравствуй, заяц!

Здравствуй, ёж!

Ты куда, косой идёшь?

Левая рука вверх.

Правая рука 2-3пальцами «зайчик».

Левая рука вниз.

Руки в «замок», пальцы торчком.

Хлопки.

Притопы.

"Я и котёнок Мямлик."

Мимическое упражнение. И.Л.Лебедева.

Он очень удивился...

И даже растерялся...

Надулся, рассердился...

И вдруг... он догадался!

- Отважной бывает пружинка, потому

что она отпала от важной детали!

Теперь уже я не смогла сдержать своих чувств:

Я просто растерялась...

Ужасно удивилась...

Сначала рассмеялась...

А после огорчилась...

( Дети мимикой выражают чувства)

Упражнения,

воспитывающие

музыкально

-

ритмическое

чувство.

Эти упражнения направлены на передачу в движении темпа, акцентов

музыкального

произведения

и

его

ритмического

рисунка.

Методика

музыкального воспитания предоставила нам прекрасный материал для

работы в этом направлении: развитие музыкально - ритмического чувства,

относится к основным музыкальным способностям.

Этот материал мы оформили в виде специальных упражнений и давали

в качестве составной части игр, танцев, хороводов. В начале учебного года,

приступая к работе с детьми, только поступившими в логопедическую

группу,

мы помнили,

что

формирование

чувства

ритма

начинается

с

освоения темпа (от быстрого к медленному), затем метра ( от двухдольного

к четырёхдольному, потом к трёхдольному), позднее ритмического рисунка

(от

чередования

одинаковых

длительностей

к

чередованию

различных

длительностей). Поэтому и начинали с более лёгких заданий.

Развитию музыкально - ритмического чувства способствуют и игры на

детских музыкальных инструментах, и пение, и музыкально - дидактические

игры, танцы.

Мы учли, работая над развитием музыкально - ритмического чувства у

детей с речевыми нарушениями, что разный ритм по - разному воздействует

на их психофизическое состояние. Так «маятниковый» ритм (в ритме

колыбельной)

успокаивает,

поэтому

музыкальные

произведения

такого

плана мы чаще использовали в работе с гиперактивными, возбуждёнными

детьми. Секундный

«альфа – ритм» развивает

внимание

и

память,

побуждает к действию; заторможенным детям мы включали в занятия

музыку для прыжков, активной ходьбы в темпе марша, сильных хлопков.

«Зашагали ножки»

Г.Погорелова

1.Мы шагаем друг за другом.

Мы идём, идём, идём.

Мы шагаем как солдаты.

Дружно песенку поём.

2.Ты дружней, дружней шагай,

Ножки выше поднимай,

Все преграды на дороге,

Не боясь, переступай.

3.Впереди большая лужа!

По мосту пройти нам нужно,

Боком. Боком, не спеша,

Мы шагаем чуть дыша.

4.Мы закрыли крепко глазки

И шагаем в темноте,

И с закрытыми глазами

Ритмичная ходьба друг за другом,

Ходьба с высоким подъёмом ног

Ходьба боком приставным шагом.

Ходьба с закрытыми глазами.

Ходьба на носочках.

Не споткнёмся мы нигде.

5.Не шумим и не поём,

Словно мышки мы идём,

На носочках мы идём,

Не шумим и не поём.

6.А увидели кота,

Разбежались кто куда.

Разбежались кто куда,

Не собрать нас никогда!

Бег врассыпную

Упражнения, активизирующие внимание.

Внимание - это

сосредоточенность

на

определённом

объекте

и

направленность на него психической деятельности. Различают внимание

непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта

внимания производится сознательно.

Развитие

внимания

должно

пронизывать

все

виды

и

формы

деятельности

детей

с

речевыми

нарушениями.

Говоря

о

характерных

особенностях таких детей, мы отметили недостаточное развитие внимания и

памяти, что, в свою очередь, плохо отражается на развитии мыслительной

деятельности и речи. Задание на внимание являются составной частью

некоторых

музыкальных

игр.

Развитие

музыкального

восприятия

невозможно без развития слухового внимания. Суть таких упражнений

состоит

в

том,

что

дети

определённым

движением

реагируют

на

определённую музыку. Надо только обязательно обговорить с детьми: что

под

неё

делать.

Так

же

мы

этими

упражнениями

воспитывали

самостоятельность, особенно у неуверенных детей, которые правильно

услышали, но шли за другими, даже если эти другие ошибались.

Классификация вышеуказанных упражнений носит условный характер:

одно и то же упражнение способствует решению не одной, а сразу

нескольких задач, одна из которых является приоритетной.

Используя то или иное упражнение, мы сразу не добивались его чёткого

выполнения, давали несколько упражнений с одним и тем же заданием.

При этом срабатывал закон перехода количества в качество. Кроме того,

движения служат стимулом для созревания нервных связей. Ограничение

ребёнка в движении является одной из причин задержки его психического

развития.

Помимо перечисленных выше упражнений на занятиях по логоритмике

мы использовали игры со словом, созданные на основе малых форм

фольклора и небольших поэтических произведений современных авторов,

игры

с

пением,

танцы

с

пением,

хороводы.

При

необходимости

в

логоритмические

занятия

включали упражнения

на

развитие

дыхания,

артикуляции, голоса, мимических движений, тактильных ощущений; игры с

инструментальным сопровождением, танцы с ритмическими заданиями,

игры на музыкальных ударно - шумовых инструментах; песни, а чаще

небольшие распевки, включающие звукоподражания для автоматизации

согласных звуков или способствующие развитию дыхания, артикуляции.

«Весенние голоса»

Фонопедическое упражнение.

Пригрело весеннее солнце.

С пригорка побежал весёлый ручеёк,

До краёв наполнил большую лужу.

Перелился ручеёк через край и побежал

дальше.

Выбрались из- под коры жуки

и букашки,

Расправили крылышки

И полетели кто куда.

Вдруг под кучей хвороста

что то зашуршало

И вылез ёжик.

Поют «ля» - руки вверх.

Болтают язычком, «буль, буль, буль».

На глиссандо опускаются голосом из

верхнего в нижний регистр ( зв. «а»).

«Буль, буль, буль».

Произносят «ж – ж – ж».

«З –з –з».

«Крш» с повышающейся интонацией.

«Тр –тр –тр» на разной высоте.

«Шур –шур –шур».

Сопят носом, энергично втягивая и

выдувая воздух.

Ожил под тёплым весенним солнцем и

муравейник.

Лес пополнился птичьими голосами.

Вот и пришла весна!

Острые, весёлые звуки в разных

регистрах.

Имитируют птичьи голоса все

одновременно (ку –ку, фьють –фьють,

чив –чив и др.).

Исполняют любой свой «красивый

звук»

«Мой портрет»

Распевание. И. Галянт

У нас круглая голова А – а –а…

Глазки: у! у!

Носик : пи – и – и,

Ротик : - и – и – и,

Ушки : у, у,

Шейка : ш – ш – ш,

Рука : у – а!

Нога : о – а!

Туловище : ту – у – у!

Пуп : пуп !

Круг руками в воздухе, тянуть звук

любой высоты.

Показать пальцами, звук фальцет

отрывисто.

Показать пальцем, звук высокий

тянуть.

Провести линию, вибрация голоса на

двух звуках.

Взяться за ушки, штромбас

отрывисто.

Погладить, долгий шипящий звук.

Провести от плеча к пальцам, звук

долгий.

Двумя руками линию ног, звук

долгий.

В воздухе изгибы туловища, звук

долгий.

Отрывистый высокий звук.

Проанализировав проведенную работу, мы пришли к выводу:

1. Роль логоритмики в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые

нарушения очень велика, так как она является необходимым компонентом

комплекса реабилитационных методик по исправлению дефектов речи

детей.

2.

Логоритмические

и

музыкально

-

ритмические

занятия

напрямую

способствуют

развитию

и

коррекции

двигательной

сферы,

сенсорных

способностей детей, имеющих нарушения речи, содействуют устранению

речевых дефектов и социальной адаптации детей.

3. Движения

напрямую

связаны

с

речью. Когда у ребёнка

развиваются

двигательные

умения,

навыки,

координация

движений,

тем

лучше

развивается его речь. Точное выполнение упражнений для ног, головы, рук,

туловища подготавливает

совершенствование

движений

артикуляционных

органов: губ, нижней челюсти, языка и т.д.

5. Проведя обследование, мы проследили динамику изменения состояния

детей, и так как она оказалась положительной, то на её основе построили

дальнейшую коррекционную работу.