Напоминание

"Использование проектного метода на уроках обществознания как инновационный подход в образовании"

Автор: Ковригин Игорь Евгеньевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 148 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Использование проектного метода на уроках обществознания как инновационный подход в образовании"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование проектного метода на уроках

обществознания как инновационный подход в образовании

В настоящее время мы всё чаще слышим слово «инновации»,

«инновационный подход», «инновационные технологии». А что же такое

инновации? И действительно ли они так необходимы.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает

«обновление» (или «изменение») и приставки «in», которая переводится с

латинского как «в направлении». Если переводить дословно «Inovatio» - «в

направлении изменений». Само понятие «innovation» впервые появилось в

научных исследованиях ХIХ века. Новую жизнь понятие «инновация»

получило в начале ХХ века в научных работах австрийского и американского

экономиста Й.Шумпетера в результате анализа «инновационных

комбинаций», изменений в развитии экономических систем. Именно

Шумпетером был впервые введен термин в экономике.

Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом

научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и

целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в

управлении.

Словарь С.И.Ожегова даёт следующее определение нового: новый –

впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно,

взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому

или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Следует

отметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности,

об эффективности нового.

Если говорить о сфере образования, то для того, чтобы соответствовать

запросам современного общества, необходимо постоянно совершенствовать,

эволюционировать подходы в обучении и воспитании. Поэтому

инновационный подход в образовании просто необходим.

В чём заключается в настоящее время главная проблема в обучении и

воспитании современного человека? На наш взгляд изначально считалось,

что главная инновация – это слишком простой доступ к множеству

информации. Всевозможные гаджеты, сеть Интернет, и сотни других

источников и средств информации, которые могут заменить сегодня для

человека весь досуг. А самое главное всё это находится рядом, «под рукой».

Весь багаж теории больше не нужно держать в голове, ведь достаточно

нажать на кнопку и сказать: «о` кей, Гугл!». И ты получаешь сотни и тысячи

ссылок на материал любого формата, любого уровня, любого качества.

Проблема же заключается в том, что современному человеку не хватает

навыков, чтобы разобраться в полученном результате. В итоге, всё то

множество информации не поддаётся никакой обработке. После

многочисленных поисков на обширных просторах сети Интернет, найдя

нужную информацию для его темы, современный человек просто не может

определить, для какого уровня образования существует этот материал,

скачивая всё, что подходит по заголовку и не перерабатывая текста. Что же

получается в итоге? Ничего, кроме пустой и бессмысленной траты времени.

Так, например, для сегодняшнего школьника вузовский материал усвоить не

позволяет возрастные и интеллектуальные способности, а для базовых

знаний не остаётся времени.

Таким образом, сегодня для повышения качества современного

образования необходимо больше времени уделять различным практическим

заданиям, тем заданиям, которые требуют реальных знаний,

соответствующих классу и возрасту, при этом опираясь на уже полученные

умения и навыки.

Каким образом можно это реализовать? Одним из наиболее

эффективных методов является реализация проектной деятельности. Сегодня

технология проектного обучения является ведущей в процессе реализации

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего

образования.

Проектная деятельность получила массовый характер, несмотря на то,

что не является новшеством. Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд,

выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в

форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность

замысла и возможность его практической реализации. Метод проектов

появился в педагогике США ещё в 20-е годы ХХ века под названием «метод

проблем» и реализовывался в педагогических идеях Джона Дьюи. Под

проектами в то время понимался целевой акт деятельности ребёнка, в основе

которого находился его интерес. Идеи проектного обучения зародились в

России параллельно с разработками американских учёных. В 1905 г. под

руководством С.Т. Шацкого была организована группа педагогов, которая

взялась внедрять проектные методы в педагогическую практику. Проектное

обучение личностно-ориентированный характер, поскольку оно

ориентируется на самостоятельную деятельность учащихся –

индивидуальную, парную или групповую. Проект предусматривает решения

учеником или группой учащихся проблемы, которая требует, с одной

стороны, использование различных средств и методов обучения, с другой –

интегрирование знаний и умений из различных областей как

интеллектуальной, так и практической деятельности.

Целью проектного обучения является формирование таких условий

учебного процесса, при которых его результатом становится получение

индивидуального опыта проектной деятельности ученика.

Кроме того, это реализация технологии проектного обучения в

образовательном процессе позволяет обеспечить получение личностных,

метапредметных и предметных результатов. При этом, метапредметные

результаты освоения основной образовательной программы основного

общего образования по ФГОС должны отражать:

1)

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной

деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной

деятельности;

2)

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные

способы решения учебных и познавательных задач;

3)

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных

условий и требований, корректировать свои действия в соответствии

с изменяющейся ситуацией;

4)

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

5)

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной

деятельности;

6)

умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логические цепочки, умозаключения

(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7)

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8)

смысловое чтение;

9)

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и

в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на

основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии

с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

владение устной и письменной речью, монологической контекстной

речью;

11)

формирование и развитие компетентности в обрасти

использования информационно-коммуникационных технологий

(ИТК- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой

активного пользования словарями и другими поисковыми

системами;

12)

формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной

практике и профессиональной ориентации.

Все перечисленные компоненты получают реализацию в использовании

технологии проектной деятельности в образовательном процессе.

Например, в 5-м классе при изучении темы «Семья» обучающимся был

предложен проект «Мои семейные обязанности». Учащиеся получили

задание создать перечень своих обязанностей в семье, смоделировать их

полное выполнение в течение 1-2-х недель. В требованиях к выполнению

проекта были прописаны: 1) точная формулировка своих семейных

обязанностей; 2) фактическое исполнение обязанностей в период проекта; 3)

фиксирование отношения родителей к исполнению обязанностей; 4)

подтверждение совпадения своего списка обязанностей (гипотезы) с

фактическим одобрением действий родителями. Одним из главных условий

заданий явилось отсутствие рамок и границ выполнения (материал, форма,

средства, представление – все на усмотрение ученика). Работы учеников

получились весьма разнообразные: дневник наблюдений, стенная газета,

видеоотчёт и т.п.. В связи с чем можно сделать однозначный вывод, что в

процессе осуществления проектной деятельности обеспечиваются все

требования к результатам в рамках ФГОС: выбор цели, задач, средств,

методов, выводов, представление проекта – всё выполняется самостоятельно

в поисковой исследовательской форме. На уроках обществознания

технологию проектного обучения можно использовать на любом этапе

обучения.

Отличительной чертой проектной деятельности является наличие

действия, именно оно обеспечивает значимую роль процесса обучения и оно

отрывает обучающегося от пассивного поглощения информации. Проект

осуществляет связь теории с практикой. Он не имеет границ, что позволяет

каждому ученику воплотить в жизни то, что он видит своими глазами, с

помощью своего мышления. Таким образом, можно сделать вывод, что

технология проектов, несомненно, является инновацией, несмотря на свою

продолжительную историю существования.

История же нашего вышеназванного проекта оказалась неоднозначной

и неожиданной: многие родители ( более 58%) отправляли детей учить уроки

и не поощряли выполнение ими домашних обязанностей, что естественно не

подтвердило гипотезу детей относительно их семейных обязанностей.