"Система правового воспитания в коррекционной школе"
Автор: Богданова Ольга Александровна Должность: заместитель директора по учебной работе
Учебное заведение: СОГБОУ "Вяземская С(К)ОШИ VII-VIII видов"
Населённый пункт: д. Черное, Вяземский р-он, Смоленская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Система правового воспитания в коррекционной школе"
Система
Система
правового обучения и
правового обучения и
воспитания
воспитания
в СОГБОУ «Вяземская
в СОГБОУ «Вяземская
специальная (коррекционная)
специальная (коррекционная)
школа-интернат
школа-интернат
VII – VIII
VII – VIII
видов»
видов»
Человек рождается на свет не для того,
чтобы бесследно исчезнуть никому
неизвестной пылинкой. Человек рождается
на свет, чтобы оставить после себя
след…..вечный.
В.А.Сухомлинский
Права человека - важная составляющая
современного образовательного процесса.
В ХХ1 веке правам человека придаётся
большой смысл и важность.
По Конституции РФ 1993 года, права
человека в нашем государстве признаются
и гарантируются.
В основе воспитательной системы
СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная)
школа-интернат VII – VIII видов»
лежит понимание того, что
приобретенные знания должны способствовать
становлению интеллектуальной, здоровой,
творческой, гармоничной личности, повседневное
поведение которой основано на принципах
экологического мышления, культуры, т.е. на
уважительном отношении к своей семье, «малой
родине», стране, окружающей среде
Основные направления воспитательной
работы в школе:
гражданско-патриотическое
спортивно-оздоровительное.
В течение года в каждом звене проходят
мероприятия, соответствующие целям и
задачам данных программ.
Традиционные мероприятия
Школьные Олимпийские игры, Неделя
профилактики, Неделя правовых знаний,
конкурсы рисунков и плакатов на
предвыборную тематику, выборы
Президента детской республики Ювента,
тематические беседы, викторины и
классные часы, работа «Школьной
юридической консультации», «Почта
доверия», тестирование по классам
«Знаешь ли ты закон?».
Формирование человека начинается с раннего детства.
Именно в детстве закладываются основы не только знаний,
но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей
личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть
правовое образование как часть общего обязательного
образования.
Применительно к начальной школе чаще употребляется
термин «правовое воспитание», так как правовое обучение
на этой ступени носит поверхностный характер. Основной
целью на данном этапе становится правовое просвещение в
игровой, занимательной форме. Это игры, викторины,
презентации с использованием героев сказок и
мультипликационных фильмов.
Для системы гражданского воспитания наиболее
оптимальным является подростковый возраст, так
как это пора самоутверждения, активного
формирования социальных интересов и
жизненных идеалов, всё большей ориентации на
внутреннее регулирование поведения, самооценку.
У подростков нередко отсутствуют чувства
ответственности и гражданского долга перед
обществом, что находит своё выражение в
неправильном отношении к законам, труду,
дисциплине. Ярко выраженное «Я», к сожалению,
не всегда верное и разумное, зачастую приводит к
негативным последствиям. Поэтому при выборе
собственных жизненных ориентиров подросткам
нужна помощь извне.
Главные защитники прав ребёнка – это их
родители, к этому их обязывает семейное
право, но они не всесильны, им трудно
обойтись без помощи государства и
школы.
С целью проведения комплексной работы с
детьми и их родителями по разъяснению прав,
свобод и законных интересов детей и оказание
содействия в практическом применении ими своих
прав обусловлено сегодня возрастанием роли
права в процессе социализации подрастающего
поколения, для усвоения несовершеннолетними
ценностей гражданского общества и правовой
культуры, формирования гражданско-правовой
компетентности подростков, навыков и установок
правомерного поведения детей и подростков
необходимо постоянное различное правовое
просвещение детей и подростков.
С целью правового просвещения
проводятся родительские лектории,
встречи с сотрудниками
правоохранительных органов.
Правовое просвещение базируется на:
знании и соблюдении Конституции РФ, законов и
ратифицированных международных правовых актов, а
также основных правовых актов субъектов РФ;
уважении к символам Российской Федерации, принятие
лично для себя и следование правилам толерантного
совместного проживания и общения граждан, невзирая на
их этнические, возрастные, религиозные, социальные,
идеологические, политические и другие различия;
освоении современной системы социально-правовых
ценностей, развитие качеств и навыков, позволяющих
следовать этим ценностям, отстаивать их, сохранять и
передавать последующим поколениям;
наличии знаний и компетенций, достаточных для защиты
прав, свобод и законных интересов личности и правомерной
реализации ее гражданской позиции.
Большую часть своего детства ребенок
проводит в роли ученика. От того, какой
опыт получит он в школе – опыт дружеской
и доверительной атмосферы, уважения к
своим правам и человеческому
достоинству или опыт учебы в атмосфере
безразличия, равнодушия, жестокости, во
многом зависит его успешность в социуме.
Необходимо прививать детям чувство
дружбы, миролюбия, милосердия,
нравственности.
Концепция модернизации российского
образования до 2010 г. в качестве
основного результата обучения в школе
видит молодого человека, умеющего жить
в гражданском обществе и правовом
государстве и создавать их, нести
ответственность за собственное
благополучие и благополучие общества. В
этой связи проблема формирования
правовой культуры учащихся приобретает
всё большую актуальность.
Общество давно пришло к пониманию того, что
права человека надо защищать. Дети должны
знать не только свои основные права, но и
способы их защиты. Для построения гражданского
общества необходимо, чтобы в этом обществе
были люди, которые могут изменять мир вокруг
себя, оценивать себя как полноправного субъекта
во взаимоотношениях с властью. Научить этому
можно только в том случае, если погрузить
школьника в демократическую образовательную
среду. Для этого стараемся сформировать в
школе демократический уклад жизни, который
предполагает защищенность прав всех участников
образовательного процесса.