Автор: Гармышева Олеся Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств г. Невельска"
Населённый пункт: г.Невельск, Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Распределение смычка в произведении кантиленного характера
Распределение смычка в произведении кантиленного характера
Гармышева О.Г.,
директор ДШИ, преподаватель по классу скрипки
Для того чтобы начать разговор о распределении смычка, обратимся к
истории современного смычка. Как мы уже знаем, раннее смычок был похож
на охотничий лук. В XVIII веке окончательно усовершенствовал смычок
немецкий мастер, который сам не был скрипачом,
Турт-младший (1747-
1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на
скрипке, то немаловажную роль в процессе формирования современного
смычка
сыграли
и
скрипачи
-
виртуозы,
которые
направляли
творчество
смычкового мастера в нужное русло.
Современный смычок представляет собой следующее:
- изгиб трости вовнутрь;
- распластывание волоса в виде ленты путем специальной пластинки,
которая задвигается в колодку, и серповидного кольца, прижимающего
волос к концу колодки;
- установление и стандартизация материала (фернамбуковое дерево);
- использование металлического винта для натягивания волоса;
- стандартизация длины и веса смычков;
- установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии
около 18 см от колодки.
Самыми замечательными и важнейшими нововведениями Турта можно
считать определение места центра тяжести (это важное качество смычков,
вероятно, было подсказано скрипачами) и изгиб трости вовнутрь. Этот изгиб
в обратную от натяжения волосом сторону компенсировал потерю упругости
трости при установлении нужного места центра тяжести утончением ее к
концу. Развитие виртуозной штриховой техники на смычковых инструментах
повлияло
и
на
стандартизацию
длины
трости
и
веса
смычка.
Отдавая
должное
тем
скрипачам,
которые
содействовали
формированию
современного смычка,
нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт
претворял в жизнь их идеи и довел качество смычков до совершенства.
Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и
центр
тяжести
(18-19
см
от
колодки)
были
найдены
эмпирически.
Так
положение
центра
тяжести
устанавливалось
путем
плавного
утончения
верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки
на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом.
Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:
- с о х р а н и л
о д и н а ко в у ю
у п р у г о с т ь
п о
в с е й
е е
д л и н е ;
- повысил статическую устойчивость смычка на струне при игре.
Эти моменты позволяют контролировать нажим и скорость по всей длине
смычка.
Таким образом, выявив все положительные качества современного
смычка, мы можем ими воспользоваться для распределения смычка например
в
произведении
кантиленного
характера
при
исполнении
Арии
Дж.
Перголези.
Ария - (итал. aria) - законченный по построению эпизод (номер) в опере,
оперетте,
оратории
или
кантате,
исполняемый
певцом-солистом
в
сопровождении оркестра. Самостоятельная вокальная или инструментальная
пьеса. Для арии характерны напевность и широта мелодического дыхания.
Соответственно исполнять это произведение нужно связно, напевно, певуче.
Композитором дан темп и характер исполнения – Andante cantabile – Не
спеша
певуче,
espressivo-
выразительно.
Чтобы
добиться
связного,
непрерывного
и
выразительного
исполнения
нужно
правильно
и
целесообразно распределить смычок.
В нашем произведении присутствует несколько видов и комбинаций
штрихов - это
деташе и легато, а
так же использованы симметричные и
несимметричные штрихи. В зависимости от скорости движения смычка мы
выделим два типа распределения смычка: равномерное и неравномерное.
Равномерное распределение смычка это исполнение одинаковых
длительностей с одинаковой скоростью и равным
количеством смычка.
Равномерное распределение целого смычка – употребляется в тех случаях,
когда мелодия носит спокойный, повествовательный характер. Естественно,
что всякие ускорения или замедления ведения смычка в подобных случаях
могут вызвать разрыв единой линии мелодической линии, поэтому движение
исполняется ровно, без каких-либо динамических изменений. Равномерное
распределение смычка приведет к нудному и безынтересному исполнению,
поэтому в нашем случае мы будем пользоваться в основном неравномерным
распределением
смычка,
так
как
этого
требует
характер
произведения
и
динамический план.
Неравномерное распределение смычка применяется при исполнении
музыки
взволнованного
характера,
когда
восходящая
направленность
мелодии
к
опорным
звукам,
смысловым
акцентам
и
кульминациям
сопровождается
крещендо,
движение
смычка
сдержанно-экономичное
вначале,
к
концу
постепенно
ускоряется.
Когда
динамика
идет
на
спад
(диминуэндо), скорость смычка замедляется для филировки звука к концу
лиги.
Различная скорость проведения смычка по струнам во всех случаях
неразрывно связана с тем или иным давлением (нажимом) на струну, т.е. с
использованием и регулировкой веса руки со смычком, а также с инерцией ее
движения. Этот
вид
распределения
смычка
закономерен
не
только
в
кантилене, но и в исполнении виртуозных пассажей.
При распределении смычка в легато изменяются не только два фактора
звукоизвлечения
(скорость
и
давление),
но
и
третий
основной
фактор
–
игровая точка (место соприкосновения волоса со струной).
Важнейшее условие хорошего legato – умение рационально использовать
длину всего смычка, его частей и отрезков. Речь идёт о том, что главной
задачей
в
работе
над
legato
является
выбор
наиболее
целесообразного
варианта распределения смычка в тесном единстве с фразировкой. Прежде
всего, нужно сформировать представление о том, что исполнить на скрипке
музыкальную
фразу
legato
означает
не
просто
сыграть
несколько
звуков
одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого
характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств,
исконно присущих певческому голосу.
В своей известной работе «Школа техники смычка» Л. Капе рекомендует
«в целях правильного распределения смычка условно разделить его длину на
столько
равных
частей,
сколько
соответствующих
единиц
длительности
(четвертей, восьмых, шестнадцатых и т. д.) приходится на каждое отдельное
движение смычка в штрихе легато. Эта задача наиболее просто разрешается в
тех случаях, когда строение мелодии, а также лиги, указанное композитором,
дают возможность равномерного распределения».
Правильное регулирование скорости движения смычка в произведении
Дж. Перголези Ария, поможет избежать в распределение смычка различных
недостатков, а именно, «выпячивание» затактовых нот, вялое, замедленное
движение смычка в начале штриха, укорачивание последней ноты под лигой
и т.д.,
что зачастую может привести к ухудшению качества звука.
В то же время, выверенное, четкое и оправданное распределение смычка
поможет
ученику
управлять
звуком
скрипки,
а
также
достичь
певучего,
аккуратного и красивого звука.
В заключение можно отметить, что искусство распределения смычка
является важнейшим приемом игры на скрипке, который позволяет решить
множество задач, стоящих перед исполнителем.
Литература:
1.Баринская
А.И.
Начальное
обучение
скрипача
(Библиотека
музыканта-
педагога). М: Музыка, 2007
2.Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке. С.-Пб., 2009
3.Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники
юного скрипача//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980
4.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М.: Музыка, 2000.72 с.
5.Флет
К.
«Искусство
скрипичной
игры»
М.:
Музыка,
1964.
—
274
с.