Напоминание

Распределение смычка в произведении кантиленного характера

Автор: Гармышева Олеся Геннадьевна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств г. Невельска"
Населённый пункт: г.Невельск, Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: Распределение смычка в произведении кантиленного характера







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Распределение смычка в произведении кантиленного характера

Гармышева О.Г.,

директор ДШИ, преподаватель по классу скрипки

Для того чтобы начать разговор о распределении смычка, обратимся к

истории современного смычка. Как мы уже знаем, раннее смычок был похож

на охотничий лук. В XVIII веке окончательно усовершенствовал смычок

немецкий мастер, который сам не был скрипачом,

Турт-младший (1747-

1835). Так как история смычка тесно связана с историей развития игры на

скрипке, то немаловажную роль в процессе формирования современного

смычка

сыграли

и

скрипачи

-

виртуозы,

которые

направляли

творчество

смычкового мастера в нужное русло.

Современный смычок представляет собой следующее:

- изгиб трости вовнутрь;

- распластывание волоса в виде ленты путем специальной пластинки,

которая задвигается в колодку, и серповидного кольца, прижимающего

волос к концу колодки;

- установление и стандартизация материала (фернамбуковое дерево);

- использование металлического винта для натягивания волоса;

- стандартизация длины и веса смычков;

- установление центра тяжести для скрипичного смычка на расстоянии

около 18 см от колодки.

Самыми замечательными и важнейшими нововведениями Турта можно

считать определение места центра тяжести (это важное качество смычков,

вероятно, было подсказано скрипачами) и изгиб трости вовнутрь. Этот изгиб

в обратную от натяжения волосом сторону компенсировал потерю упругости

трости при установлении нужного места центра тяжести утончением ее к

концу. Развитие виртуозной штриховой техники на смычковых инструментах

повлияло

и

на

стандартизацию

длины

трости

и

веса

смычка.

Отдавая

должное

тем

скрипачам,

которые

содействовали

формированию

современного смычка,

нельзя не оценить то мастерство, с которым Турт

претворял в жизнь их идеи и довел качество смычков до совершенства.

Общая длина скрипичного смычка (74-75 см), его вес (около 60 гр.) и

центр

тяжести

(18-19

см

от

колодки)

были

найдены

эмпирически.

Так

положение

центра

тяжести

устанавливалось

путем

плавного

утончения

верхней части смычка и утяжеления нижней за счет металлической навивки

на трость и металлических пластин и колец на колодке с винтом.

Изгибом трости вовнутрь Турт придал смычку два необходимых качества:

- с о х р а н и л

о д и н а ко в у ю

у п р у г о с т ь

п о

в с е й

е е

д л и н е ;

- повысил статическую устойчивость смычка на струне при игре.

Эти моменты позволяют контролировать нажим и скорость по всей длине

смычка.

Таким образом, выявив все положительные качества современного

смычка, мы можем ими воспользоваться для распределения смычка например

в

произведении

кантиленного

характера

при

исполнении

Арии

Дж.

Перголези.

Ария - (итал. aria) - законченный по построению эпизод (номер) в опере,

оперетте,

оратории

или

кантате,

исполняемый

певцом-солистом

в

сопровождении оркестра. Самостоятельная вокальная или инструментальная

пьеса. Для арии характерны напевность и широта мелодического дыхания.

Соответственно исполнять это произведение нужно связно, напевно, певуче.

Композитором дан темп и характер исполнения – Andante cantabile – Не

спеша

певуче,

espressivo-

выразительно.

Чтобы

добиться

связного,

непрерывного

и

выразительного

исполнения

нужно

правильно

и

целесообразно распределить смычок.

В нашем произведении присутствует несколько видов и комбинаций

штрихов - это

деташе и легато, а

так же использованы симметричные и

несимметричные штрихи. В зависимости от скорости движения смычка мы

выделим два типа распределения смычка: равномерное и неравномерное.

Равномерное распределение смычка это исполнение одинаковых

длительностей с одинаковой скоростью и равным

количеством смычка.

Равномерное распределение целого смычка – употребляется в тех случаях,

когда мелодия носит спокойный, повествовательный характер. Естественно,

что всякие ускорения или замедления ведения смычка в подобных случаях

могут вызвать разрыв единой линии мелодической линии, поэтому движение

исполняется ровно, без каких-либо динамических изменений. Равномерное

распределение смычка приведет к нудному и безынтересному исполнению,

поэтому в нашем случае мы будем пользоваться в основном неравномерным

распределением

смычка,

так

как

этого

требует

характер

произведения

и

динамический план.

Неравномерное распределение смычка применяется при исполнении

музыки

взволнованного

характера,

когда

восходящая

направленность

мелодии

к

опорным

звукам,

смысловым

акцентам

и

кульминациям

сопровождается

крещендо,

движение

смычка

сдержанно-экономичное

вначале,

к

концу

постепенно

ускоряется.

Когда

динамика

идет

на

спад

(диминуэндо), скорость смычка замедляется для филировки звука к концу

лиги.

Различная скорость проведения смычка по струнам во всех случаях

неразрывно связана с тем или иным давлением (нажимом) на струну, т.е. с

использованием и регулировкой веса руки со смычком, а также с инерцией ее

движения. Этот

вид

распределения

смычка

закономерен

не

только

в

кантилене, но и в исполнении виртуозных пассажей.

При распределении смычка в легато изменяются не только два фактора

звукоизвлечения

(скорость

и

давление),

но

и

третий

основной

фактор

игровая точка (место соприкосновения волоса со струной).

Важнейшее условие хорошего legato – умение рационально использовать

длину всего смычка, его частей и отрезков. Речь идёт о том, что главной

задачей

в

работе

над

legato

является

выбор

наиболее

целесообразного

варианта распределения смычка в тесном единстве с фразировкой. Прежде

всего, нужно сформировать представление о том, что исполнить на скрипке

музыкальную

фразу

legato

означает

не

просто

сыграть

несколько

звуков

одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого

характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств,

исконно присущих певческому голосу.

В своей известной работе «Школа техники смычка» Л. Капе рекомендует

«в целях правильного распределения смычка условно разделить его длину на

столько

равных

частей,

сколько

соответствующих

единиц

длительности

(четвертей, восьмых, шестнадцатых и т. д.) приходится на каждое отдельное

движение смычка в штрихе легато. Эта задача наиболее просто разрешается в

тех случаях, когда строение мелодии, а также лиги, указанное композитором,

дают возможность равномерного распределения».

Правильное регулирование скорости движения смычка в произведении

Дж. Перголези Ария, поможет избежать в распределение смычка различных

недостатков, а именно, «выпячивание» затактовых нот, вялое, замедленное

движение смычка в начале штриха, укорачивание последней ноты под лигой

и т.д.,

что зачастую может привести к ухудшению качества звука.

В то же время, выверенное, четкое и оправданное распределение смычка

поможет

ученику

управлять

звуком

скрипки,

а

также

достичь

певучего,

аккуратного и красивого звука.

В заключение можно отметить, что искусство распределения смычка

является важнейшим приемом игры на скрипке, который позволяет решить

множество задач, стоящих перед исполнителем.

Литература:

1.Баринская

А.И.

Начальное

обучение

скрипача

(Библиотека

музыканта-

педагога). М: Музыка, 2007

2.Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке. С.-Пб., 2009

3.Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники

юного скрипача//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980

4.Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М.: Музыка, 2000.72 с.

5.Флет

К.

«Искусство

скрипичной

игры»

М.:

Музыка,

1964.

274

с.