"Применение компьютерных технологий в процессе обучения в сельской музыкальной школе и вариативность его использования в других видах деятельности."

Автор: Хлебникова Алла Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: с.Курумоч Самарской области
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Применение компьютерных технологий в процессе обучения в сельской музыкальной школе и вариативность его использования в других видах деятельности."
Дата публикации: 20.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Применение компьютерных

технологий в процессе обучения в

сельской музыкальной школе и

вариативность его использования в

других видах деятельности.

Подготовила преподаватель Хлебникова А.В.


Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Сегодня даже в среде младших школьников проявляется своеобразная оценка качеств личности, предусматривающая повышенный статус ученика, владеющего элементами информационных технологий. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В образовательных учреждениях, где разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства. Широкое использование технических средств ( музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора), может быть применено, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий, концертов,
бесед и лекций. К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента требует от исполнителя владения более широким диапазоном навыков, чем игра на инструменте. Возможно применение синтезатора: при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, при разучивании различных песен, в том числе песен разных народов. Синтезатор может быть чрезвычайно полезен, так как обладает набором традиционных и этнических инструментов. Каждый педагог может по-своему применить синтезатор в своей работе, сообразуясь с насущными учебными задачами. Например, на уроке возможно использование синтезатора для исполнения мелодий классических произведений в современной обработке, для проверки узнавания этих мелодий на слух учащимися, что делает такую форму работы гораздо более живой и увлекательной для детей. Имея в арсенале ДШИ № 3 с. Курумоч синтезатор Casio WK-3800 появилась возможность и работы на нем, и обучение учащихся. Но для этой цели нужно было в первую очередь овладеть навыками игры, ознакомиться с устройством, возможностями синтезатора, пройти курсы, что и было существенно: в 2008г -Областной семинар по современному исполнительскому искусству игры на синтезаторе в рамках областного конкурса исполнительского мастерства инструментальных, вокальных коллективов и солистов «Музыкальная мозаика»; 2009г – курсы «Инновационные технологии в музыкальном образовании детей (синтезатор и компьютер в учебном процессе)». Конечно, этого казалось маловато для профессионального овладения инструментом. Требовались более глубокие знания и, конечно же, совершенствование приобретенных первоначальных навыков. Пришлось взяться за изучение соответствующей литературы.
В первую очередь познакомиться и историей создания таких инструментов и хочется представить Вам небольшую информацию. Электромузыкальные инструменты имеют противоречивую репутацию. С одной стороны, без них сегодня невозможно представить себе популярную музыку, поэтому для очень многих людей и особенно молодежи их тембры являются своего рода эстетическим эталоном музыкального звучания. С другой стороны, эта же ассоциация электромузыкальных инструментов и популярной музыки зачастую становится причиной предубеждения против них музыкантов-профессионалов и любителей, ориентированных на академические музыкальные жанры. Но действительно ли электромузыкальные инструменты фатально связаны с каким-то одним музыкальным направлением? В чем причина столь бурного распространения этих инструментов, и какова перспектива их воздействия на музыкальную жизнь общества? Чем шире в звукообразовании использовалось электроника, тем более интересные и неожиданные перспективы открывались в звуковом материале. И если тембровый спектр электрифицированных инструментов оказывался значительно разнообразнее их акустических прототипов, то звуковой потенциал электронных инструментов поистине безграничен. «Скудная палитра примитивных шумов, которыми мы некогда пользовались в кино и на радио, обогатилась многими совершенно новыми и очень интересными возможностями – писал Д.Б. Кабалевский. – Сейчас можно пропеть «тембром ветра» или «тембром гудящих телеграфных проводов» двух-трехголосную хоровую песню, даже фугу, шум набегающих на берег морских волн может быть интонационно «уточнен» и включен в партитуру наряду с любым инструментом оркестра. Неслыханные ранее тембры уводят наше воображение в причудливые миры фантастики, в космическое пространство». В том, что электронные тембры заняли сегодня столь заметное место в музыке, немалая заслуга принадлежит композиторам-авангардистам, расширившим наши представления о ее звуковом материале. Здесь следует
назвать П. Шеффера, своим концертом по французскому радио в 1948-м году давшего начало конкретной (шумовой) музыке, Э. Вареза, создавшего первую композицию электронной музыки в 1947-м году, а также – К. Штокхаузена, П. Булеза, Я. Ксенакиса, Д. Кейджа, В. Усачевского, внесших заметный вклад в электронную музыку и способствовавших распространению электронных студий во всем мире. Нельзя не упомянуть здесь также и имена инженеров Р. Муга, Т. Оберхайма, Д. Чоунинга и Р. Курцвэя – создателей современных синтезаторов, тембры которых стали для нас столь привычными. В чем же состоят преимущества синтезатора в глазах многих музыкантов? Прежде всего, – это многотембровость. Не менее сотни (!) тембров даже в самой простой его современной модели способны ответить самым разнообразным запросам пользователя. Дополнительные эффекты: вибрато, портаменто, глиссандо, скользящая форманта, шумы и т.п. стимулируют фантазию музыканта в построении богатой насыщенной оригинальными звучаниями фактуры. Автоаккомпанемент, возможность использования которого предусматривает конструкция синтезатора, приближает его звучание к ансамблю или даже к оркестру, исполняющих музыку самых разных бытовых жанров и стилей, а ритмические сбивки, также заложенные в его памяти, оживляют это звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность. Секвенсер дает возможность исполнителю заранее записать свою композицию или отдельные ее фрагменты, например, трудные, эффектно звучащие места, и в результате он чувствует себя намного увереннее на сцене или в студии звукозаписи. Наконец, компьютер, с которым синтезатор коммутируется, позволяет озвучить любую самую сложную партитуру, отредактировать сочинение, достигая при этом идеального качества его звучания, и получить при наличии принтера нужное количество экземпляров его нотной распечатки. Таким образом, задачи музыканта здесь далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста и включают в себя помимо чисто
исполнительской функции еще функции инструментовщика (выбор тембра), аранжировщика (уточнение фактуры, выбор автоаккомпанемента и определение мест ритмических отыгрышей), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания и уточнение нотной записи музыки). Цифровые инструменты предъявляют к музыканту иные, бо лее универсальные требования по сравнению с требованиями, которые предъявляют традиционные механические или элект ронные аналоговые инструменты. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трех ролей — композитора, исполнителя или звукорежиссера, то, опираясь на цифровые инструменты, он объединяет в своем творчестве все эти виды деятельности. Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронных тембров лучше всего подходящие данному тексту и соответственно скорректировать их фактуру, т. е. создать проект аранжировки (элемент компози торской деятельности). Затем надо озвучить этот проект — ис полнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания (т. е. провести звукорежиссерскую работу). Иногда при этом необходимо внести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности (т. е. выступить в роли изготовителя виртуальных музыкальных инструментов). (Творчество музыканта, таким обра зом, становится не только более многогранным и увлекательным, но простым и продуктивным) Вместе с тем, управление всеми этими богатыми звуковыми возможностями оказывается гораздо проще и доступнее чем игра на традиционных музыкальных инструментах. Массу чисто технических проблем здесь берет на себя электроника, и, чтобы ярко озвучить музыкальную композицию, здесь совсем не обязательно обладать виртуозной беглостью пальцев и массой других узкопрофессиональных навыков,
необходимых пианисту или органисту. Широкий простор для творчества, открываемый синтезатором, и высокое качество звучания при относительно несложной технике игры на нем, делают этот инструмент особенно привлекательным для музыканта-любителя. А если к этому еще прибавить портативность синтезатора и его надежность в эксплуатации, то становится понятным, почему он приобретает все более массовое распространение. Совершенно очевидно, что синтезатор может быть эффективно использован в различных областях музыкального воспитания. Например, на школьном уроке музыки, где можно приблизиться к оригинальному звучанию, задуманному композитором – через различные виды клавишных, струнных, духовых и ударных инструментов разных эпох и народов. Благодаря этому, музыка приобретает большую силу художественного воздействия. Ученики знакомятся с неизвестными им ранее инструментальными звучаниями. Но самое главное – синтезатор дает детям возможность лучше понять логику музыкальной мысли, яснее почувствовать ее образ. Так, меняя тембр на стыках формы, мы обращаем внимание учеников на фазы развития музыкальной мысли. Экспонируя контрастирующие тембры в одновременном звучании, подчеркиваем слоистость музыкальной мысли, а, варьируя окраску мелодии, высвечиваем в ней различные образно-смысловые грани. «Вшитые» в память синтезатора многочисленные виды авто- аккомпанемента, а иногда и возможность их самостоятельно программировать позволяет учителю облагородить звучание «легких» жанров на музыкальных занятиях. Учащиеся, несомненно, получат удовольствие от исполнения песен под авто-аккомпанемент «ансамбля» или даже целого «оркестра» в руках учителя. Постепенно возможности синтезатора начинают осваивать и в музыкальных школах. Здесь представляется возможность для учащегося непосредственно приобщаться к творчеству, минуя многие этапы рутинной работы, обычно связанные с освоением какого-либо музыкального
инструмента. Если, скажем, качественное звучание скрипки достигается путем кропотливой, тяжелой работы, то определенный характер тембра заложен в память синтезатора уже фабрикой-изготовителем. Конечно, звучание серийно выпускаемой недорогой модели этого инструмента не столь богато в оттенках выражения музыкальной мысли как тембр традиционного инструмента высшего класса в руках мастера- исполнителя. Но это звучание, вместе с тем, намного привлекательнее чем, скажем, «кошачьи звуки», издаваемые тем же неумелым скрипачом, а электроакустическое усиление компенсирует физическую слабость учащегося, тем самым предоставляя ему возможность чувствовать себя полноценным музыкантом в любом самом большом концертном зале. 2. Итак, с историей мы познакомились. Следующий немаловажный аспект- создание аранжировок самой разнообразной музыки для синтезатора. Это вызывает не только творческие, но и своеобразные педагогические проблемы. Необычайное многообразие и постоянное обновление звукового материала электронных инструментов затрудняют точную фиксацию тембра в партитуре. Если допустить, исполнение какого-либо фрагмента тембром флейты, то у исполнителя на синтезаторе возникает вопрос: какой из нескольких имеющихся в каталоге тембров флейт надо взять и по каким параметрам редактировать. Часто в момент озвучивания партитуры электронный звуковой материал подсказывает и более интересные, нежели первоначально задумано, фактурные решения. 3. Эскизность изложения нотного текста может послужить отличным стимулом для творческих поисков учащегося. Преподаватель может предложить учащемуся самостоятельно подобрать тембры, автоаккомпанемент и ритмические сбивки, помочь выстроить баланс голосов, а, может быть, также подобрать гармонию, присочинить подголосок или даже – целую вариацию. Все это на практике оказывается вполне доступным учащимся, но конечно, зависит от его творческих способностей,
а задача преподавателя – объяснить учащимся - какие варианты решений предпочтительнее и главное - почему? 4. Широкие перспективы использования синтезатора в различных областях музыкального воспитания ставит педагогов перед необходимостью разработок соответствующих программ, методик, учебных пособий. Важно также предоставить учителям, желающим приобщиться к новым электронным и компьютерным средствам музыкального образования, возможность получить надлежащую подготовку. Словом, работы предстоит много. Задачи определены. А каковы цели? Что может дать синтезатор и компьютер музыкальному образованию?  Прежде всего, обращение к этим инструментам будет способствовать преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования, который детьми и подростками порой воспринимается как нечто допотопное и замкнутое в стенах школы. Используя на уроке наряду с традиционными инструментами новые – электронные, преподаватель перестает выглядеть в глазах многих учеников эдаким жрецом древнего Вавилона, проповедующим устаревшую шестидесятеричную систему исчисления. Престиж новой техники и «современных» звуков в глазах ребят может послужить отличным стимулом в развитии их интереса к музыкальным занятиям.  Исполнительство на музыкальном инструменте становится доступным гораздо более широкому кругу детей и подростков, так как техника игры на синтезаторе проще чем на фортепиано, и художественно полноценный звуковой результат достигается учеником быстрее и легче. Развитие детского исполнительства, в свою очередь, будет способствовать перенесению акцента на занятиях с разговоров о музыке на собственно творческую практику, что сделает процесс приобщения к музыкальному искусству более эффективным.
 Наконец, легкость в управлении тембром и фактурой на синтезаторе делает его в руках у учащихся своеобразным конструктором, где, изменяя один элемент музыкальной формы, они могут наблюдать, как при этом интонационно переосмысливаются другие элементы и художественный результат в целом. Учащиеся, на основе собственной творческой практики приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким. Вот в зале гаснет свет и возникает панорама сценической площадки. Не всегда представление начинается с появления действующих лиц. Часто в спектаклях до того как герои начинают диалог звучит песня или мелодия, которая словно увертюра, вводит в атмосферу предстоящего действия, настраивает зрителя эмоционально. … Издалека доносится мелодичный наигрыш и вдруг, мелодия набирает силу, как птица, взлетевшая, а поднебесье, она врывается точно ниспадает с горной кручи, и в тон ей, подхватывая, вторят голоса актеров. [1,44]. Применение возможностей синтезатора в других видах деятельности также допустимо. В частности, в нашей школе существует театральное отделение, где учащиеся готовят постановки, спектакли, литературно – музыкальные композиции. И вот здесь, как нигде ярко, можно раскрыть возможности этого инструмента - звуковые, тембровые, спецэффекты и т.д. А уж спектр возможности использования при такой работе вообще не ограничен – все будет зависеть от фантазии, творчества умений и навыков, и конечно, знаний в сфере музыкального искусства. Репертуар постановок широк: начиная с классики, произведений устного народного творчества и, конечно же, пьес современных авторов… Подбор соответствующего музыкального материала для «озвучивания» той или иной постановки, характерных ролей и образов, звуковое заполнение мизансцен, собственное сочинение – вот далеко не
весь перечень работы, которую приходится выполнять в данный момент. Но все это требует, во – первых, большего объема знаний в области музыки, и как показала практика, знание одной фортепианной литературы и репертуара пианистов совсем не достаточно, поэтому совместно с преподавателем музыкальной литературы долго и кропотливо выбираем фрагменты классических произведений, музыкальные темы, вычленяем, компонуем, слушаем, выбираем более яркое эффективное тембровое звучание, варианты автоаккомпанемента, включаем импровизационные элементы, спец.эффекты. Работа сложная, кропотливая, но когда найдены интересные варианты прежде всего чувствуешь удовлетворение от проделанной работы и желание еще более углубиться в проблему изучения возможностей этого инструмента. А мы делаем вывод: то новое, что отличает синтезатор от традиционных инструментов, открывает интересные перспективы в различных областях музыкального воспитания и требует серьезного педагогического осмысления. В учебном процессе важно стремиться использовать все преимущества, предоставляемые современным электронным инструментарием. Компьютерные технологии, расширяя его художественные возможности и упрощая технику игры, делают этот инструментарий чрезвычайно эффективным средством приобщения детей и подростков к музыкальному творчеству . Литература 1. Брудный Д.Л. Беседы о театре [текст] Л. Просвещение,1983.-44с. 2. Красильников И.М. [текст] М. Владос, 2007.-5с. 3. Концева Т.А. Программы дополнительного художественного образования детей [текст] М. Просвещение, 2007.-56с.