Напоминание

"Организация проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения во втором классе"

Автор: Максимова Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 235 им. Д.Д.Шостаковича
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация проектной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения во втором классе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

По теме: «Организация проектной деятельности младших школьников

на уроках литературного чтения во втором классе»

Выполнила:

слушатель

курсов

повышения квалификации

Максимова Анна Владимировна

Санкт-Петербург 2018

2

Проектная деятельность не является новой в педагогической практике, но

всё же её относят к педагогическим технологиям XXI века, потому как с её

помощью предусматривается развитие умения детей адаптироваться в нашем

современном, стремительно изменяющемся и развивающемся мире.

В ФГОС уделяется большое внимание проектной деятельности, которая

способствует развитию критического мышления, общеучебных и

познавательных навыков учащихся, формированию их интеллектуального,

творческого и личностного потенциала. С помощью проектных методов

обучения у детей формируются способности самостоятельно мыслить,

добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения

и планировать свои действия.

Разработаны специальные организационно – управленческие действия

для педагогов, которые используют проектный метод обучения в своей

деятельности:

1. Учет возрастных особенностей младшего школьника,

использование теории деятельности.

2. Ритмичность и цикличность (фазы) образовательного процесса

(годовой цикл-проектирование совместной и индивидуальной деятельности).

3. Использование дополнительных средств вовлечения детей в

содержание через проектирование и решение проектных задач.

4. Моделирование проектных задач, позволяющее организовывать

разновозрастное общение и групповое взаимодействие

1

.

На сегодняшний день имеются общие рекомендации для педагогов,

работающих с проектным методом обучения:

• Стараться подходить ко всему творчески, бороться со всяческими

стереотипными

банальными

решениями:

меньше

наставлений

и

1

Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –М.: Просвещение – 2010.

3

инструкций больше помощи детям

в самореализации. (выбор темы

проекта, оформление)

• Ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только

на результат, то есть развивать у детей способности к самостоятельным

поискам и анализу информации, учить детей прослеживать дальние

связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки, а также выявлять

связи между предметами, событиями и явлениями, классифицировать

получаемую ими информацию.

• Стремиться открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные

наклонности и способности, не забывая о воспитании школьника.

• Не торопиться с вынесением оценочных суждений и учить детей

поступать также: критика проекта ученика должна быть обдуманной, но

не превышать положительных отзывов о выполненном проекте, потому

что

дети

еще

не

обладают

определенными

базовыми

навыками

и

знаниями и нуждаются в поддержке и помощи учителя в освоении

нового.

Помнить

о

главном

педагогическом

результате

не

сдерживать

инициативы детей и не делать за ученика то, чему он может научиться

самостоятельно,

тем

более,

того

что

он,

работая

над

проектом,

в

состоянии сделать сам.

Помогать

детям

научиться

управлять

процессом

собственного

исследования

2

.

Из всего сказанного следует, что образовательный процесс должен быть

организован

таким

образом,

чтобы

ученик

проявил

интерес

к

содержанию школьной жизни, к содержанию школьной программы,

2

В.Ф.

Феоктистова

Исследовательская

и

проектная

деятельность

младших

школьников.

Рекомендации. Волгоград, 2011.

4

укрепил веру в свои силы настолько, что возникло желание изложить и

оформить понравившуюся ему тему самостоятельно, добавив что-то

свое к содержанию в учебнике.

Учеников

второго

класса

заинтересовала

тема

«хокку»

по

причине

краткости изложения, (всего на всего три строки) по структуре, то есть

название трехстишие не соответствовало классическому понятию детей

о

стихотворении

из-за

отсутствия

банальной

рифмы,

а

главное

содержание, которое всегда можно понять не сразу, а немного помолчав,

а иногда очень хорошо подумав. В итоге дети соображают, что любить

природу может только очень наблюдательный человек, который без

красок, карандашей, мольберта бумаги (атрибутов художника), нарисует

красоту яркую и не очень яркую, обыденную всего 17-ю словами не

хуже художника.

Результатом чтения и внимательного разбора трехстиший на уроках

литературного чтения стало предложение детей собрать хокку о цветах

и деревьях по временам года в Японии, а затем, когда записей оказалось

очень много, появилось желание оформить альбом с фотографиями. (см.

приложение).

Таким образом, до достижения окончательного результата – создания

альбома, дети прошли основные этапы создания проекта:

-сбор информации на определенную тему (поиски хокку о растениях);

-поиск изображений растений, описанных в хокку;

-контрольное списывание хокку;

-оформление страницы: составление композиции из тетрадного листка с

хокку и иллюстрации;

-классификация собранного материала по временам года;

5

-завершение

авторского

хокку

(третья

строка

придумывалась

или

сочинялась детьми).

Чтение и анализ хокку на уроках литературного чтения, а также сбор

материала для альбома и попытки самостоятельно завершить хокку,

написав свою третью строку, - это серьезная подготовка в качестве

исследовательской работы для последующих трех проектов, которые

можно охарактеризовать, как деятельность межпредметных связей на

уроках

по

окружающему

миру,

то

есть

отрабатывается

умение

приводить примеры интересных государственных праздников не только

своей страны, расширяется представление о значении природы в жизни

человека и с эстетической (любование природой) и с практической

стороны (изготовление предметов быта и средств питания).

Три

человека

из

класса

так

увлеклись

Японией,

что

выполнили

проекты

о

праздниках

Японии

и

о

национальном

музыкальном

инструменте кото. Эпиграфами к проектам были хокку, прочитанные на

уроке литературного чтения и посвященные тем растениям, которые

лежат в основе праздников или служат для изготовления музыкальных

инструментов:

-праздник девочек – цветение персика,

-праздник мальчиков – цветение ирисов,

-японский национальный музыкальный инструмент кото – павлония.

Таким образом, правильно организованная проектная деятельность в

начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство

уверенности в своих силах, расширяет их интересы, кругозор и практические

умения.

6

Список использованной литературы

1.

Литературное чтение: 2 кл. : Учеб. / Н. А. Чуракова – М. :

Академкнига /Учебник, 2012.

2.

Литературное чтение: Хрестоматия: 2 кл. / О.В. Малаховская ; под ред.

Н. А. Чураковой – 2-е изд.- М. : Академкнига /Учебник, 2012.

3.

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников.

Рекомендации. / В.Ф. Феоктистова– Волгоград/ изд. Учитель, 2011.

4.

Проектные задачи в начальной школе. /под ред. А.Б. Воронцовой. –М.:

Просвещение – 2010.

7

Приложение