Автор: Генец Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Базовой школы начального общего образования ГБПОУ ЛО "Гатчинский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского"
Населённый пункт: города Гатчина Ленинградской области
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Местоимение. Закрепление".
Конспект урока русского языка в 3 классе
УМК «Школа 2000-2100»
(III четверть)
Тема. Местоимение. Закрепление.
Цель.
Оборудование. Карточки с образцами соединений, карточки со словарными словами,
иллюстрация
с
изображением
царь-фонаря,
индивидуальные
листы
с
заданием,
карточки с местоимениями
Ход урока:
I.
Организационный момент (2 мин)
II.
«Минута каллиграфии».
А) Анализ каллиграфии учащихся (3 мин).
- Посмотрев ваши тетради, я отметила, что:
соблюдают правила каллиграфии следующие учащиеся (имена);
не выполняют задание (имена);
допускают ошибки (имена) – наклон; в написании нижнего соединения.
Б) Упражнение для отработки каллиграфии (5 мин).
-
Сегодня
тренируемся
в
написании
нижнего
соединения.
Рассмотрите
соединение
«
рл
».
Почему так важно это закругление? Место соединения р и л?
Запиши его три раза. Посмотрите на доску:
- Выбери нижнее соединение и напиши его.
- Какое выбрали? (
кл
)
- Назови свои соединения. Напиши три своих соединения.
- Молодцы, думаю, что мне не придётся больше обращать внимание на эти
ошибки.
III.
Словарная работа.
А) Повторение изученного (5 мин).
- Вспомним написание словарных слов.
ж__нщина м__тро кр___вать с__ница
м__ашина ст__кан л__мон к__нгуру
-
Выпишите только словарные слова и не забывайте о соединениях. Проверяем.
вн нс ор кл
- Какое слово не является словарным? (кенгуру)
- Определите род. (мужской род)
- Проверяем, как написали словарные слова. Поднимите руку, кто справился без
ошибок.
- Что общего у всех этих слов? (имена существительные)
- Докажите.
- На какие группы можно разделить данные слова?
Одушевленные и неодушевленные – назовите их.
2-х сложные и 3-х сложные – назовите их.
Мужского, женского и среднего рода – назовите.
- Подчеркните в записанных словах нижнее соединение.
Б) Знакомство с новым словарным словом (5 мин).
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом, а с каким вы узнаете,
отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь)
- Какие слова помогли вам отгадать загадку?
- Скажите слово так, чтобы почувствовать ударение.
- Скажите по слогам, как пишется.
- Какую безударную гласную нужно запомнить?
- Напишите это слово.
- Подберите однокоренные слова к слову фонарь. Запишем:
фонарный (столб или освещение)
фонарик (осветительный прибор)
фонарщик
(устар.
рабочий,
занимавшийся
уличными
фонарями
и
наблюдавший за их исправностью).
- Возьмите карандаш и выделите корень в этих словах.
- Какое еще задание можно предложить к слову «фонарь»? (звуко-буквенный
разбор)
- Вам известны «Царь-колокол» и «Царь-пушка», а есть еще царь-фонарь, который
находится во Владимиро-Суздальском музее –заповеднике. Фонарь этот высотой
фонарь
более двух метров, весом 160кг. Перед крестным ходом на Пасху его несли 8
человек. Рассмотрите иллюстрацию.
IV.
Работа по теме урока.
А) Постановка проблемы – понятие «Местоимение» (3 мин).
-
Возьмите
лист
с
заданием,
переверните
его.
Вместо
пропусков
запишите
подходящие слова.
- Какие слова вставили? (на доску вывешиваются карточки: ты, они, я, вы, он, мы)
- Как называются эти слова? (местоимение)
-
Что
такое
местоимение?
(это
слова,
которые
заменяют
в
речи
имена
существительные и другие части речи; самостоятельная часть речи; слова, которые не
называют людей, животных или предметы, а только указывают на них).
Б) Повторение – понятие «Личные местоимения» (2 мин).
- Какие местоимение пропущены? Как называются эти местоимения? (личные
местоимения)
- Почему их так называют?
- Назовите местоимения единственного числа 1, 2, 3 лица.
- Назовите местоимения множественного числа 1, 2, 3 лица.
- У каких местоимений можно определить род? Число?
В) Расширение знаний (2 мин).
-
Как
вы
думаете,
есть
ли
еще
местоимения,
кроме
тех,
с
которыми
мы
познакомились?
- Прочитайте:
Как названье дать словам:
Я, ты, мы, и нам, и вам,
Этот, тот,
Наш, ваш, мой, твой,
Их, его, её и свой –
Это без сомнения всё … (местоимения)
- Читаю местоимение, а вы определяете начальную форму и называете лицо и
число:
А _____________ что будешь рисовать?
Почему ______________ улетают?
________ нарисую ёлочку.
Кого ___________ ждёте?
Когда ___________ приедет?
Завтра _____________ пойдем на речку.
Нас (мы – 1л., мн.ч.), меня (я – 1л., ед.ч.), их (они – 3 л., мн.ч.), вам (вы – 2 л.,
мн.ч.), нам (мы – 1л., мн.ч.), ей (она – 3л., ед.ч.), его (он – 3л., ед.ч.), тобой (ты – 2 л.,
ед.ч.), о нём (он – 3л., ед.ч.), о них (они – 3л., мн.ч.).
Г) Закрепление (5 мин).
- Закрепим наши знания о местоимениях.
- Учебник стр. 60 упр. 299.
- Прочитайте текст про себя. Читаем вслух.
- Какая речевая ошибка допущена?
-
Отредактируйте
текст.
Что
для
этого
нужно
сделать?
(заменить
существительные, которые повторяются слишком часто на личные местоимения)
- Запишите исправленный текст.
Д) Морфологический разбор местоимения (3 мин).
- Выполните разбор местоимения по заданию, использую памятку на стр.60.
Е) Проверочная работа (5 мин).
-
Проверим
ваши
знания
по
теме
«Местоимение».
Открываем
тетради
для
проверочных работ стр. 28, выполняем №1,2,3.
V.
Домашнее задание.
- Стр.64 упр.5 – выполняете дома. Прочитайте задание. Объясните, что необходимо
выполнить?
VI.
Итог урока.
- Какую тему повторяли?
- Что показалось на уроке самым интересным?