"Школа юных краеведов"

Автор: Горячёва Марина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОБУ "Гостинопольская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: д.Вындин Остров, Ленинградская область
Наименование материала: Программа профильного эколого-краеведческого отряда
Тема: "Школа юных краеведов"
Дата публикации: 20.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МОБУ «Гостинопольская основная общеобразовательная школа» Программа профильного эколого-краеведческого отряда «Школа юных краеведов»
д.Вындин Остров

2015 г.


Пояснительная записка
Обоснование актуальности программы Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «Малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательной и воспитательной целью учреждения образования должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. «Экологическая культура», «экологическое мышление» — понятия, которые должны стать приоритетными ценностями для каждой личности. Для воспитания гармонически развитой, активной личности, любящей природу и способствующей её сохранению. Экологическое образование и воспитание заключается не только в передаче детям определенных знаний, но и в формировании у них умения и
желания активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду и собственное жилище. Данная программа призвана продемонстрировать одно из направлений деятельности, важное и актуальное на сегодняшний день. В основу программы легла идея коллективной работы. Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная деятельность отряда отвечает всем положениям и принципам основной деятельности. В основе программы лежат принципы: культуросообразности природосообразности, Доброго отношения, добрых дел, доброй мечты. Основополагающим принципом данной программы является принцип доброго отношения к окружающему миру и своему здоровью. Также важным элементом программы можно назвать коллективную творческую деятельность, так как она является основой для достижения поставленных целей. Основополагающей деятельностью профильного отряда является исследовательская деятельность на территории школьной экотропы, памятников природы округа. Группа занимается наблюдением за состоянием территории и выявлением очагов антропогенного воздействия. В течение смены участники группы работают с картами территории экотропы, на которой отмечают уровень загрязненности территории. Результаты работы группы не только позволяют выявить места наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на территории, но и составить план работы по решению данной проблемы. Задача группы также заключается в непосредственном изучении флоры и фауны на территории экотропы и близ памятников природы округа, в выявлении доминирующих видов растений, в составлении зарисовок видов и изучении видового разнообразия. Итогом работы этой группы является
выпуск гербария лекарственного видового разнообразия растений с кратким описанием каждого вида. Непосредственную связь с экологией осуществляет блок обучающих занятий, проводимых совместно с учителем общеобразовательной школы, который и является воспитателем в отряде. В ходе занятий участники программы получают необходимые знания для работы по программе. Программа обучения рассчитана на 10 занятий, которые объединяют в себе теоретическую часть программы и практическую деятельность в отряде. Методический блок программы Цель программы:  Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.  формирование и расширение экологических знаний. Задачи: 1 Развитие в детях гуманного отношения к окружающей среде (беседы, система отрядных дел, направленных на получение необходимых экологических знаний, обучающие занятия, огоньки). 2. Знакомство детей с флорой и фауной, экологической обстановкой данного региона (видеоматериалы, экскурсии, обучающие занятия, беседы). 3. Формирование благоприятного отношения личности к миру природы (система отрядных дел и обучающих занятий, огоньки, исследовательская деятельность, беседы). 4. Формировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни. 6. Практическое применение полученных знаний (итоговое отрядное дело, составление гербария биоразнообразия и карты экологической обстановки территории экотропы).
7. Мотивация детей на дальнейшую деятельность (итоговый сбор отряда, беседы, итоговый огонек). Предполагаемые результаты Участвуя в данной программе, дети смогут:  повысить уровень экологических и краеведческих знаний;  пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде,  научиться видеть уникальность и красоту окружающего мира, грамотно использовать природные ресурсы;  использовать полученные знания на практике. Принципы программы: 1. Принцип взаимодействия с природой. В течение всей смены ребёнок взаимодействует с окружающим миром. Работая в группах, участвуя в экскурсиях, занимаясь исследовательской деятельностью, каждый день на прогулках он научается видеть красоту природы. При взаимодействии с природой он осознанно становится ее частью и соотносит себя с ней. Принцип взаимодействия является одним из главных принципов данной программы. 2. Принцип межличностного взаимодействия. Для достижения высоких результатов необходимы благоприятные взаимоотношения в коллективе, которые позволят в полной мере использовать знания, умения и навыки. Поэтому данная программа построена с учетом принципа межличностного взаимодействия. - 3. Принцип коллективного творчества. Данный принцип используется для реализации полученных знаний, самоактуализации, достижения поставленных целей. Он позволяет включить в отрядную деятельность каждого ребёнка, создать для него рабочую ситуацию, показать значимость и необходимость его помощи для всего отряда. 4. Принцип отрядной помощи позволяет показать значимость отряда для каждого ребенка и заинтересованность отряда в каждом ребёнке.
Вышеперечисленные принципы помогают детям достичь поставленных целей, а педагогу представить программу как единое целое, помогают повышать активность каждого ребенка и коллектива в целом, творчески развивать каждого ребенка в коллективе, позволяют создать благоприятную межличностную атмосферу, в отряде — климат творчества и понимания. Для достижения цели в ходе реализации программы используются различные методы и средства. Например, метод формирования сознания, словесные методы (рассказ, объяснение, лекция), наглядный пример. Именно перечисленные методы помогают в большей степени реализовать эколого- краеведческое содержание программы. В данную программу можно вносить изменения и дополнения. Условия реализации программы В начале смены необходимо заинтересовать детей экологической и краеведческой деятельностью. Особая подготовка детей к участию в программе не требуется, они втягиваются в деятельность постепенно.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
1. Полное название программы Профильный отряд эколого – краеведческого направления «Школа юного краеведа». 2.Цель программы Организация летнего отдыха детей, вхождение учащихся в культурную среду региона. 3. Тип лагеря Пришкольный 4.Направление деятельности Эколого-краеведческое 5.Краткое содержание программы Экскурсии,познавательные мероприятия, работа над различными проектами, интеллектуальные игры, активный отдых и др. 6. Автор программы Горячёва М.М. 7. Руководитель программы Горячёва М.М. 8.Название проводящей организации МОБУ «Гостинопольская ООШ» 9. Адрес организации Д.Вындин Остров, Волховского муниципального района, Ленинградской области. 10. Телефон 37 - 824 11. Место проведения школа 12. География участников Обучающиеся 2 - 8 классов 13. Количество участников 15 14. Сроки проведения 08 июня -22 июня 2015г. 15. Количество смен 1 16.Кадры 2 17.Условия участия Добровольность 18. Условия размещения Каб.естествознания 29. История осуществления проекта 20. Официальный язык проекта русский
Тематический план
(в академических часах)
№ Содержание деятельности Форма проведения Часы Организационный период 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Игры на выявление творческих способностей Игры на сплочение коллектива Экскурсии по экотропе КТД «Фантастический зверь» КТД«Эко-реклама» КТД«Эко-сказки» Оргсбор отряда Сбор-планирование Индивидуальные беседы Игры на воздухе Игра Игра Прогулка Конкурс Конкурс Конкурс Деловая игра Ролевая игра Беседа Игра 2 1 2 2 2 2 1 1 1 1 Основной период (спецкурс) 14 15 16 17 18 «Введение в тематику» «Это уникально» «Вот мой край родной» «Растительный мир Ленинградской области» Экскурсия Беседа Круглый стол Экскурсия 1 1 2 2 Отрядная деятельность 20 21 22 Подготовка итогового отрядного дела Исследовательская деятельность Экскурсии по памятникам патриотической направленности района Конкурс Исследование Экскурсия 2 9 3 Итоговый период 27 Итоговый сбор отряда Круглый стол
28 Презентация гербария Творческий отчет Итого: 35
Содержание программы
Логику развития отряда можно проследить в соответствии с тремя основными этапами формирования и развития: организационным, основным и итоговым.

Организационный период
Цель: формирование и развитие у детей интереса к экологической и краеведческой деятельности. Задачи: 1. Первоначальное знакомство с тематикой отрядной программы. 2. Мотивация к экологической и краеведческой деятельности в течение смены. 3. Выявление интересов и творческих способностей, знаний у детей. 4. Создание условий видения собственной перспективы. Предполагаемый результат : заинтересованность детей эколого- краеведческой программой.
Основные дела оргпериода
КТД «Фантастический зверь» Отряд разбивается на несколько микрогрупп. Каждой группе необходимо придумать, изобразить и презентовать своего фантастического зверя. КТД «Эко-реклама» Отряд разбивается на 5 микрогрупп. Каждая группа готовит рекламу одного из предметов: полиэтиленового пакета, ржавого гвоздя, старой газеты, стеклянной бутылки, дырявых ботинок. КТД «Эко-сказки» Группы готовят сказку или ее фрагмент, используя экологическую тематику. Сказки: «Три поросенка», «Колобок», «Семеро козлят», «Красная шапочка». Сбор-планирование Направлен на знакомство детей с системой чередование творческих поручений (ЧТП) и выбор направления деятельности на смену, что позволяет увидеть перспективы в дальнейшем.
Огонек-посвящение «Я — часть природы!» Детям предлагается выбрать объект мира, которым бы они хотели быть, и с позиции этого объекта рассказать о себе: как жили? чего хотели от жизни? как бы хотели, чтобы к ним относились окружающие? Этот огонек может стать своеобразным диагностическим средством: можно увидеть, с чем дети ассоциируют себя, с каким животными, растениями и т. д. Исследование «Выявление экологического сознания» Позволяет определить первоначальный уровень экологического сознания у детей.
Основной период
Цель: формирование и расширение краеведческо-экологического сознания ребенка, гуманного отношения к окружающему миру. Задачи: 1. Демонстрация взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека. 2. Передача подросткам необходимых экологических знаний и формирование соответствующих умений. 3. Показ актуальности науки экологии в современных условиях. 4. Создание условий для применения экологических знаний на практике. 4. Составление отрядного дела на основе предложенных проектов. Главной в основном периоде является исследовательская деятельность в рамках ЧТП. Это позволяет детям применять полученные знания на практике и самоактуализироваться посредством работы в ЧТП. Итоговый период Цель: подведение итогов работы по направлению «человек-природа», мотивация на работу в дальнейшем. Задачи: 1. Реализация детьми полученных знаний во время участия в программе. 2. Поощрение и награждение за активную работу
3. Создание условий для понимания значимости проделанной работы и удовлетворенности ею. Основным делом этого периода является итоговый сбор отряда, на котором дети анализируют результаты своей работы и создают «дерево достижений». Каждый ребенок на листе пишет какое-либо значимое дело, которое он совершил в течение смены. Все листы крепятся к ветке «дерева достижений». Таким образом, визуально можно отметить результаты работы отряда и каждого ребенка за смену. Прикрепляя листочек, дети проговаривают вслух о своих достижениях. К этому времени готовится карта экологической обстановки территории экотропы МОБУ «Гостинопольская ООШ», небольшой гербарий по лекарственным растениям и исследовательские работы по экологии. Это и становится итогом исследовательской работы участников данной программы. Литература 1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Симонова Л. В. Экологическое образование в школе. - СП6., 1999.
2. Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993. 3. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995. 4. Методические материалы из опыта организации эколого-биологической деятельности учреждений дополнительного образования детей / Под ред. А. И. Осьмашина, Н. Я. Машарской. - СП6., 2000. 5. Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996. 6. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.

План работы профильного отряда «Школа юного краеведа».

8 июня
Знакомство с планом работы отряда. Творческая защита эмблемы, девиза отряда. Обзорная экскурсия по школьной экологической тропе
9 июня

10 июня

11 июня
Интеллектуальная игра. Трудовой десант.
15 июня
Спортивный день.
16июня
Хабаровск и города – побратимы. Взгляд в будущее.
18июня

19 июня
.
22июня
Хабаровск – город молодых: парковая зона Северного округа, знакомство с храмом Серафима Соровского.
.
РЕЖИМ ДНЯ
для летнего профильного отряда эколого – краеведческого направления «Школа юного краеведа» Утренняя линейка 9.00 – 9.15 Мероприятия по плану 9.50 – 12.30 Обед 12. 30 – 13.00 Мероприятия по плану 13. 00 – 14.25 Уход домой 14.25 -14.30

ПОЛОЖЕНИЕ
о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания эколого-краеведческого направления. 1. Общее положение. Пришкольный эколого-краеведческий профильный отряд является одной из форм организации летнего отдыха детей. Пришкольный отряд основан на базе МОБУ»Гостинопольская ООШ». Пребывание является стимулом для развития творческих способностей детей. 2. Организация и основа деятельности. Эколого-краеведческий отряд размещается в каб.Естествознания. Срок пребывания детей с 08 июня по 22 июля 2015 года. Пришкольный эколого-краеведческий отряд организован с учетом интересов детей. Основной целью экологоо-краеведческого отряда является создание условий для организации отдыха и оздоровления обучающихся, вовлечение в разнообразную творческую деятельность.
СМЕТА
расходов на питание на одного человека 1. Количество детей - 15 2. Количество дней - 10 3. Стоимость питания в день – 170руб. (родительская плата)