Напоминание

"Методические рекомендации по чтению с листа в классе фортепиано"

Автор: Хлебникова Алла Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ №3"
Населённый пункт: с.Курумоч Самарской области
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: "Методические рекомендации по чтению с листа в классе фортепиано"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методические рекомендации по чтению с листа В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО. Методические рекомендации по предмету «Чтение с листа» Навык игры чтения с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.
Данной проблемой занимались многие виднейшие педагоги-пианисты и музыканты - Л.А. Баренбойм, Т.Л. Беркман, Ф.Д. Брянская, Р.А. Лерман, Т.И. Смирнова, К.А. Г.И. Шахов и другие. Но проблема чтения нот с листа по- прежнему остается актуальной, несмотря на достаточную разработанность этой темы в музыкальной педагогике. В данной работе была использована методика интенсивного обучения основам чтения нот с листа Т.И.Смирновой. Успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, чем скорее предугадывает логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее он читает ноты с листа. Есть два предварительных условия свободной игры по нотам. Это – уверенное знание « языка нот», системы нотных обозначений и ускоренное восприятие нотной графики. Техника ускоренного чтения строится на том, что вы не высчитываете, на какой линеечке находится нота, не вглядываетесь в каждую ноту, а видите по принципу построения движения: гаммы, арпеджио, интервалы, аккорды и т.д. Благодаря тому, что воспринимаете не отдельную ноту, а общий рисунок, вы можете видеть на целый такт вперед. Такая легкость чтения с листа приходит с годами. Нужно с первого урока учить ребенка видеть не отдельную ноту, а рисунок, составленный группой нот. Необходимо добиться прямой связи: вижу ноту - нажимаю на клавишу, не вспоминая, как называется эта нота. Научить графическому восприятию нотной записи помогут следующие задания. Движение по ступеням вверх и вниз
На уроке запишите несколько строчек на всех десяти линейках. Помогите, показывая карандашом, чтобы ребенок не потерял ноту или строчку. Затем переходите к несложным примерам из сборников с поступенным движением вверх или вниз. Убедившись, что ученик знает клавиатуру и легко играет ноты подряд, предложите ему проучить цепочки нот расположенных через ноту Дома ученик играет звукоряд без названия нот, только анализируя, куда движется мелодия. Объем домашнего задания должен быть большим, так как ставиться задача не заучить песенки, а научиться бегло читать с листа. Постепенно усложняйте задачу - играйте на двух строчках в скрипичном и басовом ключах. Теоретические знания, не используемые в практике очень быстро забываются, поэтому давайте их только тогда, когда без них нельзя обойтись.
После того как ребенок хорошо усвоил игру мелодических линий, усложните задачу. Предложите ему задание на двойные ноты. Каждый интервал имеет свой графический знак (терции пишутся только на соседних линейках, или в промежутках; кварты - через линейку или один промежуток и т.д.) Для начала предложите ребенку выбрать нижнюю или верхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением мелодии. Дайте ребенку сыграть, анализируя, какой голос стоит, какой движется, сходятся или расходятся голоса. Эти примеры можно играть в любом ключе. Далее можно приступать к чтению с листа аккордовой фактуры. Это упражнение даст свободу в чтении аккордов с листа. Здесь стоит задача – проследить, как меняется аккорд. Если рука маленькая, то играть надо
двумя руками. Воспитание умения воспринимать созвучия целостными нотными знаками должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх (а не наоборот). Навык чтения с листа должен быть заложен в структуре обучения, и направленное развитие его необходимо проводить с самых первых уроков – до того, как укоренится вредная привычка разбирать текст « по слогам». Знаки ритма и высоты изучаются отдельно. Первым осознается и усваивается ритмический элемент записи. Для закрепления зрительно- слуховых связей вводятся символы, ритмослоги доступные для понимания ребенка, близкие к миру детского словотворчества. Применение ритмослогов снимает необходимость в арифметическом исчислении, при котором понимание ритма остается только внешним. Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается при помощи упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи. Параллельно с развитием слуховых представлений воспитывается свободная двигательная ориентация рук на клавиатуре («слепой метод») и аппликатурная техника. Аппликатурные упражнения помогают вырабатывать быструю и точную реакцию пальцев на нотную картину, позволяют мгновенно, почти автоматически, выбирать удобный аппликатурный вариант. Серьезное внимание надо уделить артикуляционным, динамическим, агогическим и другим характеристикам текста. Полезно даже первые аппликатурные упражнения выполнять с различной артикуляцией в разных регистрах. Выполнение артикуляционных заданий помогает развить « чувство штриха», характера произведения и тем самым способствует отработке разнообразных приемов звукоизвлечения.
Особую роль в деле воспитания зрительно- слуховых и слухо - двигательных представлений на всем протяжении обучения следует придавать зрительному анализу нотного текста, предназначенного для чтения с листа, что создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-слуховых и слухо - двигательных представлений, поскольку ученик вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер еще до воспроизведения на инструменте. В процессе анализа необходимо приучать учащегося к определенной последовательности, начиная с наиболее общих моментов, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет общий характер и жанр. Анализ включает в себя: осмысливание размера, лада, тональность; определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур; фиксацию в музыкальном построениях ритмической, мелодической, гармонической повторности; выявление характерных особенностей мелодии- движении вверх или вниз по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада и др. Определение фразировки, примерной динамики звучания; примерную аппликатуру. По мере приобретения учащимися знаний, умений и навыков в анализ следует включать определение формы произведения, выявлять гармоническую особенность и др. элементы музыкальной речи. Уже в старших классах музыкальной школы учеников следует приобщать к проведению анализа в двух планах: 1. Целостный анализ формы, ладотональности, жанровых особенностей, и другим средствам выразительности. 2. Анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмических групп и др. Приобщать учащихся к фиксации мелодии не отдельными звуками, а законченными построениями следует с первых же шагов обучения.
На следующем более высоком уровне находиться умение быстро анализировать и синтезировать музыкальный текст, определять его структурно- смысловую логику. Навык структурного зрительно- слухового восприятия текста одновременно по нескольким параметрам в большинстве случаев не возникает сам по себе, а требует направленного педагогического воздействия. Причем охват текста по горизонтали дается более естественно и легко (может быть с привычкой читать словесный текст). Поэтому целесообразно разделить проблему ускоренного охвата текста на два относительно самостоятельных вопроса: восприятие по горизонтали и восприятие по вертикали. Наиболее специфичным для чтения фортепианной музыки является навык быстрого охвата вертикали. Он приобретается при помощи специальной тренировки. Например: 1. Аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса. 2. Текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми аккордами, то есть « сжимается». При этом вырабатывается умение быстро определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие « развернутой вертикали». 3. Ученик записывает фортепианную пьесу гомофонного, полифонического или аккордового склада на 3-4 нотных станах и играет ее по « партитуре». Предпосылкой структурного восприятия горизонтали является умение быстро определять синтаксическое построение текста. Для развития этого навыка можно использовать вспомогательные знаки: запятые, фразировочные лиги, цезуру в виде одинарной или двойной черты. Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия текста по крупным смысловым членениям, укажем на так называемое «фотографирование».
Оно заключается в следующем: ученику на несколько секунд показывают текст и тут же закрывают листом бумаги определенный отрывок текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить. Мысленно представить в звучании, а затем исполнить. В момент исполнения уже запоминается следующий фрагмент и так до конца пьесы. В процессе этого упражнения (вначале оно исполняется с небольшими остановками) постепенно увеличивается скорость восприятия и объем запоминаемых фрагментов. Рассмотренные элементы навыка: владение системой нотной записи, техника ускоренного чтения, быстрота и точность моторной реакции, структурно-осмысленное восприятие текста - играют значительную роль в умении читать с листа. Однако есть такое умение, которое просто необходимо для игры с листа. Имеется в виду способность предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать, предчувствовать его ближайшие элементы. В свою очередь это умение зависит от двух взаимосвязанных факторов. Первый относиться к объекту чтения и характеризует меру сложности текста. Второй фактор относится к субъекту и связаны с «начитанностью» музыканта, то есть с его музыкально- исполнительским опытом. Чтобы развить у ученика способность заранее представлять возможное изложение текста, необходимо помочь ему последовательно освоить ему закономерности фортепианной музыки. Охватывающие различные стилевые направления. Владение стилем при чтение с листа имеет решающее значение. Возможно, использовать такое упражнение, как « Слушаем- играем». Его смысл заключается в том, что ребенок предварительно прослушивает в аудио записи либо фрагмент, либо все произведение, а затем пытается его воспроизвести по нотам. Как бы копируя. Естественно, что с первого раза ребенок не сможет воспроизвести точно лад, мелодику, ритм, фактуру, форму, жанровые особенности.
В первые годы обучения более целесообразно опираться на тип изложения , на фортепианную фактуру. Каждый тип изучается в различных стилевых вариантах, в разном ладовом, мелодическом, гармоническом и ритмическом наполнении. Фактура становиться своего рода ключом к освоению различных стилей: на элементарных фактурных моделях начинающий музыкант знакомиться с разными языковыми системами. Еще один элемент навыка, который связан с эмоционально- волевыми моментами процесса чтения с листа. Это - установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам, сдвигам в развитие текста. Идут ли они по линии метра, ритма, ладотонального развития, фактуры, регистра, динамики, артикуляции или по нескольким линиям одновременно. Здесь приобретают значение внимательность, воля, подвижность и сила нервных процессов исполнителя. Эффективность занятий во многом зависит от того, удается ли педагогу вызвать у учащегося « живой» интерес к игре по нотам. Результатом этих занятий должна явиться воспитанная потребность познавать новое, постоянное музицирование и желание знакомиться с музыкальной литературой.
Список литературы
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию [Текст] / Л.А.Баренбойм - М.: Советский композитор, 1973. - 270 с. 2. Беркман Т.Л. Методика обучения игре на фортепиано [Текст] / Т.Л. Беркман - М.: Просвещение, 1977. - 104 с. 3. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста [Текст] / Ф.Д. Брянская - М.: Музыка, 1971. - 56 с.
4. Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа [Текст] / Р.З. Верхолаз - М.: АПН РСФСР, 1960. - 45 с. 5. Камаева Т.Ю. Азартное сольфеджио [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М: ВЛАДОС, 2004. - 32 с. 6. Камаева Т.Ю. Чтение с листа на уроках фортепиано [Текст] / Т.Ю. Камаева, А.Ф. Камаев - М.: Классика XXI , 2006. - 95 с. 7. Лерман М.О. О некоторых задачах обучения будущего пианиста [Текст] / М.О. Лерман //Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971. - С.68-76. 8. С.Ляховицкая "Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов." Сб. : Вопросы методики преподавания в ДМШ. - М.-Л. : Музгиз, 1965 г. 9. Смирнова Т.И. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс [Текст] / Т.И. Смирнова - М.: ЦСДК, 1994. - 55 с. 10. Шахов Г.И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. [Текст] / Г.И. Шахов - М.: Музыка, 1996. - 189 с.