Автор: Конокпаева Людмила Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципально-образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Каракулинская школа-интернат".
Населённый пункт: с.Каракулино, Удмуртская Республика
Наименование материала: Проект
Тема: "Край мой - капелька России"
Проект
«Край мой – капелька России»
1. Актуальность проекта
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее
сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребёнка – это не просто учреждение, где он
получает набор определённых знаний по предметам, школа – это, то место, где ребёнок готовит
себя для взрослой жизни. В определённой степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью
будет определяться у него в будущем тем, как он прошёл процесс воспитания и социализации в
школе, какие знания сумел приобрести.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных
подходов к патриотическому и гражданскому воспитанию, реализация которых способствовала бы
созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим
поколением.
Проектный метод позволяет обучать детей, вовлекать в жизнь страны, развивать познавательный
интерес у школьников, воспитывать их в совместной деятельности и на положительном примере,
формировать их творческую инициативу.
Основная идея данного проекта:
- Создание необходимых условий для формирования гражданственности и патриотизма как
личностных качеств учащихся, будущих граждан демократического государства, способных в
любых обстоятельствах сохранять веру в великую Россию, глубокую привязанность к родному
краю и родной культуре.
- Осознание воспитанниками значимости развитого интеллекта для будущего личностного
самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России в сфере общего образования» перед школой поставлена следующая задача:
«Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать
способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире».
В условиях становления гражданского общества и правового государства, о котором
говорил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию
Российской Федерации 2008 года, воспитание ответственного гражданина является главной целью
образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия, и какое место наша
страна займет в будущем мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание
подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Только настоящие патриоты
своего Отечества смогут достойно нести звание россиянина и сделать все возможное «для
изменения качества жизни в России, для обеспечения лидерских позиций нашей страны в мире»
(Из Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию
Российской Федерации 2009 года).
2. Цель проекта.
Создание необходимых условий для воспитания подрастающего поколения в духе
патриотизма, любви к родному краю и малой родине, с чувством гордости за свою страну и
активной гражданской позицией.
3. Задачи проекта.
-проводить разъяснительную, поисковую, исследовательскую работу в рамках гражданско-
патриотического воспитания;
-способствовать становлению и укреплению у воспитанников духовного и нравственного
здоровья;
- вводить растущего человека в поле родной истории, культуры, в духовную атмосферу того
места, с которой начинается его судьба;
-выявлять, развивать и поддерживать одарённых детей;
4. Ожидаемые результаты.
-Формирование у обучающихся активной гражданской позиции гражданина РФ.
-Способствование правильному представлению поведения человека в обществе.
-Активизация участия обучающихся и педагогов в исследовательской и проектной
деятельности.
Обобщение и распространение передового опыта работы по гражданскому, патриотическому
воспитанию детей .
-Воспитание гражданственности, патриотизма; возрождение у молодого поколения моральных
ценностей;
-Формирование, сохранение и развитие чувства гордости за свою школу, район, Родину.
5.Ресурсное обеспечение.
1. Нормативно-правовое обеспечение:
- Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева к Федеральному Собранию
Российской Федерации 2008 года.
- Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева к Федеральному Собранию
Российской Федерации 2009 года.
- Комплексно-воспитательная программа «Я-Гражданин» 2011-2013 гг.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Информационное обеспечение.
- Публикации в газете «Прикамская правда».
- Публикации в сборниках стихов «Мир един для всех», «Светлые родники».
- Обеспечение обучающим доступа к информационным ресурсам музеев, библиотек для
подготовки материалов по гражданскому, патриотическому воспитанию.
-Общественное слушание и обсуждение творческих работ, материалов по теме.
3. Научно- методическое сопровождение.
- Исследования в сфере гражданского, патриотического воспитания и использование их
результатов в практической деятельности.
- разработка методических рекомендаций, программ по проблемам формирования и развития
личности гражданина, патриота России.
- разработка форм, методов и средств гражданского, патриотического воспитания обучающихся,
их развитие на основе применения новых инновационных технологий.
- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его
внедрения в практику работы с обучающимися.
Мероприятия по реализации основных направлений деятельности
№
п/п
Мероприятия
2011
2012
2013
Уровень
проведения
Ответственные
за выполнение
1
Изучение
теоретического
материала по
проблемам
патриотического и
гражданского
воспитания
включающих
определение критериев
и путей повышения
эффективности
нравственного
воспитания
подрастающего
поколения (доклады,
пед.советы, семинары):
Доклад:«Формирование
толерантных отношений в
+
ШМО восп-й
Заместитель
директора по
УВР, педагоги
Сычёва Т.В.
подростковом возрасте»
Доклад: «Создание
ситуации успеха в
развитии творческих
способностей учащихся»
Доклад:«Формирование
интереса к народному
творчеству у детей с
ограниченными
возможностями здоровья»
+
+
ШМО восп-й
ШМО восп-й
Рахматуллина
И.С.
Сычёва Т.В.
2
Проведение вечеров
встреч, устных
журналов с ветеранами
войны и труда,
творческими людьми и
коллективами
Каракулинского района:
Вечер – встреча с
поэтессой
Каракулинского р-на
Шадриной С.С.
Устный журнал.
«Прошлое, настоящее и
будущее Каракулинского
р-на»
Круглый стол. «В строю
едином»
Творческий вечер
народного ансамбля
«Фронтовых годов
голоса»
+
+
+
+
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Конокпаева Л.В.
Конокпаева Л.В.
Конокпаева Л.В.
Шутова Г.В.
Организатор.
муз.
руководитель.
3
Составление сценариев
тематических и
театрализованных
представлений:
Фестиваль
художественного -
творчества «Там, где я
родился, там, где я живу».
Районный детский и
молодёжный фестиваль
«Ты можешь».
Республиканский конкурс
детского творчества среди
+
+
+
РДК
с.Каракулино
РДК
С.Каракулино.
УР г.Ижевск.
Организатор,
муз.
руководитель
Организатор,
муз.
руководитель.
Организатор,
детских домов и школ-
интернатов «Звёзды
Детства».
Первый республикан-
ский конкурс «Я такой же,
как все»
Республиканский конкурс
детского литературно-
художественного
творчества детей-сирот и
детей, оставшихся без
попечения родите- лей.
«Светлые роднички»
+
+
УР г.Глазов.
УР г.Ижевск.
муз.
руководитель.
Конокпаева Л.В.
Шутова Г.В.
Конокпаева Л.В.
Мурина Л.В.
4
Участие в проектах,
олимпиадах,
мероприятиях
гражданско-
патриотической
направленности.
-Творческая конференция
обучающихся «Будущее
Родины в моих поступках
и делах»
+
+
+
Школа-
интернат
Заместитель
директора
5
Проведение
познавательно-
развлекательных
мероприятий:
экскурсий, викторин,
игр:
Наше село.
Край родниковый
Земля – наш общий дом.
+
+
+
Школа-
интернат
Ведерникова
Н.М.
Ведерникова
Н.М.
Ведерникова
Н.М.
6
Проведение конкурсов
рисунков, творческих
работ:
«Где родился, там и
пригодился»
«Лучший чтец»
«Проба пера»
«Письмо Деду Морозу»
Конкурс стихов об осени
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Воспитатели
Шутова Г.В.
Учителя
русского языка.
Мурина Л.В.
Учителя
Конкурс рисунков
«Краски осени»
Конкурс литературных
страниц для книги «Моя
любимая книга»
+
+
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Воспитатели
Учителя
русского языка
7
Проведение праздников
национальной
культуры:
Фольклорные праздники
«В семье единой»
«Широкая масленица»
«Ноябрь – полузимник»
+
+
+
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Конокпаева Л.В.
Тукманова Р.М.
Тукманова Р.М.
8
Проведение
общешкольных
праздников:
День рождения школы-
интерната
Календарные праздники:
1 сентября,
Новый год,23 февраля, 8
марта, День Победы.
Юбилей школы-интерната
+
+
+
+
+
+
+
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Организатор,
муз.
руководитель.
Организатор,
муз.
руководитель.
Администрация
школы-
интерната
9
Акция «Забота.
Милосердие. Память».
+
+
+
Школа
Организатор.
10
Проведение
тематических и
предметных недель и
месячников:
Неделя русского языка и
чтения.
Месячник «Я –
гражданин России».
Неделя гражданствен-
ности и патриотизма
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Школа-
интернат
Руководитель
ШМО
Ильина А.Р.
Ильина А.Р.
Данный проект определяет содержание и основные направления работы по гражданско-
патриотическому воспитанию в ОУ и направлен на воспитание патриотизма и формирования
гражданственности. В процессе его реализации используются игры, праздники, экскурсии,
творческие конкурсы, доклады, выступления, встречи с использованием электронных презентаций.
Он призван воспитывать любовь к малой родине, чувство гордости за свой край, школу, Родину.