Автор: Колчева Валентина Борисовна Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ Школа №978
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Подготовка учащихся к ЕГЭ в лабораториях ВУЗа"
»
Подготовка по естественнонаучным и техническим дисциплинам предполагает умение
выпускника технического ВУЗа умение владеть инженерным подходом к решению задач и иметь
высокий уровень :
Логического мышления
Пространственных представлений
Естественнонаучных знаний
Специальных знаний
Навыков самостоятельного применения знаний в новой незнакомой ситуации
Творческих способностей
Перечисленные компоненты инженерного подхода определенным образом оказывают
влияние на дидактику предмета в дополнительной подготовке по физике где особое значение
имеют задания развивающие у обучаемых модельные представления а также задания
связанные с измерением физических величин и представлением зависимостей физических
величин в виде таблиц диаграмм и графиков.
Включение в подготовку специальных видов заданий обусловлено не только их
представлением в вариантах ЕГЭ, но и их важностью для формирования у обучаемых
инженерного подхода к решению задач.
Очень важно выделить базовые знания для изучения физики и предметные практические
навыки, которые впоследствии послужат базой для усвоения специальных технических
дисциплин.
К базовым знаниям относятся аксиомы, постулаты и принципы, положенные в основу
физической или специальной теории. Через сравнение базовых знаний , формирующих
различные теории, можно подойти к пониманию различий изучаемых теорий и ряда
существенных аналогий, возникающих в процессе сравнения. Это очень важно, поскольку новое
знание возникает на пути поиска различий и аналогий.
Так как главной целью дополнительной подготовки к ЕГЭ по физике является формирование
инженерного подхода у выпускников школы , из методов обучения на первый план выходят
самостоятельная практическая и исследовательская деятельность в системе «школа-вуз».
Особая роль в самостоятельной работе отводится задачам, решение которых может быть
проведено различными методами. Решение практических задач в условиях лабораторий ВУЗов
связано с проблемой выбора наиболее оптимального пути и всегда содержит элементы
творчества. С другой стороны, творческое владение методами решения задач сродни
творческому использованию различных технологий в инженерной деятельности.
В целом самостоятельная работа как метод относится к практическим методам обучения, из
которых несомненную ценность имеет лабораторная работа. Во-первых, выполнение
лабораторной работы обязательно связано с формированием практических навыков , а , во-
вторых, может быть связано с формировапнием исследовательских навыков.
ДАЛЕЕ ВСТАВКА ИЗ ФО ТОГРОАФИЙ
Чтобы работа проводилась наиболее продук4тивно, группы учащихся формируются по уровню
подготовленности и интересам к науке и технике.
Практические работы на кафедре физики НИТУ МИСиС и других кафедрах, где учащиеся ГБОУ
СОШ № 978 и №1375 старшей ступени имеют возможность пролводить как лабораторные
работы, так и исследовательские работы в различных областях физики и техники. Доценты кафедр
совместно с учителем физики направляют и консультируют учащихся.
В результате такой подготовки рождаются новые проекты, расширяется творческое
пространство , растет творческий потенциал, происходит поэлементное решение главной
поставленной задачи – осуществляется подготовка к ЕГЭ, адаптация школьников к будущему
обучению в технических ВУЗах, в которые они обязательно поступят, так как подготовка состоялась
в формате непрерывного физического образования в системе «ШКОЛА-ВУЗ».
Колчева В.Б.