Автор: Нечаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ1
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Интерпретация художественного текста как творческий метод самореализации учащегося ДШИ"
Интерпретация художественного текста как творческий метод в
процессе самореализации учащегося ДШИ.
(из педагогического опыта)
Автор: Нечаева Татьяна Владимировна
Не вызывает сомнений, как важно сегодня воспитывать детей на
хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст
обогащают,
углубляют
друг
друга.
Как
помочь
ученику
ориентироваться в разнообразии
вокальной музыки, как развить
творческие
способности
учащегося,
воспитать
потребность
в
общении с искусством?
На сегодняшний день занятия хоровым
и вокальным
исполнительством становятся необходимой дисциплиной в учебно–
образовательном
процессе
ДШИ.
На
эти
занятия
ложится
особая
ответственность
-
воспитание
творческого
мышления
с
целью
самореализации личности учащегося.
Хорошее пение, как искусство, является результатом
продолжительной работы. Вокальное сочинение представляет собой
сложный синтез музыки и поэтического слова. Содержание поэзии
раскрывается в нем средствами музыки – в интонации. Автор данной
статьи
придерживается
точки
зрения
Б.В.Асафьева:
«Музыка
–
искусство
интонируемого
смысла»
(1)
и
В.В.Медушевского:
«За
интонацией спрятан живой человек» (4)
Учебно-воспитательный процесс направлен на переживание и
осмысление элементов художественного текста, а также вовлечение
творческого
потенциала
учащегося
с
помощью
интуиции,
воображения, художественного понимания, эмоциональной памяти.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности
содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая
зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости
на музыку, следует отметить, что не у всех детей эта способность
одинаково развита. Выразительность возникает только тогда, когда
ребенок
проявляет
свое
отношение
к
исполняемому,
вследствие
понимания того, о чем говорится в данном произведении.
Существует непосредственная взаимосвязь между обучением
учащегося
интерпретации
художественного
текста
и
развитием
1
интеллектуальных и эмоциональных качеств в процессе музыкально-
художественного воспитания.
Д.Б.Кабалевского: «Настоящее прочувствованное и продуманное
восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к
музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный
мир учащихся, их чувства и мысли»(2).
Смыслом музыкального исполнительства является творческая
художественная
интерпретация
музыкального
произведения,
проявляющаяся
в
озвучивании,
произнесении,
интонировании
музыкального
текста
для
слушателей
с
помощью
специфических
музыкально-выразительных
средств.
Полноценное
художественное
исполнение музыкального произведения отличается от грамотного
прочтения нот так же, как художественное исполнение стихотворения
от
простого
чтения
вслух.
Технически
разобрать
произведение,
выучить его на память и грамотно спеть могут многие, но создать
убедительную уникальную интерпретацию очень не просто.
М.И. Глинка высказал мысль, чрезвычайно важную для
понимания вокального искусства: «В музыке, особенно в вокальной,
ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно
произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации ноты в
голосе и переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то
серьезное выражение»(5,201 -225).
Поговорим об интерпретации как творческой деятельности
ученика,
целью
и
смыслом
которой
является
по зна ние
действительности
через
осмысленное
переживание
искусства.
Интерпретация соединяет мышление и переживание, интуитивное и
логическое и выступает в роли внутренней потребности ученика в
саморазвитии. Ученик проводит целенаправленный поиск смысла в
самом
тексте,
интерпретируя
его.
«Смысл
следует
не
вносить,
а
выносить» ( Э.Бетти).
Цель интерпретации - в понимании сути текста и обогащении
личного опыта учащегося. Результатом же становится новая ступень
его саморазвития.
Через осмысление художественного текста происходит познание
ребенком
мира
и
себя,
а
также
понимание,
расшифровка
и
нахождение смысла, художественного образа.
Какие конечные цели обучения интерпретации художественного
текста?
Прежде
всего
–
это
потребность
общения
с
искусством,
устойчивый
интерес
и
самостоятельность
в
этом
диалоге,
2
способность к интерпретации художественного текста, переживанию
художественного
образа,
способность
к
диалогу,
развитость
воображения, смелость, независимость оценок, объем знаний и навык
их использования. Это - аккустическая реализация художественного
текста,
выразительность
прочтения,
осмысленность
музыкальной
речи,
раскованность
в
овладении
техникой.
Это,
конечно
же,
раскрытие
творческих
способностей,
неординарности
мышления,
открытости, восприимчивости к новому, развитый интеллект. И, в
итоге,
высокий
уровень
духовно-нравственного
развития,
адекватность самооценки, самореализация личности.
Неоценимую роль в решении данной проблемы играет личность
преподавателя
и
его
методы
формирования
вокруг
ученика
творческой атмосферы, способствующей длительному творческому
общению с искусством. Артистическое начало выступает важнейшей
качественной
характеристикой
музыкально-исполнительской
деятельности
учителя
музыки.
Образные
сравнения,
открытость
педагога,
рассказы
о
волнующих
событиях
из
жизни
автора
или
истории создания произведения, использование метафор, сравнений,
красочность речи, заинтересованность, увлеченность – все это создает
атмосферу готовности к сопереживанию произведения искусства.
Следствием этой педагогической работы, конечно же, станет
отклик
учащегося:
погружение
в
образно-эмоциональный
строй
художественного
текста,
желание
обменяться
впечатлениями,
приведение
своих
примеров,
исторических
параллелей,
поиска
художественных
идей,
которые
позволят
учащимся
выступать
участниками дискуссии, сочетать интуицию и логику и эмоционально
сопереживать
данному
художественному
тексту.
Для
детей
очень
важен
не
пример
словесного
изложения,
а
факт
эмоционального
погружения и внимательного слушания.
Какие же рекомендуются методические приемы для воспитания
умения интерпретировать художественный текст?
выбор текста с учетом индивидуальности ученика,
иллюстрация возможных прочтений текста,
побуждение поиска своего варианта,
вовлечение в процесс выражения
учеником своего понимания
текста,
проведение аналогий с событиями его жизни,
создание целостного образа.
3
Особую
ценность
составляет
педагогический
показ
художественного текста, способный вдохновить ученика, передать
состояние артистического подъема.
Все пути интерпретаций и поиска средств выразительности, так
или иначе, должны привести к «возможно полному раскрытию и
донесению
до
слушателей
художественного
образа,
лежащего
в
основе музыкального произведения, передаче объективной основной
идеи произведения» (3).
Существенное внимание должно уделяться домашней работе
учащегося
с
художественным
текстом,
которая
стала
бы
своеобразным
камертоном
глубины
интереса
к
музыке,
уровнем
разв и ти я
сп о собн о стей
к
с амо стоя тельн ому
р е ш е н и ю
художественных задач, проявление волевых качеств. Рекомендуются
применение следующих методических приемов:
самостоятельное формулирование учащимся художественных
задач,
обсуждение заданий с последующим анализом задуманного
образа и его реального воплощения.
особое
внимание
обращается
на
оценку
учащимся
своей
работы.
Часто возникают сложности с развитием у учащегося
самовыражения,
как
изображение
смысла.
Развить
умение
детей
объяснять свое понимание помогают приемы:
внимание к исполнению ученика,
мысленное
моделирование
различных
исполнительских
ситуаций,
управление дозированием чувств,
копирование и создание воображаемых образов.
«Музыканту надо много знать, чтобы верно чувствовать», говорит
Е.Нестеренко(6)
Необходимо отметить, что очень многое зависит от внутренней
установки ребенка. Ориентация на более и менее чисто спетые ноты
или
еще
какие-то
технические
моменты
зачастую
подавляет
художественное,
задуманное
в
образе,
блокирует
возможность
самовыражения.
Мешать
могут
и
внешние
обстоятельства,
и
неуверенность
внутренней
установки,
и
недостаточный
опыт.
Установка
на
самовыражение
не
исключает
волнение,
но
способствует его превращению во вдохновение. Это позволяет не
только снизить издержки сценического волнения, но и способствовать
4
существенному расширению сферы чувств. В результате появляется
устойчивая потребность в подобной практике.
Интерпретация представляет собой опыт интенсивной
творческой
жизни.
Она
способствует
не
только
пониманию
и
раскрытию
поэтического
замысла
художественного
текста,
но
и
синтезирует общение внутреннего мира учащегося с текстом, а также
вовлекает
учащего ся
в
активное
о своение
м еха н и зм о в
художественной деятельности.
Исходя
из
вышесказанного,
отметим,
что
с
проблемой
художественной
интерпретации
связывается
воспитание
целого
комплекса профессионально-личностных качеств, в состав которого
входят: творческое художественно-образное мышление, музыкальная
эрудиция,
владение
комплексом
средств
исполнительской
выразительности и эстрадно - исполнительские качества.
Литература.
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс, кн.2, М.,2000.
2. Кабалевский Д.Б. Т.23.
3. Краснощёков В.И. Поэтический текст в хоровом пении. М., 1972.
4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
5. Назаренко И.К. Искусство пения. Хрестоматия. Изд.3-е. – М., Музыка, 1968.
6. Цыпин Г.М. Музыкально – исполнительское искусство: теория и практика.
СПб., Алтейя, 2001.
7.
Шаляпин
Ф.И.
Маска
и
душа.
Мои
сорок
лет
на
театрах.
–
Париж:
Современные
записки, 1932. – 357 с.
5