Напоминание

"Интерпретация художественного текста как творческий метод самореализации учащегося ДШИ"

Автор: Нечаева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ1
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Интерпретация художественного текста как творческий метод самореализации учащегося ДШИ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интерпретация художественного текста как творческий метод в

процессе самореализации учащегося ДШИ.

(из педагогического опыта)

Автор: Нечаева Татьяна Владимировна

Не вызывает сомнений, как важно сегодня воспитывать детей на

хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст

обогащают,

углубляют

друг

друга.

Как

помочь

ученику

ориентироваться в разнообразии

вокальной музыки, как развить

творческие

способности

учащегося,

воспитать

потребность

в

общении с искусством?

На сегодняшний день занятия хоровым

и вокальным

исполнительством становятся необходимой дисциплиной в учебно–

образовательном

процессе

ДШИ.

На

эти

занятия

ложится

особая

ответственность

-

воспитание

творческого

мышления

с

целью

самореализации личности учащегося.

Хорошее пение, как искусство, является результатом

продолжительной работы. Вокальное сочинение представляет собой

сложный синтез музыки и поэтического слова. Содержание поэзии

раскрывается в нем средствами музыки – в интонации. Автор данной

статьи

придерживается

точки

зрения

Б.В.Асафьева:

«Музыка

искусство

интонируемого

смысла»

(1)

и

В.В.Медушевского:

«За

интонацией спрятан живой человек» (4)

Учебно-воспитательный процесс направлен на переживание и

осмысление элементов художественного текста, а также вовлечение

творческого

потенциала

учащегося

с

помощью

интуиции,

воображения, художественного понимания, эмоциональной памяти.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности

содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая

зависимость выразительности пения от эмоциональной отзывчивости

на музыку, следует отметить, что не у всех детей эта способность

одинаково развита. Выразительность возникает только тогда, когда

ребенок

проявляет

свое

отношение

к

исполняемому,

вследствие

понимания того, о чем говорится в данном произведении.

Существует непосредственная взаимосвязь между обучением

учащегося

интерпретации

художественного

текста

и

развитием

1

интеллектуальных и эмоциональных качеств в процессе музыкально-

художественного воспитания.

Д.Б.Кабалевского: «Настоящее прочувствованное и продуманное

восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к

музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный

мир учащихся, их чувства и мысли»(2).

Смыслом музыкального исполнительства является творческая

художественная

интерпретация

музыкального

произведения,

проявляющаяся

в

озвучивании,

произнесении,

интонировании

музыкального

текста

для

слушателей

с

помощью

специфических

музыкально-выразительных

средств.

Полноценное

художественное

исполнение музыкального произведения отличается от грамотного

прочтения нот так же, как художественное исполнение стихотворения

от

простого

чтения

вслух.

Технически

разобрать

произведение,

выучить его на память и грамотно спеть могут многие, но создать

убедительную уникальную интерпретацию очень не просто.

М.И. Глинка высказал мысль, чрезвычайно важную для

понимания вокального искусства: «В музыке, особенно в вокальной,

ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно

произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации ноты в

голосе и переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то

серьезное выражение»(5,201 -225).

Поговорим об интерпретации как творческой деятельности

ученика,

целью

и

смыслом

которой

является

по зна ние

действительности

через

осмысленное

переживание

искусства.

Интерпретация соединяет мышление и переживание, интуитивное и

логическое и выступает в роли внутренней потребности ученика в

саморазвитии. Ученик проводит целенаправленный поиск смысла в

самом

тексте,

интерпретируя

его.

«Смысл

следует

не

вносить,

а

выносить» ( Э.Бетти).

Цель интерпретации - в понимании сути текста и обогащении

личного опыта учащегося. Результатом же становится новая ступень

его саморазвития.

Через осмысление художественного текста происходит познание

ребенком

мира

и

себя,

а

также

понимание,

расшифровка

и

нахождение смысла, художественного образа.

Какие конечные цели обучения интерпретации художественного

текста?

Прежде

всего

это

потребность

общения

с

искусством,

устойчивый

интерес

и

самостоятельность

в

этом

диалоге,

2

способность к интерпретации художественного текста, переживанию

художественного

образа,

способность

к

диалогу,

развитость

воображения, смелость, независимость оценок, объем знаний и навык

их использования. Это - аккустическая реализация художественного

текста,

выразительность

прочтения,

осмысленность

музыкальной

речи,

раскованность

в

овладении

техникой.

Это,

конечно

же,

раскрытие

творческих

способностей,

неординарности

мышления,

открытости, восприимчивости к новому, развитый интеллект. И, в

итоге,

высокий

уровень

духовно-нравственного

развития,

адекватность самооценки, самореализация личности.

Неоценимую роль в решении данной проблемы играет личность

преподавателя

и

его

методы

формирования

вокруг

ученика

творческой атмосферы, способствующей длительному творческому

общению с искусством. Артистическое начало выступает важнейшей

качественной

характеристикой

музыкально-исполнительской

деятельности

учителя

музыки.

Образные

сравнения,

открытость

педагога,

рассказы

о

волнующих

событиях

из

жизни

автора

или

истории создания произведения, использование метафор, сравнений,

красочность речи, заинтересованность, увлеченность – все это создает

атмосферу готовности к сопереживанию произведения искусства.

Следствием этой педагогической работы, конечно же, станет

отклик

учащегося:

погружение

в

образно-эмоциональный

строй

художественного

текста,

желание

обменяться

впечатлениями,

приведение

своих

примеров,

исторических

параллелей,

поиска

художественных

идей,

которые

позволят

учащимся

выступать

участниками дискуссии, сочетать интуицию и логику и эмоционально

сопереживать

данному

художественному

тексту.

Для

детей

очень

важен

не

пример

словесного

изложения,

а

факт

эмоционального

погружения и внимательного слушания.

Какие же рекомендуются методические приемы для воспитания

умения интерпретировать художественный текст?

выбор текста с учетом индивидуальности ученика,

иллюстрация возможных прочтений текста,

побуждение поиска своего варианта,

вовлечение в процесс выражения

учеником своего понимания

текста,

проведение аналогий с событиями его жизни,

создание целостного образа.

3

Особую

ценность

составляет

педагогический

показ

художественного текста, способный вдохновить ученика, передать

состояние артистического подъема.

Все пути интерпретаций и поиска средств выразительности, так

или иначе, должны привести к «возможно полному раскрытию и

донесению

до

слушателей

художественного

образа,

лежащего

в

основе музыкального произведения, передаче объективной основной

идеи произведения» (3).

Существенное внимание должно уделяться домашней работе

учащегося

с

художественным

текстом,

которая

стала

бы

своеобразным

камертоном

глубины

интереса

к

музыке,

уровнем

разв и ти я

сп о собн о стей

к

с амо стоя тельн ому

р е ш е н и ю

художественных задач, проявление волевых качеств. Рекомендуются

применение следующих методических приемов:

самостоятельное формулирование учащимся художественных

задач,

обсуждение заданий с последующим анализом задуманного

образа и его реального воплощения.

особое

внимание

обращается

на

оценку

учащимся

своей

работы.

Часто возникают сложности с развитием у учащегося

самовыражения,

как

изображение

смысла.

Развить

умение

детей

объяснять свое понимание помогают приемы:

внимание к исполнению ученика,

мысленное

моделирование

различных

исполнительских

ситуаций,

управление дозированием чувств,

копирование и создание воображаемых образов.

«Музыканту надо много знать, чтобы верно чувствовать», говорит

Е.Нестеренко(6)

Необходимо отметить, что очень многое зависит от внутренней

установки ребенка. Ориентация на более и менее чисто спетые ноты

или

еще

какие-то

технические

моменты

зачастую

подавляет

художественное,

задуманное

в

образе,

блокирует

возможность

самовыражения.

Мешать

могут

и

внешние

обстоятельства,

и

неуверенность

внутренней

установки,

и

недостаточный

опыт.

Установка

на

самовыражение

не

исключает

волнение,

но

способствует его превращению во вдохновение. Это позволяет не

только снизить издержки сценического волнения, но и способствовать

4

существенному расширению сферы чувств. В результате появляется

устойчивая потребность в подобной практике.

Интерпретация представляет собой опыт интенсивной

творческой

жизни.

Она

способствует

не

только

пониманию

и

раскрытию

поэтического

замысла

художественного

текста,

но

и

синтезирует общение внутреннего мира учащегося с текстом, а также

вовлекает

учащего ся

в

активное

о своение

м еха н и зм о в

художественной деятельности.

Исходя

из

вышесказанного,

отметим,

что

с

проблемой

художественной

интерпретации

связывается

воспитание

целого

комплекса профессионально-личностных качеств, в состав которого

входят: творческое художественно-образное мышление, музыкальная

эрудиция,

владение

комплексом

средств

исполнительской

выразительности и эстрадно - исполнительские качества.

Литература.

1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс, кн.2, М.,2000.

2. Кабалевский Д.Б. Т.23.

3. Краснощёков В.И. Поэтический текст в хоровом пении. М., 1972.

4. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

5. Назаренко И.К. Искусство пения. Хрестоматия. Изд.3-е. – М., Музыка, 1968.

6. Цыпин Г.М. Музыкально – исполнительское искусство: теория и практика.

СПб., Алтейя, 2001.

7.

Шаляпин

Ф.И.

Маска

и

душа.

Мои

сорок

лет

на

театрах.

Париж:

Современные

записки, 1932. – 357 с.

5