Напоминание

"Очерк жизни и творчества С.А.Есенина. Тема Родины в творчестве поэта"

Автор: Волкова Оксана Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е.Жуковского"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Очерк жизни и творчества С.А.Есенина. Тема Родины в творчестве поэта"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по теме: « Очерк жизни и творчества С.А.Есенина.

Тема Родины в творчестве поэта».

Цель урока:
ознакомление учащихся с биографией С.А.Есенина и особенностями его мировосприятия.
Задачи урока:
-
образовательные:
рассказать о непростой судьбе С.А.Есенина и формировании его творческого таланта; показать народность творчества поэта; -
развивающие:
способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения лирического произведения; развитию умения анализировать предложенное стихотворение; -
воспитательные:
способствовать формированию интереса к изучению творчества С.А.Есенина, воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся.
Оборудование урока:
портрет и фотографии поэта, сборники стихотворений, ноутбук и медиапроектор для демонстрации презентации, аудиозаписи с голосом поэта и романсом «Отговорила роща золотая».
Методические приемы проведения урока:
лекция учителя, выразительное чтение и анализ стихотворений, самостоятельная работа учащихся (исследование).
Ход урока:
Эпиграф к уроку (заранее записан на доске)
Чувство Родины – основное в моем

творчестве.
С.А.Есенин
1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

3. Объяснение материала по теме урока.

3.1. Вступительное слово учителя (создание эмоционального фона урока):
В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Синь берёз и синий рассвет. Что-то есть в нём и от весенней грусти, Юности и чистоты… Только скажут – «Сергей Есенин» Всей России встают черты…

3.1. Определение уровня знаний учащихся по данной теме.
Учитель: Сергей Есенин – один из самых известных русских поэтов начала 20 в. Его творчество давно входит в учебные программы, и некоторое представление о нем, тематике его стихотворений у вас уже есть. Давайте вспомним, что вы знаете о С.А.Есенине? (Ответы учащихся). Многие стихотворения поэта вы помните наизусть еще из начальной школы, поэтому, продолжите, пожалуйста, те из них, что я вам предложу: Белая береза мод моим окном (читаю сама) Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках снежною каймой (отвечают учащиеся). Распустились кисти белой бахромой. Закружилась листва золотая (читаю сама) В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая (отвечают учащиеся). С замираньем летит на звезду. Черемуха душистая с весною расцвела (читаю сама) И ветки золотистые, что кудри, завила. (отвечают учащиеся). Нивы сжаты, рощи голы, (читаю сама) От воды туман и сырость. Колесом за сини горы (отвечают учащиеся). Солнце тихое скатилось. Итак, задача нашего сегодняшнего урока – обобщить и углубить ваши сведения о Сергее Есенине как о человеке и как о поэте.
3.2. Сообщение заранее подготовленных учащихся о биографии поэта (с

демонстрацией презентации).

3.3. Аналитическая работа с текстами стихотворений:
- прослушивание аудиозаписи чтения стихов самим поэтом; - выразительное чтение стихотворений, которые были объявлены учащимся накануне занятия («Край любимый! Сердцу снятся..», « Гой ты, Русь, моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», « О верю, верю, счастье есть!» « Запели тесаные дроги…», «Я покинул родимы дом…»);
-анализ прочитанных текстов проводится по следующим вопросам: 1) Что объединяет эти стихотворения, написанные С.А.Есениным в разное время? (тема Родины). 2) Все согласны с этим? (Обращаем внимание на эпиграф урока). 3) Чувствуем ли мы в них авторское начало? В чем оно проявляется? (лирическим героем стихотворений является сам поэт, т.к. он часто использует местоимения «я», «мой», «меня» и т.д.). 4) Какие чувства испытывает поэт к Родине? (огромную любовь, которую даже ему, поэту, трудно высказать словами). Правильно, в своих стихах о Родине Есенин говорит не словами, а сердцем. Это и будет общей идеей данных стихотворений. 5) Какими настроениями прокинуты стихотворения? (Есенин передает различные настроения: грусть, тоска, когда он находится вдали от Родины или видит нищету и убогость родного края; радость – при долгожданной встречи с родными местами). 6) С чем связано понятие «Родина» в стихотворениях Есенина? (прежде всего с понятием «Природа», с описанием родной природы). И это неслучайно. Ведь изначально слова «Родина» и «Природа» были однокоренными. Именно так понимает их и Есенин. Давайте это докажем, проведя небольшое филологическое исследование. - самостоятельная работа учащихся по группам с целью изучения и анализа определенных проявлений понятий «Родина =природа» в прочитанных стихотворениях (по итогам работы заполняется таблица).
Родина= природа в поэзии С.А.Есенина
№ п/п Элементы описания Примеры из стихотворений 1. Цветовое изображение « в зеленях твоих…», « …только синь сосет глаза…», « на приволь зеленых лех…», «..плесень сизую…», «молитвенником красным…», « о Русь, малиновое поле…», «..голубую оставил Русь..», «..золотой лягушкой луна..», «..яблонный цвет..» 2. Звуковое изображение « в зеленях твоих стозвонных…», «…вызванивают ивы», «… с тихой тайной», «…звонно чахнут тополя», « …прозвенит смех», «…запели дроги», «…звенят родные степи», «…петь и звенеть пурге», «…нашептал ковыль». 3. Запахи «…гарь в небесном коромысле», «…пахнет яблоком и медом», «…от овсяного ветерка» 4. Явления природы «…скирды сена», «заря», «неуемный ветер», «дождь». Какой вывод мы можем сделать в результате проведенного исследования? Связаны ли Родина и природа в творчестве С.А.Есенина? (ответы учащихся). В тетради записываем следующее: Мировоззрение С.Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и Родина для поэта – это не просто однокоренные слова; это неразрывные понятия. Природные
явления в его поэзии часто «очеловечиваются», а потому в них так много олицетворений и сравнений их с жестами и поступками людей. И еще одна немаловажная особенность: стихи Есенина очень музыкальны, а потому многие композиторы обращались к его творчеству, и в результате такой работы появлялись потрясающие по своей глубине и эмоциональности романсы. Давайте прослушаем один из них (звучит романс «Отговорила роща золотая» в сопровождении видеоклипа).
3.4. Рефлексия.
Итак, сегодня на уроке мы говорили о жизни и творчестве одного из самых ярких русских поэтов начала 20 в. – С.А.Есенине. Можно по-разному относиться к его достоинствам и недостаткам,, но нельзя не признать одного- Есенин, несомненно, был по- настоящему талантлив. Он- народный поэт и национальная гордость. После всего, о чем мы сегодня говорили, стало ли его творчество интересно и близко лично вам?
4. Домашнее задание (по выбору):
- написать эссе по теме: «Какой я увидел Россию в творчестве поэта? - проиллюстрировать одно из стихотворений поэта.
Источники для подготовки к уроку:
1. Сборники стихотворений С.А.Есенина (любое издание). 2. Кулинич А.В. Сергей Есенин: жизнь и творчество.-М., 2000. 3. Сергей Александрович Есенин / Сост. С. С. Куняев. М.2013.