"Очерк жизни и творчества С.А.Есенина. Тема Родины в творчестве поэта"
Автор: Волкова Оксана Владимировна Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е.Жуковского"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Очерк жизни и творчества С.А.Есенина. Тема Родины в творчестве поэта"
Урок по теме: « Очерк жизни и творчества С.А.Есенина.
Тема Родины в творчестве поэта».
Цель урока: ознакомление учащихся с биографией С.А.Есенина и особенностями его
мировосприятия.
Задачи урока:
- образовательные: рассказать о непростой судьбе С.А.Есенина и формировании его
творческого таланта; показать народность творчества поэта;
- развивающие: способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного
чтения лирического произведения; развитию умения анализировать предложенное
стихотворение;
- воспитательные: способствовать формированию интереса к изучению творчества
С.А.Есенина, воспитанию духовно-нравственной культуры учащихся.
Оборудование урока: портрет и фотографии поэта, сборники стихотворений, ноутбук и
медиапроектор для демонстрации презентации, аудиозаписи с голосом поэта и романсом
«Отговорила роща золотая».
Методические приемы проведения урока: лекция учителя, выразительное чтение и анализ
стихотворений, самостоятельная работа учащихся (исследование).
Ход урока:
Эпиграф к уроку (заранее записан
на доске)
Чувство Родины – основное в моем
творчестве.
С.А.Есенин
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
3. Объяснение материала по теме урока.
3.1. Вступительное слово учителя (создание эмоционального фона урока):
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
3.1. Определение уровня знаний учащихся по данной теме.
Учитель: Сергей Есенин – один из самых известных русских поэтов начала 20 в. Его
творчество давно входит в учебные программы, и некоторое представление о нем, тематике
его стихотворений у вас уже есть. Давайте вспомним, что вы знаете о С.А.Есенине? (Ответы
учащихся). Многие стихотворения поэта вы помните наизусть еще из начальной школы,
поэтому, продолжите, пожалуйста, те из них, что я вам предложу:
Белая береза мод моим окном (читаю сама)
Принакрылась снегом, точно серебром
На пушистых ветках снежною каймой (отвечают учащиеся).
Распустились кисти белой бахромой.
Закружилась листва золотая
(читаю сама)
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
(отвечают учащиеся).
С замираньем летит на звезду.
Черемуха душистая с весною расцвела
(читаю сама)
И ветки золотистые, что кудри, завила. (отвечают учащиеся).
Нивы сжаты, рощи голы,
(читаю сама)
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
(отвечают учащиеся).
Солнце тихое скатилось.
Итак, задача нашего сегодняшнего урока – обобщить и углубить ваши сведения о
Сергее Есенине как о человеке и как о поэте.
3.2. Сообщение заранее подготовленных учащихся о биографии поэта (с
демонстрацией презентации).
3.3. Аналитическая работа с текстами стихотворений:
- прослушивание аудиозаписи чтения стихов самим поэтом;
- выразительное чтение стихотворений, которые были объявлены учащимся
накануне занятия («Край любимый! Сердцу снятся..», « Гой ты, Русь, моя родная…», «Край
ты мой заброшенный…», « О верю, верю, счастье есть!» « Запели тесаные дроги…», «Я
покинул родимы дом…»);
-анализ прочитанных текстов проводится по следующим вопросам:
1) Что объединяет эти стихотворения, написанные С.А.Есениным в разное время?
(тема Родины).
2) Все согласны с этим? (Обращаем внимание на эпиграф урока).
3) Чувствуем ли мы в них авторское начало? В чем оно проявляется? (лирическим
героем стихотворений является сам поэт, т.к. он часто использует местоимения «я», «мой»,
«меня» и т.д.).
4) Какие чувства испытывает поэт к Родине? (огромную любовь, которую даже ему,
поэту, трудно высказать словами). Правильно, в своих стихах о Родине Есенин говорит не
словами, а сердцем. Это и будет общей идеей данных стихотворений.
5) Какими настроениями прокинуты стихотворения? (Есенин передает различные
настроения: грусть, тоска, когда он находится вдали от Родины или видит нищету и убогость
родного края; радость – при долгожданной встречи с родными местами).
6) С чем связано понятие «Родина» в стихотворениях Есенина? (прежде всего с
понятием «Природа», с описанием родной природы). И это неслучайно. Ведь изначально
слова «Родина» и «Природа» были однокоренными. Именно так понимает их и Есенин.
Давайте это докажем, проведя небольшое филологическое исследование.
- самостоятельная работа учащихся по группам с целью изучения и анализа
определенных проявлений понятий «Родина =природа» в прочитанных стихотворениях (по
итогам работы заполняется таблица).
Родина= природа в поэзии С.А.Есенина
№
п/п
Элементы описания
Примеры из стихотворений
1.
Цветовое изображение
« в зеленях твоих…», « …только синь сосет
глаза…», « на приволь зеленых лех…», «..плесень
сизую…», «молитвенником красным…», « о Русь,
малиновое поле…», «..голубую оставил Русь..»,
«..золотой лягушкой луна..», «..яблонный цвет..»
2.
Звуковое изображение
« в зеленях твоих стозвонных…», «…вызванивают
ивы», «… с тихой тайной», «…звонно чахнут
тополя», « …прозвенит смех», «…запели дроги»,
«…звенят родные степи», «…петь и звенеть пурге»,
«…нашептал ковыль».
3.
Запахи
«…гарь в небесном коромысле», «…пахнет яблоком
и медом», «…от овсяного ветерка»
4.
Явления природы
«…скирды сена», «заря», «неуемный ветер»,
«дождь».
Какой вывод мы можем сделать в результате проведенного исследования? Связаны ли
Родина и природа в творчестве С.А.Есенина? (ответы учащихся). В тетради записываем
следующее:
Мировоззрение С.Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и
Родина для поэта – это не просто однокоренные слова; это неразрывные понятия. Природные
явления в его поэзии часто «очеловечиваются», а потому в них так много олицетворений и
сравнений их с жестами и поступками людей.
И еще одна немаловажная особенность: стихи Есенина очень музыкальны, а потому
многие композиторы обращались к его творчеству, и в результате такой работы появлялись
потрясающие по своей глубине и эмоциональности романсы. Давайте прослушаем один из
них (звучит романс «Отговорила роща золотая» в сопровождении видеоклипа).
3.4. Рефлексия.
Итак, сегодня на уроке мы говорили о жизни и творчестве одного из самых ярких
русских поэтов начала 20 в. – С.А.Есенине. Можно по-разному относиться к его
достоинствам и недостаткам,, но нельзя не признать одного- Есенин, несомненно, был по-
настоящему талантлив. Он- народный поэт и национальная гордость.
После всего, о чем мы сегодня говорили, стало ли его творчество интересно и близко
лично вам?
4. Домашнее задание (по выбору):
- написать эссе по теме: «Какой я увидел Россию в творчестве поэта?
- проиллюстрировать одно из стихотворений поэта.
Источники для подготовки к уроку:
1. Сборники стихотворений С.А.Есенина (любое издание).
2. Кулинич А.В. Сергей Есенин: жизнь и творчество.-М., 2000.
3. Сергей Александрович Есенин / Сост. С. С. Куняев. М.2013.