Автор: Филиппова Виктория Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 30 г. Кировска
Населённый пункт: Мурманская область н.п. Коашва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальное образование воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ № 30 Г. КИРОВСКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Музыкальное образование воспитанников
в условиях реализации ФГОС ДО»
музыкальный руководитель
Филиппова В.Б.
г. Кировск
2017 год
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального
развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-
эстетическое развитие».
Основные задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- развитие восприятия музыки;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие
вхождения ребенка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального
воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО
расширился. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления
детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное,
миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
По ФГОС нужно каждого ребенка увлечь, заинтересовать. Музыкальное
развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной
музыкальной деятельности.
Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в
себя музыкальные знания, умения и навыки (ЗУНы), музыкально-
эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом
направлении.
Что формируем?
Три компонента музыкально-эстетического сознания:
1.Эстетическая потребность:
- установка;
- интерес к музыке.
2.Эстетические эмоции:
- переживания;
- чувства.
3. Эстетическая оценка:
- музыкальный вкус.
Какие используются средства педагогического воздействия?
Формы музыкальной деятельности: восприятие (слушание) музыки,
творчество (выполнение творческих заданий), импровизация (оркестровка
музыкальных произведений), пение, музыкально-ритмические движения.
Все для развития эмоций – дети больше чувствуют эмоции во время
слушания музыки, чем взрослые.
Эстетические эмоции – это познавательная и эмоциональная сторона.
Определение музыкального восприятия включает в себя способность
переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном
произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие
музыки осуществляется уже тогда. Когда ребенок еще мал и не может
включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в
состоянии воспринимать другие виды искусства. Важно формировать у
дошкольников именно музыкальное восприятие. Для этого нужно
использовать все виды музыкального исполнительства.
Б.Теплов писал: «Важно понять, пережить эмоционально музыкальное
произведение и потом поразмыслить над ним».
Основными направлениями развития творческого потенциала у
дошкольников в процессе восприятия музыки является песенное творчество,
музыкально-игровое, танцевальное творчество, творчество детей в игре на
музыкальных инструментах.
Развитие и сформированность музыкального вкуса – это наслаждение
музыкой, ценный материал для ребенка. Ребенок способен сравнивать,
провести ассоциации («Баба Яга» П.И.Чайковского и «Баба Яга» А.Лядова).
Педагогу в своей работе нужно придерживаться приоритета культурных
ценностей в содержании образования. И только при условии применения
ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будут
сформированы социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений (целевые ориентиры).
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это
социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе
завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:
1.
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
музыкальной деятельности (самостоятельно берет дидактическую игру,
поет песню по ролям).
2.
Обладает установкой положительного отношения к миру («Надеюсь,
следующий раз у тебя все получится»).
3.
Обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах
музыкальной деятельности («Спой песню как поет зайчик, медведь;
весело – грустно»).
4.
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний
(использует больше прилагательных в своей речи для описания
музыки).
5.
Ребенок подвижен, вынослив (танцует танец до конца); владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими (может управлять эмоциями).
Какая взаимосвязь между понятиями: развитие – обучение –
воспитание (большой акцент делается на формирование умений и
навыков).
Прививая детей к музыке мы развиваем (происходит развитие
музыкальности) и воздействуем на личность дошкольника, обучаем
(формируем музыкальные умения и навыки), реализуя воспитательный
эффект музыкальных произведений.
Вариативность и разнообразие содержания образовательного процесса
(использование несколько вариантов для разных детей: кто-то
музыкальнее, активнее; это технологии Железновой, Картушиной).
Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего
времени нахождения ребенка в ДО.
Виды деятельности для дошкольников: форма игры, познавательная,
исследовательская, активная творческая деятельность.
Приоритеты игры, как ведущего вида деятельности: театрализованная
игра, музыкальная игра.
Условия: возрастная адекватность дошкольного образования (развитие
способностей, творческой инициативы, повышение роли семьи,
включение родителей в НОД, поддержка образовательных инициатив
семьи по музыкальному развитию (папа играет на гитаре, мама с ребенком
исполняет частушки о семье).
Организация художественно-эстетической РППС (развивающей
предметно-пространственной среды) как важнейшего условия успешной
реализации ФГОС.
Структура современного музыкального образования:
1 компонент: личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия; направлен на развитие и саморазвитие личности ребенка
(необходимо учитывать потребности самих детей и их родителей).
2 компонент: психолого-педагогическое сопровождение (учитывать этно-
культурную ситуацию детей: город-деревня).
3 компонент: содержание образовательного процесса по музыкальному
развитию (роль семьи, творческая инициатива: ребенок поет, танцует для
друзей – личностная оценка; проявляет инициативу и самостоятельность).
Накопление опыта восприятия высокохудожественных
музыкальных произведений.
Основные задачи:
- накопление и обогащение опыта восприятия доступных стилей и жанров
музыки;
-формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке;
- развитие музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на
музыку, чувства ритма, музыкально-слуховые представления, способность
к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.
Организационные формы.
1. Образовательные ситуации:
- проблемные,
- игровые,
- сюжетные,
- творческие.
Предметно-игровые образовательные ситуации (дидактические игры и
пособия);
Сюжетно-игровые образовательные ситуации (сюжетно-ролевые
музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная
деятельность, драматизация, музыкальная гостиная, творческая
мастерская).
2. Концерт, викторина, проект.
3.Ситуативные разговоры о музыке; сценарии активизирующего общения
в процессе восприятия музыки.
4.Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
Методы и приемы (по Г.А.Прасловой).
1.Метод создания композиций (слушание: играют на детских музыкальных
инструментах, танцевальные композиции).
2.Словесный.
3.Практический.
4.Метод создания художественного контекста (живопись и другие
жанры).
5.Метод переинтонирования (приемы:сравнения, контрастного
сопоставления- составление ассоциативных связей между первым и
последующим произведением).
Психолого-педагогические условия развития восприятия.
1.Подбор музыкального материала:
- художественная ценность;
- воспитательная направленность;
- доступность содержания музыкального репертуара.
2.Субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми дошкольного
возраста в процессе музыкальных занятий.
3.Организация единой музыкальной развивающей среды в ДО.
4.Использование в ДО форм и методов работы с детьми, соответствие
их возрастным и индивидуальным особенностям.
5.Поддержка инициативы и самостоятельности детей.
Результат.
- сформированный интерес к восприятию музыки;
- эмоциональная реакция на музыкальное произведение;
- знание жанровых особенностей;
- развиты музыкальные способности.