Напоминание

"Музыкальное образование воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

Автор: Филиппова Виктория Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 30 г. Кировска
Населённый пункт: Мурманская область н.п. Коашва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкальное образование воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ № 30 Г. КИРОВСКА

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Музыкальное образование воспитанников

в условиях реализации ФГОС ДО»

музыкальный руководитель

Филиппова В.Б.

г. Кировск

2017 год

В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи музыкального

развития детей реализуются в образовательной области «Художественно-

эстетическое развитие».

Основные задачи:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- развитие восприятия музыки;

- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие

вхождения ребенка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального

воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО

расширился. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления

детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное,

миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

По ФГОС нужно каждого ребенка увлечь, заинтересовать. Музыкальное

развитие – это результат формирования ребенка в процессе активной

музыкальной деятельности.

Содержание музыкального образования (воспитания и обучения) включает в

себя музыкальные знания, умения и навыки (ЗУНы), музыкально-

эстетическое сознание и опыт творческой деятельности ребенка в этом

направлении.

Что формируем?

Три компонента музыкально-эстетического сознания:

1.Эстетическая потребность:

- установка;

- интерес к музыке.

2.Эстетические эмоции:

- переживания;

- чувства.

3. Эстетическая оценка:

- музыкальный вкус.

Какие используются средства педагогического воздействия?

Формы музыкальной деятельности: восприятие (слушание) музыки,

творчество (выполнение творческих заданий), импровизация (оркестровка

музыкальных произведений), пение, музыкально-ритмические движения.

Все для развития эмоций – дети больше чувствуют эмоции во время

слушания музыки, чем взрослые.

Эстетические эмоции – это познавательная и эмоциональная сторона.

Определение музыкального восприятия включает в себя способность

переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном

произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие

музыки осуществляется уже тогда. Когда ребенок еще мал и не может

включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в

состоянии воспринимать другие виды искусства. Важно формировать у

дошкольников именно музыкальное восприятие. Для этого нужно

использовать все виды музыкального исполнительства.

Б.Теплов писал: «Важно понять, пережить эмоционально музыкальное

произведение и потом поразмыслить над ним».

Основными направлениями развития творческого потенциала у

дошкольников в процессе восприятия музыки является песенное творчество,

музыкально-игровое, танцевальное творчество, творчество детей в игре на

музыкальных инструментах.

Развитие и сформированность музыкального вкуса – это наслаждение

музыкой, ценный материал для ребенка. Ребенок способен сравнивать,

провести ассоциации («Баба Яга» П.И.Чайковского и «Баба Яга» А.Лядова).

Педагогу в своей работе нужно придерживаться приоритета культурных

ценностей в содержании образования. И только при условии применения

ценностного содержания в музыкальном образовании у воспитанников будут

сформированы социально-нормативные возрастные характеристики

возможных достижений (целевые ориентиры).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры – это

социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе

завершения дошкольного образования.

Целевые ориентиры в музыкальном развитии ребенка:

1.

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

музыкальной деятельности (самостоятельно берет дидактическую игру,

поет песню по ролям).

2.

Обладает установкой положительного отношения к миру («Надеюсь,

следующий раз у тебя все получится»).

3.

Обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах

музыкальной деятельности («Спой песню как поет зайчик, медведь;

весело – грустно»).

4.

Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний

(использует больше прилагательных в своей речи для описания

музыки).

5.

Ребенок подвижен, вынослив (танцует танец до конца); владеет

основными движениями, может контролировать свои движения и

управлять ими (может управлять эмоциями).

Какая взаимосвязь между понятиями: развитие – обучение –

воспитание (большой акцент делается на формирование умений и

навыков).

Прививая детей к музыке мы развиваем (происходит развитие

музыкальности) и воздействуем на личность дошкольника, обучаем

(формируем музыкальные умения и навыки), реализуя воспитательный

эффект музыкальных произведений.

Вариативность и разнообразие содержания образовательного процесса

(использование несколько вариантов для разных детей: кто-то

музыкальнее, активнее; это технологии Железновой, Картушиной).

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего

времени нахождения ребенка в ДО.

Виды деятельности для дошкольников: форма игры, познавательная,

исследовательская, активная творческая деятельность.

Приоритеты игры, как ведущего вида деятельности: театрализованная

игра, музыкальная игра.

Условия: возрастная адекватность дошкольного образования (развитие

способностей, творческой инициативы, повышение роли семьи,

включение родителей в НОД, поддержка образовательных инициатив

семьи по музыкальному развитию (папа играет на гитаре, мама с ребенком

исполняет частушки о семье).

Организация художественно-эстетической РППС (развивающей

предметно-пространственной среды) как важнейшего условия успешной

реализации ФГОС.

Структура современного музыкального образования:

1 компонент: личностно-развивающий и гуманистический характер

взаимодействия; направлен на развитие и саморазвитие личности ребенка

(необходимо учитывать потребности самих детей и их родителей).

2 компонент: психолого-педагогическое сопровождение (учитывать этно-

культурную ситуацию детей: город-деревня).

3 компонент: содержание образовательного процесса по музыкальному

развитию (роль семьи, творческая инициатива: ребенок поет, танцует для

друзей – личностная оценка; проявляет инициативу и самостоятельность).

Накопление опыта восприятия высокохудожественных

музыкальных произведений.

Основные задачи:

- накопление и обогащение опыта восприятия доступных стилей и жанров

музыки;

-формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке;

- развитие музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на

музыку, чувства ритма, музыкально-слуховые представления, способность

к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память.

Организационные формы.

1. Образовательные ситуации:

- проблемные,

- игровые,

- сюжетные,

- творческие.

Предметно-игровые образовательные ситуации (дидактические игры и

пособия);

Сюжетно-игровые образовательные ситуации (сюжетно-ролевые

музыкальные игры, коллективная и индивидуальная музыкальная

деятельность, драматизация, музыкальная гостиная, творческая

мастерская).

2. Концерт, викторина, проект.

3.Ситуативные разговоры о музыке; сценарии активизирующего общения

в процессе восприятия музыки.

4.Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Методы и приемы (по Г.А.Прасловой).

1.Метод создания композиций (слушание: играют на детских музыкальных

инструментах, танцевальные композиции).

2.Словесный.

3.Практический.

4.Метод создания художественного контекста (живопись и другие

жанры).

5.Метод переинтонирования (приемы:сравнения, контрастного

сопоставления- составление ассоциативных связей между первым и

последующим произведением).

Психолого-педагогические условия развития восприятия.

1.Подбор музыкального материала:

- художественная ценность;

- воспитательная направленность;

- доступность содержания музыкального репертуара.

2.Субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми дошкольного

возраста в процессе музыкальных занятий.

3.Организация единой музыкальной развивающей среды в ДО.

4.Использование в ДО форм и методов работы с детьми, соответствие

их возрастным и индивидуальным особенностям.

5.Поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Результат.

- сформированный интерес к восприятию музыки;

- эмоциональная реакция на музыкальное произведение;

- знание жанровых особенностей;

- развиты музыкальные способности.