Напоминание

"Ознакомление старших дошкольников с животными жарких стран на логоритмическом занятии с использованием ИКТ"

Авторы: Зинина Марина Владимировна, Тимофеева Анна Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с №6 "Сказка"
Населённый пункт: п.Приволжский Волжский муниципальный район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ознакомление старших дошкольников с животными жарких стран на логоритмическом занятии с использованием ИКТ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

комбинированного вида №6 «Сказка»

пгт. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ

Зинина М.В., Тимофеева А.В.

«Ознакомление старших дошкольников с

животными жарких стран на логоритмическом

занятии с использованием ИКТ»

Методическая разработка

2018г.

Аннотация.

В методической разработке представлен содержательный материал по использованию

логопедической ритмики с детьми старшего дошкольного возраста с применением ИКТ.

Пособие

адресовано

логопедам

и

воспитателям

дошкольных

образовательных

учреждений.

Составители: Зинина Марина Владимировна, учитель-логопед высшей категории,

Тимофеева Анна Владимировна, музыкальный руководитель.

Муниципальное

дошкольное

образовательное

учреждение

«Детский

с а д

комбинированного вида №6 «Сказка»

пгт. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ.

Содержание

I.

Введение.

II.

Логопедическая ритмика.

a.

Объект, предмет, цели и задачи логоритмики.

b.

Методы и приёмы обучения в логоритмике.

c.

Построение занятий. Виды упражнений.

III.

Конспект занятия по логоритмике.

IV.

Заключение.

V.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

Актуальность

Современное образование станет тогда продуктивным, когда в его содержании будут

заложены

потребности

современных

детей,

а

процесс

обучения

и

воспитания

будет

осуществляться с учетом их возможностей и особенностей. Для этого каждый педагог

должен

«идти

в

ногу

со

временем»:

разрабатывать

и

активно

использовать

в

своей

деятельности

инновационные

компьютерные

технологии

обучения

и

воспитания

при

переходе к ФГОС.

Речевые нарушения отрицательно влияют на мыслительную деятельность, затрудняют

коммуникацию, у детей возникает

боязнь насмешек. Исходя из этого, было принято

решение,

помимо

традиционных

логопедических

занятий,

в

учебный

план

ввести

логопедическую

ритмику

как

один

из

эффективных

методов

преодоления

речевых

нарушений.

«Логопедическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные

движения

сочетаются

с

произнесением

специального

речевого

материала».

Основа

логоритмики – речь, движение и музыка.

Логоритмические

занятия

проводятся

совместно

с

музыкальным

работником.

Длительность

НОД

(непосредственная

образовательная

деятельность)

проходит

в

соответствии с требованиями СанПиНа.

На логоритмических занятиях дети не только поют, но и слушают музыку, знакомятся с

характером музыки и учатся соотносить свои движения с её ритмом, темпом. Чтобы

достичь хороших результатов в коррекционной работе, нужно заинтересовать детей в

выполении задания, сделать его более увлекательным, и всё это в игровой форме. Поэтому

очень

удачно

в

занятия

вписалось

использование

информационно-коммуникативных

технологий (мультимедийные презентации с анимацией, видеосюжеты, компьютерные

игры).

Опыт

показал,

что

занятия

с

использованием

ИКТ

способны

удержать

даже

гиперактивных детей на месте.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий,

разработка

мультимедийных проектов, игровых занятий и внедрение их в практическую деятельность

педагога

позволяют

повысить

качество

организации

воспитательно-образовательного

процесса, сделать обучение познавательным.

Для

достижения

эффективности

необходима

поддержка

и

помощь

родителей

в

разучивании

чистоговорок,

стихов,

хороводов,

изготовлении

атрибутов,

выставок,

фотоколлажей, макетов, закрепления звукопроизношения.

Регулярные логоритмические занятия способствуют достижению хороших результатов в

коррекционной работе.

Логопедическая

ритмика

Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством

воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.

Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и

движения.

Взаимоотношение

указанных

компонентов

могут

быть

разнообразными,

с

преобладанием одного из них или связи между ними.

Объектом логопедической

ритмики

является

структура

речевого

дефекта,

неречевые

психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.

Предметом логопедиче ской

ритмики

являются

многообразные

н а ру ше н и я

психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития

и коррекции неречевых и речевых психических функций в конечном итоге адаптация

человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются, как оздоровительные, образовательные

(познавательные), воспитательные, коррекционные.

Осуществление

образовательных

задач

способствует

формированию

двигательных

навыков

и

умений,

пространственных

представлений

и

способности

произвольно

двигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости,

силы, относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости,

переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

Решение воспитательных задач содействует:

1)

развитию

чувства

ритма,

способности

ощущать

в

музыке,

движениях

и

речи

ритмическую выразительность;

2)

развитию

способности

восприятия

музыкальных

образов

и

умению

ритмично,

выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться,

проявлять художественно-творческие способности;

3) восприятию положительных личностных качеств, чувства коллективизма, обучению

правилам в различных видах деятельности и др.

Коррекционная

направленность

занятий

обусловлена

учетом

механизма

и

структуры

речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы.

Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его

двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов:

пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания,

памяти и т.д.

Методы и приемы обучения в логопедической ритмике.

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются

наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные

методы обеспечивают

яркость

чувственного

восприятия

и

двигательных

ощущений.

В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом

степени

освоения

двигательного

материала,

общего

развития

детей

и

взрослых,

их

физического состояния, возрастных и типологических особенностей. Так, при обучении

движению используются различные приемы.

а)

наглядно-зрительные показ

педагогом

образца

движения

или

его

отдельных

двигательных

элементов;

подражание

образцам

окружающей

жизни;

использование

зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильм,

фотография, телепередача, картины и т.п.)

б) тактильно-мышечные- включение в двигательную деятельность различных пособий.

Например, при ходьбе на пути ставят воротца-дуги (чтобы их перешагнуть, надо высоко

поднять ногу. Инструкция "не задеть воротца" связывается в сознании пациента с костно-

мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент

сам определяет неправильность своего движения).

в)наглядно-слуховые- звуковая

регуляция

движений.

Лучшей

слуховой

наглядностью

является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить

народные

прибаутки,

стихотворения

в

форме

2х-четверостиший,

звуки

бубна,

колокольчика и т.п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать

поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

Практические

методы обеспечивают

действенную

проверку

правильности

восприятия

движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются

игровые и соревновательные методы.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.

Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием,

структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх,

роли водящего; показывает кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли

судьи, капитана команды.

Особенности и основные звенья логопедической ритмики.

Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной

педагогики.

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как

одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей

с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей, как основы воспитания

перевоспитания речи и устранение речевых нарушений.

Во

всех

формах

организации

логоритмических

занятий

внимание

логопеда

и

музыкального

руководителя

направляется

на

всестороннее

развитие

ребенка,

на

его

перевоспитание, устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на

развитие или восстановление речи.

Развитие

движений

в

сочетании

со

словом

и

музыкой,

предст авляет

собой

ц е л о с т н ы й

воспитательно-коррекционный процесс.

Л о г о р и т м и ч е с к о е

в о с п и т а н и е

д е т е й

непосредственно

связано

с

нравст венны м

воспитанием,

формирование

моральных

норм,

развитием

волевых

качеств:

доброжелательности,

отзывчивости, целеустремленности.

В логоритмическом воспитании можно выделить 2

основных звена:

Воспитание

и

коррекция неречевых

процессов у

детей

с

речевой

патологией:

слухового

внимания,

слуховой

памяти,

оптико-

пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации

движений, чувство темпа и ритма в движении, воспитание личности, развитие речи

и коррекция речевых нарушений: вопитание темпа и ритма дыхания и речи, орального

праксиса, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии,

механизмов, симптоматики и методики устранения.

Рассмотрим содержание первого звена логопедической ритмики:

1. Развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти начинается с различения

отдельных

звуков

музыкальных

детских

инструментов,

музыкальных

игрушек

и

заканчивается последующим целостным осознанным восприятием высоты, звука ритма,

динамической насыщенности музыки.

2. Занятия по логопедической ритмике представляют широкие возможности для развития

оптико-пространственных

представлений

и

навыков,

зрительной

ориентировки

на

говорящего.

3. Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой

произвольной моторики и мимики лица.

4. Логопедической ритмикой воспитывают чувства темпа и ритма в движении.

Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция

речевых нарушений. Данное звено реализуется с помощью занятий в зависимости от

речевого нарушения и предполагает:

1. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания (особенно у заикающихся, людей с

тахилалией, спотыканием, с дизартрией).

2. Развитие орального праксиса (особенно у лиц с дислалией, ринолалией, дизартрией,

алалией, с заиканием).

3. Развитие просодии речи у заикающихся, детей с дизартрией, ринолалией, а так же у лиц

с нарушениями голоса осуществялется средствами логоритмики на основе воспитанных

темпа и ритма дыхания, голоса, артикуляторного аппарата, речевого слуха. Речь имеет

общие

с

музыкой

элементы:

мелодию,

темп,

ритм,

акцент

речи-

логопедические

ударения), паузауию.

4.

Логопедическая

ритмика

способствует

развитию

фонематического

восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для

совершенствования фонематических процессов.

Построение занятий. Виды упражнений.

Для

достижения

оптимальных

результатов

логоритмических

занятий,

целесообразно

строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки и проводить

по следующей схеме.

I. Ритмическая разминка

II. Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений:

а) упражнения для развития основных сторон внимания;

б) упражнения, регулирующие мышечный тонус;

в) упражнения для развития чувства темпа и ритма;

г) упражнения для развития координации движений; упражнения на координацию речи с

движением.

III. Слушание музыки (1 произведение).

IV. Пение (2-3 песни).

V. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

VI. Упражнения для развития речевых и мимических движений.

VII. Игра.

VIII. Заключительная ходьба под марш спокойного характера.

Опираясь на свежесть восприятия ребенка, в первой части занятия даются музыкально-

ритмические

упражнения,

которые

направлены

на

тренировку

внимания,

памяти,

ориентировки,

тормозных

реакций,

координации

движения.

Особое

место

занимают

упражнения, регулирующие мышечный тонус, которые пронизывают все разделы работы.

По мере нарастания утомления идет переход ко 2-й части занятия: слушанию музыки и

пению.

Слушание

музыки

целесообразно

проводить

в

середине

занятия,

чтобы

дать

возможность

ребенку

отдохнуть

и

подготовиться

к

игре.

После

слушания

музыки

начинают пение. Вслед за спокойным видом деятельности переходят к подвижной игре в

целях разрядки, а также закрепления выработанных навыков. Заключительная ходьба

нормализует дыхание, успокаивает детей, организует их для следующих занятий.

Логоритмическое занятие «Путешествие на остров».

Лексическая тема: «Животные жарких стран», старшая группа.

Цель: развитие речи, музыкальных способностей и коммуникативных навыков у детей.

1.

Образовательные

задачи:

активизировать

словарный

запас

по

теме

«Животные

жарких

стран»,

развивать

координацию

движений,

работать

над

развитием

способности

согласовывать

движения

с

музыкой,

развивать

творческое

воображение и подражательность.

2.

Развивающие задачи: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику,

развивать эмоционально-окрашенную выразительную речь, автоматизировать звук

К в чистоговорках, работать над развитием слухового внимания, Развивать чувство

ритма, коммуникативное поведение детей..

3.

Воспитательные

задачи:

воспитывать

уважение

детей

друг

к

другу,

любовь

к

природе, доброжелательное отношение к животным.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, здоровье.

Оборудование: экран, проектор, пальмы, жирафы, мягкие игрушки животных жарких

стран, бубен, музыкальное сопровождение (фонограммы).

Ход занятия.

1.Организация начала занятия.

Воспитатель (в группе) Ребята, сегодня давайте отправимся в путешествие, а вот куда

догадайтесь сами. Там очень жарко, много насекомых, бабочек, дует знойный, горячий

ветер. Очень хочется пить, а воды мало. Но вот представьте, мы зашли в джунгли, а там

высокие деревья, с которых свисают лианы. В зарослях раздаётся громкий рык льва, по

деревьям лазают обезьянки. А добраться туда можно только по воде или по воздуху.

(Африка, остров). Как вы думаете куда мы отправимся? На чём?

Вход

в

зал:

под

музыку

«Небо-небо-небо

высоко…» (движения:

шаг

с

высоким

подниманием колена, «плывём» то правой, то левой рукой, идём в круг «плывём» обоими

руками, махи руками назад).

Попевка:

«Добрый

день…»

2 .

О с н о в н а я

часть.

1

с л а й д .

Воспитатель:

Ребята,

посмотрите

мы

п р и п л ы л и

к

острову.

Посмотрите

какой он большой

и

к р а с и в ы й .

В ы х о д и т е

н а

берег,

будем

с

вами

загорать

у

моря

и

играть

с

песком.

Упражнение на координацию речи и движения «У моря»

К берегу бежит волна (Дети делают волны одной рукой)

Вслед за ней ещё одна (То же другой рукой)

Эта – выше (Поднимают руки)

Эта - ниже  (Опускают руки на уровень груди)

Эта – вовсе не видна. (Касаются ладонями пола)

А на берегу морском (Пересыпают песок из одной руки в другую)

Будем мы играть с песком

Будет башня из песка (По-очереди ставя один кулак на другой)

Как до неба высока. (Встают на носочки и поднимают руки).

Воспитатель: А теперь сделайте круг пошире, будем танцевать.

Танец «Небо высоко, море глубоко»

2 слайд. Упражнение на координацию речи и движения «Обезьяны»

Логопед: тут на деревьях появились животные. Отгадайте кто это?

В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них….(обезьяны).

Да, это обезьяны, которые очень любят шалить. Давайте покажем обезьянам, как мы

плыли на корабле. Во время путешествия к острову дул слабый ветер (Ф-ф-ф…) и

порывистый ветер (П-п-п-…).

Давайте вспомним про обезьянок игру.

Мы, ребята, — обезьяны,

(Делают

полуприседания,

руки

согнуты

в

локтях,

пальцы

раздвинуты).

И живем мы в жарких странах.

Любим мы жевать бананы, (Сжимают и разжимают пальцы перед ртом)

Бросать кокосы (Имитируют бросок)

Качать лианы (Поднимают и опускают руки)

Открывать пошире рот

И дразнить честной народ (Вытягивают язык).

Показать руками ушки (Тянут руками себя за уши)

И пошлёпать по макушке (Легко стучат ладонями по макушке)

На носочках прыгнуть вверх (Прыгают на месте)

Что-то крикнуть громче всех (Громко кричат А-О-У-Ы)

А теперь остановились (Опускают руки)

И на место опустились (Садятся на место).

3 слайд. Логопед: Посмотрите, обезьяны нас заметили и стали корчить рожицы.

Логопед: Ребята, садитесь на ковёр.

Логопедическая гимнастика

Обезьянка корчит рожи, то губы трубочкою сложит

То в улыбке их растянет, то клыки свои оскалит.

Давайте мы с ней поиграем- всё за ней поповторяем.

1.(На развитие мимико-артикуляторных мышц.) Челюсти сжаты. Попеременно поднимать

углы рта с закрыванием соответствующего глаза. Вдыхать носом, выдыхать ртом, сквозь

зубы активной стороны.

2.(На стимуляцию движения нижней челюсти.) И.п. — рот открыт. Двигать челюстью

вправо, затем возвратить в и.п.; выдвинуть челюсть вперед, возвратить в и.п.; двигать

челюстью влево, возвратить в и.п.

3. «Качели» (на развитие подвижности языка). Рот открыт. Кончик широкого языка

упирается то в верхние зубы, то в нижние.

4.«Горка»

(на

укрепление

мышц

языка,

выработку

подъема

спинки

и

корня

языка,

развитие их подвижности). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упереть в

бугорки за нижними зубами, спинку языка выгнуть, язык «выкатить» вперед и убрать в

глубь рта. Стараться, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижными, кончик языка не

отрывался от альвеол. 

5. «Катушка» (на укрепление мышц языка, выработку подъема кончика языка, развитие

их подвижности). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упереть в бугорки за

верхними зубами, спинку языка выгнуть

Воспитатель. Что-то мне, ребята, не нравится, как обезьяны себя ведут. Надо, наверное,

пригласить врача.

Пальчиковая игра «Две мартышки»

Две мартышки слов не тратя (Дети показывают два пальца и уши мартышек)

Раз подрались на кровати. (Боксируют кулаками)

Друг из друга в этой схватке (Стучат кулаками друг о друга)

Вышибли ума остатки. (Легко стучат кулаком по лбу)

Врач пришёл, уселся в кресле (Складывают руки на груди)

И сказал мартышкам: «Если (Грозят пальцем)

Драться будете, мартышки-

(Боксируют)

Выгоню из этой книжки!» (Показ.указ.пальцем на дверь)

4 слайд. Воспитатель. Посмотрите, обезьянки сразу присмирели. Они решили рассказать

нам историю, которая произошла в давние-давние времена, когда у носорога была гладкая

шкура. Жил на острове человек. Он очень любил печь пироги да пышки. Однажды он, как

всегда, растопил печку и поставил выпекаться пирог. А пока пирог печётся давайте

поиграем.

Стихотворение с движениями «Поедалочка»

Пышка

сметанная,

корочка

румяная. (Дети пекут пирожки, то одна рука сверху, то

другая)

В печи она сидела, (Ставят руки перед грудью «полочкой)

на нас она глядела ( Ставят руки перед грудью «полочкой)

Пыхтела, пыхтела, ( Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи)

да в рот захотела (Касаются ладонями лба).

5 слайд. Воспитатель. А тут мимо шел Носорог. Он всегда отличался невоспитанностью.

Носорог выставил вперед свой острый рог, нагнул голову и пошел на человека. Тот быстро

залез на пальму, а носорог подошел к печке и съел пирог. Человек сказал невеже:

Если шкура тебе дорога,

Не бери пирога на рога.

6 слайд. Тут

на острове наступила сильная жара. Солнце стало светить ярко-ярко.

Давайте встанем в полукруг и споём песню про солнышко.

Песня о солнце : «А я солнышко люблю!»

Воспитатель. В такой зной все хотели немного охладиться. Каждый сбрасывал свою

шкуру и шел купаться в море.

Двигательные

упражнения

«Кто

как

идет» И.Агеева

(муз.

сопровождение

из

м/ф

«Маша и медведь»)

Воспитатель: Ребята, давайте изобразим, как ходят разные животные?

7 слайд. Перед каждым упражнением воспитатель показывает слайд соответствующего

животного.

Ох, обманчивы манеры

( Дети шагают на носках.)

Черной хищницы-пантеры.

Все убегают, как от пожара, ( Легко бегут на носках).

Пятна узрели коль ягуара.

Через зарослей заслон

(Шагают на всей стопе).

Шел по джунглям толстый слон.

Страшен гривы этой гнев, ( Шагают с притопом).

Царь зверей, конечно, лев.

Ходит важно, словно граф, (Шагают с носка, отводя руки назад и вытянув шею).

С длинной шеей наш жираф.

Воспитатель. Даже жираф со своей длинной шеей медленно шёл по песку к морю. 

Самомассаж тела «У жирафа пятна…»

Логопед: Носорог тоже снял свою шкуру, бросил ее на берегу моря и стал плавать.

Давайте поиграем в игру «Купание».

8 слайд. Игра на внимание «Купание» ( муз. сопровождение «Плеск воды»)

Дети врассыпную ходят по залу, имитируя руками движения пловца. На 1-й удар бубна

они останавливаются и молча открывают и закрывают рот («рыба»), на 2-й — приседают,

свернувшись в комочек («черепаха спряталась от носорога»), на 3-й — останавливаются,

наклоняют голову и фыркают («носорог сердится»).

Воспитатель: Пока носорог купался, человек собрал крошки, которые остались от пирога,

и насыпал их в шкуру.

Логопед: Ребята, давайте вспомним чистоговорки

Чистоговорка «К — К’» 

Ок-ок-ок – остался пирога кусок (дети сжимают и разжимают пальцы)

Ошки-ошки-ошки – накрошу я крошки (Крошат крошки)

Аки-аки-аки – помолчите вы макаки (Грозят указ. пальцем)

Ка-ка-ка – вот и всё пока! (Хлопают в ладоши и машут на прощанье)

Воспитатель. Носорог вылез из воды, надел свою шкуру. И тотчас его зацарапало, как

царапают крошки в кровати. Ему захотелось почесаться, и он стал кататься по земле,

тереться о пальму. И терся он так долго и сильно, что натер на своей шкуре глубокие

складки. С той поры у носорога очень толстые складки на шкуре и очень скверный

характер. А человек лежал под пальмой и смотрел, как в ночном небе светятся звезды.

9 слайд. Релаксация

Логопед: Ребята, а вы хотите посмотреть на звёзды? Тогда ложитесь на ковёр. Мы тоже

полежим под пальмой и посмотрим на ночное небо (включить новогодний светильник)

В небе звёздочки блестят, остров освещают,

Обезьянки тут живут и весело играют.

Воспитатель: Вот такую историю рассказали нам обезьяны.

3.Заключительная часть.

10 слайд. Воспитатель: Ребята, а вам понравилось на этом острове? Было интересно и

познавательно. Давайте в благодарность обезьянкам за интересную историю мы украсим

пальму. Но не просто так, а с пожеланиями за то, что вам понравилось на этом острове.

(Мне понравилось на острове делать артикуляционную гимнастику вместе с обезьянками)

Воспитатель: Посмотрите, обезьянки нам приготовили свои фотографии на память. Но

они оказались бесцветные. Что же делать? (Раскрасить). Давайте мы их возьмём с собой в

группу и там раскрасим.

11 слайд. Воспитатель:

А нам пора отправляться домой. И полетим мы обратно на

самолете.

Упражнение на координацию речи и движения «Самолет»

Руки в стороны – в полёт

(Прямые

руки в стороны)

Полетит наш самолёт

С д е л а л

п р а в ы й

п о в о р о т

(Поворачиваются

вокруг

себя,

подняв

правую руку)

Сделал левый поворот)

(Поворачиваются

вокруг

себя,

подняв

левую руку)

К р ы л ь я м и

п о к а ч а л

(Покачивают прямыми руками)

Загудел и задрожал (Поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «У-

у-у…»

Уход под музыку «Небо-небо-небо высоко…»

Заключение.

Представленная методическая

разработка помогает

педагогу

проводить

работу

по

данному

направлению

разнообразно

и

интересно

для

воспитанников,

при

этом

использование нетрадиционной формы НОД позволяет ребятам закрепить и запомнить

животных жарких стран, их приметы, рассказы - описания, что для детей с речевыми

нарушениями

является

наиболее

трудным.

Разнообразие

заданий

позволяет

взрослому

формировать у

д е т е й

к а к

зрительный

образ

животных

(использование презентаций на доске, использование костюмов, так и содержательный

аспект знаний о них. Также позволяет в различных формах работать над качеством речи в

целом.

Список литературы.

1.

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду:

занятия, игры, упражнения.- Волгоград: Учитель, 2011.- 204 с.

2.

Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений» —

М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 272 с. — (Коррекционная педагогика).

3.

Воронова

А.Е. «Логоритмика

в

речевых

группах

ДОУ

для

детей

5-7

лет.

Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2006.

4.

Зацепина

М.Б. «Музыкальное

воспитание

в

детском

саду.

Программа

и

методические рекомендации» — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

5.

Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет» — М.:

ТЦ Сфера, 2008. – 144 с.

6.

Л ап ш и н а

А . Е . «Логоритмика:

диагностика,

коррекционно-развивающие

аспекты. (Методические рекомендации)» — Красноярск, 1997.

7.

Микляева Н.В.. Полозова О.А., Родионова Ю.Л. Фонематическая и логопедическая

ритмика в ДОУ. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 144 с.

Приложение 1.

Самоанализ логоритмического занятия на тему «Путешествие на Остров».

Вашему вниманию было представлено логоритмическое занятие в старшей группе на

тему

«Путешествие

на

Остров». Цель

занятия:

развитие

речи,

музыкальных

способностей и коммуникативных навыков у детей.

Образовательные задачи: активизировать словарный запас по теме «Животные жарких

стран»,

развивать

координацию

движений,

работать

над

развитием

способности

согласовывать

движения

с

музыкой,

развивать

творческое

воображение

и

подражательность, формировать умение координировать пение, речь и движение.

Развивающие задачи: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать

эмоционально-окрашенную

выразительную

речь,

автоматизировать

звук

К

и

Л

в

чистоговорках, работать над развитием слухового внимания, развивать чувство ритма,

коммуникативное поведение детей..

Воспитательные задачи: воспитывать уважение детей друг к другу, любовь к природе,

доброжелательное отношение к животным.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, здоровье,

физическая культура.

Оборудование: экран, проектор, пальмы, жирафы, мягкие игрушки животных жарких

стран, бубен, раскраски обезьянок, бабочки для рефлексии, музыкальное сопровождение

(фонограммы).

Организационная деятельность, подготовка к занятию.

Занятие было составлено

в соответствии с требованиями ФГОС, с задачами основной

общеобразовательной

программы,

соответствующими

данному

возрасту

детей.

Для

реализации

каждой

задачи

были

подобраны

приёмы,

в

интересной

и

занимательной

форме.

Взаимосвязь

этапов

занятия

осуществлялась

с

помощью

компьютерной

презентации,

т.к.

занятие

проходило

в

физкультурном

зале.

Зал

был

подготовлен,

эстетично оформлен к теме занятия, проветрен.

Занятие состояло из трёх частей:

1 часть включала в себя организационный момент – воспитатель в группе загадала загадку

про страну, в которой очень жарко, много насекомых, в зарослях раздаётся крик льва и т.д.

и предложила ребятам отправиться в путешествие на Остров, а уже в физкультурном зале:

приветствие – попевка «Добрый день».

2 часть основная: состояла из совместного с детьми путешествия на Остров, в котором

дети принимали активное участие, выполняя различные игровые задания и упражнения.

3 часть заключительная: в которой мы с детьми подвели итоги путешествия, поделились

своими впечатлениями, что понравилось на Острове, нарядив пальму бабочками. А также

провели релаксацию, для снятия эмоционального напряжения.

Основополагающий

принцип

занятия

взаимосвязь

речи,

музыки

и

движения.

Логоритмическое занятие составлено с опорой на лексическую тему.

Для привлечения внимания детей использовали проблемные вопросы: «Как вы думаете,

куда мы отправимся? На чём?», «Фотографии оказались бесцветные. Что же делать?» и т.д.

Для развития способности согласовывать движения с музыкой использовали танец «Небо

высоко, море глубоко», вход детей в физкультурный зал под музыку с движениями.

Умение согласовывать пение, речь и движение формировали с помощью песни «А я

солнышко

люблю!»,

самомассажа

«У

жирафа

пятна…».

Также

это

способствовало

развитию эмоционально-окрашенной выразительной речи и коммуникативного поведения.

Работать над развитием слухового внимания помогали игра «Купание», прослушивание и

проговаривание чистоговорок. При выполнении этих игровых заданий решались также и

воспитательные задачи: дети учились быть общительными, внимательными друг к другу,

активными.

Развивать

творческое

воображение

и

подражательность

помогали

игры

«Обезьянки», «Поедалочка», двигательное упражнение «Кто как идёт?». Развитию общей

и мелкой моторики способствовали двигательные

упражнения «У моря», «Мы ребята

обезьяны»,

пальчиковая

гимнастика

«Две

мартышки».

Логопедическая

гимнастика

с

обезьянками, дыхательная гимнастика «Как мы плыли на корабле»,

чистоговорки со

звуками К и Л способствовали развитию артикуляционной моторики и развитию речи.

На этом занятии мы постарались показать взаимосвязь в работе педагогов ДОУ.

Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы готовили как воспитатель так и

логопед, их можно использовать и на других занятиях. Артикуляционную , дыхательную и

мимическую

гимнастику

дети

разучивали

на

логопедических

занятиях

с

логопедом.

Песенный

и

танцевальный

репертуар

разучивались

на

музыкальных

занятиях.

Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных,

слуховых, речевых и певческих навыков.

В каждом моменте занятия старались направлять детей на поиск решения проблемы,

активизировать

самостоятельность,

поддерживать

положительный

эмоциональный

настрой, что активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика

работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких

детей подбадривали, хвалили, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Была продумана

смена деятельности детей на протяжении всего занятия (сидя, лёжа, стоя, на ковре, в кругу

и т.д.).

Итог занятия был организован в виде проблемной ситуации «Помочь украсить пальму,

но не просто так, а с пожеланиями того, что понравилось на Острове».

Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод о том, что поставленная цель и

задачи реализованы, а по результатам рефлексии было видно, что детям было интересно.

Приложение 2.

Приложение 3.