Авторы: Кукиева Ирина Александровна, Осипова Людмила Викторовна
Должность: учитель-логопед, педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ № 29 детский сад " Малышка"
Населённый пункт: город Ессентуки, ставропольский край
Наименование материала: Долгосрочный проект по правовому воспитанию в ДОУ
Тема: " Под защитой закона-право есть и у меня!"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка»
Согласовано
Зам.Зав.по УВР
Бидова С.М. ___________
Ноябрь 2017 года
Социально значимый долгосрочный проект:
«
Под защитой закона-
право есть и у меня!
»
Авторы проекта:
Учитель-логопед Кукиева И.А
Воспитатель Кюрджиева М.С.
Воспитатель Куржиева О.С.
Педагог-психолог Осипова Л.В.
2017-2018 учебный год
Название проекта
«Под защитой закона-
право есть и у меня!»
Тип проекта
Социально-значимый, информационный,
практикоориентированный
Возраст детей
5-6 лет
Участники проекта
Приглашенные гости
Родители детей группы № 7, дети группы № 7,
воспитатель , учитель-логопед, педагог-психолог.
Представитель РЖД, представитель центра
социальной защиты населения, медицинский
работник, руководитель учреждения
Продолжительность
проекта
Долгосрочный
С 1.11.2017- 25.05.2018года
Раздел программы
Проект охватывает все образовательные области
Актуальность
Правовое воспитание детей и защита их прав – это
самая актуальная проблема XXI века во всём мире и
объясняется она рядом причин:
-социально-экономическая ситуация современного
мира отражается прежде всего на детях;
- институт семьи и брака в России становится всё
менее популярным;
- снижается воспитательный потенциал семьи.
В течение последних лет тенденция увеличения числа
детей-сирот и детей оставшихся без попечения
родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей
улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти
так называемые «социальные сироты» - сироты при
живых родителях. Сейчас активно обсуждаются
проблемы домашнего насилия. Существуют страшные
факты жестокого обращения с детьми. Родители
нередко используют методы физического воздействия
и психологического давления на ребёнка. В неполных
семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в
полных семьях.
Очень часто в последнее время средства массовой
информации извещают об очередном факте
нарушения прав ребенка в семье или в
образовательном учреждении. Причина этого не в
отсутствии законов, а в том, что эти законы либо
неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.
В следствие продолжающихся кризисных явлений в
общественной жизни произошёл резкий спад в
деятельности подрастающего поколения. Большую
тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой
деятельности, связанное с созданием условий
для воспитания и развития личности гражданина и
патриота России и способного отстаивать её
интересы. Ослаблен механизм координации и
организации деятельности органов государственной
власти местного самоуправления,
военного управления по воспитанию подрастающего
поколения на всех уровнях.
В связи с этим проблема
патриотического воспитания становится одной из
актуальнейших.
«Любовь в родному краю, родной культуре, родной
речи начинается с малого - с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной
стране, её истории, прошлому и настоящему», - писал
академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети – это наше
будущее, это будущее нашей страны. Какими
мы воспитаем их?
Цель
Сформировать у родителей и детей азы социально-
нравственного сознания и правовой культуры .
Задачи
1. обеспечить детей знаниями, навыками,
ценностными ориентирами для
формирования правовой компетентности;
2. ознакомить детей с учетом возрастных
особенностей с основными документами по
защите прав человека;
3. формировать чувства собственного достоинства,
осознания своих прав и свобод, ответственности;
4. воспитывать уважение к достоинству и
личным правам другого человека, формировать
основы толерантности;
5. воспитывать любовь к семье, родному дому,
детскому саду, городу;
6. развивать чувство ответственности и гордости за
достижения Родины.
7.Выявить у родителей уровень осведомленности в
вопросах правового воспитания детей;
8.Вооружить родителей знаниями в вопросах
правового воспитания;
9.Развить у родителей инициативу,
заинтересованность в вопросах правового воспитания;
10.Повысить уровень детско-родительских
отношений;
Предполагаемый результат
* Повышение уровня осведомленности в вопросах
правового воспитания у родителей.
* обеспечение детей знаниями, навыками,
ценностными ориентирами для
формирования правовой компетентности;
* Повышение уровня психоречевого развития детей
группы
- Положительные изменения в коллективе сверстников
и родителей.
- Приобретение социокультурного опыта и азов
социальной компетентности в различных жизненных
ситуациях с детьми и родителями.
- Развитие у дошкольников основ правового и
патриотического воспитания, чувства собственного
достоинства, осознания своих прав и свобод.
- Формирование ответственности за другого человека,
за начатое дело, за данное слово, толерантности
терпимости к чувствам близких, окружающим людям.
План проведения проекта: «Под защитой закона-
право есть и у меня!»
Дата
мероприятие
Задачи
Участники
Ноябрь
2017г.
1.Анкетирование
родителей « Что мы
знаем о правах?»
Анализ
анкетирования
2.Подбор
информационного и
наглядного
материала для
реализации проекта
3. Формирование
картотеки игр по
правовому
воспитанию
1.Выявление уровня
осведомленности
родителей в вопросах
правового воспитания.
Родители группы
воспитатель
воспитатель
логопед
воспитатель
Декабрь
2017
1.Занятия с
педагогом-
психологом по
развитию
эмоциональной
сферы у детей
2.Подготовительный
этап к викторине
« Права сказочных
героев»
3. Творческое
1.Формировать у детей
устойчивое
эмоциональное
состояние. Улучшить
эмоционально-волевую
сферу у детей.
Расширение и
углубление знаний
детей по теме « Право»
Обогащение знаний по
содержанию и
действию в сказках,
участвующих в
викторине:
«Красная шапочка»,
« Колобок»,
«Заюшкина избушка»,
« Три поросенка» ит.д.
Активизировать
Дети групп № 7,
Педагог-психолог
Дети групп № 7,
Учитель-логопед
Воспитатель
Воспитатель
задание для
родителей « Мир в
ладошках»
родительскую позицию
во взаимодействии с
ДОУ
Улучшить детско-
родительские
отношения.
Родители
Январь
2018г.
1.Игротреннинг с
родителями
« Здоровье детей в
наших руках»
2 Проведение
викторины
« Права сказочных
героев»
Повысить уровень
психоречевого
развития детей.
Научить детей
анализировать,
высказывать свое
мнение, доказывать
собственные суждения;
Научить детей
находить ситуации в
представленных
сказках, при которых
нарушались права
сказочных героев.
Воспитатель
Родители
Педагог-психолог
Дети группы №7
Учитель-логопед
Февраль
2018г.
1.
Изготовление
рукотворной
книги « Мой
дом, мой адрес»
2.Проведение
деловой игры с
Закрепить у детей
основные знания :
-фамилия
-имя
-отчество
-город, в котором
живешь
-адрес
Закрепить у детей и
родителей знания о
правах ребенка на имя,
фамилию, дом.
Уточнить, закрепить и
углубить знания
Дети группы №7
Учитель-логопед
Родители
Воспитатель
Учитель-логопед
родителями
«Под защитой
закона-право есть и
у меня!»
Оформление
выставки
3.Проведение
промежуточного
анкетирования для
родителей
родителей о правах
человека
*Систематизировать
знания по
осуществлению прав
ребенка в семье
*Раскрыть содержание
правового воспитания
*Развивать у родителей
инициативу, творчество
при выполнении
заданий.
Изучить оказанное
воздействие
проведенных
мероприятий по
правовому развитию
Родители
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель-логопед
Родители
Март
2018г.
1.
« Уроки
безопасности»
Встреча детей с
сотрудником
РЖД
2.
Совместная
работа с
детьми:
« Коллаж. Я
имею право
на…»
Научить детей
правилам поведения на
железной дороге.
Расширить и углубить
знания детей о
безопасности.
Развивать психо-
речевое развитие
детей;
Повысить у детей
чувство коллективизма;
Продолжать развить у
детей мелкую
моторику;
Научить детей
выбирать тематически
ценные картинки,
объяснять свой выбор.
Сотрудник РЖД
Дети группы №7
Воспитатель
Учитель-логопед.
Дети групп № 7,
Учитель-логопед
Воспитатель
Апрель
2018г.
1.Встреча с
родителями
« Наши права»
На вопросы
родителей отвечает
представитель
Центра социальной
защиты населения и
Руководитель
дошкольного
учреждения
Игра с родителями
«Путешествие по
свету»
3.
Работа в
кружке по
тестопластике
Поделка
« Это моё имя!»
Восполнить пробелы в
знаниях о правах детей
и взрослых.
Дать возможность
родителям задать
интересующие их
вопросы.
В игровой форме
познакомить родителей
с организацией и
устройством
дошкольных
учреждений в Италии,
Японии, Германии ит.д
Дать возможность
родителям сравнивать,
рассуждать, выбирать
положительные и
отрицательные
стороны в устроении
Российской системы
дошкольного
образования и нашего
ДОУ в сравнении с
Западом.
Закрепить знания
детей в области
основных знаний о
личности.
Закрепить зрительный
образ буквы.
Закрепить умение
выделять первый звук
в слове.
Развивать
сенсомоторное
развитие у детей.
Воспитатель
Учитель-логопед
Заведующий ДОУ
Представитель Центра
социальной защиты
населения
Учитель-логопед
Воспитатель
Родители
Дети группы №7
Учитель-логопед
Май
2018г.
1.« Право на отдых
и досуг»
Совместное
семейное с
мероприятие.
2.Проведение и
анализ итогового
анкетирования
3.Подведение итогов
проекта
4.Оформление
выставки в рамках
реализации проекта
5.Размещение
материала на сайте
ДОУ, в интернет
пространстве
6.Публикация
проекта
Воодушевить
родителей на
проведение
совместного отдыха с
ребенком.
Устроить выставку
фото-коллаж
Выявить уровень
полученных знаний о
правовом воспитании
среди родителей и
детей группы.
Дети групп № 7,
Родители
Воспитатель
Учитель-логопед
Воспитатель
Учитель-логопед
Мониторинг
Диагностическая методика Е. В. Соловьевой
(подготовительная группа)
1.
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
2.
Как ты думаешь, что такое право?
3.
Какие права есть у тебя и других детей?
4.
Какие права ты считаешь самыми важными?
5.
Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
6.
Кто защищает права детей?
7.
Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?
Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о
высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если
ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне
сформированности правовой культуры данного дошкольника.
Результаты мониторинга
Октябрь 2017год
Высокий уровень - 0%
Средний уровень - 21%
Низкий уровень - 79%
Май 2018 год
Высокий уровень - 86%
Средний уровень - 14%
Низкий уровень - 2%
Результаты реализованного проекта
знание педагогами и родителями основных правовых документов по
защите прав ребенка;
повышение правовой культуры педагогов и родителей;
знание детьми правил здорового образа жизни;
знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
сформированность коммуникативных умений и навыков;
знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.
Литература
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. – М., - 2001, - 234 с.
Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной
Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.
Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А.
Безопасность вашего малыша. – Ярославль: " Академия развития ",
1997.
Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.
Григорьева Л.А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного
образовательного учреждения № 11, 2008.
Данилина Т.А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление
дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)
Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.
Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном
учреждении и в семье.//Дошкольное воспитание, - №8, - 2001.
Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и
скуки. С - Петербург: " Комета Дуэт ", 1994. – 112 с.
Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.:
Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.
Прохорова
О.Г. «Защита
детства
в
международном
праве».
//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.
Пыжьянова Л. Г. «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 –
2003.
Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых.
М: " Ангстрем", 1993.
Усачев А. "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000.