Автор: Чупрова Наталья Александровна Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Восяховская СОШ"
Населённый пункт: с.Восяхово Шурышкарского района ЯМАЛ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник сценариев учебных занятий "Физика +..."
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
СБОРНИК
сценариев учебных занятий
«ФИЗИКА +»
2013 год
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Содержание
Вступительное слово составителя.-------------- стр. 4
Учебное занятие Путешествие в страну «Световых явлений»
(«ФИЗИКА + литература») --- стр. 7
Учебное занятие – игра «Телемост Салехард - Астрахань»
(«ФИЗИКА + география»)---- стр. 14
Учебное занятие «Звук в природе» («ФИЗИКА биология») --- стр.20
Учебное занятие «Решение физических задач, составленных на
материале произведения ЯМАЛьского писателя Р.П Ругина»
(«ФИЗИКА + литература») ----- стр. 23
Вступительное слово.
Арсенал педагогических технологий постоянно
обогащается, в практику образования внедряются гибкие модели
2
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
организации учебного процесса, ориентированные на творческую
самореализацию развивающейся личности в учебном процессе.
Одной из технологий, получивших глобальное распространение,
является технология интегрированного обучения. Живя в условиях
информационного общества, кто обладает информацией - тот и у
власти. Сегодня образованному человеку необходим синтез
предметов, ибо наше будущее и будущее наших детей требует
определенных знаний о мире в целом. В век информационного
общества человеку необходимо не логическое мышление, а
синтезирующее мышление, складывающееся из логического и
интуитивного.
Идея интеграции стала в последнее время предметом
интенсивных теоретических и практических исследований. Ее
нынешний этап развития характеризуется как разработкой и
проведением учителями интегрированных уроков, так и созданием и
совершенствованием целых интегрированных курсов,
объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено
учебными планами общеобразовательных учреждений. С
практической точки зрения, интеграция предполагает усиление
межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся,
расширение сферы получаемой информации учащимися,
подкрепление мотивации обучения. И обеспечивает успешную
реализацию ФГОС 2 поколения.
Методической основой интегрированного подхода к
обучению являются формирование знаний об окружающем мире и
его закономерностей в целом, а также установление
внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук.
В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со
своей структурой, если для его проведения привлекаются знания,
умения и результаты анализа изучаемого материала методами
3
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
других наук, других учебных предметов. Не случайно,
интегрированные уроки именуют еще межпредметными, а формы
их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по
способу их организации входит составной частью в иерархию
ступеней интеграции, которая, в свою очередь, имеет следующий
вид: конструирование и проведение урока двумя и более учителями
разных дисциплин (бинарный урок); конструирование и проведение
интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую
подготовку по соответствующим дисциплинам;
создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.
В методической копилке нашей школы имеются разработки
интегрированных учебных занятий, проводимых двумя педагогами
одновременно – бинарный урок. Что может дать бинарный урок?
Качество закрепления изученного материала, лучшее усвоение
учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое
другое, что зависит от непосредственно поставленных целей
конкретного занятия.
Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её
структуре сочетаются личности преподавателя и учащихся, их
взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность
преподавания и учения.
Подготовка к бинарному уроку, как и к любому
интегрированному занятии. - очень сложная работа, она требует от
преподавателя большой самоотдачи.
1. Преподаватель должен в полной мере, в полном объеме владеть
содержанием своего предмета, чтобы тщательно и целенаправленно
отобрать то, что необходимо по этой теме урока.
2. Хорошо знать материал учебного предмета, с которым предстоит
интеграция.
4
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
3. Самому преподавателю нужно создать для себя единую картину
мира, единое пространство.
4. Важным моментом является психология учителей, которые
готовят, а затем проводят интегрированный урок.
Бинарный урок это взаимопонимание друг друга со слова, с
полуслова, с помощью мимики, жестов, это взаимодополнение друг
друга, взаимоподдержка, взаимообогащение. Если этого нет,
интегрированный урок просто не получится.
Гениальный русский ученый академик В. Казначеев в
своих научных поисках пришел к выводу, что космос, Вселенная
являются живой мыслящей субстанцией, а земля - живым
существом, на поверхности которого живет человек. В этом мире
все взаимосвязанно. Поэтому мы должны беречь землю, признавать
законы Вселенной (чего, к сожалению, мы не делаем в век научно-
технического прогресса), чтобы не стать колонией. Значит,
полноценным образование будет тогда, когда растущий человек
станет постигать науки в неразрывном единстве с постижением
духовно-нравственных законов развития жизни.
Учебное занятие
Путешествие в страну « Световых явлений» для обучаемых 5, 6
классов.
5
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Аннотация.
Учебное занятие Путешествие в страну «Световых явлений»
разработано неизвестным нам автором и предназначается для
обучающихся средних классов. В нашей школе впервые это занятие
было апробировано в 2000 году в 5 и 6 классах во время проведения
тематической недели «Физики и астрономии». Занятие провели в
бинарном режиме Н.А Чупрова и Э.Ф Хозяинова учителя физики и
литературы соответственно. В 2005 году в рамках районного
семинара учителей предметов естественно-научного цикла данное
занятие проведено в МОУ-Мужевской СОШ имени Н.В
Архангельского в 5 классе учителями Н.А Чупровой и Э.А
Панащенко, учителем литературы МОУ- Мужевская СОШ имени
Н.В Архангельского.
Цели занятия:
1) Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием
природы и её научным описанием.
2) Продемонстрировать «поэтичность» физики и необходимость
знания её законов.
3) Научить в ходе наблюдения за природой видеть прекрасное,
воспитывать бережное отношение к природе.
4) Развивать умение логично и образно выражать свои мысли.
Оборудование: источники света, диапроектор, сосуд с водой
стеклянные пластинки, вазелин, рисунки домиков, репродукции
картин с изображением солнца, луны.
Ход занятия:
I. Эпиграфы записаны на доске.
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет».
«Мнение, будто наука и поэзия противоположны друг другу -
чистое заблуждение. Напротив того, наука открывает целые
царства поэзии там, где для ума ненаучного все пусто».
6
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
II. Вступление
Учитель литературы:
Я человек, я посредине мира,
За мною миллиарды инфузорий,
Передо мной миллиарды звёзд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивших мост. (А. Тарковский)
Учитель физики:
Ребята, а задумывались ли вы, что скрывается там, за «скорлупою»
неба? Что происходит на Земле, внутри предметов, нас
окружающих? Что такое природа? Эти вопросы из древне
волновали людей, внушая им то страх, то восхищение. И это нашло
своё отражение в стихах.
Ученик: Повсюду прелести, везде живые краски.
Для всех природы даль исполнена даров.
Зачем же, к красоте бесчувственно - суров,
Ты ищешь тайн её и жаждешь их огласки?
Любуйся дивою, пей девственные ласки,
Но целомудренно храни её покров!
Смирись пред ней! Не рви таинственных узлов
и не срывай с неё застенчивой повязки.
(В. Бенедиктов).
Учитель физики:
Поэт призывает к созерцанию природы – «Любуйся дивною…», не
вмешиваться, а беречь её «целомудренно храни её покров», признать
её главенство – «Смирись пре дней?» Но человека влекло неведомое
и он пытался проникнуть в тайны природы. Сегодня мы поговорим
только об одной области физики – «Световых явлений».
7
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Сценка № 1 (За стол садится ученик и начинает включать
настольную лампу.)
Учитель физики. Дима, что ты делаешь?
Ученик. Ничего. Просто играю.
Учитель физики. Ты включаешь лампу, и возникает свет. А
знаешь ли ты, что такое свет?
Ученик. Свет – это когда светло.
Учитель физики: Чтобы расширить твои знания о свете я приглашаю
тебя в страну «Мир световых явлений». Каждый человек
воспринимает этот мир по своему. Учёные считают – что это
лучистая энергия, поступающая в глаз, делающая окружающее
видимый. Иначе думают люди искусства. (Демонстрируются
картины, вспоминаются песни, загадки о свете).
Сценка № 2 Домик «Источники света»
Учитель физики:. Посмотри, Дима, какой красивый домик. Давай в
него заглянем. Здравствуй, дорогие хозяева! Как много у вас
интересного! Расскажите, пожалуйста, что это.
Хозяин. Это свеча, спичка, лампа, «портреты» Солнца, звёзд.
Все они – источники света. Благодаря им мы видим разные тела.
Дима. А Луна тоже источник света?
Хозяин. Нет. Она сама не светит, а только отражает свет, падающий
на неё от Солнца.
Дима. Те тела, которые вы назвали, светятся потому, что они
горячие?
Хозяин. Да. Но бывает и холодное свечение. Смотри как красиво!
Демонстрация: 1) ёлочная игрушка, светлячок (холодные источники
света)
Учитель литературы: А мы, ребята вспомним, в каких поэтических
произведениях упоминаются вышеназванные источники света.
Вслушаемся как «рисовали» их поэты.
8
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Стихи читают учащиеся: О свече
Мерцая жёлтым язычком,
Свеча всё больше оплывает.
Вот так и мы с тобой живём-
Душа горит, и тело тает.
А. Тарковский.
О спичке
Как золотая птичка,
Дрожит огонь впотьмах.
В одну минуту спичка
Сгорит в моих руках…
Голубое основанье,
Золотое остриё…
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее моё.
И. Бунин.
О солнце
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз ещё взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Ф. Тютчев
О луне
И на лугу ночном, и здесь,
9
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
На чутком сене,
Луна бесшумно расправляет
Складки тени.
Все в лунный свет уже ко сну
Переодето,
И лишь берёза на горе-
Дневного цвета.
Сценка № 3 Домик «Закат и восход Солнца».
Учитель физики А теперь давай зайдём в этот домик –
«Закат Солнца». (Занавес открывается.)
Хозяин домика.
Заходите, добрые люди. Представляюсь: я –
хранитель тайн солнечного заката, но вам я их сейчас открою. Тайна
первая: восхода и закат, Солнца связан с тем, что Земля вращается
вокруг своей оси. Тайна вторая: наблюдаемая картина заката зависит
от состояния атмосферы, типа и формы облаков, ведь они
подсвечиваются лучами скрывающегося за горизонтом Солнца.
Поэтому один закат так не похож на другой. Тайна третья: если закат
наблюдать при ясном, безоблачном небе, то можно заметить, что
Солнце имеет красноватый цвет и небо вблизи него - такой же. Цвет
может меняться: от нежного , почти розового оттенка до ярко-
красного и даже багрового. Это связано с рассеянием световых
лучей в атмосфере Земли.
Учитель физики:
А обращали ли вы внимание на то, что днём
Солнце круглое, а на закате немного сплюснутое? Это ещё одно чудо
и тайна заката. Она связана с тем что световые лучи искривляются в
атмосфере. Попробую показать это на опыте.
Опыт: рассеяние световых лучей (диапроектор, сосуде водой,
молоко), преломление света.
10
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Учитель литературы : А сейчас, ребята, будут звучать отрывки из
стихотворений, в которых рисуются художественные образы солнца.
Ребята читают стихи:
1.В дали зеркальной, огненно-лучистой,
Закрывшись тучей
И окаймив дугой её огнистой,
Пунцово-жгучей,
Огромный шар, склоняясь, горит над нивой
Багрянцем роз.
А. Белый
2) Солнце уходит в далёкие страны,
В сумрак ночной, за леса и моря,
В тёмных лесах засинели туманы,
В море горит золотая заря.
И. Бунин
3) Садится солнце. Воздух дивно тих,
И вздрагивает ветер, словно сонный.
Окошки тёмных домиков на миг
Зарделись и погасли. Отягчённый
Росой внезапный, стынет луг. Затих
Весь необъятный мир. И благовонный,
Прозрачный пар понесся в вышину…
И небо ждёт холодную луну.
И. Тургенев.
4) И ветер, играя листвою,
Смешал молодые берёзки
И солнечный луч, как живой,
Зажёг задрожавшие блёстки,
11
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
А лужи налил синевой.
И. Бунин
5) Знать, солнышко утомлено:
За горы прячется оно;
Луч погашает за лучом
И, алым тонким облачком,
Задёрнув лик усталый свой,
Уйти готово на покой.
Пора ему и отдохнуть;
Мы знаем – летний долог путь.
Везде ж работа: на горах,
в долинах, в рощах и лугах;
Того согрей, тем свету дай
И всех при том благословляй.
В. Жуковский
Учитель литературы: А теперь назовите наиболее понравившиеся
вам выразительные средства, которыми пользовались авторы
стихотворений (анализ стихотворений).
Учитель физики: Представьте себе пустыню. Жара, пески, жажда.
(Описание миража).
Учитель литературы : Послушайте, как это явление описал поэт
К.Д.Бальмонт.
О, как ты далёк! Не найти мне тебя, не найти!
Устали глаза от простора пустыни безлюдной.
Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути,
Да чахлые травы змеятся над почвою скудной.
Я жду, я тоскою. Вдали вырастают сады.
О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.
Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды.
12
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Все ближе, все ярче! – И сердце забилось, робея,
Боится и шепчет: «Оазис!» - Как сладко цвести
В садах, где, как праздник, пленительна жизнь молодая!
Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!
Все скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.
Учитель физики: Если кратко, то мираж – это «проделки» физики. А
если подробнее, заглянем в домик.
Сценка № 4: « Домик Мираж».
Учитель физики и Дима входят в домик.
Владелец домика . Входит! Я рад гостям! Рад просветить их и
приоткрыть хотя бы чуть-чуть одну из тайн природы.
Начну с примера. Люди не раз наблюдали такое: глядя на
убегающую вдаль асфальтовую дорогу, сильно нагретую летним
солнцем, они хорошо видели лужи на этой дороге, хотя она была
совершенно сухой; и до луж нельзя было доехать: они все время
отступали. Это мираж; он называется нижним и возникает над
сильно нагретой поверхностью. Его причина - преломление света.
Вот ещё один пример. Житель города Ломоносова – пригорода
Санкт- Петербурга – иногда отчётливо видят в воздухе здания и
улицы северной столицы, мосты через Неву. А ведь от Ломоносова
до Петербурга 40 км. (Рассказ сопровождается показом рисунков
миражей.)
Учитель физики . А теперь еще об одной, потрясающей красоты,
тайне природы я загадаю загадку : Кусочек радуги каждый носит с
собой.
Эксперимент: разложение света в спектр.
Учитель фифзики. А сколько цветов в спектре? Рассуждают.
А вот Аристотель насчитывал 3 цвета (красный, зелёный,
фиолетовый), Ньютон (5 цветов) Связь 7 нот и 7 цветов.
13
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
По библейским данным радуга – подарок людям после всемирного
потопа.
Учитель литературы: А теперь, ребята, послушайте стихотворение,
в котором поэт Ф.И. Тютчев запечатлел художественными
средствами образ радуги. «Как неожиданно и ярко»… (читает
ученик)
А вот образ радуги, созданный М.Ю. Лермонтовым:
«Там разноцветною дугой…» (читает ученик).
Заключение:
Учитель физики : Мы с вами, ребята, увидели, как различные
явления природы предстали перед нами с точки зрения науки…
(перечисляют явления).
Учитель литературы: (продолжает) И какими они явились, одетые в
художественное слово.(вспоминают строки из услышанных
стихотворений и их авторов). Красота явлений, наверное, побуждала
к их познанию. Научное познание и поэтическое восприятие мира
идут рядом, но каждое своей дорогой; вместе же они дополняют
друг друга и обогащают нас.
Домашнее задание: изобразить самое понравившееся и
запомнившееся природное явление или эксперимент.
Учебное занятие – игра
«Телемост Салехард - Астрахань»
14
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
физики и географии для учащихся 8, 10 классов.
Аннотация.
Учебное занятие – игра
«Телемост Салехард – Астрахань»
имеет давнюю историю. Оно было разработано и апробировано в
2000 году Т.Г Кинчиной и Н.А Чупровой учителями географии и
физики соответственно. В то время школа не располагала такими
возможностями как компьютер «в каждом учебном кабинете»,
видеопроектор, интерактивная доской, да и педагоги не владели
навыками работы с перечисленной техникой. И тем ни менее
занятие прошло при огромном количестве участников (в рамках
школьной недели физики и географии) и высокой их активности.
К сегодняшнему моменту разработка этого занятия дополнилась
многими интересными моментами и новшествами. Например,
видеокассеты заменили на диски с демонстрацией через
мультимедийный проектор, «рекламы» заменили на сообщения
учащихся, представляемые в формате компьютерной презентации.
Занятие было представлено коллегам и школьникам в рамках
проведения методической недели нетрадиционных уроков в ноябре
2009 года и во время проведения предолимпиадных мероприятий в
октябре 2009 и 2013 годов. На занятие, для участия, приглашены
учащиеся 10 и 8 класса. Занятие проведёно двумя педагогами.
Занятие относится к типу межпредметных и внутрикуросвых.
Такого типа занятия дают возможность показать учащимся "мир в
целом", преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.
Позволяют расширить кругозор обучающихся, повторить и
закрепить известное из области физики, географии и краеведения.
Цель занятия:
создание условий для формирования целостной
системы ведущих знаний по данным темам и установление
межпредметных связей
Задачи :
15
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
1) повторение и обобщение изученного материала по темам «Климат
ЯНАО» и «Взаимные превращения жидкости в газ.
Термодинамика»;
2) формирование умения объяснять климатические явления,
используя физические понятия.
3) развитие познавательных и творческих способностей учащихся,
логического мышления, речи, памяти.
Оборудование :
1) физическая карта России.
2) ТСО: Компьютер, с рекомендуемыми техническими
требованиями: Windows 95/98/ME/NT/2000/XP, Internet Explorer 5.0,
Pentium-150, 100 Мб свободного дискового пространства, 64 Мб
оперативной памяти, СD-ROM, SVGA 800x600. Видеопроектор,
экран, микрофон.
3) необходимые предметы и вещи для «рекламных пауз»;
4) видео-диски Оксфордской энциклопедии; УЭИ,
1С:Школа.Экология, 10-11 классы; ЭВ Полярной Энциклопедии
Школьника серии «Арктика - мой дом».
Подготовка :
1) формирование двух команд участников телемоста, выбор
ведущих.
2) примерный перечень вопросов, которые будут задаваться
участниками «телемоста» друг другу.
3) оформление зала (плакаты с названиями городов Салехард и
Астрахань, атрибуты жителей южных и северных районов).
4) подготовка учащимися сообщений в формате компьютерной
презентации слад-шоу по темам «Климатические условия ЯМАЛа»,
«Отражение и поглощение тепловой энергии», «Одежда народов
ханты».
ХОД занятия:
16
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
I вступление. Сегодня мы проводим необычное занятие - телемост
между городами юга и севера России Салехардом и Астраханью.
Вспомним особенности климата местности, где находятся эти
города; вспомним некоторые физические явления и понятия,
связанные с географическим понятием «климат». Например,
испарение, влажность, давление. Посмотрим чем же уникален наш
край – Ямало – Ненецкий автономный округ. Итак! Включение! Мы
начинаем!
Имитируется включение видео, участники приветствуют друг друга,
звучит музыка.
II. Основная часть урока.
I
Ведущий (Астрахань): Мы приветствуем всех, кто нас видит и
слышит! Привет, Ямал! В средствах массовых информации не так
много сведений о Салехарде и мы очень мало о вас знаем.
Расскажите о себе, о своём городе, о Ямале!
Учащиеся рассказывают о географическом положении Ямала, о его
жителях, о климате.
(использование презентации)
17
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
I
Ведущий (Астрахань): Замечательно! У нас сразу возник вопрос.
Передаём микрофон участнику телемоста (задаётся вопрос): Ваш
округ богат водными ресурсами при сравнительно небольших
количествах осадков, в чём причина?
II Ведущий (Салехард) Вопрос ясен! А вот и желающий ответить.
(Учащийся отвечает).
Обилие водоёмов объясняется слабой испаряемостью,
многолетней мерзлотой и равнинностью рельефа. Как известно,
испаряемость это количество воды, перешедшее в водяной пар с
поверхности Земли при данной температуре. А так как средняя
годовая температура не высока, то и испаряемость на территории
округа тоже сравнительно низкая от 200 до 400 мм. в год.
I
Ведущий (Астрахань) А у нас испаряемость значительно выше от
800-до 1000 мм. в год, так как средне годовая температура в
Астрахани тоже выше.
18
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Внимание! Мне сообщают, что на нашем телевидение время
рекламы.
(Реклама связанная с тем, что в летнее время гораздо приятнее и
легче носить одежду светлых тонов, нежели тёмных).(презентация)
II Ведущий (Салехард) Мы берём слово. У нас вопрос. Почему
люди в рекламе, да и вы все сидящие в зале одеты в белые, жёлтые,
голубые - брюки, юбки, блузки, то есть одежду светлых тонов?
I
Ведущий (Астрахань) (Позволяет кому-либо ответить).
Да, потому что светлая одежда большую часть тепловой энергии
отражает. И в такой одежде легче перенести жару.
I
Ведущий (Астрахань ) Понятно. А у нас отснят видео сюжет на
тему «Радиация».
Просмотр видео кассеты Оксфордской энциклопедии. Делают
выводы.
II Ведущий (Салехард ) Дает слово участнику «телемоста».
Снежный покров отражает до 85%, падающих на него лучей. А
обнажённая почва поглощает до 85% излучения. И это можно
использовать для ускорения освобождения рек от ледяного покрова.
Если зачернить мелким угольным порошком ледяной покров, то он
растает на 8 – 10 суток раньше, чем те которые порошком не
19
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
посыпались. Это удлинение срока навигации очень важно для
северных районов с коротким летом, как на полуострове Ямал.
I
Ведущий (Астрахань) У нас вопрос.(учащийся задает вопрос)
Мы слышали, что на вашем полуострове не редки сильные ветра и
метели. Чем это вызвано?
II Ведущий (Салехард) учащийся отвечает.
Ветер образуется из-за перепадов атмосферного давления.
Посмотрим видеосюжет в котором говорится о давлении вообще и
об атмосферном в частности. (Просмотр видео).
II Ведущий (Салехард)
Как вы поняли ветер дует из областей
высокого давления в область низкого.
I
Ведущий (Астрахань ) В СМИ прозвучала информация, что ваши
туристы в этом году поднимались на Урал, на вершину «Райиз». Мы
обратили внимание на вашу походную одежду. Почему даже летом
альпинисты одеваются довольно тепло?
II Ведущий (Салехард) (Даёт кому-либо микрофон). Здесь дело в
плохой проводимости тепла воздухом. А воздух неизбежно
оказывается между шерстинками и пухом тёплой одежды
альпинистов. (И тут же задаётся вопрос Астрахани.) Почему
одежда коренных народов севера изготовлена из шкуры оленя,
преимущественно? Как вы считаете?
II Ведущий (Астрахань)
(Даёт кому-либо микрофон.) Вероятно
дело опять же в плохой теплопроводности воздуха.
II Ведущий (Салехард) Да действительно, каждый волосок шкуры
оленя своего рода «термос». И потому изделия из шкуры оленя
отвечают всем требованиям суровой жизни на Ямале. А теперь
реклама на нашем канале.
Реклама одежды местных народов (малица, кисы, шапка с акцентом
на тепловые свойства) (презентация).
20
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
II Ведущий (Салехард)
Мне подают сигналы, что время нашего
телемоста заканчивается. Пора подводить итоги.
III Заключительная часть.
I
Ведущий (Астрахань)
Так почему и чем отличается
климатические условия Салехарда и Астрахани?
21
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Участники по очереди называют главные отличия географического
положения городов, которые влияют на климат: географическое
положение, подстилающая поверхность, рельеф, испарение,
атмосферное давление и так и далее.
II Ведущий (Салехард)
И главный вывод, то есть итог нашего
разговора: все в природе взаимосвязано. Без знания физических
законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем
спасибо! До свидания! (Участники телемоста прощаются).
Учебное занятие - презентация «Звук в природе» для обучаемых
8 и 9 классов.
Аннотация.
За основу сценария взята презентация разработанная Матвейчук
Ириной Николаевной учителем физики МОУ «ООСШ №2» п.
Октябрьский. Педагогами нашей школы Н.А Чупровой (учитель
22
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
физики) и К.М Витязевой (учитель биологии) сценарий учебного
занятия модифицирован и апробирован в 8 и 9 классах вовремя
работы районного семинара учителей предметов естественно-
научного цикла в 2008 году, во время проведения предолимпиадной
неделе в 2013 году.
Данная презентация подразумевает проведение занятия в бинарном
режиме.
Объяснение нового материала сопровождается
демонстрационным экспериментом (звук - механическая волна;
распространение звука в различных средах (сравнение скоростей,
громкости звука; различные звуковые частоты; усиление звука;
ослабление звука).
Задачи занятия:
- формирование понятия «звук», «слуховой анализатор»; «орган
слуха»;
- выявление способности человека воспринимать звуковые волны;
- установление границ слухового диапазона человека.
- развитие умений объяснять процесс восприятия звуковых волн
человеком на основе знаний о строении органа слуха и природе звука;
- формирование умений делать сравнительный анализ физических
процессов и явлений на примере сравнения процесса распространения
звука в различных средах;
- развитие умений обобщать и выделять главное в процессе
мыслительной деятельности на примере подведения итогов бинарного
урока;
- формирование умений учащихся применять знания одного предмета
для изучения и дополнения материала другого.
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителей.
23
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
2.Объяснение нового.
3. Решение задач.
24
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
4.Способность человека воспринимать звук.
5. Итоги занятия.
25
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Учебное занятие «Решение физических задач,
составленных на материале произведения
ЯМАЛьского писателя Р.П Ругина» для обучаемых 9 класса.
Аннотация.
26
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
Сценарий учебного занятия был разработан Н.А Чупровой и Л.А
Коневой учителями физики и литературы соответственно и
апробирован во время работы районного семинара учителей
предметов естественно-научного цикла в 2008 году в 9 классе.
Занятие предполагает обобщение, закрепление и отработку навыков
решения задач по теме «Законы ньютона». Уникальность занятия в
том, что задачи составлены на материале литературных
произведений ЯМАЛьского писателя Р.П Ругина «По следу» и
«Ланги».
Ход занятия.
1. Вступительное слово учителей (постановка целей занятия).
2.Повторение изученного по физике - фронтальный опрос,
литература – зачитываются отрывки из произведений Р.П Ругина
«По следу» и «Ланги». Обучаемым предлагается определить автора,
название произведения и перечислить физические явления,
описанные в отрывке.
27
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
3. Разбор и решение задач.
4. Итоги урока.
28
ЯНАО, Шурышкарский район, с.Восяхово
Мунципальное общеобразовательное учреждение – Восяховская средняя
общеобразовательная школа.
Автор: Н.А Чупрова, учитель физики высшей квалификационной категории.
29