Напоминание

Саморегуляция в психологической структуре самосознания

Автор: Зарубина Евгения Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №36
Населённый пункт: Орел
Наименование материала: статья
Тема: Саморегуляция в психологической структуре самосознания







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Саморегуляция в психологической структуре самосознания

В психологии

самосознание

понимается

как психический

феномен,

осознание человеком

себя

в

качестве субъекта деятельности, в результате

которого представления человека о самом себе складываются в мысленный

«образ Я» . Самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия

сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как

акт

(деятельность)

рефлексии

сознанием

себя

и

как

результат

этой

рефлексии — знание себя . Самосознание – это осознание и целостная оценка

самого

себя

и

своего

места

в

жизни.

Благодаря

самосознанию

человек

воспринимает себя как индивидуальную личность, отдельную от природы и

других людей.

Проблема самосознания является одной из труднейших и недостаточно

изученных

в

современной

психологии.

А.

Н.

Леонтьев,

характеризуя

проблему

самосознания

как

проблему

высокого

жизненного

значения,

венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную,

ускользающую от научно-психологического анализа.

Одним из дискуссионных вопросов в психологии является вопрос о

структуре

самосознания.

Наиболее

принятой

является

структура

самосознания или Я-концепции. в которой выделяются следующие аспекты:

когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самоотношение и

самооценка)

и

поведенческий

(саморегуляция).

Структура

самосознания

представляет собой, единство познания себя (понятого как отражение своих

более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и

общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания

личностью

себя

и

отношения

к

себе)

и

саморегуляции.

Процесс

самосознания

и

его

результат

(Я-концепция)

можно

представить

схематично(рис.1.).

3

Рис.1

Рассмотрим

кратко

каждый

из

вышеназванных

аспектов

структуры

самосознания.

Самопознание представляет собой единство процесса самопознания, в

какой бы форме оно ни выступало и на каком бы уровне ни осуществлялось,

и определенной системе оценок и переживаний, включенных в этот процесс.

Самооценка

-

оценка

личности

самой

себя,

своих

возможностей,

качеств

и

места

среди

других

людей.

Самооценка

характеризуется

как

стержень процесса самосознания, показатель индивидуального уровня его

развития,

интегрирующее

начало

и

его

личностный

аспект,

органично

включенный в процесс самопознания.

Самоотношение

-

любая

оценка

себя.

Этот

термин

обычно

употребляется в отношении приемов оценки личности, с помощью которых

индивид

получает

информацию

о

себе. понимание

самого

себя,

своих

возможностей

и

стремлений,

понимание

своего

места

в

человеческом

обществе и своего назначения в жизни.

Саморегуляция

-

целесообразное

функционирование

живых

систем

разных

уровней

организации

и

сложности. Саморегуляция психическая -

один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику

реализующих

ее

психических

средств

отражения

и

моделирования

Самопознание

Самооценивание

Самоотношение

Саморегулирование

Я-Образ

самооценка

эмоциональное отношение к

себе (принятие / непринятие)

самоэффективность

Самосознание

Я-концепция

4

действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих

энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.

И.

И.

Чеснокова

отмечает,

что

через

процесс

саморегуляции

проявляет ся

эмоционально

-

ценно стно е

отношение

к

с е б е ,

объективизируются

знания

человека

о

себе.

Саморегуляция

объективно

выражается

в

тонкости,

дифференцированности

и

адекватности

всех

осознанных

интеллектуальных,

эмоциональных,

поведенческих

реакций,

поступков, вербальных проявлений и т.д., дает основание предполагать и

наличие достаточно зрелого состояния развития самосознания в целом.

Итак, саморегуляция рассматривается в рамках проблемы самосознания

как

его

структурный

компонент,

обеспечивающий

связь

самосознания

с

поведением и деятельностью.

Трудности

определения

понятия

саморегуляции

обусловлено

сложностью данного феномена.

Анализ литературы, показал что термин

саморегуляция

является

многозначным.

Панкратов,

отмечал,

что

с

одной

стороны,

многоуровневым

строением,

множеством

аспектов

изучения,

с

другой стороны – двойственным значением корня «само» (указывающего на

активность человека, способность совершать сознательные «произвольные»

действия и на то, что процессы могут протекать как бы «сами собой»,

спонтанно).

Те р м и н «саморегуляция»

используется,

с

одной

стороны,

для

характеристики функций человека как субъекта деятельности; с другой –

применительно к анализу работы мозга (когда мозг рассматривается как

саморегулирующаяся система).

Условно можно выделить следующие научные подходы к пониманию

саморегуляции:

философский

биологический,

психофизиологический,

психологический.

С

философской

точки

зрения

саморегуляция

является

следствием

качественного этапа развития, момент осознания и осмысления человеком

5

реальности. Важным условием успешности развития саморегуляции является

свобода взаимоотношения человека со средой.

С

б и ол о ги ч е с ко й

точ к и

зр е н и я саморегуляция

-

свойство

биологических

систем

автоматически

устанавливать

и

поддерживать

на

определённом,

относительно

постоянном

уровне

те

или

иные

физиологические или другие биологические показатели.При саморегуляции

управляющие факторы не воздействуют на регулируемую систему извне, а

возникают в ней самой. Процесс саморегуляции может носить циклический

характер.

Отклонение

какого-либо

жизненного

фактора

от

константного

уровня служит толчком к мобилизации аппаратов, восстанавливающих его.

На разных уровнях организации живой материи — от молекулярного до

надорганизменного

конкретные

механизмы саморегуляции

весьма

разнообразны.

С психофизиологической точки зрения саморегуляция предполагает

работу многоуровневой интеграции частных механизмов приспособительного

акта

и

их

постоянной

коррекции

с

учетом

целенаправленного

поиска

внешних и внутренних раздражителей, говорящих об удачном или неудачном

завершении поведенческого акта, а функцией саморегулирования является

адаптивная, приспосабливающая активность.

С

психологической

точки

зрения

в

процессе

саморегуляции

раскрываются внутренние резервы человека, дающие ему относительную

свободу от обстоятельств, обеспечивающие даже в самых трудных условиях

возможность актуализации.

В

психологии

можно

выделить

следующие

подходы

к

пониманию

саморегуляции:

6

• саморегуляция -

как осознанное целенаправленное изменение как

отдельных

психофизиологических

функций,

так

и

нервно

психических

состояний в целом ( О. А. Конопкин, В. И. Моросанова.).

саморегуляция

-

как

системный

процесс,

обеспечивающий

адекватную

условиям

изменчивость,

пластичность

жизнедеятельности

субъекта

на

любом

из

ее

уровней

(С.Л. Рубинштейн,

Л.Г. Дикая,

В.И. Щедров).

В психологии наряду с понятием саморегуляции используется понятие

«самоуправление».

Анализ

разведения

понятий

саморегуляции

и

самоуправления

представлен в работах А.О. Прохорова, В.П. Панкратова, Н.М. Пейсахова и

др.

Н.М. Пейсахов определяет самоуправление, как способность личности

прогнозировать

будущие

результаты,

ставить

перед,

собой

дальние

цели,

самостоятельно планировать свои поступки и действия, выдвигать критерии

оценки

качества,

извлекать

необходимую

информацию

о

ходе

процесса

управления и вносить в неё поправки, таким образом самоуправление шире,

по сравнению с понятием «произвольная саморегуляция».

Можно ли рассматривать понятие саморегуляция и самоуправление как

синонимы?

А.О. Прохоров в своих исследованиях отмечает что, эти два понятия не

идентичны. Самоуправление связано с постановкой целей самим субъектом

деятельности и общения, с предвидением отдаленных результатов, тогда как

саморегуляция

направлена

на

актуальную

деятельность

и

является

составляющей самоуправления.

Н.

М.

Пейсахов

считает,

что

если

самоуправление

приводит

к

развитию личности, а произвольная саморегуляция ведет к стабилизации,

закреплению в опыте стандартных способов и приёмов общения, манеры

поведений, стиля деятельности .

7

Самоуправление

и

саморегуляция,

по

мнению

В.П. Панкратова,

соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя

регулирование,

но

не

наоборот.

Субъектом

самоуправления

является

сам

человек, а в качестве объекта могут выступать присущие ему психические

явления,

выполняемая

деятельность

или

собственное

поведение.

Особенностью самоуправления является конкретизация мотивов поведения и

деятельности, постановка соответствующих целей, выбор пути (программ) их

достижения. Спецификой саморегуляции является использование того, что

было намечено. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач

ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более

долгосрочную

перспективу

выбор

жизненного

пути,

постановку

задач

самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания и др.»

Резюмируя,

отметим,

что

и

самоуправление,

и

саморегуляция

направлены

на

достижение

оптимального

уровня

жизнедеятельности

субъекта.

Вместе

с

тем,

с

нашей

точки

зрения

понятие

саморегуляции

является

более

широким,

поскольку

саморегуляция

это целесообразное

функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.

Психическая

саморегуляция.

является

одним

из

уровней

регуляции ак-

т и в н о с т и этих

систем,

выражающим

специфику

реализующих

ее

психических

средств отражения и моделирования действительности, в том

числе рефлексии субъекта. Психическая саморегуляция. осуществляется в

единстве

ее

энергетических,

динамических

и

содержательно-смысловых

аспектов.

Выше изложенное позволяет сделать следующие обобщения.

Во-первых,

опираясь

на

исследования

В.

И.

Моросановой,

О.

А.

Конопкина,

мы рассматриваем саморегуляцию как способность человека

сознательно и целенаправленно управлять функциями организма и психики.

8

Во-вторых

саморегуляция

представляет

важнейший

критерий

развития личности. Саморегуляция на ряду с направленностью, активностью

и охватывает все личностные качества. Уровень саморегуляции зависит от

личностных

особенностей:

тревожность,

экстраверсия/интроверсия,

акцентуации характера (по данным В. И. Моросановой и Крюковой Е. А. ).

9