Напоминание

"Обоснование концепции анатомического единства сенсорной и сигнальной системы человека"

Автор: Калиновская Ольга Владимировна
Должность: студент
Учебное заведение: СГСПУ
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Обоснование концепции анатомического единства сенсорной и сигнальной системы человека"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обоснование концепции анатомического единства сенсорной и

сигнальной системы человека

Анализаторы играют значительную роль в жизни людей, т к они

воспринимают и анализируют полученную информацию из окружающей или

внутренней среды человека.

Все анализаторы имеют общие принципы строения: многоуровневость,

многоканальность и иерархию.

Цель работы- это показать, каким образом все анализаторы

взаимосвязаны и как влияют на коррекционную работу специалистов.

Задача преподавателя коррекционного профиля состоит в выявлении

нарушения, торможении выработанных условных рефлексов на работу этого

нарушения, в выработке правильного и нового условного рефлекса, его

закреплении многократными повторениями и запуске "его в работу". Также

нужно попытаться найти обходные пути, которые помогли бы воздействовать

на одни анализаторы через другие, нужно найти их точки взаимодействия.

Теперь расскажу о поэтапных действиях на пути к раскрытию темы

данной работы:

1. Работа началась с самого простого:

- выделение понятия анализатора;

- определение его принципов строения и работы;

2. Затем был рассмотрен каждый вид анализатора в отдельности:

-зрительный, слуховой, вкусовой, осязательный, обонятельный,

вестибулярный, интероцептивный, двигательный

- выделены в каждом периферические, проводящие и корковые отделы;

3. Затем все выделенные отделы были разделены на 3 уровня

взаимодействия всех анализаторов, т.е. в 1- низший уровень внесены все

структуры периферического отдела всех анализаторов, во 2-средний уровень-

все структуры проводящего отдела анализатор, а в 3-высший-структуры

коркового отдела.

4. Как только всё это было сведено в одну систему, задачей было:

-выделить структуры и образования, по которым происходит

сообщение уровней всех анализаторов

- рассмотреть как кодируется информация на этих уровнях

Так, была создана следующую схему:

(1- это периферическое звено анализаторов; 2- проводниковое;

3- корковое, центральное; 4- интероцептивный анализатор;

5-двигательный; 6- вкусовой и обонятельный; 7- тактильный; 8-

слуховой; 9- зрительный)- к схеме пояснение.

Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и

обеспечивает описание всей совокупности признаков воспринимаемых

раздражителей. Модальная специфичность анализатора в первую очередь

определяется особенностями функционирования его периферических

образований и специфичностью рецепторных элементов.

Итак, в рецепторах происходит преобразование энергии стимула в

нервный импульс, т.е. первичное кодирование информации, преобразование

информации в сенсорный код.

В периферическом отделе анализатора кодирование качества

раздражителя осуществляется за счет специфичности рецепторов — это их

способность воспринимать раздражитель только определенного вида. Так,

световой луч возбуждает только рецепторы сетчатки, другие рецепторы

(обоняния, вкуса, тактильные и др.) на него обычно не реагируют.

Проводниковый отдел анализатора – афферентные и промежуточные

нейроны стволовых и подкорковых структур ЦНС.

Обеспечивает: проведение возбуждения от рецепторов в кору большого

мозга и частичную переработку информации.

Проведение возбуждения осуществляется 2-мя афферентными путями:

1) Специфический проекционный путь (прямые афферентные пути) –

от рецептора по строго обозначенным специфическим путям с

переключением на различных уровнях ЦНС (на уровне спинного мозга и

продолговатого мозга, в зрительных буграх и в соответствующей

проекционной зоне коры большого мозга).

2) Неспецифический путь – с участием ретикулярной формации. На

уровне ствола мозга от специфического пути отходят коллатерали к клеткам

РФ, к которым могут конвергировать (сходиться) различные афферентные

возбуждения, обеспечивая взаимодействие анализаторов. При этом

афферентные возбуждения теряют свои специфические свойства (сенсорную

модальность) и изменяют возбудимость корковых нейронов. Возбуждение

проводится медленно через большое число синапсов. За счет коллатералей в

процесс возбуждения включаются гипоталамус и другие отделы лимбической

системы мозга, а также двигательные центры. Все это обеспечивает

вегетативный, двигательный и эмоциональный компоненты сенсорных

реакций.

Кодирование в проводниковом отделе анализатора осуществляется

только на «станциях переключения», т. е. при передаче сигнала от одного

нейрона к другому, где происходит смена кода.

Центральный/корковый отдел анализатора.

Состоит из 2-х частей:

1) Центральная часть/«Ядро» – специфические нейроны,

перерабатывающие афферентную импульсацию от рецепторов.

2) Периферическая часть/«Рассеянный элемент» - нейроны,

рассредоточенные по коре большого мозга.

В корковом конце анализатора имеет место частотно-пространственное

кодирование - импульсы поступают от рецепторов в определенные зоны коры

с определенными временными интервалами. Поступающая в виде нервных

импульсов информация перекодируется в биохимические и структурные

изменения в нейронах (механизмы памяти). В коре большого мозга

осуществляются высший анализ и синтез поступившей информации.

По мере поступления импульсов к вышележащим отделам ЦНС

наблюдаются уменьшение частоты разрядов нейронов и превращение

длительной импульсации в короткие «пачки» импульсов.

Взаимодействие анализаторов проявляется прежде всего в том, что

поступление сигнала по одному каналу или изменение состояния отдельного

анализатора под влиянием внешних факторов приводят к изменению

характеристик других анализаторов. Так, чувствительность зрительного

анализатора может изменяться под влиянием целого ряда факторов. Многие

запахи, вкус сладкого, удобное сидячее положение приводят к повышению

чувствительности периферического зрения. Громкие звуки, вкус горького,

стоячее положение, повышение атмосферного давления, облучение кожи

различными лучами понижают чувствительность периферического зрения.

Чувствительность центрального зрения изменяется под влиянием громких

звуков. Имеются данные по изменению и других характеристик зрительного

анализатора.

Из всего этого можно сделать вывод, что при утрате работы какого-

либо анализатора его можно компенсировать работой другого. В этом и

состоит задача дефектолога.