Напоминание

"Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности посредством технологии коучинга"

Автор: Локтионова Наталия Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Нижне-Солотинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Нижнее Солотино, Обоянский район, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование учебно-познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности посредством технологии коучинга"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Н.А.Локтионова
учитель русского языка и литературы МБОУ «Нижне-Солотинская основная общеобразовательная школа»
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ

КОУЧИНГА
Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В значительной степени успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл.[6.C.44] Помочь ученикам перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой, может коучинг. Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально - личностном развитии учащихся.[2. C.3] По мнению Н.А. Зыряновой, цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов. [4.С.47] Задача учителя — помочь ученику прийти к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности. Как пишут Э. Парслоу и
М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!» [5.С.57] Коучинговая технология личностно- ориентирована, помогает формированию универсальных учебных действий (УУД), настраивает ребёнка на успех в обучении, помогает ему научиться делать осознанный выбор и в учёбе, и в дальнейшей взрослой жизни. Формула успешного коучинга: потенциал + информационное поле + индивидуальный маршрут + ситуация успеха – внутренние (неуверенность, комплексы) и внешние (давление со стороны учителя, неверие окружающих) вмешательства. Модель процесс коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:1)постановка цели и осознание её реальности; 2) анализ необходимых составляющих успеха; 3)анализ имеющихся возможностей; 4)определение путей достижения цели, выбор стратегии; 5) мониторинг достижения цели и анализ результатов. Для каждого из этих этапов в арсенале учителя, работающего по коучинговой технологии, есть соответствующий набор инструментов и техник, из которых он подбирает наиболее оптимальную комбинацию для каждого конкретного ученика и каждого конкретного случая. Инструменты коучинговой технологии легко применимы в повседневной работе и самое главное – действенны. Одним из инструментов применения в коучинге является графический метод представления ситуации, позволяющий на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития –
шкалирование
. В основе шкалирования лежит использование психологии оптимизма и успеха.[3. C.72] Например, в начале урока по теме «Имя прилагательное» в 6 классе, чертится шкала от 1 до 10 (где 10 – это оценка «отлично», а 0 – это двойка) и учащимся предлагается оценить свои знания по изучаемой теме (те, которые у них были сформированы ранее), определить их уровень, где сейчас каждый из них на этой шкале. Например, он ощущает себя в середине шкалы, так как он
знает больше чем на «два», но и до «пятерки» еще далеко. В конце урока учитель вновь предлагает определить уровень своих знаний, сравнить. А затем задается вопрос: «А что необходимо сделать, чтобы знать данную тему на «5»? Ученики, как правило, отвечая на этот вопрос, самостоятельно выходят на домашнее задание. Еще один инструмент – это
SMART
цель. Цель будет достигнута, если она доведена до состояния СМАРТ. Расшифровка аббревиатуры: С – цель должна быть конкретная; М – измеряемая; А – амбициозная; Р – реалистичная; Т – рассчитанная на конкретное время. Только цель, доведенная до этого состояния жизнеспособна и досягаема. Прием
«колесо баланса».
На чистом листе бумаги предлагаем создать обычное колесо, разделить на сектора и в каждый сектор вписать те или иные компетенции. Затем шкалировать компетенции от 1 до 10, тем самым определяя их важность. Теперь уже наглядно видно, над чем необходимо поработать. Осознаём, как и куда эта работа продвинет. На уроках русского языка и литературы действенен приём
«лист ожидания»
. После объявления темы урока учащимся предлагается высказаться о том, что они ожидают от урока. Все «ожидания» выписываем. В конце урока возвращаемся к «листу» и проверяем, все ли ожидания оправдались, а если нет, то что необходимо сделать, чтобы они осуществились: повторить какую-то тему, найти дополнительный источник информации, подготовить домашнее задание или просто взглянуть на вопрос под другим углом и т.д. Эффективным является прием
«коучинговая стрела».
На листе предлагаем ученикам нарисовать временной вектор, отметить себя в настоящем и в будущем, к которому стремимся. Определяем этапы достижения цели, создаем «пошаговую инструкцию». Суть
метода Гантта
заключается в представлении видов деятельности полосами на шкале времени. Длина полосы определяется предполагаемой продолжительностью вида деятельности. Основными
преимуществами такой диаграммы являются: простота построения, легкость восприятия большинством детей, возможность использования при разработке любых проектов, диаграмма показывает и последовательность, и продолжительность действий, что позволяет находить всевозможные комбинации их совмещения, за счет использования разных цветов при изображении полос можно выделять более и менее важные виды работ. Эффективными инструментами могут выступать
вдохновляющие

истории, цитаты, метафоры, притчи
и т.д., поскольку они активизируют поиск ресурсов и смысла, могут глубоко тронуть и вдохновить. При работе над проектами эффективен прием
стратегического

мышления Уолта Диснея.
Он заключается в том, что мы поочередно становимся в три позиции – мечтателя, реалиста и критика. На листах формата А4 можно подписать данные позиции и ответить на вопросы: «Чего хотим добиться?», «Как это будем делать?», «Что будем делать, если возникнут проблемы?» Далее оценить проект с точки зрения стороннего наблюдателя и внести изменения в план реализации. Пройдя круг творческой стратегии Уолта Диснея, можно доработать и усилить свою идею, получить четкий план ее реализации и учесть подводные камни. В конспекте урока, на котором применяется коучинговая технология, прослеживаются четыре стадии: 1) вдохновение, 2) осуществление плана, 3) интеграция ценностей, 4) завершение. Учитель на каждом этапе помогает ученикам планировать свои действия, распределять ресурсы и самостоятельно получать новые знания по данной теме урока. Здесь можно применить приём
беседа посредством открытых и «сильных» вопросов
.
1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).
Учитель помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.). Примеры вопросов:
Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим? Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? … Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители? Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10. Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART. Примерные вопросы: Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока? Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели? В чем конкретно заключается твоя цель? Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было? Как ты узнаешь, что достиг цели? Насколько от тебя зависит достижение цели? Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели? Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели? Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …? Почему эта цель важна для тебя? Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)? Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями? Каковы возможные осложнения и последствия, если цели не удалось достичь? К какому времени реалистично или необходимо достичь цели? Какое влияние это окажет на твою жизнь? Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?
2. Этап планирования эффективных действий для достижения

цели.
Примерные вопросы : Как ты можешь достичь цели? В соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый
простой? Самый рациональный? Самый эффективный? Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще? Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще? Взгляд на способы деятельности из будущего : Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному? Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия? Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?
3. Этап реализации плана (приверженность цели).
Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся. Примерные вопросы: Почему эта цель важна для тебя? Как ты можешь пойти дальше? Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней. А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по- другому? А если еще на один балл? И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.
4. Этап завершения (рефлексия).
Примерные вопросы: Как ты поймешь, что достиг цели? Какие самые важные вехи ты замечаешь? Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача? Как эти задачи были взаимосвязаны? Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?Что ценного ты получил для себя в процессе подготовки? Чему научился? Чему удивился? Что нового испытал и узнал о себе? Достигнута ли цель, которую ставил перед собой вначале? А если бы тебе сейчас снова надо было произвести то же действие, что ты сделал уже по-другому?
Стимулируя рефлексию обучающихся по осмыслению своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, учитель создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития. Применяемые эффективные приёмы коучинга разнообразны: лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений, использование мотивационных слов, тоны голоса, метод глубинного слушания, партнерское сотрудничество, линии времени, техники «Ценностный образ», «Стратегия гениальности», «Корневая ценность», «Стейклхолдеры», «Стол менторов», мозговой штурм WORLD CAFE и многие другие. Диапазон возможностей коучинговой технологии гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение коучинговой технологии в преподавании русского языка и литературы помогает формированию учебно-познавательной мотивации современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Литература
1.Андреева М.О. Коучинг как профессионально-педагогическая компетентность современного учителя// Научно-методический журнал «Региональная школа управления» – Ростов-н/Д.- 2013.- №1- с. 11-14 2.Гульчевскя, В.Е. Коучинг — инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально-личностном развитии учащихся // Научно методический журнал «Региональная школа управления». — Ростов н/Д.- 2013. - No 1.-с.3-10 3.Деревянченко О.В. Использование Шкалы достижения цели при подготовке к метапредметной олимпиаде младших школьников// Научно-методический журнал «Региональная школа управления». - Ростов н/Д - 2013.- №1-с.71-75
4.Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2004. – №1. – С. 46–49. 5.Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с. 6.И.В.Паю. Использование коучингового подхода при проведении обобщения и систематизации знаний учащихся по физике // Научно-методический журнал «Региональная школа управления». - Ростов н/Д.- 2013.- №1.- с.44-48 7. Евтюхова В.С. Мастер-класс «Школа нового века. Система внедрения принципов коучинга в образовательный процесс»/ 8. Пырков В. Коучинговый подход в обучении старшеклассников как технология реализации современного образования/