Напоминание

"Проектная деятельность в начальной школе"

Автор: Чупринова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: посёлок Новокавказский,Ставропольский край
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Проектная деятельность в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проектная деятельность в начальной школе.

Из опыта работы.

Одной

из

приоритетных

задач

современной

школы

является

создание

необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого

ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего,

мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие

из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе,

чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит

к этому вопросу индивидуально.

Я в своей практике использую метод проектов, в ходе которого дети

приобретают исследовательский и творческой опыт.

Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка,

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих

силах.

Проект

это

самостоятельная,

творческая,

завершённая

работа,

выполняемая под руководством учителя.

Цель

проектной

деятельности: Создание

условий,

при

которых

учащиеся

самостоятельно

приобретают

недостающие

знания

из

разных

источников,

учатся

пользоваться

приобретёнными

знаниями

для

решения

познавательных и практических задач.

Проектная

деятельность

ориентирует

детей

на

коллективную,

групповую,

парную

и

индивидуальную

работу.

Проектная

деятельность

предлагает

выход

за

границы

учебника

во

внеурочную

деятельность.

Проектная

деятельность

является

технологией,

обеспечивающей

рост

личности

ребенка,

позволяет

фиксировать

этот

рост,

вести

ребенка

по

ступенькам роста - от проекта к проекту.

Каковы принципы организации проектной деятельности?

• Проект должен быть посильным.

• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.

• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение

выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся

делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.

• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

Результатом работы над проектом, является продукт.

Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего

продукта.

Продукты, которые могут получить дети в результате проектной

деятельности:

1. Газета

2. Игра

3. Костюм

4. Альбом

6. Спектакль

7. Урок

8. Публикация

9. Справочник

10. Презентация

11. Учебное пособие

12. Буклет

13. Афиша

14. Устный журнал

15. Тематические выставки рисунков, поделок

16. Диафильм

17. Набор открыток

18. Памятка

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной

деятельности – презентация проекта.

Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся

докладывают

о

проделанной

ими

работе.

Как

правило,

защита

проектов

осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме

того,

иногда

целесообразно

попросить

детей

подготовить

небольшое

выступление с рассказом о своем проекте.

Виды проектов

Практико – ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Ролевой проект

Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно, с

первого класса. Сначала это были небольшие творческие и информационные

проекты: ролевые игры, игровые проекты, выставки рисунков и поделок,

фотогазеты

к

различным

мероприятиям,

датам и т.д. Это краткосрочные

проекты продолжительностью от 1 урока до недели.

С

первоклассниками

мы

работала

над

проектом

«Буковка»,

который

проводится

в

школе

традиционно

каждый

год.

Информационный

проект

направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа,

обобщения и представления для широкой аудитории.

Цель

проекта:

формирование

положительной

мотивации;

активизация

познавательных процессов на уроках обучения грамоте и письма; развитие

творческого потенциала обучающихся 1 класса

Задачи:

Закрепить знания букв русского алфавита;

Научить учащихся подбирать материал на нужную тему

Развивать

познавательные

способности,

творческое

воображение

и

мышление

Формировать интерес, положительную мотивацию к обучению чтению;

Совершенствовать, обогащать словарный запас, воспитывать трудолюбие;

Прививать интерес к приобретению знаний;

Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Наш проект про буквы для начальной школы мы составили из разделов:

1.

На что похожа буква

2.

Занимательный

материал

(загадки,

скороговорки,

пословицы,

кроссворды, ребусы, шарады)

3.

Крылатые фразы и выражения со словами где встречается изучаемая

буква

4.

Веселые стихи

5.

Картинка - буква своими руками

Проект на тему "

Буковка

" каждый ученик класса оформил на листе формата

А 4 и на утреннике «Прощание с букварём» защитил свою работу.

К выполнению практико – ориентированного проекта

«Помоги пернатому другу» во втором классе я привлекла и родителей,

которые помогали детям советом, информацией и практической помощью.

Цель: организовать «столовые» для зимующих птиц.

Задачи:

1) Найти информацию о зимующих птицах в городе;

2) Изучить, чем питаются птицы;

3)Провести акцию по сбору птичьего корма;

4) Изготовить кормушки;

5) Разместить кормушки на на пришкольном участке;

6) Следить за кормушками, обновлять корм;

С большим увлечением ребята работали над творческим проектом

«Танк –герой»

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей

детей в процессе реализации творческого мини-проекта.

Задачи проекта:

Обогатить

представления

детей

о

роли

техники

в

победе

над

фашистскими захватчиками;

Познакомить детей с военной техникой времен ВОВ;

Развивать

творческие

способности

детей

в

процессе

продуктивной

деятельности;

Воспитывать любовь и Родине, уважение к ветеранам войны.

.

Постепенно уровень сложности повышался. В 3-4 классах мои ученики

стали выполняют уже исследовательские проекты.

Исследовательский проект

по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает актуальность темы, задачи исследования, выдвижение

гипотезы с проверкой, обсуждение полученных результатов их оформление и

защиту

проекта.

Это

результат

скоординированных

совместных

действий

группы

или

нескольких

групп

учащихся, специально

организованный

учителем,

завершающийся

созданием продукта

и

его

представлением

в

рамках устной или письменной презентации.

Исследовательский проект

требует слаженной кропотливой работы в течении нескольких недель или

месяцев. В ходе работы над проектом у учителя и учеников свои роли.

Роль учителя в работе над проектом

1.Помогает

определить

цель

деятельности,

рекомендует

источники

получения информации.

2.Предлагает возможные формы работы

3.Создает условия для активности школьника.

4.Содействует обобщению результатов.

5.Помогает оценить полученный результат

Роль ученика

1.Определяет цель деятельности.

2.Открывает новые знания или способы деятельности

,выбирает

пути решения

3.Активен, собирает информацию.

4.Обобщает результат.

5.Представляет продукт своей деятельности

О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому

из

них

учащие ся

подходят

творче ски,

проявляют

м а кс и м ум

самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего

проекта

Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики,

можно назвать следующие:

Проект ««Шоколад – вред или польза?» (3 класс) , занявший 2

место в научно-практической конференции младших школьников

«Ученье с увлечением – старт в науку»

Проект «Сколько весит портфель? (4 класс), зянявший 1место в

2017 году.

Отмечу правила успешности проектной деятельности в группах:

• В команде нет лидеров, все равны.

• Команды не соревнуются.

• Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с

другом .

• Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

• Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не

должно быть «спящих партнеров».

• Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Программы

в

начальной

школе

разработаны

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования и предполагают организацию проектной деятельности. Сейчас я

работаю в 1 классе по УМК « Школа России»

Учебные комплекты, дидактический материал и другие пособия УМК

«

Школа

России»

отвечают

требованиям

нового

стандарта.

Учебники,

разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в

умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути

учебник

«Окружающий

мир»

является

одним

из

ведущих

звеньев

в

проектной деятельности учащегося в урочное время. Мы уже попробовали

силы в учебных проектах «Моя семья» и «Моя малая родина». Проекты

предусмотрены программой также на уроках математики, технологии и ИЗО.

А во внеурочной деятельности никак не обойтись без творческих проектов.

Для чего нужны проекты?

Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности

обусловлена следующими положениями:

Прежде

всего

работа

над

проектами

является

одним

из

способов

формирования универсальных учебных действий:

• организационных (регулятивных),

• интеллектуальных (познавательных),

• оценочных (личностных),

• коммуникативных.

Кроме того, работа над проектами позволяет:

• обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от

успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

• научиться применять полученные знания,

• организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Проектная деятельность формирует целостную систему универсальных

знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие

современное качество образования.

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и

становиться некой панацеей, его следует использовать как дополнение к

другим “видам обучения”. И, как показывает опыт работы, проектный метод

обучения

успешно

применяется

в

начальной

школе.

Он

может

быть

использован в изучении любого предмета на уроках, и во внеклассной работе.

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален.

Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому

эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому незаменим.

Этот вид деятельности интересен учащимся. Поэтому работу в данном

направлении я буду вести и дальше.

Спасибо за внимание!

Проектная деятельность

в начальной школе.

Из опыта работы.

Подготовила: Чупринова И.М.