Напоминание

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Автор: Авшарян Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Биробиджана
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность дошкольного и начального общего образования
Дата публикации: 10.07.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Авшарян Светлана Михайловна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия№1»

Г. Биробиджан, ЕАО

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Поступление ребенка в 1 класс – это сложное испытание и для него самого,

и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было

комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную

жизнь? Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения

обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к

среднему

звену

5

классам.

Школа,

как

преемник

дошкольной

ступени

образования

не

строит

свою

работу

с

«нуля»,

а

подхватывает

достижения

ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, задействуя и

развивая накопленный им потенциал. Осуществление преемственности помогает

выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение

имеющихся

традиций.

Несоблюдение

правила

преемственности

в

общей

системе обучения и воспитания часто становится причиной дезатаптации а,

следовательно, ухудшения здоровья ученика и учителя.

Цель работы школы по преемственности - предупреждение и преодоление

трудностей адаптационного периода у первоклассников, сохранение их здоровья

и эмоционального благополучия.

Задачи организации преемственности:

1. Обеспечить эмоционально комфортные условия ребенку, поступающему

в 1 класс

2. Помочь учителю в поиске наиболее эффективных путей взаимодействия с

учениками в период их адаптации к школе

3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.

4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях

данного

возрастного

периода.

Оказывать

им

психологическую

помощь

и

поддержку.

5. Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и

воспитателей.

6.

Способствовать

повышению

уровня

психолого-педагогической

компетентности учителей и родителей.

Субъекты организации преемственности:

воспитатели детского сада

учителя

родители

дети

Преемственность

в

школе

осуществляется

по

трем

направлениям:

методическая работа, учебный процесс, воспитательная деятельность.

В

методическом

плане

можно

провести

такие

совместные

заседания

методического объединения по темам:

«Преемственность в программах по обучению грамоте и письму»

«Преемственность в речевом развитии»

«Преемственность в стандартах дошкольных учреждениях и школе»

«Развитие мелкой моторики руки»

Такая форма работы как «круглый стол» позволяет более полно получить

информацию

о

будущих

учениках

школы.

За

круглым

столом

обсуждаются

следующие вопросы:

Особенности детского коллектива:

Есть ли дети, у которых возникают трудности в общении?

Есть ли в коллективе лидеры?

Есть ли дети, которых «не принимают»?

Есть ли дети, отличающиеся агрессивным поведением?

Индивидуальные особенности детей.

Есть ли гиперактивные дети?

Есть ли дети застенчивые и тревожные?

Есть ли дети, не выполняющие общие правила?

Понятие «школьная зрелость».

На заседаниях методического объединения составляется план совместной

работы воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. По

мере необходимости проводятся индивидуальные консультации и собеседования.

Результатом

таких

совместных

заседаний

являются

методические

рекомендации, которых придерживаются и сотрудники дошкольного учреждения

и учителя начальных классов. В школе стараются создать комфортные условия

для детей: это и уголки релаксации, где ребенок может расслабиться и полежать, и

элементы игровой деятельности на уроках, и, конечно же здоровьесберегающие

технологии.

Формы преемственности в учебном процессе:

Диагностика готовности детей к школе.

Открытые занятия и уроки.

Школа будущих первоклассников «Малышок».

Ключевой момент в реализации преемственности – определение сущности

готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Диагностика

готовности детей к школе, проводимая психологом в дошкольном учреждении, а

также в период адаптации школьным психологом, позволяет учителям увидеть

уровень

сформированности

мотивации

к

школе,

развития

мелкой

моторики,

умения точно выполнять предъявляемые требования.

Для осуществления преемственности в учебном процессе на базе нашего

образовательного учреждения в течение многих лет успешно работает школа

будущего первоклассника «Малышок». Главной целью которой является развитие

у

детей

будущих

первоклассников

предпосылок

успешного

обучения,

обеспечение детям плавного вхождения в систематическое обучение. Основными

методами

работы

являются:

сюжетно-ролевые

игры,

дидактические

игры

и

упражнения. Занятия в такой школе влияют на формирование у детей социальной

позиции

школьника:

умения

взаимодействовать

со

сверстниками,

выполнения

требований

учителя

и

умения

контролировать

свое

поведение.

Занятия

обеспечены

наглядным,

а

так

же

обширным

текстовым

и

тренировочным

материалом, интересным и доступным для детского восприятия.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по

содержанию

обучения

и

воспитания,

так

и

по

методам,

приемам,

организационным

формам

учебно-воспитательной

работы.

Учитель

начальной

школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы,

часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс

обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и

тем

самым

формирует

у

дошкольников

предпосылки

учебной

деятельности.

Занятия

как

форма

обучения

в

детском

саду

предшествуют

уроку

в

школе.

Основными формами в воспитательном процессе являются:

Экскурсии будущих первоклассников по школе.

Взаимодействие с родителями будущих первоклассников.

Совместные воспитательные мероприятия

Одно из самых ярких мероприятий – это экскурсия. Во время ее проведения

детям необходимо показать учебный класс, рассказать о школьной форме, об

эмблеме

школы.

Учителя

музыки,

изобразительного

искусства,

физической

культуры проводят мастер-классы.

Ученики

начальных

классов

участвуют

в

совместных

концертах

«Наши

таланты» на базе дошкольных учреждений.

В рамках взаимодействия с родителями рекомендуется проводить серию

родительских собраний, первое из которых посвящено моменту поступления в

первый класс «У школьного порога». Проводится такое собрание задолго до того,

как ученики поступят в школу. Каждому родителю вручается информационный

лист «Ребенок идет в школу!» С родителями проводится просветительская работа

(консультации, индивидуальные беседы, анкетирование) по повышению уровня

подготовки детей к школе. В мае традиционно проходит родительское собрание,

на

котором

родителям

предлагается

презентация

об

истории

школы,

ее

традициях и буклет о школе. Родители будущих первоклассников знакомятся с

учителями, с особенностями образовательных программ.

План родительского собрания для будущих первоклассников.

1. Презентация о школе.

2. Представление административной команды, сопровождающей начальную

школу.

3. Повествования об особенностях программ, по которым работают учителя

начальной школы. Предупреждение о возможных трудностях.

4. Информирование родителей о требованиях к школьной форме.

Дальнейшее

взаимодействие

с

родителями

проходит

в

форме

индивидуальных

консультаций,

анкетирования

по

вопросам

трудностей

адаптационного вопроса.

Таким

образом,

целью

дошкольных

учреждений

является

всестороннее

общее

развитие

ребенка,

формирование

личностных

качеств.

Начальное

образование продолжает развивать детей наряду с освоением важнейших учебных

навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.

Преемственность же позволяет понять особенности и возможности плавного, не

травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.