Автор: Авшарян Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Биробиджана
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность дошкольного и начального общего образования
Авшарян Светлана Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия№1»
Г. Биробиджан, ЕАО
Преемственность дошкольного и начального общего образования
Поступление ребенка в 1 класс – это сложное испытание и для него самого,
и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было
комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную
жизнь? Начальные классы как особое звено системы воспитания и обучения
обращены одной стороной к дошкольным учреждениям, а другой стороной к
среднему
звену
5
классам.
Школа,
как
преемник
дошкольной
ступени
образования
не
строит
свою
работу
с
«нуля»,
а
подхватывает
достижения
ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, задействуя и
развивая накопленный им потенциал. Осуществление преемственности помогает
выработать единые подходы в обучении и воспитании, обеспечивает сохранение
имеющихся
традиций.
Несоблюдение
правила
преемственности
в
общей
системе обучения и воспитания часто становится причиной дезатаптации а,
следовательно, ухудшения здоровья ученика и учителя.
Цель работы школы по преемственности - предупреждение и преодоление
трудностей адаптационного периода у первоклассников, сохранение их здоровья
и эмоционального благополучия.
Задачи организации преемственности:
1. Обеспечить эмоционально комфортные условия ребенку, поступающему
в 1 класс
2. Помочь учителю в поиске наиболее эффективных путей взаимодействия с
учениками в период их адаптации к школе
3. Разработать пути коррекции проблем дезадаптации.
4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях
данного
возрастного
периода.
Оказывать
им
психологическую
помощь
и
поддержку.
5. Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и
воспитателей.
6.
Способствовать
повышению
уровня
психолого-педагогической
компетентности учителей и родителей.
Субъекты организации преемственности:
воспитатели детского сада
учителя
родители
дети
Преемственность
в
школе
осуществляется
по
трем
направлениям:
методическая работа, учебный процесс, воспитательная деятельность.
В
методическом
плане
можно
провести
такие
совместные
заседания
методического объединения по темам:
«Преемственность в программах по обучению грамоте и письму»
«Преемственность в речевом развитии»
«Преемственность в стандартах дошкольных учреждениях и школе»
«Развитие мелкой моторики руки»
Такая форма работы как «круглый стол» позволяет более полно получить
информацию
о
будущих
учениках
школы.
За
круглым
столом
обсуждаются
следующие вопросы:
Особенности детского коллектива:
Есть ли дети, у которых возникают трудности в общении?
Есть ли в коллективе лидеры?
Есть ли дети, которых «не принимают»?
Есть ли дети, отличающиеся агрессивным поведением?
Индивидуальные особенности детей.
Есть ли гиперактивные дети?
Есть ли дети застенчивые и тревожные?
Есть ли дети, не выполняющие общие правила?
Понятие «школьная зрелость».
На заседаниях методического объединения составляется план совместной
работы воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальных классов. По
мере необходимости проводятся индивидуальные консультации и собеседования.
Результатом
таких
совместных
заседаний
являются
методические
рекомендации, которых придерживаются и сотрудники дошкольного учреждения
и учителя начальных классов. В школе стараются создать комфортные условия
для детей: это и уголки релаксации, где ребенок может расслабиться и полежать, и
элементы игровой деятельности на уроках, и, конечно же здоровьесберегающие
технологии.
Формы преемственности в учебном процессе:
•
Диагностика готовности детей к школе.
•
Открытые занятия и уроки.
•
Школа будущих первоклассников «Малышок».
Ключевой момент в реализации преемственности – определение сущности
готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Диагностика
готовности детей к школе, проводимая психологом в дошкольном учреждении, а
также в период адаптации школьным психологом, позволяет учителям увидеть
уровень
сформированности
мотивации
к
школе,
развития
мелкой
моторики,
умения точно выполнять предъявляемые требования.
Для осуществления преемственности в учебном процессе на базе нашего
образовательного учреждения в течение многих лет успешно работает школа
будущего первоклассника «Малышок». Главной целью которой является развитие
у
детей
–
будущих
первоклассников
–
предпосылок
успешного
обучения,
обеспечение детям плавного вхождения в систематическое обучение. Основными
методами
работы
являются:
сюжетно-ролевые
игры,
дидактические
игры
и
упражнения. Занятия в такой школе влияют на формирование у детей социальной
позиции
школьника:
умения
взаимодействовать
со
сверстниками,
выполнения
требований
учителя
и
умения
контролировать
свое
поведение.
Занятия
обеспечены
наглядным,
а
так
же
обширным
текстовым
и
тренировочным
материалом, интересным и доступным для детского восприятия.
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по
содержанию
обучения
и
воспитания,
так
и
по
методам,
приемам,
организационным
формам
учебно-воспитательной
работы.
Учитель
начальной
школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы,
часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс
обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и
тем
самым
формирует
у
дошкольников
предпосылки
учебной
деятельности.
Занятия
как
форма
обучения
в
детском
саду
предшествуют
уроку
в
школе.
Основными формами в воспитательном процессе являются:
•
Экскурсии будущих первоклассников по школе.
•
Взаимодействие с родителями будущих первоклассников.
•
Совместные воспитательные мероприятия
Одно из самых ярких мероприятий – это экскурсия. Во время ее проведения
детям необходимо показать учебный класс, рассказать о школьной форме, об
эмблеме
школы.
Учителя
музыки,
изобразительного
искусства,
физической
культуры проводят мастер-классы.
Ученики
начальных
классов
участвуют
в
совместных
концертах
«Наши
таланты» на базе дошкольных учреждений.
В рамках взаимодействия с родителями рекомендуется проводить серию
родительских собраний, первое из которых посвящено моменту поступления в
первый класс «У школьного порога». Проводится такое собрание задолго до того,
как ученики поступят в школу. Каждому родителю вручается информационный
лист «Ребенок идет в школу!» С родителями проводится просветительская работа
(консультации, индивидуальные беседы, анкетирование) по повышению уровня
подготовки детей к школе. В мае традиционно проходит родительское собрание,
на
котором
родителям
предлагается
презентация
об
истории
школы,
ее
традициях и буклет о школе. Родители будущих первоклассников знакомятся с
учителями, с особенностями образовательных программ.
План родительского собрания для будущих первоклассников.
1. Презентация о школе.
2. Представление административной команды, сопровождающей начальную
школу.
3. Повествования об особенностях программ, по которым работают учителя
начальной школы. Предупреждение о возможных трудностях.
4. Информирование родителей о требованиях к школьной форме.
Дальнейшее
взаимодействие
с
родителями
проходит
в
форме
индивидуальных
консультаций,
анкетирования
по
вопросам
трудностей
адаптационного вопроса.
Таким
образом,
целью
дошкольных
учреждений
является
всестороннее
общее
развитие
ребенка,
формирование
личностных
качеств.
Начальное
образование продолжает развивать детей наряду с освоением важнейших учебных
навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.
Преемственность же позволяет понять особенности и возможности плавного, не
травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к другой.