Напоминание

Организация воспитательно-образовательного процесса в летний период"

Автор: Кутлушина Татьяна Семёновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 28 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Г. Чайковский
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: Организация воспитательно-образовательного процесса в летний период"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для воспитателей

«Организация воспитательно-образовательного процесса в летний

период»

Лето! Какая удивительная пора! Можно весь день гулять на свежем воздухе

среди зелёной травы, цветов, радоваться ласковому солнцу, пению птиц, вволю

наиграться

с

песком,

таким

прохладным

и

податливым,

с

водой,

не

боясь

забрызгать платье и намочить обувь.

Работа с детьми летом на воздухе не только полезна для здоровья, но и имеет

большое

воспитательное

значение,

она

помогает

развивать

у

дошкольников

интерес

и

любовь

к

природе,

бережное

к

ней

отношение,

формирует

художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности,

сноровку и изобретательность, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение.

А это – залог успешной подготовки ребёнка к новому жизненному этапу – к учёбе

в школе.

При

организации

летней

деятельности

стоит

отказаться

от

фронтальности.

Удобнее и целесообразнее привлекать детей к работе небольшими подгруппами по

4 – 6 человек, а порой и индивидуально.

Любимая детская деятельность в летний период – строительство из песка.

Главным

условием

организации

данной

работы

является

подготовка

песка

к

работе. Он должен быть чистым и влажным.

Организуя

работу,

чаще

сами

включайтесь

в

строительство,

объясняйте,

показывайте приёмы работы с материалом, помогайте детям развивать сюжет

игры. В процессе работы задавайте ребятам такие вопросы, которые способствуют

развитию у них изобретательности, стремления к творческому поиску: «Как из

горки сделать мост?», «Как с помощью шланга провести водопровод и налить

воду в бассейн?»

Играя, формируйте у ребят навыки общения. В группах младшего дошкольного

возраста

формируйте

умение

выражать

свои

мысли

и

желания:

«Пригласи

поиграть! Поблагодари за помощь! Угости кукол «пирожным» из песка».

Основная

задача

с

детьми

среднего

возраста

является

формирование

самостоятельности

и

навыков

самоуправления

в

процессе

совместной

деятельности с песком (небольшие подгруппы по 3 – 4 человека). Продолжайте

учить

детей

ставить

цель,

находить

конструктивные

решения

на

основе

имеющегося

опыта,

самостоятельно

или

с

помощью

взрослого

планировать

работу, вместе строить, объединяя свои постройки общим сюжетом, добиваться

конечной цели. Постоянно поощряйте совместное строительство: «Как дружно вы

трудитесь!

Какой

красивый

город

вы

построили!

Хорошо

бы

сохранить

постройку…»

Недопустимо, чтобы ребята бесцельно копались в песке. Скучая, они начинают

кидаться друг в друга песком, валяться…

Старших дошкольников можно научить делать ямки, горки, «печь куличики»,

строить мосты, дорожки. Делать скамеечки, ворота, стол, стул, будку для собаки.

Можно научить ребят строить высокую башню из трёх форм разного размера.

Ребята очень любят рыть в песке тоннели.

Строить можно и по темам знакомых сказок и разыгрывать сказочные сюжеты:

«Царевна – лягушка», «Заячья избушка», «Снежная королева».

Научите детей

новому приёму работы с песком. Через ладошки струйками пропускать «кашу –

малашу». Благодаря этому приёму можно строить высокие дворцы, замки, башни.

Для

игр

с

песком

дети

могут

использовать

бросовой

материал,

трафареты,

игрушки.

Украшайте

постройки

природно-бросовым

материалом,

яркими

трафаретами, они дополнят детские композиции и помогут разнообразить сюжет

игры.

В жаркие летние дни дети любят играть с водой.

Для игр с водой ребята могут сделать катамараны, яхты из молочных пакетов,

теплоходы

из

пенопласта,

можно

из

него

смастерить

лебедей,

осьминога,

дельфина…

Играем с ветром.

Для игр с ветром можно делать разные игрушки – вертушки, воздушного змея.

Для их изготовления понадобится бумага, картон, палочки, гвозди.

В ветреную погоду такого змея можно выпускать высоко в небо. А когда ветра

нет, с ним можно играть как с летуном.

Лето – благодатная пора для организации работы с природным материалом. Во

время

прогулок

привлекайте

внимание

детей

к

окружающей

природе,

не

проходите мимо причудливо изогнутых ветвей, корней, сучьев, древесных грибов,

разнообразных растений. Учите ребят любоваться этой красотой и многообразием,

наблюдать, находить сходство с живыми или сказочными существами.

Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие.

Оно

развивает

интерес

и

любовь

к

природе,

бережное

к

ней

отношение,

художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности,

сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение.

Учите собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора

бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки – сухие, а шишки, семена,

листья

опавшие.

К

сбору

природного

материала

привлекайте

детей

уже

с

младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые

веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Храните природный материал в коробках под крышками.

При изготовлении поделок советуем:

Не

пользоваться

при

скреплении

частей

пластилином,

так

как

такие

поделки не прочны, быстро теряют свой вид;

Не

окрашивать

природный

материал,

наша

задача

научить

детей

подчёркивать

его

естественную

красоту.

Гораздо

лучше

покрывать

поделки

бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочным и красивым;

Не использовать при оформлении другой материал, например - бумагу,

поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;

Не использовать тот материал, который может нанести ребёнку травму

или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).

Для

работы

с

природным

материалом

потребуется

подкладная

доска,

клей

казеиновый и ПВА, салфетка, кисточка, заострённая палочка (стека), ножницы.

Развивая

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

интерес

к

природному

материалу, рассматривайте его с детьми, ощупывайте, обращайте внимание на его

красоту, спрашивайте, на что похож, побуждайте малыша фантазировать, называя

образы. Так дети используют свои поделки в качестве подарков, в различных

играх, украшают ими игровые уголки. Сюжетные композиции используют для

настольного театра («Три медведя», «Репка», «Машенька и медведь»).

Такие композиции как «Три поросёнка», «Бременские музыканты», «Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка» и др., дети могут использовать, рассказывая друг

другу сказки, во время сюжетно-ролевых игр.

Ближе к осени под деревьями и кустами мы находим много красивых листьев.

Собирайте их с детьми, рассматривайте, любуйтесь красотой их окраски, формы.

Из

листьев

можно

создавать

чудесные

композиции,

оформить

гербарий,

изготовить

дидактические

игры

«С

какого

дерева

листок?»,

«Найди

пару»,

«Подбери по форме».

Хороши временные композиции на дощечках, картонках, когда элементы просто

выкладываются. Можно делать и аппликации на бумаге, мешковине, рогожке. Это

занятие особенно развивает вкус, фантазию, творчество детей.

Изящные красивые сувениры можно сделать из мелких морских и речных

камушков, ракушек. Сбор этого природного материала доставляет детям большое

удовольствие.

Предложите

детям

отбирать

камушки

необычно

окрашенные,

оригинальной формы, разного размера.

На каждом участке сада есть так называемые малые формы: домики, корабли,

машины

и

пр.,

которые

при

красочном

оформлении

способствуют

развитию

творческих и ролевых игр детей в течение всего дня.

Хорошо,

если

в

вашем

детском

саду

есть

бассейн,

но

если

нет,

то

не

огорчайтесь.

Пригодятся

другие

бассейны

или

другие

ёмкости,

которые

дети

наполняют водой с утра, чтобы вода нагрелась на солнце. Тогда можно, выйдя из

пляжа, поиграть с плавающими игрушками, помочить животик, облить ноги.

Что же еще можно сделать на участке для игры? Особенно интересно соорудить

театр.

Можно

сделать

три

варианта

домиков:

домик-ширма

(трёхстворчатый),

объёмный домик (на шесте) и подвесной.

Если детям объяснить правила игры и научить делать из бумаги гоночные

машины, то это занятие настолько увлечет ребят, что на некоторое время станет

любимым, поскольку игра очень увлекательна и азартна. Играть можно на столе,

на скамейке, на асфальте.

По команде дети дуют на них. По полированной поверхности они скользят

легко и быстро, но важно научиться так осторожно и сильно дуть, чтобы машинка

ехала по прямой и не упала со стола. Выигрывает тот, у кого машина быстрее

доберется до противоположного края стола.

Если дети играют на полу или на асфальте, то машинку передвигают щелчками,

в заднюю часть игрушки. Тут важно рассчитать силу щелчка, чтобы она двигалась

по прямой, ехала только по своей дорожке и не заезжала на соседнюю. Дорожки

чертятся

мелом

или

прокладываются

шнуры,

которые

являются

разметками.

Правила игры тоже устанавливаются всякий раз новые.