Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Автор: Усанина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 454
Населённый пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 454

Тема проекта:

«Нравственно – патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста»

Автор: Усанина Марина Валерьевна

Воспитатель МБДОУ детский сад

№454

г.Екатеринбург,

2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

3

6

8

13

14

15

17

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса

1.2.Анализ условий воспитательно-образовательного процесса

2.ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Анализ профессионализма за межаттестационный период

2.2.Программа саморазвития на 2014-2018 годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение №1. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

Приложение №2. Анкета для воспитателей «Моя система работы по

патриотическому воспитанию дошкольников»

Приложение №3. Диагностическая карта детей по теме: «Патриотическое

воспитание»

Приложение №4. План работы с педагогами

Приложение №5. План работы с родителями

Приложение №6. Перспективный план работы с детьми

по ознакомлению детей с Древней Русью

Приложение №7. Обрядовые праздники

ВВЕДЕНИЕ

2

Воспитание процесс длительный и сложный, требующий

своевременного руководства со стороны взрослых, поэтому патриотическое

воспитание следует осуществлять ещё с дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание дошкольников настолько важно, значимо,

сложно

и

многообразно,

что

на

каждом

историческом

конкретном

этапе

развития

страны

этот

вопрос

актуализируется

снова

и

снова.

В

разные

периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались

такие известные педагоги и исследователи, как К.Д Ушинский («Человек как

предмет

воспитания»);

С.А

Козлова,

М.Ю

Новицкая

(«Родной

дом»);

Е.В Соловьёва, Л.И Царенко («Наследие»); О.Л Князева («Как жили люди на

Руси»,

«Приобщение

детей

к

историкам

русской

народной

культуры»);

Н.В Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»); Н.Г Зеленова,

Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др.

В настоящее время становиться возможным строить образование с

учётом

многовекового

культурного

наследия

всех

народов

в

России,

реализовать «связь веков», целостность музыкального и устного фольклора,

изобразительного

искусства,

народного

и

декоративно-прикладного

искусства,

народных

традиций

и

обрядов,

по-другому

оценить

вклад

культуры русского и других народов России в мировую культуру. В этой связи

Концепция

дошкольного

воспитания

гласит:

«В

детстве

положительное

отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через

выделение

в

национальном,

общечеловеческого

начала:

основной

путь

воспитания здесь – это продвижение ребёнка к всеобщим гуманистическим

ценностям,

которые

раскрываются

через

приобщение

ребёнка

к

своей

национальной культуре – танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам.

При этом нельзя делать акцент на национальных особенностях в ущерб идее

общности

всех

людей

на

планете.

Детям

полезно

дать

элементы

этнографических и этнопсихологических представлений (используя слайды,

кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей). Следует

3

формировать

у

них

представление

о

многообразии

человеческих

языков

одновременно с положительным отношением к ним».

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

- одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. В Государственной

программе

«Патриотическое

воспитание

граждан

РФ»

патриотическое

воспитание

трактуется

как

«систематическая

и

целенаправленная

деятельность

органов

государственной

власти

и

организаций

по

формированию

у

граждан

высоко

патриотического

сознания,

чувства

верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и

конституционных обязанностей по защите интересов Родине».

Тема работы в межаттестационный период: нравственно-

патриотическое

воспитание

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

использованием фольклора.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для

целенаправленного

результативного

осуществления

воспитательно-

образовательного

процесса

необходимо

основательный,

теоретический

и

практический багаж. Поэтому тема по самообразованию: Привитие любви к

родному краю.

Цель работы: совершенствование нравственного воспитания, развития

личной

культуры

ребёнка,

как

основы

его

любви

к

родному

краю

с

использованием фольклора.

Задачи:

1.

Изучить

передовой

опыт

по

данной

теме,

познакомиться

с

методическими

рекомендациями

по

организации

работы

по

нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста;

2.

Воспитывать

в

душе

каждого

ребёнка

любознательность,

чувство

красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к

своему народу, его обычаям, традициям;

3. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки,

песенки, пословицы, поговорки;

4

4.

Формировать

интерес

каждого

дошкольника

к

истории

своего

города,

края,

страны,

основы

экологической

культуры,

гуманного

отношения

ко

всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта,

в названиях улиц и т.д.).

Объект: нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста. Предмет: русский народный фольклор в воспитании

дошкольников.

Работа по теме велась в следующих направлениях:

подбор и изучение литературы по теме;

анализ

воспитательно-образовательной

работы

по

нравственно-

патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста;

формирование

цикла

занятости

по

нравственно-патриотическому

воспитанию с использованием фольклора;

проведение мониторинга среди детей старшего дошкольного возраста по

выявлению уровня усвоения программы по нравственно-патриотическому

воспитанию;

обобщение полученных данных, формирование рекомендаций для педагогов

и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

5

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ И ОБЩАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Анализ результатов воспитательно-образовательного процесса.

Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотизма у

детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора осуществлялась

на базе по трём направлениям:

Работа с детьми

старшего дошкольного

возраста

Работа с родителями

Работа с педагогами

внутри педагогического

коллектива

-

и г р ы

( с ю ж е т н о -

ролевые,

подвижные,

дидактические),

-

занятия

(групповые,

подгрупповые),

- целевые прогулки,

- развлечения,

- беседы,

-

т р у д о в а я

деятельность.

- консультации,

-родительские

собрания,

- анкетирования,

- совместная досуговая

деятельность,

-

с о в м е с т н а я

творческая

деятельность.

-

в ы с т у п л е н и я

н а

педагогических

советах,

- консультации,

- презентация занятий,

-

к о л л е к т и в н ы е

просмотры,

- анкетирование.

Работа была сбалансирована на три этапа: констатирующий,

формирующий и контрольный. В результате опроса детей на начальном этапе

было выявлено следующее: только 14% детей среднего уровня требований

программ

по

патриотическому

воспитанию,

остальные

же

86%

-

имеют

только низкий уровень. Также была проведена диагностика знаний детей о

родной культуре. Результаты диагностики показали: высокий уровень знаний

детей составляет 5%, средний – 27%, низкий – 68%. Только 2 человека (7,1%)

из 28 опрошенных детей ответили на все заданные вопросы. Некоторые

дети – не могли ответить на большинство вопросов.

Результаты диагностики показывают очень ограниченный запас знаний

в

следующих

вопросах:

знаний

русских

пословиц

и

поговорок,

знание

народных праздников – Рождество и Пасха.

Детям был предложен выбор героев мультипликационных фильмов и

6

сказок,

а

так

же

возможность

выбора

желаемых

картинок-раскрасок.

В

результате

мы

увидели,

что

дети

в

основном

отдают

предпочтение

современным иностранным героям.

Для наиболее полной оценки начального уровня эксперимента было

проведено

исследование

педагогической

компетентности

родителей

и

воспитателей в формировании патриотизма у детей. С целью выявления

знаний

родителей

по

патриотическому

воспитанию,

а

также

их

заинтересованность в данной работе, были составлены анкеты (приложение

№1).

Родители

в

ходе

анкетирования

показали

высокий

уровень

знаний,

однако

не

проявили

особого

желания

знакомить

детей

с

русским

героическим эпосом, приобщить к народной культуре.

Поскольку работа с детьми по формированию патриотизма не может

проводиться педагогами, не обладающими определёнными знаниями, среди

воспитателей,

было

проведено

анкетирование

для

уровня

готовности

и

возникающих

затруднений

в

организации

работы

по

патриотическому

воспитанию детей дошкольного возраста (приложение №2). В анкетировании

приняли участие 10 педагогов. Анализ анкет позволяет сделать следующие

выводы:

все

педагоги

знают

задачи

патриотического

воспитания,

при

этом

систематизировать

свою

работу

могут

только

педагоги,

имеющие

стаж

педагогической работы более 10 лет;

владея

теоретическими

знаниями

о

формах

и

методах

патриотического

воспитания, педагоги не умеют подобрать виды совместной деятельности с

детьми и формы работы с родителями.

Кроме того, для выявления знаний педагогов о русской национальной

культуре была составлена диагностическая карта по определению уровня

готовности педагогов к приобщению детей к русской народной культуре

которая выявила следующие:

уровень знаний педагогов о русской народной культуре является высоким,

7

не

все

педагоги

понимают

необходимость

приобщения

детей

к

русской

национальной культуре.

На основе полученных данных я сделала вывод, что на втором этапе

предстоит

большая

работа,

в

которую

нужно

вовлечь

музыкальных

руководителей, а также родителей, так как, семья занимает ведущие с место в

системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке

общества

начинается

процесс

воспитания

личности,

формирования

и

развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в ДОУ. Перед

собой я поставила задачу рассказать родителям в форме бесед, консультаций

о

целях

моей

работы

по

формированию

патриотизма

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Постаралась

показать

родителям

значимость,

ценность

нашей

работы,

(приложение

№4).

А

также

запланировала

целенаправленную работу с педагогами (приложение №5). В работе было

намечено

задействовать

воспитателей

старших

групп,

музыкального

руководителя, инструктора по физической культуре, учителя - логопед.

1.2. Анализ условий воспитательно-образовательного процесса.

Учитывая нижеперечисленные условия, мною была разработана система

работы со всеми участниками воспитательно – образовательного процесса, а

также

перспективный

план

работы

с

дошкольникам

по

формированию

патриотизма

с

использованием

всех

видов

фольклора

(приложение

№6).

Задачи,

поставленные

мной,

были

реализованы

в

различных

видах

деятельности,

в

том

числе

игровой,

где

были

созданы

условия

для

использования впечатлений, полученных на занятиях. Работа проводилась в

системе. Каждая неделя была посвящена определённой теме:

«Дело мастера боится».

«Осенины».

«Основные ремёсла Руси: гончарное, кузнечное».

«Мир человека: между своим и чужим».

8

«История возникновения сказочных героев».

«Прикладные ремёсла древних славян».

«Новый год. Новогодние традиции».

«Страшные вечера: Рождество Христово и Зимние Святки».

«Хлеб – всему голова».

«Край родной, навек любимый».

«Родина наша – колыбель героев».

«Мы сохраним тебя, русская речь».

Планирование мероприятий по темам в режиме дня включало в себя:

Проведение бесед, игр-бесед, которые планировались

дифференцированно в утренние и вечерние часы;

дидактические игры в индивидуальной форме в удобное для

воспитателя и ребёнка время;

игры-путешествия, экскурсии проводились во время занятий по

соответствующей тематике по разделам образовательной программы и

за счёт времени, отведённого на прогулку;

досуговые мероприятия (спортивные, интеллектуальные игры, развлечения,

сюжетно-ролевые и творческие игры, праздники) организовывались в тесном

взаимодействии

со

специалистами

детского

сада

(музыкальным

руководителем, инструктором по ФИЗО, зам. зав ЗМР).

Были проведены:

беседы

«Русские

богатыри»,

У

нас

в

гостях

Марьюшка

и

Иванушка»,

«Русские матрёшки»;

игры-путешествия «Масленица», «Вот так конь!», «Кот Васька»;

игры-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»;

игра-развлечение «Осенины»;

физкультурные праздники «Богатыри земли Русской», «Богатыри спешат на

помощь»;

фольклорный праздник «А у нас сегодня капустник»;

9

литературная композиция «Храбрые славны во веки…»;

праздники «Осенняя ярмарка», «Новогодняя сказка»;

занятия художественно-эстетического цикла ( рисование, лепка, аппликация,

музыка).

Во второй половине дня проводиться просмотр мультфильмов

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»,

«Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Князь Владимир» и др.

Один раз в месяц проводились тематические дни «Путешествие в

прошлое России». Деятельность педагогического коллектива и детей в этот

день полностью посвящалась истории и культуре России, традициям быта и

праздника на Руси, воспитатели максимально использовали в своей речи

русские пословицы и поговорки, читали детям русские народные сказки,

пели русские народные песни во время укладывания детей спать, во время

проведения досуговых мероприятий.

Особо яркие впечатления получили

дети

от

серии

занятий

по

древней

Руси.

Такая

планомерная

работа

способствовала тому, что дети были переполнены гордостью за то, что они

являются россиянами. Им хотелось, как можно больше узнать о своей стране,

попутешествовать

по

самым

известным

местам.

Пользуясь

такой

заинтересованностью детей, я старалась показать, что родная страна славна

своей историей, традициями. В связи с этим я проводила консультации,

организовывала индивидуальные беседы с родителями дошкольников с тем,

чтобы родители могли самостоятельно рассказать о России, показать детям

памятные места. Мне хотелось тактично напоминать родителям, что их жизнь

является примером для ребёнка, обладающего высокой подражательностью.

В течение всего межаттестационного периода проводилась активная

работа с педагогами. В работе были задействованы воспитатели старших

групп,

музыкальный

руководитель,

инструктор

по

физической

культуре,

учитель - логопед, заместитель заведующего по ВМР. Воспитатели, педагоги,

а

так

же

родители

получили

огромное

удовлетворение

от

проделанной

10

работы. Ведь дети - наше будущее, важно своевременно научить их любить и

беречь все, что сделано старшим поколением: свободу, независимость, мир,

отечество.

В процессе работы по формированию патриотизма у детей старшего

дошкольного

возраста,

используя

фольклор

как

часть

русской

народной

культуры

во

всех

видах

деятельности,

я

увидела,

что

первоначальные

результаты диагностики изменились. После проведения повторного опроса и

диагностики высокий уровень знаний о родной культуре, патриотического

воспитания составил уже 21%, средний 76%. а низкий 3%. Причём низкий

уровень показали дети, которые по различным причинам не посещали или

редко

посещали

детский

сад.

Полученные

результаты

опытно-

экспериментальной работы свидетельствует о том, что у детей старшего

дошкольного возраста уровень знаний о родной культуре, истории, русском

наследие повысился по сравнению с констатирующим этапом эксперимента.

Это

свидетельствует

о

положительном

использовании

в

практике

целого

комплекса мероприятий по работе с детьми, их родителями и педагогами

дошкольного

учреждения.

Интересны

результаты

выбора

детьми

героев

Мультипликационных

фильмов

и

сказок,

а

так

же

возможность

выбора

желаемых

картинок

-

раскрасок

после

проведённой

экспериментальной

работы. Дети теперь стали выбирать былинных героев, русских красавец,

традиционные народные игрушки. Отношение, интерес и активность детей в

проводимых мероприятиях на начало и окончание эксперимента показали,

что значительно взрос интерес к русской народной культуре, дети стали

активнее принимать участие в народных праздниках. Кроме того, повторное

анкетирование родителей с целью выявления их заинтересованности в работе

по

патриотическому

воспитанию

показало,

что

родители

стали

чаще

разговаривать

с

детьми

на

темы

патриотизма,

совместно

с

детьми

изготавливать

предметы

декоративно

-

прикладного

искусства.

Таким

образом, среди педагогов повысился интерес к изучению истории России,

русской культуры с детьми старшего дошкольного возраста, это объясняется

11

активным

участием

педагогов

в

жизни

дошкольного

учреждения.

Проведение

педагогами

дошкольного

учреждения

в

своих

группах

целенаправленной

систематической

работы

по

вопросам

патриотического

воспитания детей старшего дошкольного возраста оказался показательным

для педагогов их групп младшего дошкольного возраста.

В результате исследования по данной теме я пришла к выводу о

необходимости использования загадок, пословиц, поговорок, других форм

фольклора,

как

важного

средства

воспитания

патриотических

чувств

не

только

у

детей

старшего

дошкольного

возраста,

но

и

у

детей

других

возрастов.

2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Анализ профессионализма за межаттестационный период.

12

Вся проделанная работа в межаттестационный период свидетельствует о

том,

что

проблема

нравственно-патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста актуальна и сегодня. В современной ситуации в работе

по

патриотическому

воспитанию

детей

стал

всё

очевиднее

проявляться

огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной

традиции.

Всё

это

требует

от

педагогов

самосовершенствования

и

повышения

профессиональной

компетентности.

В

процессе

анализа

выделены противоречия:

между

высокими

требованиями,

предъявляемыми

к

педагогу

в

условиях

реформирования

системы

образования

и

необходимостью

постоянного

совершенствования профессиональной компетентности;

между

необходимостью

формировать

у

детей

представления

о

разных

профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых

для общества и детей;

между возможностью активных форм и методов работы с родителями и

совершенствованием методического и информационного обеспечения.

Обозначены проблемы:

повышение

собственного

профессионализма,

отвечающего

требованиям

современной образовательной политики;

совершенствование

педагогических

условий

воспитания

и

образования

детей;

формирование

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

представлений

о

культуре русского народа, его ценностях и особенностях;

просвещение родителей в области использования фольклора в воспитании

основ патриотизма у детей среднего дошкольного возраста.

2.2. Программа саморазвития на 2014-2018 годы.

Цель: Развитие и совершенствование профессионального мастерства.

13

Задачи:

1.

Совершенствовать

психолого-педагогические

условия

для

достижения

качества

дошкольного

образования

с

учётом

компетентного

подхода

в

воспитательно - образовательном процессе.

2.

Повысить

профессиональный

уровень

в

умение

проектировать

и

организовывать взаимодействие с детьми и их родителями.

Планируемый результат:

Положительный

Отрицательный

1 .

п о л ож и т е л ь н а я

д и н а м и к а

квалификации

1.

отсутствие

положительного

динамика квалификации

2. рост уровня профессионализма:

- в проектировании взаимодействия

с родителями;

-

владение

новыми

современными

методами и приёмами;

-

д а л ь н е й ш е е

в н е д р е н и е

компет ент но сного

под ход а

в

обучение дошкольников.

2.

отсутствие

положит е льной

д и н а м и к и

у р о в н я

профессионализма:

-

н и з к и й

у р о в е н ь

у м е н и я

проектировать;

- не владею новыми современными

методами и приёмами;

-

к о м п е т е н т н ы й

п о д х о д

н е

реализован в полной мере.

Предполагаемый результат:

- самообразование, изучение и внедрение передового опыта;

- участие в творческих мероприятиях детского сада, района, города;

-проведение

мониторинга

развития

собственной

педагогиче ской

деятельности в области патриотизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

Хочется подчеркнуть значение комплексного подхода в ознакомлении с

народной культурой с целью формирования патриотизма.

Малые формы

детского фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.), сказки,

песни, народные танцы, ознакомление с росписями, детский фольклорный

театр – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнку

соприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Фольклор – это

жемчужины

народной

мудрости,

они

восприниматься

ребёнком

легко

и

естественно.

В

них

и

юмор,

и

грусть,

глубокая

любовь

к

человеку,

к

Отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему

народу, к своей стране. Они воспитывают уважение к народу и его устно-

поэтическому

творчеству,

эмоционально

окрашивают

разные

виды

творческой

деятельности

детей.

Народный

праздник

поможет

детям

научиться

творчески

самовыражаться,

свободно

общаться

со

своими

сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций.

А эмоциональный фактор, по мнению В.А Сухомлинского, «единственное

средство

развивать

ум

ребёнка,

обучить

его

и

сохранить

детство».

Творческое,

эмоционально

насыщенное

общение

с

детей

в

играх

со

взрослыми,

и

особенно

со

сверстниками,

имеет

огромное

влияние

на

формирование

навыков

самостоятельной

коммуникативной

деятельности,

социальной

ответственности,

способности

чувствовать,

понимать

себя

и

другого человека – всё это определяет процесс развития межличностных

отношений в ходу патриотического воспитания современного дошкольника.

Содружество родителей и воспитателей выступает основным фактором

сохранения

русской

культуры,

русского

мира,

при

этом

особенностью

данного содружества является одновременное и взаимосвязанное развитие

каждого

ребёнка

и

всего

детского

коллектива

в

целом,

родителей

и

воспитателей

как

единого

педагогического

сообщества.

Таким

образом,

анализ

моей

педагогической

деятельности

за

2014-2018

годы

доказывает

эффективность,

результативность

и

продуктивность

моей

педагогической

деятельности как воспитателя детского сада.

15

Положительным результатом своей деятельности считаю:

рост собственного профессионального мастерства;

разработка учебно – методического комплекта (конспекты занятий, бесед,

разработки сценарий народных развлечений, праздников, викторин, картотека

народных подвижных игр, разработка тематических и перспективных планов);

обогащение предметно – развивающей среды (оборудование фольклорных

уголков, оформление выставок);

экспертиза эффективности внедрение проекта (разработка диагностики по

патриотическому

воспитанию,

разработка

анкет

и

вопросников

для

родителей).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

16

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский

фольклор. – М.,1990г.

2. Весёлая ярмарка. Сценарий нетрадиционных праздников для школьного

возраста. – Смоленск, 1998г.

3. Картушина М.Ю. Сценарий оздоровительных досугов для детей 3-4 лет,

М., 2004г.

4.

Ковалёва

Г.А.

Воспитывая

маленького

гражданина…/Практическое

пособие для работников ДОУ, М., 2004г.

5.

Кондрыкинская

Л.А.

С

чего

начинается

Родина?

Опыт

работы

по

патриотическому воспитанию в ДОУ. М., 2004г.

6. Мой родной дом / программа нравственно-патриотического воспитания

дошкольников. М., 2004г.

7. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие / Сост. Шамина

Л.В. – М., 1992г.

8. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду., М.,

2003г.

9. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское

музыкальное творчество. – М., 1998г.

10. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор. – М., 1999г.

11.

Науменко

Г.М.

Народный

праздничный

календарь

в

песнях,

сказках,

играх, обрядах. Часть 1 зима, весна. Часть 2 лето, осень. М.,- 1999г.

12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник. М., 2000г.

13. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. –

Спб., 1998г.

14. Программа эстетического воспитания. / авторы Комарова Т.С., Антонова

А.В., Зацепина М.Б. – М., 2002г.

Приложение №1

17

Уважаемые родители!

Пожалуйста, примите участие в анкетировании.

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

1.

Что Вы понимаете под термином «Патриотическое воспитание»?

2.

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.

Как,

по

Вашему

мнению,

следует

сформулировать

цель

патриотического

воспитания детей дошкольного возраста?

4.

Как Вы считаете, кто несёт основную ответственность за патриотическое

воспитание детей – педагоги или родители?

5.

Как

Вы

считаете,

следует

ли

знакомить

детей

дошкольного

возраста

с

символикой государства, традициями, памятными датами?

6.

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с

родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7.

Посещаете ли Вы вместе с детьми музей и выставки нашего города?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №2

18

Уважаемые воспитатели!

Пожалуйста, примите участие в анкетировании.

Анкета для воспитателей.

«Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».

Вопрос

да

нет

1

Актуальна ли в наше время проблема патриотического

воспитания?

2

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании

применительно к детям дошкольного возраста?

3

Обладаете ли Вы личностными качествами, которые

могут

служить

положительным

примером

в

воспитании патриотизма у детей?

4

Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по

истории и географии России?

5

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6

Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором Вы

живёте?

7

П о з в о л я е т

л и

В а м

я с н о с т ь ,

о б р а з н о с т ь

и

выразительность

речи

донести

до

сознания

детей

информацию

по

проблеме

п ат р и о т и ч е с ко го

воспитания?

8

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по

данному

направлению

с

детьми

той

возрастной

группы, с которой работаете?

9

Владеете

ли

Вы

соответствующими

методиками

и

технологиями?

10

Правильно

ли

организована

в

групповой

комнате

предметно

развивающая

среда:

п од о б р а н

демонстрационный материал, дидактические игры по

патриотическому воспитанию?

11

Проводите ли Вы досуги и развлечения по теме?

12

Востребована

ли

тема

патриотического

воспитания

детей в работе с семьёй?

Спасибо за сотрудничество!

Приложение №3

19

Диагностическая карта детей по теме: «Патриотическое воспитание»

Ф.И. ребенка

1.

1. Родная страна:

2.

Название страны

3.

Название города

4.

Домашний адрес

5.

Название

достопримечательносте

й города

6.

Н а з в а н и е

у л и ц ,

площадей

2. Символика:

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России

3.

История

народной

культуры и традиций:

Народная игрушка

Народные праздники

4.Личностный

компонент:

О т н о ш е н и е

к

окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Ум е н и е

у п р а в л я т ь

с в о и м и

ч у в с т в а м и ,

договориться

Умение

анализировать

с в о и

п о с т у п к и

и

поступки других

Приложение № 4

План работы с педагогами

Этапы

Задачи

Содержание работы

1. Проектный

1.

Ознакомление

педагогов

с

1 Консультации:

20

т е о р е т и ч е с к и м и

и

м е т од и ч е с к и м и

о с н о в а м и ,

способами и приемами

гражданско

патриотического

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

2 .

С о з д а н и е

т в о р ч е с к о й

лаборатории

для

построения

модели воспитательной системы.

«Система

п ат р и о т и ч е с ко го

воспитания

в

ДОУ.

Обзор

программ

и

технологий»,

«Как

знакомить

дошкольников

с

историческим прошлым России.

Содержание

работы.

Методы

и

приемы».

2.Семинар – практикум:

«Теоритические основы

патриотического воспитания

детей»,

« Э т а п ы

ф о р м ы

и

м е т о д ы

патриотического

воспитания»

2. Практический

1

А п р о б и р о в а н и е

и

использование

разработанных

т ех н ол о г и й ,

приемов и методов обучения.

2.

Осуществление

опытно

педагогической деятельности

по моделированию и построению

воспитательной системы МБДОУ.

1. Посещение занятий

познавательного цикла

включающих в себя вопросы

патриотического

воспитания дошкольников.

2. Составление перспективных и

календарных

п л а н о в

п о

п р о б л е м е

патриотического воспитания.

3.

Разработка

и

проведение

р а з л и ч н ы х

м е р о п р и я т и й

с

д е т ь м и

п а т р и о т и ч е с ко й

н а п р а в л е н н о с т и

с

использованием фольклора

3. Обобщающий

1. Обобщение опыта работы по

моделированию и построению

воспитательной системы.

2. Продумывание перспектив и

путей

дальнейшего

развития

ДОУ.

1. Творческие отчеты педагогов о

проделанной проблеме.

2. Тематический контроль:

«Эффективность

воспитательно-

образовательной

работы

по

патриотическому

воспитанию

с

использованием фольклора»,

«Состояние

работы

в

ДОУ

по

нравственно-патриотическому

воспитанию дошкольников».

3. Обобщение опыта по проблеме

патриотического

воспитания

на

з а с е д а н и и

м е т о д и ч е с к о г о

объединения воспитателей.

Приложение № 5

План работы с родителями

Этапы

Задачи

Содержание работы

21

1. Проектный

Выявление знаний и

потребностей

родителей

для

реализации

задач

патриотического

воспитания

Анкетирование

Беседы

2. Практический

Повышение

педагогической

культуры

родителей,

решение проблем

воспитания и обучения

Родительское собрание

Участие в разработке

индивидуальных

семейных

детей

проектов

Совместные

экскурсии

с

д е т ь м и

Помощь в проведение и

активное

участие

в

праздниках

д о с у г а ,

других мероприятиях

3. Обобщающий

Мониторинг

проведенной в

МБДОУ работы

Анкетирование

«Удовлетворенность

родителей работой

МБДОУ»

Родительская

конференция

Приложение № 6

Перспективный план работы с детьми

по ознакомлению детей с Древней Русью

Тема

Работа по теме цикла

Цель цикла

22

цикла

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Рассказ с показом иллюстраций “Былины -

кладезь народной мудрости”.

Рассказ об эпохе Древней Руси с показом

репродукции картины Васнецова

“Богатыри”.

Чтение и беседа по былине “Илья

Муромец”.

Рассказ с использованием иллюстраций и

реальных предметов “Путешествие по

Русской избе”.

Дидактическая игра “Герои русских

Былин”.

Чтение загадок, пословиц, поговорок о

силе, смелости, храбрости русских

богатырей.

Разучивание русской народной

подвижной игры. “Петушиный бой”.

Разучивание русской народной

Подвижной игры “Слепой козёл”.

Дидактическая игра “Собери богатыря в

Дорогу”.

Рассказ с использованием иллюстраций,

изображающих различные постройки

Древней Руси: изба, терем, палаты.

Дать детям представления о

Былинном эпосе: его

происхождения, авторстве,

содержании. Вызвать интерес к

русскому народному творчеству.

Формировать представления о

постройках Древней Руси, о

предметах быта в русской избе.

Закрепить знания детей об

элементах костюма русского

богатыря. Закрепить в речи их

названия.

О богатить

словарь

д е т е й

словами: Древняя Русь, русичи,

былины, печь, самовар, ухват,

кочерга, коромысло, ведро.

Воспитывать устойчивый

интерес и уважение к истории и

культуре русского народа.

Ставр

Годинович

Чтение былины “ Ставр Годинович ”.

Словестная игра “ Похвали соседа”.

Беседа об эмоциях человека.

Подвижная игра “Здравствуй, дедушка

П родолж ать

ф о р м и р о в ат ь

представления

о

некоторых

аспектах жизни древних славян

на

основе

былины

“Ставр

Годинович”.

Используя

разные

Путешест

вие по

Древней

Руси.

Рассказ воспитателя об эпохе Древней Руси

с показом иллюстраций.

Чтение и беседа по былине “Садко”.

Слушание

отрывков

из

оперы

Римского-

Продолжать формировать

представления

о

некоторых

аспектах жизни Древних славян

на

основе

былины

“Садко”.

Помочь

понять

содержание

23

Приложение № 7

Праздник народных игр в старшей группе.

Задачи:

Знакомить с русскими и казахскими народными играми;

Формировать

устойчивое,

заинтересованное,

уважительное

отношение

к

культуре этих народов;

Создавать

эмоциональную

основу

для

развития

патриотических

чувств:

любви к Родине и преданности ей.

Оборудование:

национальные

костюмы

(русский,

казахский

для

детей

и

взрослых), лошадки – каталки (4 шт.), шапочки лошадок, ленточка, платочек,

русская народная песня « Валенки», казахская народная песня

«Анашим».

Ход праздника:

Воспитатели одеты в русский и казахский народные костюмы. Играет марш.

Детки входят в зал, садятся полукругом.

1-й ребёнок

Пожалуйста гости дорогие!

Давно мы вас ждём, поджидаем.

Праздник без вас не начинаем.

2-й ребёнок

У нас на каждого найдутся

И местечко и словечко!

3-й ребёнок

Сегодня будут игры, танцы , смех.

Радости хватит на всех.

24

Ведущий. Мы живём в городе, где есть люди разных национальностей. У

каждого народа свои традиции, обычаи и народные игры. Мы вас хотим

познакомить с народными играми русского и казахского народов.

4-й ребёнок

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Хоровод заведём,

Песню звонкую споем.

Ведущий. Сейчас в записи прозвучит казахская народная песня «Анашим»

Тысячи игр на празднике нашем.

Играем, шутим, поем и пляшем!

В играх рот не разевай -

Смелость, ловкость проявляй!

Сейчас я приглашаю ребят поиграть в казахскую народную игру «Кыз куу»,

что означает «Догони девушку».

Казахская народная игра «Кыз куу»

Правила: Соревнование начинается только по сигналу. Побеждает девочка,

если

не

потеряет

платок,

побеждает

мальчик

,

если

выхватит

платок

у

девочки. В игре участвуют девочка – наездница и мальчик – наездник.

Девочка – наездница берёт в руки платок и старается, не потеряв его ,

доскакать до финиша ( на каталке лошадке). Мальчик наездник старается до

финиша забрать у девочки платок, догоняя её на лошадке-каталке.

Ведущий.

Говорят, что для души

Все подарки хороши

Хочу косточки размять –

Не пора ли поплясать?

Начинаем плясовую,

Круговую, озорную!

25

Сейчас для вас девочки станцуют русский народный танец «Калинка».

Исполняется русский народный танец «Калинка».

У русского народа есть много праздников и один из любимых – «Масленица».

Так вот на этом празднике всегда играют в народную игру «Заря-Зарница».

Будем праздник продолжать.

В «Зарю-заряницу» играть.

Русская народная игра «Заря-заряница»

Правила: бегущие не должны пересекать круг. Играют не поворачиваются,

пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Дети встают в круг,

руки держат за спиной, один из играющих назначается зарей – заряницей, он

ходит с внешней стороны круга с лентой и говорит:

Заря – заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца витые. За водой пошли!

С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из

играющих, который, заметив это, быстро берёт её , и оба бегут в разные

стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей-заряницей.

Игра повторяется.

Ведущий.

А теперь шире круг,

Смелей размах!

Танцы начинай!

Казахский народный танец «Камажай»

А теперь вы не зевайте, мою загадку отгадайте.

Он и стройный, и красивый,

У него густая грива,

Он копытами цок-цок!

Покатай меня, дружок! (лошадь)

26

Сейчас давайте поиграем в казахскую народную игру «Байга», что означает

«конное состязание».

«Весёлая ярмарка».

Цель:

Продолжать

приобщать

детей

к

исконно

русскому

промыслу

изготовлению глиняных игрушек. Воспитывать интерес к быту и обычаям

России. Развивать

умение сопоставлять выразительные средства разных

видов искусств при создании единого художественного образа.

Методические рекомендации

Занятие проводится всей группой с приглашением гостей.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы попробуем разыграть весёлую ярмарку с танцами,

плясками, весельем, шутками-прибаутками. Как раньше было на Руси.

Хотите?

Дети. Да!

Воспитатель: Тогда в добрый час!

Звучит

веселая,

задорная

русская

народная

музыка.

В

зале

гости

(дети

младших, средних и старших групп и родители). Под звуки музыки входит

ведущий праздника. (воспитатель)

Ведущий.

Солнце ярко встаёт,

Спешит на ярмарку народ!

Входят

дети

в

русских

народных

костюмах(скоморохи,

коробейники,

зазывалы , русские матрёшки и. т. д)

Ведущий. А на ярмарке товары.

1-й скоморох. Продаются самовары.

2-й скоморох. Продаются вилы , санки.

3-й скоморох. И конфеты и баранки.

Коробейник

Покупают люди сушку,

27

А на дивную игрушку

Смотрят долго , не дыша,

До чего же хороша!

1-й зазывало Налетайте! Налетайте!

2-й зазывало Покупайте! Покупайте!

1-й зазывало

Покупайте-ка игрушки:

Барыни и зверюшки!

2-й зазывало

Посмотрите: как живой,

Конь красивый, удалой!

Зазывалы и скоморохи вместе:

Мы ребята удалые,

Мы ребята озорные.

Всех на ярмарку зовём,

Мы игрушки продаем!

Ведущий А какая ярмарка без веселья?

1-й зазывало

Эй, мастеровой народ,

Становитесь в хоровод!

2-й зазывало

Пора праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Дети встают парами и танцуют русский народный танец «Кадриль».

1-й зазывало

А что это тут

За чудесный сундук?

2-й зазывало

Эй, народ , подбегай!

Кто, что хочет - покупай!

28

Коробейник

Сундук тот не простой:

В нем товар расписной.

Здесь спрятались игрушки.

Весёлые зверушки.

Ведущий

Вынимаем на показ

И ведём про них рассказ.

Скоморохи и коробейники вынимают из сундука дымковские игрушки, а

дети говорят потешки про каждую появившуюся игрушку (коня, индюка,

барана и т. д.)

Ой, люли, Ой, люли,

Кони на лужок пошли

Кони удалые,

Гордые, лихие.

Индя, индя, индючок,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, белый, золотой.

Барашек – свисток,

Лев рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок!

Эта девица краса,

Тугая черная коса

Щеки алые горят –

Замечательный наряд.

Козоньки рогатые,

Козоньки бодатые,

Ждём вас на дорожке,

29

Разомните ножки.

Ведущий

Вы скажите, нам, откуда

Появилось, это чудо?

Дети хором Из Дымково.

1-й ребёнок

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

2-й ребёнок

Вечера зимою длинные,

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, кисточки, полоски.

3-й ребёнок

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор

1-й зазывало

Приглашаем вас в гости к дымковским мастерам.

2-й зазывало

Правда они ещё только учатся.

Ведущий На

ярмарке

не

только

веселье,

но

и

уменье.

Ну-ка,

мастера

покажите свою работу.

Дети рассаживаются за столы, заранее приготовленные к работе. Одни лепят

игрушки

из

глины,

а

другие

расписывают

уже

готовые

поделки.

По

окончанию

работы

дети

дарят

свои

изделия

малышам,

которых

уже

пригласили на ярмарку, а так же папам, мамам, бабушкам и дедушкам.

1-й зазывало

Приходите снова к нам,

30

Рады мы всегда гостям.

2-й зазывало

Пришло время расставаться,

До свидания, до свидания!

31