"Мировой океан"

Автор: Подгорная Елена Анатольевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Новомирская ООШ"
Населённый пункт: п.Новый Мир
Наименование материала: Сценарий урока
Тема: "Мировой океан"
Дата публикации: 20.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сведения об авторе Фамилия, имя, отчество (полностью) Подгорная Елена Анатольевна Район Вадский Место работы МБОУ «Новомирская ООШ» Должность Учитель географии Общая информация Образовательная область, учебный предмет Общественно-научные предметы, география Класс 6 Авторская программа к учебникам (ли- нии учебников или УМК) (если есть) Николина В. В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. — 2-е изд., дополн. — М. : Просвещение, 2013. — 112 с. — ISBN 978- 5 -09 -026900 -1. Тема учебного занятия Мировой океан Тема урока или другой формы органи- зации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практи- кум, игра и т.п. Тип урока по дидактическим целям: комбинированный Тип урока по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной де- ятельности: урок-открытие Место урока или другой формы органи- зации учебной деятельности в структу- ре учебного занятия Второй урок из десяти Цель занятия Способствовать развитию картографической грамотности как элемента информационной компе- тенции. Учебная задача Помочь учащимся овладеть теоретическими знаниями по теме Мировой океан, вовлечь в практи- ческую деятельность - описание океана с использованием физической карты мира. Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты Цель Уровень Базовый (обучающийся научится) Повышенный («обучающийся получит воз- можность научиться») Цель – предмет (предметный результат) Ученики овладеют теоретическими знаниями по теме Мировой океан как основная часть гидро- сферы, познакомятся с составными частями Мирового океана через исследование физической карты мира; Обучающиеся получат возможность научиться находить черты сходства и различия океанов Земли
Цель – способ (метапредметный ре- зультат) Обучающиеся откроют для себя новый способ работы с физической картой: характеристика вод- ного пространства, а не суши. Обучающиеся получат возможность восполь- зоваться новым способом работы с физиче- ской картой. Цель – ценность (личностный ре- зультат) Обучающиеся раскроют идею единства и це- лостности Мирового океана, покажут значение Мирового океана для человека. Обучающиеся получат возможность для фор- мирования умений давать оценку океана с разных позиций человеческой жизнедеятель- ности. Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, по- нятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргу- ментировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, мо- делировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. - имеют опыт работы с физической картой. - знают процесс «Мировой круговорот воды в природе» - Могут определять на карте местоположение объектов, направления, расстояния и координаты. - могут сравнивать участки суши по высоте, сопоставлять объекты по площади - могут планировать свою деятельность, строить описание объекта литосферы по физической кар- те на основе её легенды. - могут проводить самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности. Формы оценки планируемых результа- тов Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат Кластер «Части Мирового океана», кластер «Виды мо- рей» Рассказ по физической карте «Что нам расскажет об океане физиче- ская карта» или «Что мы сможем рассказать об океане с помощью физической карты» Узнают о загадках, которые таит в себе Мировой океан и благодаря этому составят рассказ. Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия Учебно – информационное обеспечение Основная литература Дополнительная литература Интернет - ресурсы
География. 5-6классы : учеб. для общеобразоват. организа- ций / [А.И.Алексеев., В.В.Ни- колина, Е.К. Липкина и др.]. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2015. – 191 с. : ил., карт. – (По- лярная звезда) 1)Никитина Н.А. Задания школь- ных олимпиад по географии. 6-10 классы. – М.: ВАКО, 2015. – 128с. – (Мастерская учителя географии). 2)Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требо- ваний ФГОС. 1-11 классы. М.: ВАКО, 2015. – 112с. – (Современ- ная школа: управление и воспита- ние). 3) Михайлов И.Е. Литературная география в школе: дидактический материал для учителей географии. 6-10 классы. – М.: ВАКО, 2014. – 128. – (Мастерская учителя геогра- фии). Техническое обеспечение Мультимедийный проектор, Физическая карта мира; карточки с олимпиадным заданием; Иллю- страции: Магелланов пролив, Большой Барьерный риф; учебник;

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или

другой

формы

УВП

Подэтап урока или

другой формы

УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся
(примерные версии ответов)
1.

Мотивацион-

но ориентиро

-

вочный
1.1. Вхождение в контакт Приветствие учеников, проверка готовности к уроку: Добрый день, я рада, что мы снова вме- сте будем открывать для себя географические знания. Проверим, всё ли у нас для этого есть: учебник, тетрадь, физическая карта – атлас. Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
1.2. Актуализация субъ- ектного опыта обучаю- щихся Проверка изученного на предыдущем уроке: 1) Приём «Незаконченная схема» - на слайде дана схема, в которой недостаёт элементов 2) Работа со схемой: О каком процессе идёт речь?
Приём «Загадка»
Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река Вода полноводно бежит на просторе, Пока, наконец , не вливается в море. Моря наполняют запас океана, Сгущается влага над ним , как сметана. Она поднимается выше , пока Не превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Снега превращаются весной в ручейки, Ручьи побегут до ближайшей реки. Все это и зовут в народе…..
(Круговоротом воды в природе)
Ученики вписывают (на интерактивной дос- ке) недостающие слова (гидросфера, Миро- вой океан) 2) Ученики дают ответ и презентуют работы, которые выполнили дома «Путешествие капельки из реки Пьяна» (это м.б.рисунок, сказка, схема и т.д.) ? Воды суши ? Воды атмосферы
1.3. Создание проблем- ной ситуации Если на глобус Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть! Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться Вода?... Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Почему Зем- ля голубая? Какую часть гидросферы он уви- дел из космоса?
Приём «Загадка»
Шириною широк, глубиною глубок День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что невкусна – И горька и солона…. - Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Ученики дают ответ, что воды больше, чем суши. Ю.А.Гагарин увидел из космоса Мировой океан. Ученики могут дать ответ Мировой океан, а могут ответить, что это океан или море. Учи- тель сориентируется по ситуации, скажет, что океан (или море) – это часть единого Мирово- го океана. - Мировой океан.
2. Операционно

– исполнитель -

ский
2.1. Целеполагание и планирование
Приём «Эпиграф»
«Встречаясь с морем, Вы совершите уди- вительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше вооб- ражение. Вы не устанете изумляться уви- денному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Жюль Верн -Ребята, что нового мы сегодня для себя откроем? - Сегодня мы говорим об океане как самой большой части гидросферы, познакомимся с частями океана, научимся находить их на кар- те, с помощью карты раскрывать некоторые тайны океана, полезные и интересные челове- ку. Ответы-предположения учеников, из которых учитель сформулирует план урока как алго- ритм деятельности.
2.2. Поиск способа реше- ния проблемной ситуа- ции Название
«океан»
происходит от имени мифи- ческой реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось. - Ребята, в чём была ошибка вавилонян и егип- тян? - В чём они были правы? - Кто доказал, что океан един? - Давайте найдём и покажем на карте Мировой океан! - А что Вы мне можете показать, может быть нашли что-то похожее? - Земля – не плоский диск - Океан, хоть и не река, но он един. - Фернан Магеллан. - Ученики ищут и приходят к выводу, что не могут его показать, т.к. на карте нет обозначе- ния Мировой океан. - Ученики начинают называть и показывать все океаны. 2.3. Выбор верного вари- анта решения, фиксация найденного способа - Вы все оказались правы, т.к. Мировой океан – это четыре океана, четыре его крупные части. Давайте их назовём и покажем. - Ребята, а теперь попробуйте, глядя на карту, назвать океаны по мере уменьшения их площа- ди (от самого большого к самому маленькому) - Проверка предположений по учебнику – с.97. - Видео (часть; только о площади океанов) - Работа с картой. - Ученики называют (учитель поправляет на- водящими вопросами, если прозвучал оши- бочный ответ) - на полях учебника читают информацию о площади океанов. - просмотр видео
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий
Приём «Корзина идей»
- А сейчас давайте попробуем, используя карту, предположить, какой океан самый глубокий, а какой – самый мелкий. Учитель задаёт алгоритм: если предлагаешь ва- риант, подкрепи его примером на карте.
Вопрос повышенного уровня* (подведение к

самостоятельной практической деятельно-

сти)
- Ребята, а что ещё нам может рассказать об океане физическая карта, если мы внимательно посмотрим на карту и её легенду? (Учитель подводит учеников к тому, что можно предпо- ложить, насколько холодная вода в океане по границе плавучих льдов и по широтам, в кото- рых расположен океан)
Приём «Загадка»
Обманывать не стану: Я меньше океана, Но я большое, всё же, На океан похоже. Могу спокойным быть, Могу и заштормить. Есть у меня всегда Солёная вода. Видео о море как части океана (до конца) - ученики предлагают свои варианты и обяза- тельно предлагают доказательства с опорой на карту. Все вместе они приходят к тому, что это определить не сложно, т.к. на физической карте с помощью способа качественного фона мы можем увидеть самые тёмные – самые глубокие места, и более светлые – менее глу- бокие места. С помощью легенды карты (шкала глубин) мы можем назвать глубину. Также обращается внимание и на отметки глубин, читаются самые глубокие места. Таким образом, ученики приходят к выводу, что самый глубокий океан – Тихий, а самый мелкий – Северный Ледовитый. Варианты ответов учеников с обязательными доказательствами своих предположений. При- ходят к выводу, что Северный Ледовитый океан самый холодный. Подкрепляют свою точку зрения чтением отрывка о СЛО на с.97 учебника. - Ответы ребят – море. Просмотр видео

3. Рефлексивно

– оценочный
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий Работа в группах (4 группы, каждая группа по- лучает один океан. Чтобы ученикам было ин- тереснее, а м.б. менее обидно, лучше сделать карточки, чтобы ученики не получили от учи- теля океан, а выбрали его сами) Задание: «Что нам расскажет об океане физи- ческая карта» или «Что мы сможем рассказать об океане с помощью физической карты» Продукт: рассказ об океане. Можно расширить диапазон: рассказ, сказка, рисунок, перечень и т.д. 3.2. Ситуация оценки об- разовательных результа- тов Анализ работ. Ученики должны в рассказе ответить на вопро- сы: - что знаю - как понял - зачем узнал - где мне пригодится Если они отражены – значит ученик овладел знаниями по теме «Мировой океан»
Задание «Расшифруй рисунок»
(на слайде окраина океана, где схематически показано море, залив, пролив под номерами, нужно подписать каждый номер соответствую- щей частью океана) Ученики представляют свои работы Выполняют всем классом, если на это задание осталось время.

Домашнее задание:
Первый уровень: §29, вопросы 1-3 (устно), 4 (письменно), 5 – контурная карта. Второй уровень (на выбор): 1) Олимпиадное задание: Что соединяют и что разделяют проливы Пролив Что соединя- ет Что разделя- ет Ла-Манш Гудзонов Дрейка Лаперуза 2) Проект «Цветные моря» 1 уровень – для всех учеников 2 уровень – по желанию на отдельную отмет- ку